Рустам Курчаков: «Россия пока использует старое идейное оружие — ценности советской эпохи, замыслы и достижения петровских реформ и архетипы более поздних времен» Рустам Курчаков: «Россия пока использует старое идейное оружие — ценности советской эпохи, замыслы и достижения петровских реформ и архетипы более поздних времен» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сидящий в обороне проигрывает

В войне Запада и Востока, временно замаскированной под конфликт на Украине, Россия пока оказалась без опорной позиции. Дело в том, что среди консервативно-традиционных смыслов и ценностей российской цивилизации почти всем понятно, благодаря чему она прежде сохранялась, развивалась и побеждала. Досужие умники (они же «диванные эксперты») еще продолжают спорить о том, какой ценой это решалось раньше и какой знак поставить этим ценностям теперь: плюс или минус.

От «умников на обочине» есть небольшая польза: они индикаторы больных проблем социума.  Обсуждая и осуждая чужие «болячки», они прикрывают свои гештальты и комплексы, указывая тем самым на отсутствие серьезных общих целей и смыслов. Гораздо хуже, когда у людей во власти и управлении при решении сегодняшних проблем нет других аргументов и стимулов, кроме консервативных вчерашних ценностей.

В этом смысле Россия пока использует старое идейное оружие — ценности советской эпохи, замыслы и достижения петровских реформ и архетипы более поздних времен. Однако опыт войны показывает, что даже надежное и проверенное временем оружие приходится как минимум модернизировать и дополнительно оснащать применительно к изменившимся условиям. Это в равной мере относится и к матчасти, и к идейным смыслам, которые не должны противоречить духу времени, но стараться улавливать ветры и волны перемен.

Отчего же целый год длится это тягостное для военных и мучительное для гражданских топтание в формате позиционного противоборства? Помимо прочего, незримая причина в том, что у страны нет смыслового прорыва в будущее или хотя бы просвета в завтрашний день. Нет таких целей и стимулов, которые формируют целеполагание будущего и зажигают энергию движения к лучшему образу жизни и укладу хозяйства.

И многие уже понимают, что образовался невидимый разрыв, который раскалывает и без того раздробленное на сословные группы общество. С каждым годом все труднее форматировать, склеивать и выстраивать бюджетников, силовиков, бизнесменов, пенсионеров и олигархов разного калибра в добровольно-гражданскую, волонтерскую или хотя бы электоральную массу.

Разрыв этот плохо видимый и пока неосознанный — между батальонами, которые потом и кровью защищают традиционные ценности, и тыловой немочью, которая в массе своей никак не может и не хочет мобилизоваться, даже перед лицом собственных рисков и угроз. Этот разрыв уже аукнулся в середине лета судорогой «марша справедливости», после чего большинство еще глубже окопалось — каждый в своем окопчике — в привычной матрице мировосприятия, лишь бы не переменить себя и свой образ жизни.

Первые результаты такого разрыва в социальном бытии и в массовом сознании, думаю, очевидны для тех, кто способен трезво посмотреть вокруг и оценить ленту новостей: нелепые криминальные происшествия, разборки бизнесменов и коррупционеров, атаки внешних террористов и внутренних диверсантов и т. п. Кажется, люди начали сходить с ума. А на самом деле это начало «войны всех против всех» — называйте это социал-дарвинизмом или как угодно. Но дело в том, что перед лицом серьезной общей угрозы люди или сплачиваются вокруг общих смыслов и ценностей, или опускаются на уровень животных инстинктов самосохранения.

«Теперь на фоне СВО должно быть понятно, что именно показал «ковидный урок»: люди в массе своей всего лишь «расходный материал»… если нет за душой высших, надличностных ценностей, которые важнее всего» «Теперь на фоне СВО должно быть понятно, что именно показал «ковидный урок»: люди в массе своей всего лишь «расходный материал»… если нет за душой высших, надличностных ценностей, которые важнее всего» Фото: «БИЗНЕС Online»

Перемен! Мы ждем перемен! От кого?

«Желание перемен» в массовом сознании социологи отмечали еще в доковидные годы. Но эти желания остались пустыми и/или амбициозными «хотелками», поскольку не были оформлены в какие-либо реальные практики — ни сверху, ни снизу.

Да, везде и всюду мы видим теперь проявления волонтерства в самых разнообразных формах — от помощи бойцам на СВО до грантовых социальных проектов. И в этом смысле гражданская активность, наверное, возросла. Но, во-первых, это коснулось немногих — в основном молодых. Это просто удачно подвернувшийся способ социализации и избавления от инфантильности «потерявшегося поколения Z».

А во-вторых, это активность в рамках старых социальных институтов, которые не очень привлекательны для тех же молодых. Тщетные попытки перезагрузки пионерии и комсомола показали очевидное: можно уважать ценности отцов и дедов, но невозможно повторить их судьбу. Если не верите молодым, спросите об этом их отцов и дедов.

Итак, «желание перемен» было заявлено — и Небо ответило. Сначала пандемией, а потом СВО. Небо, как обычно, отзывчиво на намерения людей: «Ты хочешь перемен? Ну давай, сначала измени себя!» А как большинство отреагировало на ковидную дрессировку и мобилизацию угрожаемого периода СВО? Просчеты управленцев в том и другом случае обсудили и осудили не раз, а сами-то как — сильно изменились?

Теперь на фоне СВО должно быть понятно, что именно показал «ковидный урок»: люди в массе своей всего лишь «расходный материал»… если нет за душой высших, надличностных ценностей, которые важнее всего. Но, когда урок не усвоен, он повторяется в более жесткой или жестокой форме.

Война сжимает время и стягивает пространство, поэтому она ускоряет перемены. И если раньше можно было откладывать целеполагание будущего, обозначение его ценностей и уточнение смыслов на 30-е и 50-е, то сейчас оттягивать стратегию будущей России стало некуда. Война, как на поле боя, так и по укладу хозяйства и образу жизни, сжимает стратегию, тактику и оперативку в одно неразрывное целое, как кулак. И опорные пункты важны не только на линии боевого столкновения. Гораздо важнее опорные точки в сознании тех, кто управляет фронтом и тылом, и тех, кто идет в бой и на работу.

В Книге Курана не раз показано, как отношение к сражению делит людей на разные разряды и категории. «Тот из вас, кто жертвовал и сражался прежде победы, не равен тому, кто не сделал этого. Первые несравнимо выше степенью, чем те, которые сражались и жертвовали после победы… Кто ссудит Аллаха, тому Он заплатит вдвойне и даст щедрую награду» (К. 57:10–11).

«Приходит понимание, что нации — это лишь временные оболочки этнических организмов, дресс-код прошедшей индустриальной эпохи — эпохи трудовых и военных армий» «Приходит понимание, что нации — это лишь временные оболочки этнических организмов, дресс-код прошедшей индустриальной эпохи — эпохи трудовых и военных армий» Фото: «БИЗНЕС Online»

Во время крутых перемен этносы важнее наций

Находясь в нынешнем ускоряющемся потоке «тектонических сдвигов и глобальных трансформаций», важно обратить внимание на глубинное течение, а не на переменчивые волны. На поверхности видны привычные формы власти и управления, регионы, социальные группы и нации — это преходящие социальные институты, как кубики в детской игре, которые кажутся неизменными, но на самом деле постоянно меняются, а то и смываются потоком перемен. Важен именно фундаментальный — гумилевский — взгляд на российский суперэтнический организм. Взгляд, который не замутнен преходящими деталями и оболочками — он представлен в трудах Л. Н. Гумилева, полупризнанных исторической наукой. Представление о развитии этносов и суперэтносов как естественно-историческом процессе, который проходит циклически по фазам своего жизненного цикла.

Отсюда будут понятны и присущие природе наций их претензии на лидерство, верховенство, на «государствообразующий», культурный или какой-то иной особый статус. Каждый считает свой национализм хорошим, стараясь избегать крайностей шовинизма, нацизма и т. п. Но ведь «хороший национализм» хорош в свое время — в эпоху рационального модерна — когда национальная общность поднимала народ и людей вверх по ступеням культуры, хозяйства, образования, науки и духовного самосознания. А как быть в условиях постпостмодерна, когда прежние ориентиры и критерии прогресса потеряны, а новые еще не проявлены в тумане войны всех против всех?

Во время крутой ломки социальных структур этносы важнее наций. Приходит понимание, что нации — это лишь временные оболочки этнических организмов, дресс-код прошедшей индустриальной эпохи — эпохи трудовых и военных армий. Из этого должно быть ясно, кто и в чьих интересах формировал нации и на что они в наше время мобилизуются национальными или «засланными» элитами.

Надо просто поглубже заглянуть в «украинский кейс» — он как будто специально приготовлен для просвещения российского суперэтноса и избавления от остаточных иллюзий и фантомных страданий.

Пока что нашелся вот такой ответ на клубок безответных вопросов — это надпись на шевроне у бойцов батальона, сформированного в Татарстане:

С НАМИ РУССКИЕ

С НИМИ БОГ

Девиз, наполненный тройным смыслом и осмысленным юмором.