Большую теологическую научно-образовательную конференцию «Чтения имени Галимджана Баруди» провело на минувшей неделе в Московской соборной мечети ДУМ РФ. «В нашей стране на конституционном уровне принимаются законы, которые на законодательном уровне закрепляют ценности семьи и традиционных полов. Мы, как российские мусульмане, всецело поддерживаем усилия главы нашего государства», — заявил первый заместитель председателя духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов на пленарном заседании форума. О том, что за главные вопросы волнуют сегодня современный исламский мир и как нормы шариата влияют на текущее светское законодательство, — в материале «БИЗНЕС Online».
Феномен фетв в исламе был в центре внимания участников пленарного заседания теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди», которое прошло в минувший уик-энд в Московской соборной мечети
«Вынесение фетв — очень важная часть нашей жизни»
Феномен фетв в исламе был в центре внимания участников пленарного заседания теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди», которое прошло в минувший уик-энд в Московской соборной мечети. Главным организатором мероприятия выступило духовное управление мусульман РФ, однако форум недосчитался главы ДУМ РФ Равиля Гайнутдина, который должен был здесь выступить с приветственным словом.
«К сожалению, муфтий хазрат Равиль Гайнутдин по состоянию физического здоровья на данный момент не смог принять участия в нашей конференции, но надеемся, что к пятничной молитве он почтит нас своим визитом и поприветствует наших гостей», — отметил первый заместитель председателя духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, ставший модератором пленарки.
Первое пленарное заседание дня было посвящено методологии принятия фетв в России. Напомним, так в исламе называют решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, которое основывается на принципах ислама и прецедентах мусульманской юридической практики.
Мухаммад Хассан Ибрахим Авад: «Каждый человек нуждается в хлебе и воде — и мусульмане, и христиане. Также мусульмане нуждаются в правильной фетве, она должна соответствовать тем заветам, которых придерживаются наши ведущие богословы»
В свою очередь, иностранные гости получили возможность рассказать о зарубежном опыте. «Каждый человек нуждается в хлебе и воде — и мусульмане, и христиане. Также мусульмане нуждаются в правильной фетве, она должна соответствовать тем заветам, которых придерживаются наши ведущие богословы», — сообщил декан шариатского факультета университета из Дамаска Мухаммад Хассан Ибрахим Авад, ему первому дали слово. Он заметил, что фетва — дверь, которая открывает всю красоту ислама. «Она возвышает, приближает нас к Господу. Путем нашей науки мы можем объяснить всем то, чего бы желал Аллах», — добавил профессор из столицы Сирии.
Член главного управления по фетвам Иордании Марзук аш-Шарафат отметил, что сегодня как никогда важно бороться с экстремистскими взглядами, поскольку только это позволит обеспечить безопасность народов
Следом за ним член главного управления по фетвам Иордании Марзук аш-Шарафат отметил, что сегодня как никогда важно бороться с экстремистскими взглядами, поскольку только это позволит обеспечить безопасность народов. «Естественно, каждое общество и каждый мусульманин ощущает те вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Это все возлагает на нас обязанность приложить максимум усилий для того, чтобы обеспечить правильное понимание этих принципов, особенно в условиях нынешнего прогноза», — высказался он. Гость из Иордании акцентировал внимание на важности принципов веры и распространения свободы в массах. В частности, необходимо выявлять достоверную информацию и изучать фетвы. «Мы, естественно, понимаем, что все СМИ, социальные сети, лекции и другие мероприятия должны служить обеспечению идеологической безопасности. В этом должно принимать участие и гражданское общество», — считает аш-Шарафат.
Хусейн Гази ас-Самарраи: «Вынесение фетв — очень важная часть нашей жизни. Муфтий — человек, который проводит идеи пророков. Это человек, который несет людям идеи умеренности, глубокой веры. Это сбалансированность проявляется во всех сферах жизни. Эта срединность — та крепость, которая бережет всех нас»
«Вынесение фетв — очень важная часть нашей жизни. Муфтий — человек, который проводит идеи пророков. Это человек, который несет людям идеи умеренности, глубокой веры. Это сбалансированность проявляется во всех сферах жизни. Эта срединность — та крепость, которая бережет всех нас», — убежден член высшего комитета Иракской академии фикха Хусейн Гази ас-Самарраи. По его словам, важно стремиться к новому, преодолевать взгляды тех, кто придерживается устаревших стереотипов. «Наши муфтии должны исходить из разумного баланса и преодолевать те застывшие представления, которыми руководствуются некоторые имамы, пытаясь оправдать те или иные поступки», — сказал представитель Ирака, а затем обратился к российской стороне и поблагодарил за сотрудничество. «Вчера во время пленума нашего духовного управления председатель совета улемов шейх Шамиль Аляутдин рассказал всем, на каком высоком организационном научном уровне принимали делегацию российских улемов в Багдаде, — заметил в ответ Мухетдинов. — Нам это было приятно слышать, потому что многие десятилетия Ирак, Багдад, находясь под оккупацией, в сводках новостей ассоциировались с взрывами, террористическими актами. Сегодня мы говорим о возвращении к мирной жизни, о восстановлении тысячелетних связей российских мусульман с Ираком».
Профессор ВШЭ, известный российский правовед и исламовед Леонид Сюкияйнен, пожалуй, ближе других ораторов подошел к теме вынесения конкретных фетв в современную эпоху и заметил, что шариат сегодня во многом помогает формированию и светского законодательства в мусульманских странах
«Фетвы совершенствуют современное законодательство»
Профессор ВШЭ, известный российский правовед и исламовед Леонид Сюкияйнен, пожалуй, ближе других ораторов подошел к теме вынесения конкретных фетв в современную эпоху и заметил, что шариат сегодня во многом помогает формированию и светского законодательства в мусульманских странах. По его словам, законодательные органы многих мировых держав сегодня обращаются к фетвам для решения различных чувствительных проблем.
К примеру, так в Кувейте пришли к законодательному признанию избирательных прав женщин. Кувейт, напомнил Сюкияйнен, был последней арабской страной, где проводились всеобщие выборы, но женщины не имели избирательных прав. Как уточнил представитель ВШЭ, законодательство Кувейта долго время опиралось на фетву, вынесенную в 1952 году Египетским домом фетв («Дар аль-Ифта» — одна из наиболее авторитетных религиозных организаций в мире, издавшая более 1 тыс. предписаний и разъяснений для мусульман с целью противодействия радикальным учениям ислама). В ней однозначно заявлялось — женщина не может иметь избирательных прав.
«А в 2005 году в Кувейте вышла фетва, в которой было сказано, что есть три взгляда на права женщин: первое — женщина не может иметь никаких избирательных прав, вторая — без всяких ограничений она обладает избирательными правами, третья — она может иметь активное избирательное право голосовать, но не может иметь пассивного избирательного права — быть избранной, — продолжил Сюкияйнен. — Поскольку это вопрос спорный, он должен быть решен законодателем. И в мае 2005 года был принят закон, предоставивший избирательные права женщинам в Кувейте. Получается интересная вещь: законодатель с одной стороны ориентируется на фетвы, с другой сами фетвы совершенствуют современное законодательство». При этом сама фетва не является формально обязательной. В отличие от буквы закона, она становится таковой, только попадая в законодательство.
Мухетдинов на это заметил, что не стоит забывать — в ряде религиозных традиций возникал вопрос серьезнее избирательного права. Дискуссионным, к примеру, был вопрос: есть ли у женщины душа и является ли она человеком? Женская часть зала на это утверждение отреагировала доброжелательным смешком.
Наконец, к трибуне вышел и председатель совета улемов ДУМ РФ, имам-хатыб Московской мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов. Он поделился некоторыми мыслями о фетворчестве в России. Он отметил, что в процессе такой работы чаще рассматриваются актуальные общественные темы и крайне мало внимания уделяется религиозной практике. «Темы, рассматриваемые советов улемов духовного управления мусульман Российской Федерации с последующим вынесением фетвы, касаются семейных и финансовых отношений, — пояснил он. — Мы, совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации, берем широко все авторитетные и обоснованные мнения ученых прошлого и настоящего».
Наконец, к трибуне вышел и председатель совета улемов ДУМ РФ, имам-хатыб Московской мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов. Он поделился некоторыми мыслями о фетворчестве в России
«Российские мусульмане являются историческим мостом между славянским христианским миром и арабо-мусульманским»
В ходе дискуссии собравшимся представили книгу Мухетдинова «Теология обновления. Исламский неомодернизм и проблема традиции». «После распада СССР при поддержке исламских меценатов, активности наших шейхов в крупных городах, республиках были открыты исламские учебные заведения, — напомнил сам Дамир хазрат. — И уже теология в государстве, где 70 лет царила идеология государственного атеизма, безбожия, сейчас преподается на факультетах и по ней защищаются докторские диссертации. Я считаю, что это значимый результат». В качестве обобщения 30-летнего опыта развития исламского образования в России и был подготовлен и сборник его докладов. В этом издании в том числе отмечены трудности, с которыми имамам пришлось столкнуться в 90-е, когда в России фактически невозможно было найти Коран на арабском и русском языках. «Вы сегодня увидите, что десятки тысяч людей не помещаются в мечети, а во время праздника их сотни тысяч. Это огромные фундаментальные преобразования в бывшем атеистическом обществе», — высказался Мухетдинов.
«Когда во всем мире, особенно на Западе, происходит оголтелая атака на исламские ценности, на ценности семьи, брака, пророка Мухаммеда, как никогда слышен голос президента России. Он выступает защитником Корана и пророка Мухаммеда, — также заметил в ходе пленарной дискуссии Дамир хазрат, правая рука шейха Гайнутдина. — В нашей стране на конституционном уровне принимаются законы, которые закрепляют ценности семьи и традиционных полов. Мы, как российские мусульмане, всецело поддерживаем усилия главы нашего государства, нашего гражданского общества по сохранению облика и душевного состояния людей в нашем Отечестве».
Дамир Мухетдинов: «Вы сегодня увидите, что десятки тысяч людей не помещаются в мечети, а во время праздника их сотни тысяч. Это огромные фундаментальные преобразования в бывшем атеистическом обществе»
Чуть позже в разговоре с «БИЗНЕС Online» Мухетдинов рассказал о том, какие главные вызовы стоят сегодня перед исламом в России. «Отчасти тон глобального мира задают страны Западной Европы. То, как они воспринимают современный мир и пытаются задать некие лекала современного общества, несет оттенки опасности как для России, так и для глобального мира», — подчеркнул Дамир хазрат. Потому сближение исламских стран с Россией неслучайно. «Многие страны исламского мира не нуждаются в финансах и инвестициях, они получали технологии от Запада. Но, услышав и увидев, как российское политическое руководство поддерживает то, что для человека, воспитанного в мусульманской традиции, имеет первостепенное значение: ценности семьи, брака, гендерные различия, защита религиозных символов — это то, что понятно двухмиллиардной арабской мусульманской улице», — заключил по данной теме первый заместитель председателя ДУМ РФ.
Процессы, которые сегодня имеют место на Западе, естественным образом отторгают от него исламский мир. В этих условиях Россия стремится сблизиться с последним. «Мы с исламским миром стали больше взаимодействовать. Отсюда вопросы исламского банкинга, развития индустрии халяль, которые еще 10–15 лет назад отсутствовали в повестке россиянина, когда и мусульмане с трудом представляли, что это такое», — продолжил Мухетдинов. Развивая тему, он напомнил о том, что руководство Центробанка тоже когда-то даже не хотело слушать об исламском банкинге, считая подобное средневековьем и введением шариатских норм.
«Мы обращали внимание, что Лондон, Париж или Нью-Йорк нисколечко не гнушаются использовать все эти современные методологии для внедрения в сознание своих граждан, — высказался собеседник нашей газеты. — Здесь очень серьезные вызовы для меняющегося мира и большие перспективы, возможности для россиян и России, чтобы закрепиться на Ближнем Востоке. Российские мусульмане являются историческим мостом между славянским христианским миром и арабо-мусульманским».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.