Главным международным событием недели стала однодневная третья карабахская война, в результате которой территория Нагорного Карабаха спустя 30 с лишним лет вернулась под контроль Азербайджана. Почему Россия не вмешалась в эту ситуацию? Не означает ли произошедшее уменьшение влияния Москвы в Закавказье? И что, по-вашему, будет дальше происходить в Нагорном Карабахе, ждать ли там новых массовых кровопролитий? «БИЗНЕС Online» отвечают Андраник Мигранян, Федор Лукьянов, Евгений Сатановский, Максим Шевченко, Евгений Минченко и др.
Андраник Мигранян политолог— Этот вопрос гораздо более сложный и многомерный, поэтому одним словом не скажешь, кто выиграл, а кто проиграл. Россия считала, что она не могла вмешаться на том этапе, когда армянское руководство отказалось фактически от Карабаха и в Праге признало территориальную целостность Азербайджана, имея в виду и Нагорный Карабах. Это было колоссальное предательство и позор со стороны армянского руководства по отношению к Карабаху. Потому что Россия и до этого предлагала варианты, которые оставляли бы статус Нагорного Карабаха на будущие переговоры. Видимо, подразумевая, что, когда РФ освободится от этой украинской эпопеи, будет иметь больше времени и возможностей для того, чтобы заняться Карабахом.
Но надо сказать, что этот подонок, предатель и мерзавец Пашинян отыграл, конечно, Россию и всех остальных. Он реализовал то, чего хотели в этом регионе американцы, турки и азербайджанцы: выгнать РФ с Южного Кавказа. В какой-то степени это уже произошло. Потому что если Россия говорит: ну что мы можем сделать, если армянское руководство считает, что Карабах — это внутренняя проблема Азербайджана, тогда сразу же провисает вопрос российских миротворцев. Если это внутренняя проблема Азербайджана, то что там делают миротворцы? Поэтому если предполагалось в дальнейшем продление статуса миротворцев, если бы были переговоры по поводу статуса Карабаха и карабахские жители, армяне, нуждались бы в поддержке, то автоматически статус миротворцев мог бы быть продлен. А сегодня политика Пашиняна поставила перед фактом международное сообщество, РФ и всех остальных на радость американцам, туркам и азербайджанцам, что России, собственно говоря, нечего там делать, на Южном Кавказе. И если РФ что-то и проиграла, то сделала это намного раньше, не сейчас. (Фото: Council.gov.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Максим Шевченко журналист, политик— Как есть разные версии России, так есть и разные версии Армении. Я считаю, как раз сейчас наступила пора, когда РФ из-под груды армянских диаспоральных фантазий и попыток манипуляций армянским народом наконец-то увидела реальную Республику Армения. Небольшую кавказскую страну с населением чуть больше 3 миллионов человек, которая упорно не хочет быть заложником в манипуляциях разных олигархов, навязывавших Армении карабахский вопрос, и желает строить свою судьбу как суверенное государство. Поэтому я полагаю, что РФ приобрела настоящую, реальную Армению.
Теперь вопрос — какая Россия? Есть две России. Одна, которая соответствует интересам нашей реальной страны с населяющими ее жителями, или страна лоббистов, информационщиков и разного рода людей, которые делают ставки на зеро и ловят рыбку в мутной воде. В данном случае в армянской трагедии и разных армянских надеждах. Вот я считаю, что такая Россия, безусловно, потеряла эту фантастическую Армению, которую она выдумывала. А настоящая Республика Армения, реальная, в этой реальности существующая, и настоящая Россия, безусловно, друг друга найдут, и у них есть много шансов быть вместе. И в общем, мне кажется, что позиция президента России, который до последнего момента выражает вотум доверия Николу Пашиняну, абсолютно разумная и правильная позиция российской политики на Кавказе. Наконец-то все стало на свои места.
Что станет дальше происходить в Нагорном Карабахе? Я думаю, там будут строить новые шикарные дома, подводить газ, коммуникации, строить дороги, и те армяне, у которых хватило ума там остаться жить или которые захотят туда приехать, безусловно, будут жить гораздо лучше, чем многие их родственники в Армении или в Краснодарском крае.
Федор Лукьянов главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»— Потерять или приобрести кого-нибудь невозможно, потому что географию, контакты не изменишь и никто никуда не денется друг от друга. Эпизод с Нагорным Карабахом, завершение этого многолетнего конфликта, безусловно, очень знаковый во многих смыслах и повлияет на расстановку сил, и что там будет дальше — трудно сказать. Армении нужно найти себя саму, сейчас она на распутье находится. И неважно, чего сейчас хочет Россия, Америка, Турция. Армении нужна новая база для развития, а кто кого потерял — это все для публицистики.
Расчеты Еревана, если они вообще были, на то, чтобы заменить Россию на НАТО, настолько иллюзорны — достаточно посмотреть на географию. Ближайшее НАТО для Армении — это Турция. Даже ближайший Евросоюз для Армении — это тоже Турция, которая формально является кандидатом в ЕС. Контакт с Турцией по этим вопросам возможен. Возможно все. Кто-нибудь мог себе представить, что Армения так спокойно расстанется с Карабахом и ничего не произойдет?
Реальные какие-то услуги по защите, безопасности, никто, кроме РФ, предоставить Армении не может и не будет. А насколько Россия эффективна — это другой вопрос. (Фото: By Администрация Президента России - kremlin.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Евгений Сатановский президент Института Ближнего Востока— У нас никакого влияния на Армению не было. Как вы его себе представляете? Влияние предполагает возможность смены того или иного режима. Вот взяли и поменяли Пашиняна, воскресив из могилы маршала Баграмяна, так, что ли? А Путин не меняет никого. Соответственно, этих инструментов у нас как не было, так и нет. База в Гюмри? Ну не станет ее, будет другая на российской территории.
Мифы, иллюзии потеряны. Мифы о том, что мы на кого-то можем влиять и что нам кто-то в этом мире необходим. Или что Россия кому-то что-то должна, потому что у нее за кого-то в этом мире есть ответственность. А это не так. Ни за кого нет. Армения была одной из первых стран, которая ринулась из Советского Союза. Сказки про христианское единство и ответственность нашей страны.
Карабах капитулировал в День независимости Армении. Капитуляция руководства Карабаха произошла. На сегодняшний день вопрос состоит только в том, удастся ли вывести оттуда гражданских, которые не смогут существовать во враждебном окружении, под враждебным контролем. А то, что они не смогут там существовать, становится понятным, если вы посмотрите, сколько сейчас армян живут в Сумгаите, Баку, Турции. А люди, которые воевали в Нагорном Карабахе и являются обстрелянными бойцами, вообще-то не помешают и в составе российских войск. Иначе они будут брошены в азербайджанские тюрьмы.
Константин Затулин депутат Госдумы, директор Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ)— Безусловно, Россия не является выгодоприобретателем в результате того, что Азербайджан, нарушив прежние договоренности, в том числе те, в которых мы участвовали, напал на Карабах и добился успеха. Мы знаем, что условием для этого стало неоднократно повторенное признание Нагорного Карабаха частью Азербайджана со стороны правительства Армении и лично Никола Пашиняна. Тем не менее, и это мы отмечаем в заявлениях нашего МИДа, официальных спикеров, в результате этого признания условия, о которых договаривались в 2020 году, изменились. Потому что это признание не сопровождалось какими-либо договоренностями об отдельном статусе Нагорного Карабаха даже в составе Азербайджана. Без такого статуса будущее армян в Нагорном Карабахе под вопросом. И они, как вы знаете, «голосуют ногами», по крайней мере часть из них.
Ликвидация Нагорного Карабаха как субъекта политики, если не субъекта государства, никак не отвечает интересам России, потому что прямым следствием этого является сомнение в дальнейшем нахождении РФ в плане миротворческого контингента в Нагорном Карабахе и повод к антироссийской агитации и действиям вплоть до вывода российской базы из Армении и разрыва отношений в области обороны и безопасности. Господин Пашинян использует сегодняшнюю ситуацию для того, чтобы совершить разворот Армении в сторону Запада. На данный момент в самой Армении одновременно, как мне кажется, проявляется осуждение Пашиняна и Российской Федерации. То есть для некоторых армян и Пашинян, и РФ стали на какое-то время ненавистны. Именно так удалось интерпретировать линию России в этом вопросе начиная с 2020 года. Справедливо это или нет? Безусловно, несправедливо по отношению к РФ. Но надо сказать, что сегодняшняя наша ситуация, связанная с Украиной, борьбой с Западом, создает предпосылки для того, чтобы мы были очень осторожны, если не сказать больше, в вопросах обострения отношений на каких-либо других границах, в том числе на Кавказе. Этим пользуются. Как Запад, так и заинтересованные в продвижении своих интересов Азербайджан с Турцией. Мы несем потери с точки зрения своего влияния, и самая главная потеря, которая может случиться, — это потеря особенных оснований для российско-армянских отношений уже на уровне народов. То есть мы сегодня должны быть озабочены тем, чтобы, несмотря на ухудшающиеся отношения с Арменией и правительством Пашиняна, прежде всего, конечно, по его инициативе, сохранить отношения между русским и армянским народами.
Отношения между нашими народами, если провести какую-то аналогию… Я могу сказать, что Соединенные Штаты при всех своих интересах в арабских странах почему-то развивают приоритетные отношения с Израилем. Армяне — это второй после евреев народ в диаспоре в России. И рисковать отношениями с армянами или ставить эти отношения под вопрос — на мой взгляд, большой ущерб для нас в перспективе. Не только в связи с ситуацией на Кавказе, но и вообще. На протяжении десятилетий и столетий среди армян бывали разные политические деятели, и Пашинян тому пример. Но все-таки мейнстримом являлись особые отношения между русским и армянским народами в силу того, что Россия взяла на себя покровительство армян на Кавказе. Сегодня данный вопрос дебатируется. Сейчас пытаются скомпрометировать роль России в защите армян. Этого нельзя допустить. (Фото: A.Savin. Собственная работа, FAL, commons.wikimedia.org)
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика»— Я думаю, что с 2014 года СНГ утратило для России существенный интерес и фактически распалось. А после 2022-го этот эффект стал выглядеть более рельефно. За указанный период были улучшены отношения только с Киргизией.
Александр Сытин политолог— Это однозначно означает уменьшение влияния России в Закавказье. А потеряла ли РФ Армению… Это будет зависеть от очень многих факторов. Армения — государство несамостоятельное. В том смысле, что в одиночку оно существовать не может. Соответственно, потеряла ли Армения связи с Россией и Россия — влияние в Армении, главным образом будет зависеть от того, получит ли Армения поддержку Запада. Ту поддержку, на которую она рассчитывает. Если Запад проявит в этом отношении, скажем так, расторопность, то вполне возможно, что Армения уйдет. И уйдет… Навсегда — я не люблю это слово, но, в общем, уйдет. Если Запад будет действовать непоследовательно, тогда, наверное, Россия найдет какие-то варианты, которые Армению заинтересуют.
Что будет дальше происходить в Нагорном Карабахе? Да ничего не станет происходить. Господи, эти истерики постоянные по поводу того, что где-то там будут идти чистки… Все это не имеет под собой ни малейших оснований на самом деле. Возможно, кто-то переедет, кто-то поселится, но в серьезную этническую резню я не верю. (Фото: By Morkana - Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org)
Евгений Минченко политтехнолог, президент «Минченко консалтинг»— Вы знаете, тут вопрос такой: русские не могут любить армян больше, чем сами армяне. И когда легитимно избранный председатель правительства Армении Пашинян говорит, что Карабах — это Азербайджан, было бы странно, если бы Россия говорила: «Мы считаем иначе». Поэтому тут, конечно же, помочь Карабаху просто даже технически не было возможности. На самом деле наши ребята там большие герои. Они там с легким оружием, помогают эвакуировать людей. Они обеспечивают всех беженцев горячим питанием, возможностью проживания. Они спасают их. Несколько наших ребят там погибли, включая офицеров достаточно высокого уровня. Поэтому я думаю, что те люди, которые сейчас пытаются кидать камни в наших миротворцев, кидают эти камни сами в себя.
Что будет происходить в Нагорном Карабахе дальше? Ничего хорошего там происходить, конечно же, не будет. Я думаю, что бо́льшую часть населения оттуда эвакуируют. И я считаю, что тут была абсолютно безответственная политика руководства Армении, которое прекрасно понимало, к чему это идет, но не готовило лагеря для перемещенных лиц, программы поддержки этих людей… Честно говоря, у меня нет слов. Потому что Пашинян еще до карабахской войны 2020 года зачем-то приезжал в Шуши, плясал там и говорил, что Карабах — это Армения, провоцировал азербайджанскую сторону. А потом проиграл войну. Потом зачем-то, а за язык его никто не тянул, признал границы Азербайджана в границах Азербайджанской СССР. И главное — не подумал о том, что будет с этими людьми… Это находится за гранью моего понимания. У меня есть примерное представление, чего Пашинян хочет, какие задачи он решает, но судьбы этих людей, среди которых женщины, дети и старики… Ну и, кстати говоря, мужчины, потому что азербайджанская сторона сейчас предполагает фильтрационные мероприятия. Возможен арест людей, которые участвовали в военных действиях. А там каждый мужчина принимал участие в военных действиях. Конечно, я думаю, в момент, когда Пашинян сказал, что Карабах — это Азербайджан, ему надо было думать о том, что делать с этими людьми.
Семен Багдасаров директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии— Будут проходить этнические чистки. Даже можете в этом не сомневаться. Максимально сделают все, чтобы армянское население пошло на исход. Я вам приведу пример. При образовании Нахичеванской республики в составе Азербайджана 40% населения составляли армяне. К моменту распада СССР было меньше процента. Это в советское время. А сейчас еще хуже будет.
Россия не только потеряла Армению, она потеряла весь Южный Кавказ. Концепция «один народ — два государства» Азербайджана с Турцией уже, по сути, перерастает в «один народ — одно государство». Вооруженные силы Азербайджана переходят на стандарты турецкой армии, а это стандарты НАТО. Как и в армии, и в ВПК масса иностранных советников. Слава богу, сейчас там более-менее гибкое правительство.
Приход к власти Пашиняна при активном действии западных спецслужб, чему есть доказательства, и предательство армянской элиты приведет к тому, что в ближайшее время на волне карабахских событий Пашинян будет раскручивать антироссийские настроения, и спокойно они денонсируют соглашение о военном присутствии России — 102-й базы, авиабазы в Эребуни и погранвойск. А это значит, что у нас на юге страны появится большая проблема. Все, видимо, забыли, как Эрдогану дарили карту тюркского мира с нашими южными регионами. Никто не помнит, кто помогал сепаратистам и джихадистам на Северном Кавказе. Мы получим это. И наша линия обороны растянется от Финляндии до Кавказа. (Фото: By Mil.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.