«Эта выставка о временной паузе, необходимости остановки, чтобы осмыслить себя, выйти из-под контроля коллективизма. А потом с лучезарным лицом вернуться с победой — победил в себе зло», — рассуждали гости на открытии новой выставки «Свои: выход из-под контроля» в галерее современного искусства «БИЗОN». Экспозиция объединила работы 23 художников, отобранных на летнем open call. О том, почему дерево из советских ковров устанавливали, ориентируясь строго по компасу, как в видеоинсталляции можно передать стихотворный размер гекзаметр, как выглядит «неотатаризм» и какова первая реакция зрителей на гроб с наушниками, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» открылась новая выставка «Свои: выход из-под контроля». Она объединила более 100 работ 23 молодых художников, победивших в летнем open call галереи.
-
Желающих ближе познакомиться с работами художников российского совриска новой волны оказалось так много, что в галерее было не протолкнуться.
-
Проводником в мир смыслов и размышлений авторов выставки стал арт-директор галереи и куратор Александр Шагулин. Он представил гостям членов экспертного совета — они проводили отбор участников.
-
Вот, например, искусствовед Алина Сосновская. Она специально прилетела из Москвы на открытие выставки. Многие казанцы помнят весенний проект «БИЗONа» «Я рядом. Яратам», который курировала Алина. «Выставка „Свои: выход из-под контроля“ получилась нереальной, — сказала Сосновская, обращаясь к зрителям. — Когда гости заходят в галерею, их встречает классическая музыка, атмосфера творчества, умиротворения, порядка и гармонии. Несмотря на разноплановость работ и материалов, получилось целостное высказывание. Это действительно заслуживает аплодисментов».
-
Художник и председатель набережночелнинского отделения союза художников РФ Ленар Ахметов также вошел в состав жюри. «Ранее я видел эти произведения лишь на фотографиях в портфолио, и это очень волнительно — оказаться перед ними. Всех авторов объединяет мятежный дух, страсть к экспериментам. Так и должно выглядеть искусство молодых», — сказал он.
-
В первом зале зрителей встречает масштабная скульптура-конструктор — 4-метровая «Рыба молчания» весом 40 кг казанца Дмитрия Шленкина. Работа отсылает к «обществу молчания» — пространству, в котором мы сейчас вынуждены жить, рассказал Шленкин во время экскурсии. «Возможно, это для нас крепость и территория безопасности, а может быть, тюрьма», — объяснил автор.
-
Процесс доставки гигантского экспоната из мастерской Шленкина в галерею вызвал настоящий ажиотаж в казанских пабликах.
-
Начальник отдела взаимодействия с общественными организациями министерства культуры Татарстана Айрат Файзрахманов в беседе с нашим корреспондентом отметил, что галерея «БИЗON» стала точкой входа в искусство для молодежи, у которой другой язык восприятия реальности. «Эта выставка имеет и мощный социальный эффект — идет работа с молодым поколением, проведен масштабный open call. Почти все экспонаты сфотографировал, а я не всегда это делаю, — признался Файзрахманов. — Инсталляция с рыбой очень понравилась, работы художницы Анны Мельниченко, диптих Полины Арутюновой „Спящие“, произведения нижегородца Evsti. Второй этаж показался более насыщенным. Надо еще раз вернуться туда, чтобы в тишине походить и подумать, сложно все разом объять. В целом нужно на выставки всегда ходить несколько раз, если они хорошие».
-
А это полотно «Раньше было лучше» питерской художницы Елизаветы Пугачевой. Серия ее работ «В гостях у бабушки», которая представлена в «БИЗОNe», пронизана теплой ностальгией по детству, проведенному в сибирской деревне: зимние солнечные прогулки, выпас скота, сушка белья в морозные дни. Для создания этого проекта Пугачева специально ездила в деревню, искала старые снимки, изучала историю своей семьи, много общалась с бабушкой.
-
Искусствовед и лауреат Тукаевской премии Розалина Шагеева, которая также вошла в экспертный совет open call, задержалась возле картины московской художницы Ксении Сандеско «Сон о детстве». «Я вижу здесь своеобразное напоминание — memento mori, — объяснила искусствовед. — Не уходи в себя, не будь одинок. Возвращайся к этому общему инстинкту, какому-то духовному, древнему инстинкту жажды единения. Человеку одному нельзя. Он должен ощущать всех и вся. В общем-то, эта выставка о временной паузе, необходимости остановки, чтобы осмыслить себя, выйти из-под контроля коллективизма. А потом с лучезарным лицом вернуться с победой — победил в себе зло. Мне очень понравился неотатаризм (работы диджитал-артиста Рамиля Резванова и художницы Дарьи Родченко — прим. ред.), все-таки он еще жив. В этом наш триумф».
-
К слову, Сандеско тоже специально прилетела на открытие выставки из Москвы (на фото в центре). «У меня сейчас период экспериментов, — призналась она. — Например, в работе „Баланс“ один человек прописан больше, чем второй. Это намек на то, что одного человека мы все равно знаем лучше, в смысле себя, а другой воспринимается через призму нашего восприятия».
-
А вот и сама картина Сандеско «Баланс» (на фото слева).
-
В центре темного зала на первом этаже находится серия керамических объектов «Руки художницы» Валерии Витвицкой из Санкт-Петербурга. Все они точно повторяют руки самого автора и покрыты эффектным бархатным на ощупь материалом разного цвета. Форма скульптур отсылает к «инструменту» акта созидания руками, а именно лепки из глины. «Так происходит процесс материализации воображаемых образов, Витвицкая в этих скульптурах воспевает этот акт созидания», — объяснил куратор.
-
«Руки художницы» имеют свой неповторимый цвет — каждую хочется рассмотреть поближе.
-
Автор Evsti — участник известного объединения Bomse, которое относится к новой волне уличных художников Нижнего Новгорода. Его живописная работа «Выход из-под контроля» дала название всей выставке. На самом полотне он изобразил узнаваемого героя компьютерной игры GTA. Возникает ощущение, что тот вот-вот отправит игрока с джойстиком в нокаут. Художник словно задается вопросом — какая реальность вышла из-под контроля? Та, в которой мы живем, или виртуальная?
-
«Радует, что галерея „БИЗON“ выставляет не только привозных молодых художников — здесь много казанцев, авторов из Челнов и Удмуртии даже. Разнообразие всегда позволяет зрителю найти то, что ему близко. Есть работы, которые не только современные, идейные, там есть и эстетика, что и создает преемственность между традиционным искусством и новым, а это чрезвычайно важно», — поделился впечатлениями от выставки художник, руководитель творческой группы «Тамга» Хамза Шарипов.
-
Шарипов выделил для себя произведения Максима Агафонова из Удмуртии: «Современное искусство в основном работает с большими форматами из желания эпатировать публику. Агафонов не заражен этой модой, он делает камерные работы, при этом эффект не менее сильный». На фотографии представлен фрагмент работы Агафонова «Ныл» («Девочка»). Сам рисунок выполнен на скейтборде.
-
Многие зрители отметили, что команда галереи удачно видоизменяет лестничную площадку к каждой выставке. На выставке «Пацан и вечность», например, здесь была атмосфера подъездной романтики, а на новой экспозиции — уголок, посвященный ностальгии и сакральным артефактам. Здесь работа москвички Екатерины Афониной помещена в старинную раму и экспонируется на фоне советских обоев. По соседству коробочки с подсветкой Arcanum авторства Лидии Гордеенко. «Это коробочки с секретиками, как в детстве, там есть драгоценности в виде бисера, жемчуга и золотых нитей, а скрываются в этих коробочках мои личные фотографии. Бортики обклеены тканями, окрашенными вручную. Это все про сокровенное и тайное, что есть у каждого», — объяснила художница.
-
Тело тоже может быть полотном, а сам зритель изучает картины Анны Мельниченко. Их отличает особая геометрия. Куски труб, вывески, емкости для воды флуоресцентных цветов, провода, заборы из сетки, врезаясь в природный ландшафт, создают на картинах эффект коллажа, наслоения одного изображения на другое.
-
Удивил публику арт-объект московской художницы Радмилы Мигулиной «Корпус» — это гроб, из которого тянутся провода наушников. Зрители могут послушать, какие звуки исходят с той стороны, из-под крышки. Всех секретов раскрывать не будем — скажем лишь, что среди прочего можно услышать песню Александра Вертинского «Пей, моя девочка!».
-
«Конечно, я подошел к гробу, — говорит Иван Пичугин, соорганизатор „Коммуны“, организующей крупные городские мероприятия. — Мурашки идут, мне по ноткам души отыграло, что ты прислушиваешься к тому, что происходит внутри него. Ты погружаешься в это, ассоциируешь звуки с загробной жизнью и, конечно, не можешь не откликнуться. Это, наверное, одна из сильнейших работ».
-
Мигулина лично монтировала свои работы в Казани, приехав за несколько дней до открытия выставки со съемок в Тверской области — она работает художницей по костюмам в кино. Радмила, к примеру, отвечала за облик героев российского триллера «По-мужски» с известным актером и комиком Антоном Лапенко в главной роли.
-
Это тоже работа Мигулиной — «Прорастание» в виде гигантского дерева из советских ковров. В аннотации указано, что данный экспонат стал смыслообразующим для всей выставки. Сама художница рассказала зрителям, что работа посвящена конструктивистам и теме межпоколенческих травм. В инсталляции множество деталей — ковры покрыты мхом (он расположен, как и положено, с северной стороны, и объект устанавливали в зале, сверяясь с компасом), ковры прошиты белыми нитками (это своеобразная отсылка к уголовным делам времен сталинских репрессий), а в основании находится глаз из бисера (гости интерпретировали эту деталь как некое «всевидящее око» — все мы в определенной степени сейчас под присмотром).
-
Некоторые работы на втором этаже можно буквально послушать. Раушан Шафигуллин (на фото слева) совместно со своей командой «Творческая группа 4/5» создал арт-объект «Переосмысление». Раушан — постоянный участник архитектурных фестивалей, диджей и молодой профессиональный архитектор.
-
«Безмолвный протест» и «Че такое лицо?» — работы челнинской художницы Надежды Хасановой. Она работает с невербальными месседжами и женскими образами. Присмотритесь внимательно и сможете увидеть в ее картинах любопытные детали и дополнительные смыслы. На полотне «Че такое лицо?» окно вроде бы открыто, но за ним решетка. Решетчатые узоры имеют форму солнца, но это не оно…
-
Медиахудожник Рамиль Резванов представил на выставке две работы в жанре диджитал-арт. Особо любопытны его эксперименты с татарским орнаментом. «Мне с детства нравится возиться с компьютером и рисовать что-то красками. Меня в грусть вгоняла мысль, что придется что-то выбрать. Я по-прежнему пытаюсь найти пути, как это все совместить: нарисовать что-то на бумаге, закинуть в компьютер и дальше обрабатывать», — рассказал Резванов в ходе экскурсии.
-
Вот лишь фрагмент его работы — кажется, такими футуристичными национальные узоры еще не были!
-
Молодые авторы из Татарстана занимаются не только изобразительным искусством и диджитал-артом, но и обращаются к керамической скульптуре, как, например, Надежда Ригова из Зеленодольска. Она прислала на open call серию из пяти работ, объединенных общей стилистикой и темой океана. «Для меня эта тема связана не только со стихией, но и с нашим внутренним миром. Вот, например, „Креветка“ (на фото) — это керамическая история о чувстве уверенности благодаря ношению панциря. Небольшой формат работ создает камерную атмосферу», — говорит она.
-
Не только графика, но и керамика москвички Екатерины Афониной экспонируется в «БИЗONe». В серии работ «Красота продается» художница размышляет о том, как красота и женственность часто становятся объектом потребления. Она предлагает зрителю посмотреть на косметичку — предмет, стойко ассоциирующийся с женственностью, — как на продукт, потому что именно такое представление о женщине закрепилось в обществе благодаря рекламе, которая воспитывала ее поколение больше, чем родители и семья. Косметичку с татарским орнаментом, ориентируясь на референсы национального прикладного искусства, Афонина создала специально для выставки в Казани.
-
Пришла посмотреть на коллег казанский иллюстратор Гузель Гарипова. «Выставка удивила количеством участников и разнообразием работ, техник, в которых они творят. Почтение и благодарность организаторам и кураторам, которые работали с таким объемом», — отметила она. Кстати, Гарипову наше издание недавно включило в топ-25 новых звезд татарской культуры.
-
Казанская художница Эльза Арасланова в своих картинах уделяет много внимания свету и цвету, их сочетаниям — первые зрители смогли в этом убедиться.
-
На втором этаже слышен уютный стрекот цикад. Здесь демонстрируется видеоинсталляция «Другая сторона реки» — работа студентки Британской высшей школы дизайна Дарьи Лапшиновой. Она фиксирует вечерние ритмы уездного города, которые сплетаются в единую поэтическую палитру. В этой работе Лапшинова через изображение и звук стремится передать стихотворный размер гекзаметр.
-
«Интересен диалог авторов между собой — их много, они все разные, — говорит коллекционер Евгений Жудров. — Я сам часто занимаюсь архитектурой, дизайном выставок, и понимаю, как это было непросто. Мне кажется, что кураторам удалось „поженить“ самые разные высказывания художников. Все смотрится очень цельно и гармонично, располагает к рефлексии».
-
Диптих художницы Полины Арутюновой получил название «Спящие». По ее словам, сон юных, их бездействие и апатия — тихий манифест о невмешательстве, закрытости, эскапизме.
-
Елена Треуголка, выпускница школы «Свободные мастерские» ММОМА, в своих работах опирается на анализ памяти и прошлого. Поверх триптиха она написала дословный текст своего заявления в полицию после того, как у нее украли телефон в маршрутке.
-
Художник Степан Лысенко работал художником-постановщиком в Школе-студии МХАТ. В прошлом году он часто переезжал и каждый раз на новом месте рисовал свой автопортрет, пытаясь запечатлеть ощущения от процесса адаптации. Теперь серию его автопортретов «Стены» можно увидеть в «БИЗONe».
-
Экспозиция будет работать до 18 октября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.