Практически по всем видам продовольствия Россия способна прокормить себя самостоятельно, показатели доктрины продбезопасности пока не достигнуты только по овощам и фруктам, а также по картофелю и молоку. Об этом стало известно сегодня на пленарке в Госдуме. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что ситуация с дефицитом дизтоплива разруливается с трудом, спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал к ответу минэнерго и обещал ежедневно мониторить цены на ДТ. О том, когда будет возобновлена выдача льготных кредитов для аграриев, что делается для поддержания цен на сырое молоко и кто снимет отрасль с «иглы» зависимости от иностранных семян и генетики, — в материале «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Патрушев: «По итогам года Россия сохранит статус нетто-экспортера продовольствия, планомерно продолжаем переориентироваться на поставки в дружественные страны, сейчас в структуре внешней торговли они занимают 80 процентов»
Зерна и масла производим с избытком, по овощам и фруктам по-прежнему недобор
Политически сезон не успел стартовать (только вчера Госдума вышла с каникул), как в рамках правительственного часа сегодня в Госдуме первым среди коллег выступил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. Видимо, село — это «наше все», в том смысле, что еда для народа — это все.
41-летний министр (кстати, представитель известной фамилии, которого считают одним из будущих преемников Владимира Владимировича) рассказал, как была реализована программа развития сельского хозяйства в 2022 году, а заодно прокомментировал ситуацию в АПК в 2023-м. Общий настрой доклада, к сожалению, сугубо оптимистический. Его, как всегда, радуют высокие урожаи (что, в принципе, правда) и абстрактные индексы производства. Однако о том, что из-за низких цен на сырое молоко и зерно крупные производители второй год подряд не вылезают из долгов, а фермеры Татарстана, как и всей страны, и вовсе на грани разорения, министр не сказал ни слова. Концентрация была на позитиве. Он, безусловно, есть, но есть ведь и аховая ситуация с производителями того же зерна, которые нуждаются в поддержке государства, а ее все нет и нет… К сожалению, слуги народа в лице депутатского корпуса то ли не владеют ситуацией на селе, то ли не хотят портить отношения с перспективным политиком, но они тоже не захотели серьезного и по существу разговора о ситуации на селе.
Итак, пройдемся по отчету минсельхоза. Индекс производства сельхозпродукции составил в 2022 году 110,2% (к 2021-му), что стало возможным благодаря «беспрецедентному урожаю и росту показателей в животноводстве». Зарплата в сельском хозяйстве в прошлом году достигла 47,2 тыс. рублей, на 18% выше, чем в 2021-м, и на 35% больше 2020-го. Индекс производства пищевых продуктов в 2022 году составил 105,3% (к 2020-му).
Доктрина продбезопасности страны выполнена по зерну и растительному маслу с огромным избытком, также мы не зависим от импорта рыбы и рыбопродуктов, сахара, мяса и мясопродуктов. Но по ряду продуктов питания — фруктам и ягодам, семенам, молоку и молочным продуктам, овощам и бахчевым культурам, картофелю — до сих пор не достигнуты показатели продбезопасности, что следует из слайдов к докладу министра.
Растет экспортная выручка — в 2022 году составила $41,6 миллиарда. В структуре экспорта основную часть (32%) занимают зерновые, а также масложировая продукция (22%) и рыба (15%). В 2023 году на внешние рынки уже поставлено на $31,3 миллиарда. «По итогам года Россия сохранит статус нетто-экспортера продовольствия, планомерно продолжаем переориентироваться на поставки в дружественные страны, сейчас в структуре внешней торговли они занимают 80 процентов», — сообщил Патрушев.
В 2023 году на поддержку аграриев было выделено свыше 370 млрд рублей, сохранены основные виды господдержки. Однако из-за роста ключевой ставки ЦБ временно приостановлена выдача льготных кредитов аграриям, но спикер пообещал, что она возобновится в ближайшее время. Вопрос, под какой процент станут выдавать кредиты аграриям, раскрыт не был. Как ранее сообщал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров на брифинге в кабмине РТ, с 5% ставка может быть повышена до 7,5%.
Уже собрано более 123 млн т зерна, а с учетом того, что на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке уборка зерновых еще продолжается, общий итог составит не менее 130 млн т зерна, спрогнозировал министр
Цены на удобрения и тракторы пока заморожены, острая проблема — топливо
На каких еще моментах в своем докладе остановился Патрушева — тезисно.
Об уборке урожая. Уже собрано более 123 млн т зерна, а с учетом того, что на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке уборка зерновых еще продолжается, общий итог составит не менее 130 млн т зерна, спрогнозировал министр. Посевы озимых в этом году планируется увеличить на 1 млн га (до 20 млн га).
Об удобрениях. «Ситуация спокойная», — заверил спикер. Цены производителей зафиксированы до ноября, действует ограничение на экспорт отдельных видов удобрений, так что закупки агрохимии ведутся по планам, а внесение удобрений собираются увеличить до 65 ДВ (действующего вещества) на гектар.
О технике. По льготному лизингу поставлено 13 тыс. единиц техники. 95% — это техника российского и белорусского производства, что в дальнейшем даст ее владельцам гарантию на обслуживание. Кроме того, до конца года заморожены цены на наиболее популярные модели российской и белорусской техники.
О топливе. «Эта тема для аграриев в настоящий момент наиболее острая», — признал докладчик. Мол, принимаются все меры, чтобы избежать срыва в процессе сезонных полевых работ. Составлен реестр нефтебаз, где аграрии могут «запитаться» топливом, где-то им помогают залить горючку — буквально в ручном режиме. За последние 10 дней ситуация улучшилась, но все еще требует внимания.
О животноводстве. Прирост ожидается и по молоку и по мясу. К концу 2023 года производство скота и птицы должно составить 16,5 млн т и 33,3 млн т — молока. О больной теме с низкими ценами на сырое молоко Патрушев не стал распространяться, сказав лишь, что для поддержания цен увеличена компенсация тарифа на транспортировку ряда продуктов переработки молока на экспорт — с 25 до 100%. Как быть абсолютному большинству предприятий, которые не являются экспортерами, сообщено, увы, не было.
О селекции. Новость номер один — с 2024 года минсельхоз РФ обещает возмещать до 70% затрат на семена базовых культур, которые произведены в рамках ФНТП. Кроме того, министр рассказал о создании селекционных центров в Краснодаре — по масличным культурам и сахарной свекле. Науку наконец-то решено «поженить» с реальными агропроизводителями — с помощью соглашений о сотрудничестве. Патрушев вновь намекнул, что для регионов будут сформированы планы по высеву семян отечественной селекции, причем эти планы с каждым годом станут увеличиваться.
«С иностранными селекционерами мы продолжим работать на особых условиях. С 1 сентября локализация семян должна быть полной, начиная с передачи нам исходных технологий», — подчеркнул Патрушев. Он еще раз напомнил, что весь производственный цикл семян отныне должен быть сконцентрирован на территории РФ, а «те, кто готов соблюдать эти правила, получают право работать на быстрорастущем рынке семян нашей страны». Ранее эти тезисы спикер уже озвучивал на всероссийском Дне поля в Казани летом этого года.
О генетике. Зависимость от импорта остается в бройлерном птицеводстве. Патрушев заявил, что разработан кросс мясных курс «Смена-9», он уже был апробирован на 6 птицефабриках и предварительно подтвердил высокие качественные характеристики. Для масштабирования кросса в Подмосковье построен селекционно-генетический центр. «Центр уже готов, селекционный процесс запущен, мы можем при необходимости обеспечить отрасль нужным объемом племенного поголовья», — не без гордости заявил министр.
О жилье для сельчан. Патрушев обещал сохранить программу по строительству жилья в наем, которое люди смогут выкупить через пять лет работы на селе за 10% стоимости. А через 10 лет — всего за 1%. За три года таким образом жилье получили более 1,5 тыс. семей.
«Почему правительство не выполняет поручение президента?»
«Для нас сельскохозяйственная отрасль носит стратегическое значение», — начал спикер Госдумы Вячеслав Володин сессию вопросов и ответов. В качестве «затравки» он напомнил, что в середине 1970-х СССР стал зависим от зарубежных поставок зерна и ежегодно закупал у других государств «десятки миллионов тонн продовольствия». В 1985 году эта цифра достигла максимума — 47 млн тонн. «Это то, что было. И во многом из-за этого страны не стало — не была обеспечена продовольственная безопасность», — подчеркнул Володин. Сегодня же экспорт продовольствия за границу становится основным источником дохода России после нефти и газа, а за год страна выручила за счет продажи зерна более $41 миллиарда.
Как и обозначил министр в своем докладе, ключевая проблема в отрасли сегодня — высокие цены на ГСМ. По этому поводу у депутатов накопилась масса вопросов, а отвечать на них предстояло первому замглавы минэнерго Павлу Сорокину. Тот в свою очередь напомнил, что на цены повлияла летняя девальвация курса рубля и дефицит дизеля, который наблюдается во всем мире, особенно в Европе. Сейчас министерство работает над устранением «серого экспорта», когда недобросовестный участник рынка покупает товар и вывозит его. «Потому что разница между внутренней ценой и экспортной альтернативой до сих пор очень существенная», — отметил Сорокин.
«Над этим сейчас идет работа, мы в ближайшие дни предпримем достаточно радикальные шаги, они сейчас находятся в правительстве, для того чтобы эту возможность прикрыть независимо от того, какая разница и какой дифференциал, — пояснил он. — Также будут приняты системные меры сейчас, в моменте, чтобы закрыть [серый экспорт], и последуют системные меры, которые не позволят это делать в будущем».
Ключевая проблема в отрасли сегодня — высокие цены на ГСМ
Минэнерго также рассчитывает, что снижение цен на топливо на бирже продолжится. За последние два дня «только на слухах о мерах» падение цен на бензин составило 7%, по дизелю «сегодня тоже уже началось падение», заметил Сорокин.
За 7 месяцев этого года было произведено 51,9 млн т дизельного топлива, что на 6,8% выше аналогичного показателя прошлого года, вступил Володин. «Иными словами, дефицита не должно быть. Откуда рост цен?» — поинтересовался он. Сорокин с цифрами согласился, но вновь напомнил о вымывании части товара на экспорт. Володин настаивал: для сельского хозяйства нужно всего 3,5% от производимого в стране дизельного топлива.
«Вы что сейчас сделали? Вы допустили такие издержки у работников сельского хозяйства, которые они просто не смогут восполнить исходя из ценовой политики на зерновые, — возмущался спикер Госдумы. — А вот почему 3,5 процента для селян не нашлось „дизельки“ по ценам, которые были бы им доступны? Ведь все то, что они сейчас произведут, во-первых, обеспечит нашу продовольственную безопасность. Во-вторых, они экспортируют [продукцию], страна средства получит. Эти средства необходимы. Это рентабельная отрасль, высокотехнологичная. Президент дал поручение. Почему правительство не выполняет поручение президента? Почему министерства не выполняют поручения президента? Почему вы не выполняете поручение президента?»
Сорокин попытался вступить, мол, поручение будет выполнено. «Закончится уже уборочная кампания. Тем более в южных регионах она завершена. Вы выполните, когда она даже в Сибири завершится», — продолжал справедливо возмущаться Володин. (К сожалению, весь гнев у спикера касался в этот день только минэнерго, а минсельхоз был в фаворе.)
«Тот объем молока, который мы сейчас производим, достаточен для внутреннего потребления. <…> Нам бо́льший объем нужно сейчас убирать с рынка и отправлять на экспорт», — рассказал Патрушев. Чтобы простимулировать производителей, минсельхоз РФ начнет компенсировать стоимость транспортировки молока
«Давайте свою работу делать! Ну что мы занимаем страусиную позицию?»
Депутат Глеб Корнев поинтересовался, почему правительство «стесняется» вводить заградительную пошлину. Эта мера рассматривалась как одна из возможных, ответил Сорокин. «Мы должны понимать, что меры, которые мы предлагаем, не должны привести к дефициту. Если мы делаем заградительную пошлину без компенсации какой-либо заводам, даже по части товаров, это приводит к отрицательной экономике заводов очень быстро. Она там не такая большая, как кажется, именно на заводах. Нельзя допустить того, чтобы мы, пытаясь решить проблему дизеля, получили дефицит бензина», — пояснил замминистра.
Не смог оставить тему подорожавшего топлива и единоросс Вадим Плотников. Есть некоторая «неудовлетворенность» от прозвучавшего ответа, волновался депутат и предложил через неделю вернуться к вопросу. В итоге по совету Володина решили, что профильные комитеты будут ежедневно отслеживать цены и давать отчет. «Давайте свою работу делать! Ну что мы занимаем страусиную позицию?» — обратился спикер Госдумы к коллегам. Чтобы окончательно убедить депутатов, что за ценами надо следить, Володин указал, что по прибыли для страны сельское хозяйство на втором месте после нефтегаза и 30% населения занято в отрасли.
Куратором темы (и, видимо, персонально ответственным) назначили бывшего главу минсельхоза РФ, а ныне зампреда Госдумы Алексея Гордеева.
— Ничего личного! Алексей Васильевич, так жизнь сложилась, вам надо будет эту работу организовать, — обратился спикер к Гордееву, который, видимо, не сильно обрадовался «дополнительной нагрузке».
Ситуация с обновлением сельхозтехники министра «волнует», но «это не первостепенная задача», хотя цены на импортную технику сейчас запретительные, а возможности замещать ее отечественной невелики: нет нужных объемов, качества и номенклатуры
В роли защитника нефтяников попытался выступить глава комитета ГД по энергетике Павел Завальный. Он отметил, что проблема прежде всего экономическая, и указал на возросшую налоговую нагрузку на нефтяников. Но тут же опять нарвался на «отлуп» от Володина:
— Проблема экономическая, если есть дефицит. А у нас произведено «дизельки» плюсом 6,8 процента! Это первое. Второе — мы говорим об отрасли, которая сегодня столкнулась со сложностями, ее потребление от общего объема — всего 3,5 процента. Кто мешал принять управленческое решение? Президент поручение дал, а вы кормите завтраками!
Из дальнейшего диалога с депутатами выяснилось, например, что ситуация с обновлением сельхозтехники Патрушева «волнует», но «это не первостепенная задача», хотя цены на импортную технику сейчас запретительные, а возможности замещать ее отечественной невелики: нет нужных объемов, качества и номенклатуры.
Вопрос с нехваткой удобрений в почве решается, отметил министр и выразил надежду на то, что цены останутся на комфортном уровне. Ранее российский зерновой союз отмечал, что стоимость удобрений выросла не сильно, но не из-за щедрости производителей, а потому, что для компаний закрылись иностранные рынки, отечественный же менее платежеспособный. Вот и приходится подстраиваться.
Зерновой союз отмечал, что стоимость удобрений выросла не сильно, но не из-за щедрости производителей, а потому, что для компаний закрылись иностранные рынки, отечественный же менее платежеспособный. Вот и приходится подстраиваться
К сожалению, политически подкованные депутаты от Татарстана в этот раз промолчали, не стали задавать вопросы Патрушеву-младшему ни по той же проблеме с дизелем, ни о бедственном положении аграриев из-за низких цен на зерно. Аграриев-лоббистов уровня Айрата Хайруллина нет, а из числа действующих депутатов, видимо, сочувствующих этой теме не нашлось, проблемы села мало кого из них заботят…
Зато актуальный для Татарстана вопрос падения закупочных цен на молоко поднял татарин Ренат Сулейманов, представляющий в Думе Кемеровскую и Новосибирскую области. Крупные хозяйства уходят в минус, не говоря уже о мелких, переживал представитель КПФР. Как решается проблема?
Патрушев отметил, что минсельхоз РФ «перенастроил» меры поддержки и они начнут действовать с… 2024 года. При этом надо понимать, что потребление молока снижается не только в России, но и в целом в мире. «Люди замещают белок, который раньше получали в молоке, другими видами доступного белка. И тот объем, который мы сейчас производим, достаточен для внутреннего потребления. <…> Нам бо́льший объем нужно сейчас убирать с рынка и отправлять на экспорт», — рассказал Патрушев. Чтобы простимулировать производителей, минсельхоз РФ начнет компенсировать стоимость транспортировки молока.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.