«В нашем флоте порядка 20 производителей, у каждого своя уникальная система управления, свой протокол», — сетовал на отсутствие согласованности между производителями беспилотников глава «Беспилотных авиационных систем» на форуме Kazan Digital Week. Компания призвана быть локомотивом отечественного рынка беспилотной авиации в том числе и в РТ — заключено соглашение с Университетом Иннополис и ОЭЗ, чтобы продвигать татарстанские разработки. Но есть ли в этом смысл, пока разработчикам не хватает основных компонентов для устройств? О том, как Иннополис будет использовать ЭПР и каких решений от производителей ждут операторы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Иннополис в ожидании запуска экспериментального правового режима по беспилотникам
Зачем Иннополису экспериментальный правовой режим по беспилотникам?
Иннополис в ожидании запуска экспериментального правового режима по беспилотникам. Разговоры об этом идут еще с конца прошлого года, и, кажется, наконец согласование вышло на финишную прямую. «У нас сейчас на выходе подписание постановления о том, чтобы присвоить нам экспериментальный правовой статус для тестирования беспилотных летательных аппаратов в условиях городской застройки», — сообщил мэр города Руслан Шагалеев.
Где дроны собираются применять? Мэр Иннополиса выделил три основных блока:
- наблюдение (дорожное наблюдение, картография, инспекция строительства объектов);
- логистика (доставка грузов);
- безопасность (контроль в местах массового скопления людей, координация экстренных служб).
Вообще, летающие беспилотники в Иннополисе используют с 2021 года. Например, при их помощи создаются 3D-модели Иннополиса, которые используются в городском планировании, проводятся поисковые работы, рисуются карты. Когда ЭПР начнет действовать, поднимать дроны в небе над Иннополисом станет легче. Сейчас, как указывает источник «БИЗНЕС Online», на согласование полета уходит до пяти дней. Беспилотники с взлетной массой до 30 кг смогут применять для выполнения самых разных работ и перевозки грузов.
Интересно, что вместе со стартом Kazan Digital Week в Татарстане и еще 11 регионах страны начал действовать ЭПР по использованию беспилотников в сельском хозяйстве. Но как безопасно внедрить беспилотники в городскую среду? Даже у некоторых слушателей в зале возник вопрос: будут ли для беспилотников отдельные маршруты полетов и как избежать, например, падения дронов на головы жителей? Шагалеев успокоил публику — потоки пешеходов и транспортные коридоры для дронов будут разделены.
За городскими властями — стандартизация, автоматизация получения разрешений, введение ЭПР, а также информирование жителей, исследования и опросы. «По опыту внедрения беспилотных такси в городе необходимо правильно строить коммуникацию с жителями, для того чтобы новые непонятные летающие аппараты над головой воспринимались должным образом, применялись повседневно и не были чем-то экзотическим и пугающим», — отметил мэр. От производителей в Иннополисе ждут надежной технологической базы, от системы дронопортов и цифровой платформы для организации полетов до производства качественных летательных аппаратов.
«Смотрим, где у нас ограничения, пытаемся помочь производителям и фактически считаем, что таким образом наш город создает для себя конкурентное преимущество по сравнению с другими областями, где также пытаются внедрить и тестировать беспилотные летальные аппараты», — отметил мэр.
Руслан Шагалеев: «Пытаемся помочь производителям и фактически считаем, что таким образом наш город создает для себя конкурентное преимущество по сравнению с другими областями, где также пытаются внедрить и тестировать беспилотные летальные аппараты»
Разработки Татарстана продвинет оператор беспилотников с госучастием
Перед сессией по беспилотникам на полях форума Университет Иннополис, ОЭЗ и компания «Беспилотные авиационные системы» подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о партнерстве по вопросам интеграции беспилотных авиационных систем в национальное воздушное пространство, проектов и программ цифровой трансформации сферы транспорта и логистики, а также развития инновационного потенциала транспортной отрасли России в целом.
ООО «БАС» создано Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) совместно с фондом национальной технологической инициативы в 2022 году. По сути, БАС — это первый и единственный оператор беспилотников с госучастием, который протестирует и отберет беспилотные решения и интегрирует их в пилотируемое пространство. «Видим себя в роли локомотива, который поможет рынку преодолеть технологические проблемы. Планируем работать на всей территории Российской Федерации, предлагаем регионам разнообразные формы сотрудничества», — отметил на сессии генеральный директор БАС Алексей Варятченко.
В этом году компания наберет флот в 200 единиц — беспилотники всех типов и размеров. Например, «Беспилотным авиационным системам» уже приглянулся мониторинговый аппарат вертикальной посадки, созданный в Татарстане. Есть вероятность, что в рамках сотрудничества с ОЭЗ и университетом в Иннополисе БАС откроет собственное представительство в РТ, сообщил корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Варятченко.
«Мы эксплуатант и хотим как можно больше услуг оказать в Татарстане. Если мы откроем местное представительство или филиал, то наберем весь персонал местный. У Иннополиса большое количество разработок, которые интересны, и мы можем помочь довести эти разработки до промышленной реализации. Не 3–5, как сейчас сделано, а 200–300. Для этого нужно провести масштабные испытания, написать экономические модели, придумать сценарии — это все хорошо мы умеем делать. Научный и производственный потенциал Иннополиса и наш коммерческий экспертный помогут проверить то, что сейчас кажется нам перспективным, и вывести это на совершенно другой уровень», — рассказал гендиректор БАС.
Компания, как подведомственная структура ГТЛК, будет рекомендовать перспективные устройства другим регионам — в лизинг и для продажи. «Мы являемся мостиком в рынок для производителей», — добавил Варятченко.
«Нужна система учета беспилотных летательных аппаратов. Если флот маленький, то там достаточно просто, а если это территориально распределенный флот по всей стране, это становится критичным»
«Если разбирать каждую подсистему на отдельные компоненты, то проблем хватит на несколько нацпроектов на десятилетия»
По мнению Варятченко, уровень цифровизации для эксплуатантов сейчас критично важен во всех основных областях: в организации полетов, обработке результатов и самом производстве дронов. «Эксплуатантам необходима система, с помощью которой они планируют полет и дальше контролируют то, что же с их флотом происходит. Нужна система учета беспилотных летательных аппаратов. Если флот маленький, то там достаточно просто, а если это территориально распределенный флот по всей стране, это становится критичным. Необходима система управления самим флотом, даже в мире стандарт отраслевой отсутствует», — отметил он.
Одна из проблем, которую озвучил глава БАС, — это создание цифровой платформы для комфортного и легального использования воздушного пространства. Впрочем, на сессии представили сразу две цифровые платформы для организации полетов — Flydrone и «Небосвод». «Мы все-таки ждем немножко большего от этих сервисов. В частности, нужно интегрировать все беспилотники, которые находятся в этой системе, данные от них должны поступать онлайн. Оператор и диспетчер должны видеть гораздо больше информации, чем сейчас», — заявил Варятченко.
Обработка данных, собранных беспилотниками, тоже пока ведется медленнее, чем хотелось бы. В идеальном будущем на дронах, помимо камеры, будет установлено устройство аналитики, которое сразу станет обрабатывать информацию. «Мы очень ждем промышленного решения по мониторингу и поиску изменений, обнаружению каких-то объектов и их возможному учету», — отметил глава БАС.
Но самая главная проблема — несовместимость оборудования разных производителей. «В нашем флоте порядка 20 производителей, у каждого своя уникальная система управления, свой протокол. И по комплектующим, чтобы содержать такой флот, мы должны с каждым производителем заключать сервисный контракт на поставку запчастей, и это, конечно, огромные затраты», — отметил Варятченко. Нужны единые стандарты по функционалу, архитектуре, протоколу и системам управления беспилотниками, уверен он.
С тем, что разработки должны стать автономными и унифицированными, согласился и руководитель лаборатории воздушной робототехники Университета Иннополис Дмитрий Девитт и привел целый список того, что критически необходимо для развития БПЛА в России:
- бортовое радиоэлектронное оборудование;
- навигация;
- ДВС/электромоторы;
- алгоритмы планирования;
- системы безопасности;
- бортовой ИИ;
- комплексное/облачное ПО.
Более-менее развиты в России разве что искусственный интеллект и алгоритмы планирования. «Российской компонентной базы не будет ближайшие лет 10 глобально, — отметил Девитт и показал картинку с разбором технологий внутри дрона. — Если разбирать каждую подсистему на отдельные компоненты, то проблем хватит на несколько нацпроектов на десятилетия. Они уже поднимались неоднократно, когда пытались развивать робототехнику. [В случае с беспилотниками эти проблемы] ничем не отличаются, но мы ни к чему толком не пришли».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.