Иван Грачев: «Определять скорость движения БРИКС будет тот, кто согласен на минимальные шаги» Иван Грачев: «Определять скорость движения БРИКС будет тот, кто согласен на минимальные шаги» Фото: ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Почему-то нет речи о том, чтобы принять в БРИКС Анкару

На этой неделе произошло много важного для мира, страны. Хотелось бы упомянуть встречу руководителей стран БРИКС в ЮАР. Диапазон мнений о том, как следует действовать странам БРИКС, чтобы противостоять коллективному Западу, обеспечивать второй полюс в биполярном мире, довольно велик. Китай демонстрирует намерение побыстрее формализовать организацию и получить рабочий инструмент внешней политики. Наиболее осторожную позицию высказывал бразильский лидер Луис Инасиу Лула да Силва  он не стремится очень быстро расширять БРИКС.

Поскольку решения принимаются консенсусом, то доминировать будет осторожный подход. Скорее всего, определять скорость движения организации будет тот, кто согласен на минимальные шаги. В плане практической оценки перспектив и направлений развития БРИКС интереснее всего вопрос, кого в ближайшее время будут принимать в организацию. По факту на этом заседании никого не приняли. Но было высказывание да Силвы о том, что он хотел бы видеть в БРИКС и Объединенные Арабские Эмираты, и Саудовскую Аравию, и Аргентину. И в проектах документов фигурировали именно эти страны, а также Иран и Египет.

«Изоляция, как горящие западные танки, валяется в канаве!»: БРИКС приедет в Казань расширенной

Почему именно эти государства? В основном это страны, обеспеченные энергетически, обладающие природными ресурсами. Издание Oil Price опубликовало статью о том, что это грозит полным перестроением энергетических потоков в мире. Если к БРИКС присоединятся Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Аргентина и Иран, то страны без собственных ресурсов, являющиеся в то же время экономическими гигантами, потеряют приоритет в получении ресурсов. Энергонедостаточные регионы, в частности Европа, будут отрезаны от дешевых углеводородов. Будут перестроены логистические цепочки, система страхования. И, на мой взгляд, это неизбежно.

Любопытно, что в этом плане будет делать Турция. Почему-то нет речи о том, чтобы принять в БРИКС Анкару. По-видимому, она стремится занимать балансирующую позицию в этой истории. В то же время в азербайджанской прессе (в частности в «Горизонте» со ссылкой на высказывание министра энергетики Турции Алпарслана Байрактара) активно обсуждается завершение строительства международного центра по распределению и продаже газа в Турции. Того самого газового хаба, через который российский газ будет продаваться в Европу. Через него планируют продавать порядка 100 млрд кубометров газа в год. Примерно на столько же Европа планирует сократить поставки газа из России. И появляется вопрос: а что Евросоюз, собственно говоря, выиграет от своих санкций, если он будет получать тот же самый газ по цене гораздо дороже из-за посредников?

По данным агентства Argus, с 14 июля по 15 августа Россия экспортировала нефть марки Urals по цене $70,33 за бочку, Brent — по $84 По данным агентства Argus, с 14 июля по 15 августа Россия экспортировала нефть марки Urals по цене $70,33 за бочку, Brent — по $84 Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто раньше возил российскую нефть, те так и возят

По данным агентства Argus, с 14 июля по 15 августа Россия экспортировала нефть марки Urals по цене $70,33 за бочку, Brent — по $84. Но теперь Argus уже не настаивает на том, что РФ продает ниже потолка. Сейчас агентство дает более-менее реалистичную разницу между Urals и Brent, меньше $15 за бочку. Хотя на самом деле, я думаю, и это не совсем правда: в действительности разница скорее порядка $10 за бочку. Это уже больше того, что минфин РФ закладывал в бюджете. В то же время Bloomberg отмечает: западные компании не перестают работать с этой нефтью и никто потолок не собирается соблюдать. Кто раньше возил российскую нефть, те так и возят. Придумывают разные схемы обхода санкций, но продолжают работу.

Что ждет рынок нефти в ближайшем будущем? Наиболее, на мой взгляд, объективный, хоть и аккуратный, прогноз дает ОПЕК. Если сравнить прогнозы в январе и августе, в России прогнозируется небольшой рост внутреннего потребления нефти. По ЕС прогнозируется спад потребления по сравнению с и так скромным прежним прогнозом. По Китаю — существенный рост, по США предполагается спад.

Это наглядно иллюстрирует то, как работают санкции. По августовским прогнозам, такие страны, как Россия, Китай и некоторые другие, обеспечивают общий рост мирового потребления. Всего по 0,2 млн бочек в сутки, но тем не менее рост по сравнению с январским прогнозом. Что это означает? Что Россия будет продавать этой нефти ровно столько, сколько и планировала. Даже по Argus, который заведомо занижает цены продаж российской нефти, Россия будет продавать как минимум не ниже плана бюджетных проектировок, а на самом деле — существенно выше.

К этому следует добавить, что в этом году США купили у России 416 т урана, что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года и максимум с 2005-го (из расчетов РИА «Новости» на основе данных американской статслужбы). Это тоже деньги. В Штатах четверть атомных станций работает, между прочим, на российском уране. А «Росатом», кстати, прикупил крупнейшее месторождение урана в Казахстане, чтобы иметь хорошую ресурсную базу. Поэтому на «Росатом» пока нет никаких санкций — его топливо позарез нужно США. Америка сама уран нигде взять не может и в ближайшей исторической перспективе не сможет. И, кстати, Нигер, который снабжал ураном Францию, вероятно, теперь будет снабжать им Россию.

Минфин РФ в своем недавнем пресс-релизе сообщает, что месячная динамика поступления доходов и финансирования расходов в июле вышла на траекторию, превышающую базовый уровень Минфин РФ в своем недавнем пресс-релизе сообщает, что месячная динамика поступления доходов и финансирования расходов в июле вышла на траекторию, превышающую базовый уровень Фото: «БИЗНЕС Online»

Реальные доходы России за 7 месяцев 2023 года превысили прогнозируемые

Минфин РФ в своем недавнем пресс-релизе сообщает, что месячная динамика поступления доходов и финансирования расходов в июле вышла на траекторию, превышающую базовый уровень. Они фиксируют, что за январь — июль реально по ненефтегазовым доходам страна получила 10,3 трлн рублей (прирост почти 20% по сравнению с планом), а по нефтегазовым доходам показатель пока отстает. Но при этом начиная с июля страна вышла уже на траекторию, превышающую проектировки.

Позднее председатель правительства Михаил Мишустин заявил, что за первое полугодие прирост по доходам составил 135 млрд рублей по сравнению с планом. В этом смысле бюджет к августу вырулил на цифры, которые позволяют получить превышение дохода по сравнению с планируемым. Это то, о чем я писал в «БИЗНЕС Online» неоднократно, в том числе еще в декабре прошлого года: проектировки будут перекрыты реальными доходами. И на эту траекторию бюджет уже вышел.

На совещании по национальным проектам президент России Владимир Путин сказал, что те, кто считал, будто санкции угробят экономику РФ, ошиблись, что реально экономика страны развивается вполне стабильно и лучше ожиданий. Также он специально коснулся темы волатильности рубля, что для меня было чрезвычайно важно услышать. И тут резюме было такое: финансово-экономическому блоку надо донастраивать инструменты с учетом объективной реальности.

По факту президент признает, что объективных оснований для такой волатильности не было: ни в части роста экономики, ни в части того, как на самом деле обеспечены доходы, в том числе и бюджетные. Что это происходит из-за неучета финансово-экономическим блоком объективной реальности и инструменты, которые они сейчас применяют, нельзя считать вполне адекватными. Я писал, что финансово-экономический блок применяет нереалистичные модели, нуждающиеся в корректировке. Какие-то элементы в них правильные, но какие-то прогнозы, в частности по курсу рубля, инфляции, способам работы с ней, абсолютно неверные.

Характерный пример: в период с 15 по 22 августа 15 крупных банков подняли ставки по ипотеке в диапазоне 1,5–3 п. п., в среднем до 14% годовых. Это ровно то, о чем я писал в «БИЗНЕС Online»: если дернуть вверх ключевую ставку, то это прибавит минимум 2–3% в год к ставке по ипотечным кредитам, что совершенно неприемлемо для развития страны.

«Инфляция для обычного человека будет не меньше 10 процентов»: Иван Грачев об «играх со ставкой» Центробанка РФ

Необходимо возобновление использования балансовых методов для оценки

Первое, что нужно делать, — менять управленческие решения в соответствии с объективной реальностью. Если они базируются на неадекватных моделях, то эти модели надо либо выбрасывать, либо достраивать как следует. Я считал и считаю, что как минимум необходимо возобновление использования балансовых методов для оценки.

На неделе президент провел в Кремле заседание президиума Государственного совета по вопросам развития общественного транспорта в стране, на котором обсуждалось то, как все сейчас в этой сфере в России работает и что надо менять. Примечательно, что в значительной степени совещание было посвящено переводу городов на электротранспорт. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказывал, как это здорово — электробусы в Москве и т. д. Идея правильная с точки зрения улучшения экологии больших городов. Но на этом совещании совершенно не было энергетиков, а ведь любые электробусы должны обеспечиваться энергией, где-то какие-то новые станции должны строиться.

Это еще один наглядный пример того, что поиск управленческих решений у нас в стране абсолютно не сбалансирован, что надо восстанавливать балансовые методы поиска хороших управленческих решений. Такого сейчас нет, а это жизненно необходимо, чтобы страна противостояла санкциям и экономика росла.

Из положительных примеров поиска баланса можно отметить совместное совещание «Росатома» с минэнерго РФ. Они обсудили, как совместить с уже имеющейся генерацией новые 12 атомных блоков, строительство которых запланировано до 2035 года, и последующих, которые должны заработать до 2042-го. Хотя бы в этой области ищут сбалансированные решения.

Закончить хотелось бы ответом на замечание к предыдущей публикации: читатель написал, что я наконец-то стал говорить о сильном влиянии санкций на Россию. Я всегда считал, что влияют, но уровень их воздействия на порядок менее значим, чем проблемы, которые создает РФ собственный финансово-экономический блок своими неадекватными реальности решениями. На самом деле я говорил о том, что дефициты, которые можно было наблюдать в январе, феврале, — результат неверных управленческих решений, что для этого нет объективных оснований. И я рад, что ряд новостей прошедшей недели демонстрирует тенденции к позитивным изменениям в этом направлении.