БАГМАНОВ САМ ДАВНО ПРОСИЛСЯ В КАЗАНЬ

Вчера стало известно, что генеральный директор ОАО «ТАНЕКО» Хамза Багманов переходит в министерство промышленности и торговли РТ. Там он займет должность заместителя министра - соответствующее распоряжение подписано вчера в правительстве РТ.

В пресс-службе ТАНЕКО звонку корреспондента «БИЗНЕС Online» были чрезвычайно удивлены и сообщили, что об этом слышат впервые. Но и после ознакомления с информацией, опубликованной на нашем сайте («Можем сказать вам только спасибо, узнали об этом благодаря «БИЗНЕС Online», читаем все ваши новости!»), впрочем, никаких официальных комментариев не последовало. По-видимому, о возможном уходе знал один лишь Багманов, который о карьерных перестановках никого в известность не поставил: во всяком случае, сегодня он работал весь день, ничем не выдав подчиненным, что меняет место своей работы.

В самом министерстве газете «БИЗНЕС Online» также затруднились прокомментировать назначение, сославшись на отсутствие министра Равиля Зарипова. Он вчера, напомним, находился в Турции, в составе официальной делегации РТ во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым. Впрочем, в минпромторге все же признались, что разговоры о переходе к ним Багманова ходят, однако затруднились прояснить круг обязанностей нового зама, предположив, что представление коллективу состоится по возвращению шефа. Пока никаких кабинетов для него не готовится.

Источники издания, близкие к руководству министерства, сообщили, что, несмотря на отсутствие каких-либо внутренних документов, Багманов, действительно, назначен на должность зама, будет курировать энергетику и нефтехимию. Напомним, что эти направления перешли под кураторство минпромторга после расформирования министерства энергетики. Источники в министерстве утверждают, что сам Багманов давно хотел перебраться в Казань. Не исключено, что в дальнейшем Багманов может быть назначен первым заместителем.

БОЛЬШОЙ «САМОВАР» И «НОЖНИЦЫ ПУТИНА»

Напомним, в Татарстане ТАНЕКО является ключевым проектом (наряду с Универсиадой), на который возлагаются очень большие надежды (для резкого увеличения ВРП). Более того, за его строительством следят первые лица РФ. Вот выдержка из стенограммы рабочей встречи между президентом РФ, тогда еще Дмитрием Медведевым, и президентом РТ, состоявшейся 16 апреля 2012 года:

Р.МИННИХАНОВ: Из крупных проектов – это ТАНЕКО, он полностью работает.

Д.МЕДВЕДЕВ: Все в порядке сейчас, вышли на проектную мощность?

Р.МИННИХАНОВ: На проектную мощность вышли. И глубина переработки где-то 72. Но на следующий год мы запускаем гидроочистку и будет где-то за 83 - 86. И к 2016 году – 97,90.

Д.МЕДВЕДЕВ: Плановая – 97,90?

Р.МИННИХАНОВ: Как мы договаривались.

По мнению газеты «БИЗНЕС Online», существует вероятность того, что казанский Кремль в лице президента, мягко говоря, недоволен ходом работ по проекту «ТАНЕКО». И этому есть как минимум пять основных причин.

Первая причина - затянутость стройки. Первоначально завершение строительства комплекса намечалось на 2009 - 2011 годы. Комплекс должен был включать НПЗ мощностью 7 млн. т нефти в год, завод глубокой переработки нефти мощностью 3,5 млн. т в год и нефтехимический завод по производству продукции на основе ароматических углеводородов. Всего планировалось приобрести до 50 лицензий на различные технологические циклы производства.

На сегодняшний день имеется только большой «самовар» в виде сданной установки ЭЛОУ-АВТ-7, которая «варит» в промышленных масштабах мазут, печное топливо и основу для производства прямогонного бензина, переводя на них нефть в режиме «промышленного опробывания».

На прошлой неделе пресс-служба компании сообщила, что нефтеперерабатывающий комплекс "ТАНЕКО" пока не может выйти на 100-процентную мощность из-за «логистических ограничений, связанных с отгрузкой готовой продукции железнодорожным транспортом». И в этом есть доля правды – мазут слишком дорог для дальних перевозок, а в Поволжье и Урале его производят очень много (в этих регионах сосредоточен 41% всей суммарной мощности российской нефтепереработки). Прямогонный бензин в Татарстане в таких масштабах будет востребован только через несколько лет - при условии завершения строительства пиролизного "миллионника" на "Нижнекамскнефтехиме".

Сейчас ударными темпами строят установку гидрокрекинга, что позволит наладить производство товарного бензина, но ее ввод обещают в лучшем случае в 2013 году. По оптимистичным расчетам, НПЗ по «простой топливной» схеме (производство бензина и дизтоплива) будет запущен в промышленную эксплуатацию не раньше 2014 года. Сравните с первоначальными планами - глубокая переработка и «ароматика» заработают уже в 2009 - 2011 годах.

Для объяснений долгостроя тоже есть множество подпунктов:

- отсутствие опыта при реализации подобных гигантских промышленных проектов (в России за последние 28 лет не был построен «с нуля» ни один нефтеперерабатывающий завод);

- кризис 2008 - 2009 года и перманентное ожидание нового кризиса;

- низкий уровень господдержки объекта в виде государственного финансирования и затяжки с его получением. Напомним, что в 2006 году правительственная комиссия по инвестиционным проектам одобрила выделение «Татнефти» 16,5 млрд. рублей из инвестиционного фонда — на строительство продуктопровода (128 км), нефтепровода (117,3 км) и внешних железнодорожных путей (34,49 км). Причем средства, необходимые на строительство инфраструктуры, начали поступать на счета «Татнефти» только в 2008 году. Но что такое 16,5 млрд. рублей государственных вложений на фоне общей сметы в сотни миллиардов? Такие крупные долгоиграющие инфраструктурные проекты должны запускаться при только при подавляющем участии государства и в форме государственной компании, приватизация которой возможна при окончательном запуске завода по полному циклу на проектную мощность;

- чехарда с подрядчиками, проектантами и исполнителями работ. Ее можно было избежать при условии заключения заказа на строительство всего завода «под ключ» с такими мегагигантами строительства нефтеперерабатывающих заводов, как Bechtel, KBR и т.п. У этих компаний - десятки реализованных многомиллиардных проектов и всемирная репутация, а также весьма крутые штрафы за каждый день просрочки сдачи завода. К сожалению, у нас пока нет необходимой управленческой культуры реализации мегапроектов. А если честно, то и реализация обычных проектов хромает. Пройдет немало времени, когда «проектная культура» будет обыденной и составной частью «культурного кода» российских управленцев.

Достаточно вспомнить ситуацию с тем же гидрокрекингом. Срыв по срокам строительства почти на год был по причине задержки по поставке колонн гидрокрекинга. Поставщиком по контракту от 6 августа 2007 года №KOMZ 1700/19/242 выступило открытое акционерное общество «Объединенные машиностроительные заводы» (Группа Уралмаш-Ижора). В соответствии с контрактом, первый реактор должен был быть поставлен заказчику не позднее августа 2009 года, второй - не позднее октября 2009 года. Просрочка в поставке реактора R-0101 составила 11 месяцев, по реактору R-0102 - девять месяцев. "Татнефть" первоначально выставила неустойку за срыв в размере 336 млн. рублей, но в конце 2011-го, после заключения мирового соглашения с ответчиком, снизила эту сумму до 75 млн. рублей.

СТОИМОСТЬ ТОПЛИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ТАНЕКО К 2015 ГОДУ ПОДОЙДЕТ К ЦИФРЕ $10 МИЛЛИАРДОВ

Вторая причина - огромные издержки по строительству. Стоимость планируемого простого топливного производства на ТАНЕКО (индекс Нельсона - около 4,0) в виде только прямых капитальных затрат (не учитываются издержки из-за срыва сроков, проценты по займам и т.д.) к 2015 году подойдет к цифре $10 миллиардов. По отношению капитальных затрат на каждый литр выпускаемых нефтепродуктов это будет одним из самых самым дорогих НПЗ в мире. Подобного рода нефтеперерабатывающие заводы строятся во всем мире «с нуля» за деньги не больше $5 миллиардов. К примеру, в Европе стандартная оценка стоимости покупки действующих современных НПЗ с большей глубиной переработки редко превышает $15 тыс. за 1 барр./сутки. Мощность ТАНЕКО = 140 тыс. за 1 барр./сутки. Несложный подсчет дает максимально завышенную оценку для ТАНЕКО в $2 миллиарда.

Чтобы понять, что сумма строительства непомерно завышена, можно также посмотреть на недавние покупки российскими компаниями крупных готовых и работающих европейских НПЗ: в конце января 2012-го Роснефть купила НПЗ в Ингольштадте мощностью 5,5 млн. т за $1 млрд., а Gunvor Геннадия Тимченко примерно за те же деньги 4 мая закрыл сделку по приобретению НПЗ в Антверпене (Бельгия). Мощность завода составляет 5,5 млн. т в год, качество переработки по индексу комплексности Нельсона — 4,5. И это, подчеркнем, действующие, работающие заводы.

Безусловно, уникальный для постсоветской России мегапроект многое оправдывает (даже супериздержки), как говорится, за ценой не постоим. Победа и будущие мегадоходы для республики все спишут. Но у любой «учебы» и экспериментов есть пределы. Как есть пределы терпения у казанского Кремля…

ВЫСОКАЯ ЭНЕРГОЕМКОСТЬ И РАСТУЩИЕ ЭНЕРГОТАРИФЫ

Третья причина - вступление в ВТО. В таких отраслях, как нефтепереработка, в структуре затрат расходы на электроэнергию и тепло доходят до 35%. Высокая энергоемкость производства в сочетании с растущими энерготарифами и затратами на оплату труда будут убивать всю маржу. Не следует забывать о еще большем проникновении в экономику России иностранных транснациональных корпораций, способных за счет низких издержек поставлять в Россию дешевые нефтепродукты.

Четвертая причина - «ножницы Путина». Бензин и дизтопливо (а это основные продукты производства простого топливного ПНЗ) – социально значимые товары. Сдерживание правительством цен на них – одно из основных условий социальной стабильности и контроля за инфляцией. Это уже не говоря о принудительных поставках по низким ценам дизтоплива для посевных и уборочных компаний. Но рост цен на сырую нефть наше правительство, увы, держать не может. Так, специалисты близкой к правительству экономической экспертной группы (ЭЭГ) пишут следующее: «Суммарная экспортная цена нефтепродуктов, получаемых в России из тонны нефти (не говоря об их внутренней цене), устойчиво ниже, чем экспортная цена этой нефти. Если же учесть еще стоимость дополнительных расходов на переработку, то оказывается, что ее результатом становится уменьшение ренты в среднем примерно на треть от стоимости исходного сырья. Это значит, что с экономической точки зрения переработка нефти в ее нынешнем состоянии приносит стране значительные убытки. В итоге российская экономика ежегодно теряет примерно 3 процента ВВП».

НАЛОГИ ЗДОРОВО УДАРИЛИ ПО НЕФТЯНИКАМ И НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКАМ РТ

Пятая причина - налоговый режим «60 - 66». С 1 октября 2011 года был введен так называемый налоговый режим «60 - 66». Считается, что он должен стимулировать нефтедобычу и увеличить производство светлых нефтепродуктов. Режим здорово ударил по татарстанским нефтяникам и нефтепереработчикам. Этот режим предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение пошлин на темные нефтепродукты. Цель нововведений – подстегнуть нефтяные компании к увеличению качества переработки получаемых из нефти нефтепродуктов.

Применительно к татарстанским компаниям всплыл парадоксальный факт - да, "Татнефть" в прибылях, у них нет переработки (ТАНЕКО строится), но другое татарстанское предприятие ОАО «ТАИФ-НК» - в убытках, несмотря на глубину переработки в 74%. Но компенсировать увеличение экспортных пошлин на темные нефтепродукты льготами по уплате НДПИ не может – у предприятия нет нефтедобычи! Чтобы разрешить патовую ситуацию, руководители РТ и «Татнефти» неоднократно обращались с соответствующими просьбами в федеральные органы власти. При этом предлагалась следующая схема: "Татнефть" транслирует льготы по НДПИ на ТАИФ через поставку на ТАИФ-НК сырья по скорректированной цене с учетом полученной льготы. Но минфин РФ вполне логично отказывал, ссылаясь на непрозрачность и ненадежность механизма такой трансляции.

Но на ТАНЕКО в ближайшие годы основными продуктами переработки будут именно темные нефтепродукты, экспортировать которые становится из-за новых пошлин делом невыгодным. А мазута в РФ и так более чем достаточно – его производится 70 млн. т в год. Да и далеко его не увезешь. В связи с этим выпадающие доходы «Татнефти» составляли 34 млрд. рублей.

В итоге правительство РФ все-таки пошло навстречу и предоставило Татарстану 7 декабря 2011 года «именную» налоговую льготу по уплате НДПИ на общую сумму 37,8 млрд. рублей или 7,5 млрд. рублей в год. Только льгота ушла в… ТАИФ-НК, а сама "Татнефть" никакой компенсации до сегодняшнего дня не получила. В итоге окупаемость того же самого ТАНЕКО самой "Татнефтью" (из интервью с ее гендиректором Шафагатом Тахаутдиновым от 31 декабря 2011 года) оценивается на уровне «не раньше 15 лет».

«ПОЛОВИНУ ВСЕЙ ДОБЫВАЕМОЙ У НАС НЕФТИ СМОЖЕМ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ В ТАТАРСТАНЕ»

Что будет дальше с проектом, Минниханов очертил в опубликованном буквально позавчера интервью «Российской газете»:

«В первом полугодии 2013 года мы планируем завершить строительство комплекса гидрокрекинга с производством смазочных масел.

В настоящее время приступаем к реализации проекта строительства комплекса глубокой переработки тяжелых остатков. С вводом этого комплекса в эксплуатацию максимально увеличится выпуск светлых высоколиквидных нефтепродуктов. Глубина переработки нефти достигнет 97 процентов. Появятся новые мощности по производству моторных топлив, соответствующих стандарту Евро-5. Затем построим нефтехимический завод по выпуску ароматических углеводородов и пластиков. Кроме того, ТАНЕКО будет поставлять сырье для нефтехимических предприятий Татарстана.

Когда мы реализуем все эти проекты, то половину всей добываемой у нас нефти сможем перерабатывать в Татарстане».

Судя по всему, взятые на себя обязательства и конкретные сроки потребовали от Минниханова ставки на новую команду управленцев… Отступать некуда уже.

КТО ВМЕСТО?

По мнению источников «БИЗНЕС Online», потенциальными кандидатами на должность генерального директора ТАНЕКО сейчас являются два промышленных генерала – глава «Казаньоргсинтеза» Леонид Алехин и гендиректор ООО «ИНКО-ТЭК» Александр Бабынин.

В пользу первого отчасти говорит тот факт, что недавно Алехин - впервые за долгое время! - сам прервал информационную паузу, дав большое интервью одному из информационных агентств. Выход на публику, возможно, как-то связан с изменениями в карьере Алехина – тем более в последние несколько лет неоднократно возникали слухи о том, что он собирается покинуть КОС.

Однако более вероятным представляется назначение Бабынина. До октября 2011 года он возглавлял другое крупное нефтеперерабатывающее предприятие республики - "ТАИФ-НК", однако затем (из-за конфликта между Бабыниным и руководством ТАИФа в отношении строительства комплекса по переработке глубоких нефтяных остатков на ОАО «ТАИФ-НК») перешел в ИНКО-ТЭК. Эта компания была специально создана "Татнефтью" для инжиниринга нефтеперерабатывающих и нефтехимических проектов. На работу сюда перешли люди из "команды Бабынина", бывшие топ-менеджеры ОАО "ТАИФ-НК". На высокую вероятность назначения Бабынина на ТАНЕКО указывает один немаловажный факт: на днях, 25 мая, в Нижнекамске состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО "ТАНЕКО". Там были утверждены годовой отчет компании и бухгалтерская отчетность за 2011 год. Внимание привлекают несколько интересных деталей.

Во-первых, была озвучена свежая цифра затрат в ТАНЕКО. Если в 2011 году в Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов инвестировано 30,4 млрд. рублей, то всего с начала строительства - более 214,8 млрд. рублей (или $6,5 млрд.).

Во-вторых - и это самое главное - участники собрания акционеров приняли решение расширить совет директоров ТАНЕКО с 10 до 11 человек, и в него был введен Бабынин. Можно предположить, что его ввели в совет директоров отнюдь не случайно, и его кандидатура, как уже зарекомендовавшего себя управленца, будет предложена на пост генерального менеджера «проекта века».

Справка

Хамза Багманов

Дата и место рождения: 1 мая 1957 года, с. Нижняя Мактама Альметьевского района РТ.
Образование: Казанский инженерно-строительный институт (1985).

Этапы карьеры:

В 1983 - 1993 гг. - работал в исполкоме и администрации г. Альметьевска.
В 1993 - 1998 гг. - руководитель ремонтно-строительного управления "Татнефтеремстрой".
С 1998 года - генеральный директор ОАО "Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод".
В 2005 году возглавил ОАО "ТАНЕКО" (прежнее наименование - ЗАО "Нижнекамский НПЗ").
С 30 мая 2012 года - заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан.