«Казань марину» обещают сделать новым туристическим магнитом в Татарстане и первым построенным как минимум за последние 30 лет турцентром с мариной полного цикла на Волге «Казань марину» обещают сделать новым туристическим магнитом в Татарстане и первым построенным как минимум за последние 30 лет турцентром с мариной на Волге Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

Курорт в Лаишево: новый бюджет, новое название

Спустя год после анонса грандиозного туристического проекта в Лаишево принят финальный мастер-план будущего курорта. 5 сентября его утвердили на заседании совета директоров корпорации «Туризм.РФ» во главе с вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко.

А на этой неделе в Москве представители компании презентовали документ президенту РТ Рустаму Минниханову. На встрече также был гендиректор корпорации Сергей Суханов, а от Татарстана по обе руки главы РТ — руководитель исполкома Лаишевского района Азат Нурмухаметов, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин, а также глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Детали и подробности мастер-плана стали известны и «БИЗНЕС Online».


Видеоролик презентации, который появился на сайте президента РТ, выглядит фантастически. Дома на воде, благоустроенная набережная, яхты… «Казань марину» обещают сделать новым туристическим магнитом в Татарстане и первым построенным как минимум за последние 30 лет турцентром с мариной полного цикла на Волге. На площади 72,8 га появится 9 гостиничных объектов различных категорий с фондом в 1 250 номеров. Что именно будет представлять из себя туристическая инфраструктура?

В Москве представители «Корпорации «Туризм.РФ» презентовали мастер-план будущего курорта Рустаму Минниханову В Москве представители корпорации «Туризм.РФ» презентовали мастер-план будущего курорта Рустаму Минниханову Фото: tatarstan.ru

  • Видовые четырех- и трехзвездочные отели, трехзвездочные гостиничные комплексы, четырех- и трехзвездочные коттеджи, шале, дома на воде, трехзвездочные семейные отели.
  • Яхт-клуб (эллинги, технологическое оборудование, административно-коммерческие объекты).
  • Спа-комплекс, банный комплекс, два пляжных клуба с центрами активных водных видов спорта, маяк со смотровой площадкой.
  • Два центра гостеприимства, детский досуговый центр, шатры для проведения мероприятий, центр проката мототехники, снегоходов, рестораны и чайные домики.

«В будущем проекте обязательно нужно учесть не только места для отдыхающих, но и транспортную логистику, подготовку кадров и социальную инфраструктуру. Также мы обсуждали вопросы по созданию благоприятных условий для инвесторов, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ итоги встречи Нурмухаметов. — Кроме того, нам важно тщательно проработать турмаршруты к приему первых гостей, какой турпродукт мы будем предоставлять отдыхающим».

Теперь, когда мастер-план утвержден, инвесторы могут приступить к реализации проектов. Кроме набора необходимых документов, позволяющих быстро начать стройку, мастер-план содержит бизнес-блок, градостроительную часть (здания, этажность, красные линии, точки подключения), а также меры поддержки. Корпорация совместно с минстроем РФ и Татарстаном также разработала инвестлоты для предпринимателей — предложения по гостиничным объектам с продуманной инфраструктурой для отдыха, что будет частью комплексного развития всего курорта на основе единых требований и стандартов. Кроме того, наконец появилась и подробная финансовая сторона вопроса, которая ранее не была представлена общественности.

Яхты, маяк и спа: как будет выглядеть город-курорт «Лаишево» за 24 миллиарда

Стоимость «Казань марины» после финальной доработки похудела на 3 млрд рублей до 21 миллиарда. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в корпорации, смета изменилась с учетом уточнения границ объектов гидротехнических сооружений и конструктивных решений, а также объектов туристической инфраструктуры и границ курорта.

15,5 млрд рублей из общей заявленной суммы уйдет на туристическую инфраструктуру, еще 5,5 млрд — на дороги, сети (электричество, газ, канализация), набережную. «Инженерку» полностью берет на себя бюджет: минстрой РФ вложит 81%, Татарстан — остальные 19%. Инвесторов же поддержат субсидированием процентной ставки по льготному кредитованию. Банки уже на низком старте. На полях ВЭБ корпорацией «Туризм.РФ» во главе с Сергеем Сухановым было подписано соглашение с «Дом.РФ» Виталия Мутко. Бизнесу предоставят проектное финансирование на строительство отелей и других объектов гостеприимства. А на полях Восточного экономического форума президент РТ недавно встречался с первым вице-президентом Газпромбанка Павлом Бруссером, с которым обсуждалось участие банка в проекте «Казань марина» в рамках государственно-частного партнерства.

Впервые о проекте города-курорта в Лаишево стало известно в марте 2022 года. Тогда корпорация «Туризм.РФ» подписала соглашение с правительством РТ, по которому определено пять перспективных территорий для развития туризма в Татарстане: «Соколка», «Свияга», «Камское Устье», «Лаишево» и «Великий Болгар». В феврале 2023-го был согласован первый этап финансирования Лаишево на 11 млрд рублей. В сентябре на совете директоров «Туризм.РФ», помимо Татарстана, были также одобрены мастер-планы турпроектов в Алтайском крае, Иркутской и Сахалинской областях. Их реализация позволит создать более 8,5 тыс. номеров и свыше 10 тыс. новых рабочих мест. По предварительным расчетам, к 2030 году число туристов здесь может составить 2,3 млн человек.

Курорту дали новое название. От прежнего «Лаишево» ничего не осталось. Теперь это «Казань марина», созвучная с изюминкой проекта — яхтенной мариной на 300 судов. Как говорят источники, знакомые с деталями проекта, прежний нейминг просто не звучал. Было проведено маркетинговое исследование, которое показало, что «Казань марина» принесет бо́льшую узнаваемость бренду. Появился и фирменный стиль территории. Это сочетание букв «К» и «М», логотип в виде герба, обрамленный мотивом татарского орнамента, образующего форму волны. Брендированный логотип будет на указателях, туробъектах, сувенирах и одежде.

«Печально, что не будет ассоциации с Лаишево. С другой стороны, если взять всю эту часть республики, те же самые Сокуры, Зимнюю Горку, то Казань в плане территорий все дальше и дальше расширяется. Скорее всего, в какое-то время данное место станет непосредственно Казанью. Возможно, в силу таких перспектив взяли сразу такое название, чтобы ничего не менять и уже была узнаваемость», — отмечает президент ассоциации отелей Казани Инга Гадзаова. «Все-таки курорт планируется федерального масштаба. А Казань сама по себе уже бренд. О Лаишево в масштабах страны мало кто слышал», — поддерживает смену названия полпред российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Стрюкова.

Рассмотрим проект в деталях.

Самая дорогостоящая часть — яхтенная инфраструктура стоимостью в 3,3 млрд рублей. Нужно построить причальную стенку, укрепить берег, сделать дноуглубление, построить эллинги для зимнего хранения с мастерскими на 200 судов Самая дорогостоящая часть — яхтенная инфраструктура стоимостью 3,3 млрд рублей. Нужно построить причальную стенку, укрепить берег, сделать дноуглубление, возвести эллинги для зимнего хранения с мастерскими на 200 судов Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

На марину — 3,3 миллиарда. Почем свет и очистные?

Прежде чем приступить к гостиницам, предстоит подготовить территорию. Самая дорогостоящая часть — яхтенная инфраструктура стоимостью 3,3 млрд рублей. Нужно построить причальную стенку, укрепить берег, сделать дноуглубление, возвести эллинги для зимнего хранения с мастерскими на 200 судов. Ориентировочно треть денег вложат частные инвесторы, более 70% затрат покроют бюджетные субсидии от РФ и РТ. Как уточнили в корпорации, отдельно затраты внутри границ инвестпроектов будут финансироваться за счет средств самого бизнеса.

Вторая часть расходов — транспортная инфраструктура «Казань марины» стоимостью в миллиард. До курорта построят две дороги районного значения в 5,7 км и 3,4 км, а также парковочные места на 1 041 авто. Дороги объездные — они не будут проходить через само Лаишево, поэтому не станут мешать уже сформированным на этой территории туристическим потокам. Появится также благоустроенная набережная в 5,3 километра.

Замыкает тройку затрат технологическое присоединение по сетям электроснабжения. На это уйдет около 700 млн рублей. Это единая цена по коммерческому предложению от АО «Сетевая Компания». Тянуть линии к берегу через лес придется от соседнего поселка Совхоз им. 25 Октября. Еще около 550 млн рублей стоят очистные и канализация, 150 млн — строительство сетей водоснабжения. Провести газ — еще около 20 миллионов.

Что по срокам? Процесс подготовки участка небыстрый, почти весь следующий год уйдет на проектно-изыскательские работы. Начнут уже в следующем году с инфраструктуры марины, в 2025-м займутся дорогами и остальной «инженеркой». Завершат готовить территорию в 2027-м.

Средние расходы туристов и экскурсантов за поездку составят от 1,3 тыс. до 23,3 тыс. рублей в день с человека Средние расходы туристов и экскурсантов за поездку составят от 1,3 тыс. до 23,3 тыс. рублей в день с человека Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

До 23 тыс. в сутки с проживанием: «Очевидно, что это история не для всех»

К 2030 году туристический поток «Казань марины» должен составить 620 тыс. туристов в год. На кого рассчитан курорт? Значительную долю от общего числа посетителей составят жители Татарстана. Туристы же из других регионов (около 58% от общего въездного потока в РТ) обеспечат загрузку курорта на уровне не менее 65%. В основном туркластер рассчитан на семьи с детьми и активную молодежь, в меньшей степени — на бизнес-группы, экскурсантов с круизных судов и владельцев яхт.

Как рассказали изданию в корпорации, средние расходы туристов и экскурсантов за поездку составят от 1,3 тыс. до 23,3 тыс. рублей в день с человека. Много это или мало? Если услуги будут в комплексе, максимальная цена приемлемая, считает гендиректор туристско-информационного центра Казани Любовь Ковалева. «Посмотрите, сколько стоит глэмпинги. 20 тысяч рублей. Стоят пустыми? Нет. Мест нет. Есть возможность у казанцев покрыть такой отдых. Или „Мингер“ в Богатых Сабах — цены начинаются от 16 тысяч рублей. Какое количество людей там отдыхает! — говорит она. — Вопрос же в начинке. Поэтому, если мы говорим только о проживании, да, дороговато. В городе можно за эти деньги найти больше предложений. Но, опять же, в городе высокая конкурентная среда, огромное количество отелей, которые борются за своего клиента и дают выгодное предложение. По понятным причинам цена здесь будет снижаться, а сервис получается гораздо выше. А в Лаишево это будет единственный кластер, который к 2027 году окажется монополистом».

Директор центра стратегических разработок «Союз туризма и гостеприимства» Роман Еремян считает стоимость с проживанием высокой для семей с детьми. Семья со средним доходом вряд ли сможет себе это позволить, говорит он.

«Очевидно, что это история не для всех. Возникают вопросы: что такого там будет, чтобы люди, которые могут себе позволить большие расходы, а они в основной своей массе сконцентрированы в Москве, в течение 8 месяцев из 12, когда погода не очень комфортная, а температура воды в Волге так себе, чтобы жены таких людей своим мужьям говорили: „Нет, никаких стамбулов и дубаев в выходные, только в Лаишево!“ Какой должна быть там концепция, чтобы поехать в ноябре, в феврале? — говорит эксперт. — Причем вы должны понимать, что, если будут средние 20 тысяч рублей в сутки на человека, это в течение 365 дней. Значит ли это, что летом ценник должен быть значительно дороже, а в межсезонье дешевле? Если посчитать, убежден, что Дубай окажется дешевле». Предположить же сейчас, какая реальная стоимость будет у проекта к моменту открытия, сложно, как и то, какой будет покупательская способность у населения, добавляет Еремян.

«В любом случае на данный момент ценовую политику разрабатывают исходя из проекта, из того, что заложено в плане окупаемости и так далее. Мы с вами прекрасно понимаем, что, скорее всего, будет некое динамическое тарифообразование и цена вряд ли останется такой. Объекту необходима узнаваемость, привлекательность. А исходя из цели привлечь гостей, туристов, сомневаюсь, что цена сразу окажется столь высокой», — говорит Ковалева.

Тем не менее в востребованности такого нового курорта в Татарстане сомнений нет. Тем более если учесть, что в Казани номерной отельный фонд не появляется, а спрос выше, чем предложение. «Принять то количество гостей, которое хочет прибыть к нам, столица РТ практически не в состоянии из-за нехватки мест размещения. Почему бы не переориентироваться на другие туристические кластеры региона с последующим посещением Казани? Во-первых, это снизит нагрузку на город, во-вторых, расширит предложение», — добавляет Ковалева. В Лаишевском районе уже есть сформированные турпрограммы с национальной изюминкой — село Никольское с «Каравоном», Атабаево с коллективом «Бибинур», кряшенское село Ташкирмени. На днях на берегу Камы открылся и кластер «Белые горы», который включает в себя кинопоселок Семрук. А летом сотни жителей посещают набережную и пляж «Камское море».

Стоимость предлагаемых проектов заметно скорректировалась. Если раньше самый дорогой лот был в 1,9 млрд рублей, то теперь это чуть больше 3 миллиардов. Это будет турпроект вдоль набережной с отелями и гостиничными комплексами Стоимость предлагаемых проектов заметно скорректировалась. Если раньше самый дорогой лот стоил 1,9 млрд рублей, то теперь это чуть больше 3 миллиардов. Это будет турпроект вдоль набережной с отелями и гостиничными комплексами Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

9 инвестлотов ждет инвесторов

Итак, какие инвестлоты подготовили для предпринимателей? Стоимость предлагаемых проектов заметно скорректировалась. Если раньше самый дорогой лот стоил 1,9 млрд рублей, то теперь это чуть больше 3 миллиардов. Это будет турпроект вдоль набережной с отелями и трехзвездочными гостиничными комплексами на 210 номеров. На площади в 10,9 га разместится центр гостеприимства, ресторан, детские и спортплощадки, центральная площадь, зоны отдыха, детский досуговый центр и парковка. Срок окупаемости — 10,6 года. Еще один дорогостоящий проект — трехзвездочные семейные отели на 210 номеров стоимостью 2,4 млрд рублей. Участок в 6,9 га выигрывает за счет близости яхтенной марины с летней стоянкой на воде на 300 мест и эллингами на 500 мест. Окупиться объекты должны за 11 лет. Есть также лоты с шале и открытыми бассейнами на 7,3 га за 1,2 млрд рублей и еще несколько предложений стоимостью чуть выше 1 миллиарда. 

В Лаишево нужны именно бюджетные отели, как заявлено в мастер-плане, а не пятизвездочные, считает Гадзаова. «В плане законодательства классификации гостиниц все постоянно меняется, и есть такие отели, которые пусть даже трех- четырехзвездочные, но будут давать такой комплекс услуг и комфорт, который будет равняться пяти звездам. Если мы сделаем пятизвездочную гостиницу, то у нее не будет такой постоянной востребованности в силу ценовой политики. Это будет невыгодно. Спросом такие отели круглогодично не пользуются, — отмечает она. — Инвесторы придут. С учетом того, что власти идут навстречу и проводят воду, газ, свет, это большой плюс. Мы прекрасно понимаем, что территория проекта — это еще не город, а удаленная местность». 

Без пятизвездочных отелей, но с яхтами: «Нью-Васюки» в Лаишево показали Минниханову

По информации издания, первые инвесторы на проект уже есть. Однако до подписания договора их официально не разглашают. В «Туризм.РФ» же рассказали, что сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Впрочем, судить о интересантах уже можно. В Лаишево зарегистрировалась компания, которая, судя по названию, займется стройкой термального комплекса — это ООО «Городские термы» Рамиля Исмагилова, Валентины Яковлевой, Ландыш Шайхутдиновой и Сергея Болотова. На Исмагилова зарегистрирована также компания в Томской области по сбору отходов, и он является председателем мусульманской организации в городе Стрежевом. Яковлева — учредитель казанской «Романгрупп», которая поставляет детское и спортивное оборудование в парки и скверы. Опыт стройки терм у фирмы уже есть — она вкладывает 180–200 млн рублей в акватермальный комплекс Зеленодольска.  

Ожидается, что оперировать всей деятельностью будет созданная корпорацией компания «Туризм.РФ Республика Татарстан». Ее возглавил Владислав Остриков — руководитель проектов департамента мастер-планирования и развития территорий корпорации. Согласно данным «Контур.Фокуса», 99% доли принадлежит АО «Туризм.РФ», 1% — директору юридического департамента корпорации Евгению Жестянникову. Этой же компании будут выделять земли без торгов для дальнейшей передачи в субаренду инвесторам.

Строительство яхтенной марины — это стимул для комплексного развития береговой зоны, развития яхтинга, водного и пляжного туризма. Но для этого должна быть сеть таких портов марин по всей Волге (и не только) Строительство яхтенной марины — это стимул для комплексного развития береговой зоны, развития яхтинга, водного и пляжного туризма. Но для этого должна быть сеть таких портов-марин по всей Волге (и не только) Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

«Я бы провел тут аналогию с олимпийскими проектами, которые сейчас показывают ежегодные миллиардные убытки»

Пока на данном этапе эксперты «БИЗНЕС Online» выделяют несколько сомнений относительно показателей «Казань марины», которые нужно тщательно просчитать. Это заявленный размер инвестиций, сроки окупаемости, кадровый вопрос для нормальной работы огромного курорта и востребованность яхтенной марины.  

Инвестиции. 21 млрд рублей может не хватить на всю заявленную инфраструктуру курорта, считает руководитель рабочей группы по статистике, туристическим ресурсам и инвестициям экспертного совета комитета по туристической инфраструктуре Госдумы Роман Еремян. В расчете на 1,2 тыс. номеров это примерно 17 млн рублей на номер, что скромно по современным меркам, говорит он. А если добавить весь тот «фарш» в инвестлотах — марина, маяк, шатры, различные комплексы и т. д. — это еще скромнее. Здесь нельзя просто «копипастом» перенести модель турецкого курорта в Поволжье, в Татарстан, где совершенно другой климат и другой тип потребительской аудитории.

Нельзя просто «копипастом» перенести модель турецкого курорта в Поволжье, в Татарстан, где совершенно другой климат и другой тип потребительской аудитории Нельзя просто «копипастом» перенести модель турецкого курорта в Поволжье, в Татарстан, где совершенно другой климат и другой тип потребительской аудитории Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

«Я бы провел тут аналогию с олимпийскими проектами, которые сейчас показывают ежегодные миллиардные убытки, являются очень проблемными активами — и это не закрытая информация, об этом есть отчетности, — отмечает эксперт. — Конечно, хорошо, когда у тебя есть „Норникель“ с ежегодной прибылью 6,6 миллиарда долларов, который перемалывает любые кризисы и даже под санкции не попал. К сожалению, одного „Норникеля“ на строительство всей туристической инфраструктуры в России не хватит. Я к тому, что в большом количестве люди с проектами к Олимпиадам погорели именно на ошибках в концептуальном планировании».

Эксперты сравнивают размер инвестиций и с новым проектом на Казанке от KravtGroup за 29 млрд рублей. В состав комплекса войдет пятизвездочная гостиница, сервисные апартаменты, бизнес-центр, здание конгресс-центра… и все это на 9 га земли. Территория же «Казань марины» в 10 раз больше, что потребует большего благоустройства. С другой стороны, в Лаишево будут трех- и четырехзвездочные отели, а не как на Казанке уровня люкс…

Окупаемость. Заявленные сроки — 9,5 года. Для гостиничной недвижимости это был неплохой показатель пару лет назад, но все быстро меняется. «Рентабельность в отрасли — 3–5 процентов, и горизонт окупаемости местами уходит за 20 лет», — отмечает эксперт гостиничного бизнеса Гульнара Сафина. Чтобы проект быстро окупился, нужно продумать всесезонную программу, чтобы было чем заняться и зимой и летом, например, часть масштабных фестивалей можно перенести в Лаишево. «Если мы будем двигаться в той же динамике, с учетом всех мероприятий, которые проходят, то, вполне вероятно, проект окупится. У нас был опыт, когда отель и за три года окупался, были такие прекрасные времена. Здорово, что город продвигается не только отелями в центре, но развиваются и районы республики. Да, у нас есть возвратные туристы, но и им может что-то надоедать, и захочется новых эмоций, впечатлений и видов», — говорит Гадзаова. Важно также запускать кластер целиком, а не по паре гостиниц, считают эксперты.

Чтобы проект быстро окупился, нужно продумать всесезонную программу, чтобы было чем заняться и зимой и летом Чтобы проект быстро окупился, нужно продумать всесезонную программу, чтобы было чем заняться и зимой и летом Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

Впрочем, проект тоже принесет доход в казну. За 23 года налоговый эффект для бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов составит около 30 млрд рублей. Из них 11 млрд рублей поступит в бюджет Татарстана.

Яхтенная марина. Ее строительство — это всегда стимул для комплексного развития береговой зоны, развития яхтинга, водного и пляжного туризма. Марины обладают огромным туристическим и инвестиционным потенциалом, что подтверждается мировым опытом их создания и эксплуатации за последние 50 лет, более того, марины могут быть градообразующим объектом, достаточно вспомнить пример Дубай Марины, рассуждает Сафина. Для республики же реализация проекта будет возможностью для развития сети внутренних и межрегиональных речных перевозок, причальной инфраструктуры, да и всей сопутствующей инфраструктуры района, как когда-то такой же возможностью для Казани и притока инвестиций стали проведение Универсиады и чемпионата мира по футболу.

Но для развития яхтенного туризма должна быть сеть таких портов-марин, с чем по всей Волге (и не только) пока плохо, говорит Сафина. «Еще один минус (угроза) — это короткий судоходный и пляжный сезон, даже в сравнении с нашим Черноморским побережьем, что точно скажется на сроках по окупаемости в сторону их увеличения, и, значит, необходимо предусмотреть диверсификацию предложения „Казань марины“ на все сезоны для туристов и местных жителей», — говорит эксперт. Да и от обмеления никто не застрахован. 

Для сообщества же появление марины — это развитие парусного спорта, детского и молодежного. «Для этого нужно хорошее пространство, хороший ветер, сильные волны, чтобы привыкнуть к волнам, которые будут на море. „Лаишевское море“ в этом отношении нас выручало. Это как раз и стало родоначальником нынешнего проекта», — отмечает директор яхтинговой компании «Паруса» Вячеслав Егоров.  

На курорте планируется создать 1,9 тыс. рабочих мест На курорте планируется создать 1,9 тыс. рабочих мест Фото предоставлено корпорацией «Туризм.РФ»

Кадры и инфраструктура для персонала. На курорте планируется создать 1,9 тыс. рабочих мест. Отельные сотрудники в Казани и так в дефиците, и очевидно, в Лаишево их нужно будет чем-то зазывать. Ведь только на местных жителях такую территорию не вывезти. Непонятно пока и то, где именно будут жить работники курорта. В самой корпорации отвечают, что мест для сотрудников будет достаточно для управления курортом. По информации издания, на встрече в Москве также обсуждался вопрос строительства домиков для персонала на территории курорта.

«Когда-то это стало огромной проблемой в Сочи при строительстве гостиничного кластера к Олимпиаде, и в итоге страдало коренное население, приезжие сотрудники и их работодатели, — рассуждает Сафина. — Когда проектируются такие курортные территории, тем более в отдалении от основного населенного пункта, то по международному опыту они сразу закладываются с общежитиями и другими социальными условиями для сотрудников». Если учесть все нюансы, такие создаваемые курорты в России, как и в Лаишево, в перспективе могут стать градообразующими, как когда-то в советское время вокруг заводов появлялось жилье, садики и школы. 

***

Мастер-план «Казань марины» — это примерное видение и своего рода дорожная карта реализации проекта. Когда будут найдены конкретные инвесторы, они принесут и свою изюминку в общую картину. Следующий этап — создание совместно с «Туризм.РФ» специальных проектных компаний для строительства объектов туристической инфраструктуры. Ожидается, что первые объекты начнут открываться во II квартале 2028 года.