Казанские школы не поспевают за ростом числа учащихся. Ежегодно строятся новые здания, но некоторые школы набирают по 15 первых классов, а 40% учатся в две смены, радовались демографическим успехам и тревожились чиновники сегодня на августовском совещании в IT-парке. Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин в унисон с мэром Казани Ильсуром Метшиным критиковал строителей, которые продают квадратные метры, а не качество жизни. В итоге государство должно расхлебывать проблемы с нехваткой школ и детских садов в новых микрорайонах. О новых учебниках по истории, единой цифровой экосистеме образования для Москвы и Казани и возврате трудотерапии, — в материале корреспондентов «БИЗНЕС Online».
Сегодня утром Рустам Минниханов вручил ключи от 49 новых автомобилей LADA Vesta начальникам отделов и управлений образования городов и районов республики
«Вы всегда должны помнить, кто обеспечил вам такое будущее»
Рабочий день Рустама Минниханова сегодня прошел под знаком развития образования. Президент РТ начал со встречи с начальниками отделов и управлений образования городов и районов республики. На площади перед Госсоветом РТ он вручил им ключи от 49 автомобилей LADA Vesta. «Ваша мобильность и эффективность во многом зависят от наличия транспорта», — напутствовал Минниханов.
Потом настала очередь выпускников школ, набравших максимальное количество баллов на ЕГЭ, и победителей олимпиад. Грамотеям президент РТ пожелал сохранять связь с республикой, какой бы вуз они ни выбрали для учебы дальше — в Санкт-Петербурге, Москве или Казани. «Вы всегда должны помнить, как вы стали такими успешными. Помнить, кто обеспечил вам такое будущее», — наставлял Минниханов. Молодым умам он дал советы — меньше спать, пораньше вставать и заниматься спортом.
К 11:00 в фойе IT-парка развернулась широкая ярмарка изделий школьного творчества. Сюда съехались умельцы и рукодельницы со всей республики
К 11:00 в IT-парке им. Рамеева собрался весь цвет педагогической элиты республики. Среди приглашенных на совещание работников образования и науки можно было встретить ректоров татарстанских вузов, депутатов Госдумы от Татарстана, глав районов республики. Пришел госсоветник РТ Минтимер Шаймиев и избранный недавно на пост президента Академии наук РТ Рифкат Минниханов. Прилетела заммэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
В начале совещания включили видеоприветствие министра просвещения России Сергея Кравцова. Он сообщил, что до конца 2025 года будут разработаны единые учебники по всем школьным предметам. А для учеников 10–11-х классов учебники по новейшей истории поступят в школы уже до 1 сентября этого года. «Сегодня, когда продолжается информационная война, Запад пытается исказить правду и представить исторические события в ложном свете. Нашей опорой должно стать качественное педагогическое образование», — заявил Кравцов.
В начале совещания включили видеоприветствие министра просвещения России Сергея Кравцова. Он сообщил, что до конца 2025 года будут разработаны единые учебники по всем школьным предметам
«Ситуацию в Куюках пришлось исправлять в авральном порядке»
Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин не стал приукрашивать работу ведомства, но начал с приятного — в честь Года педагога и наставника установят памятник учителю на набережной Казанки и создадут музей образования «Белем» на территории КФУ. Хадиуллин отметил, что документарная нагрузка на учителя снижается, однако результаты опроса среди педагогов говорят об актуальности проблемы. Поэтому он попросил руководителей не возлагать на тех работу, не относящуюся к их основной деятельности. Сохраняется нехватка учителей — потребность составляет порядка 2 тыс. человек. Наиболее остро не хватает преподавателей математики, физики, русского языка и иностранных языков, педагогов начальных классов.
Показатель успешности системы образования — итоги экзаменационной кампании. По словам Хадиуллина, школьники Татарстана отличаются стабильно высокими результатами по всем предметам в части средних баллов по стране. Наблюдается и рост числа высокобалльников по химии, физике, биологии, географии и литературе. Он похвалил педагогические коллективы Набережных Челнов, Вахитовского и Приволжского районов Казани, Верхнеуслонского, Мензелинского, Сабинского, Бугульминского, Агрызского, Балтасинского, Атнинского, Бавлинского районов РТ. Всего в регионе 199 стобалльников, 200 баллов по двум предметам получили 9 человек.
Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин начал с приятного — в честь Года педагога и наставника, объявленного в России, будет установлен памятник учителю на набережной Казанки и создан музей образования «Белем» на территории КФУ
При этом к призывам Минниханова остаться в Татарстане большинство из них остались глухи. 7 из 9 200-балльников планируют обучение в вузах Москвы и Петербурга. Из 14 200-балльников прошлого года в вузах республики обучаются только 6 человек. «Наша общая задача — удержать талантливых абитуриентов, показать им возможности получения высшего образования, трудоустройства и карьерного роста в Татарстане, — заявил министр. — Здесь заслуживает внимания опыт КФУ, где принято решение о выплате однократной стипендии в размере до 300 тысяч рублей первокурсникам из числа победителей и призеров международных и всероссийских олимпиад школьников, а также тем, кто по результатам ЕГЭ получил 100 баллов по одному или нескольким предметам».
Последние два года падает количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по физике, химии, биологии и профильной математике. Причины две: особенности в правилах приема на инженерные специальности в вузах и нехватка высококвалифицированных учителей-предметников. Кадровый перекос связан с приоритетом в обеспечении предприятий оборонно-промышленного комплекса, особое внимание уделяется подготовке кадров для работы с беспилотными авиационными системами. Последствия не заставили себя долго ждать: в Алексеевском, Апастовском, Арском, Буинском, Дрожжановском, Кайбицком, Лаишевском, Нурлатском, Чистопольском и Менделеевском районах более трети медалистов не смогли набрать 70 баллов по предмету по выбору.
За последние два года идет спад количества выпускников, выбирающих ЕГЭ по физике, химии, биологии и профильной математике
Еще одна проблема касается комплектования 10-х классов — в 57 школах не предусмотрено открытие ни одного 10-го класса. Самая проблемная ситуация в Менделеевском районе: из 15 средних школ 10-е классы открываются только в 6. Профильное обучение также не организовано во всех учебных заведениях. На следующий учебный год планируют открыть 51,5% (11 гимназий и пять лицеев) универсальных классов. Поэтому спикер поручил проанализировать учебные планы в части определения предметных областей, изучение которых можно вести на углубленном уровне.
В 43 районах отмечается 100-процентная доступность дошкольного образования, но существует риск недостижения данного показателя в Пестречинском и Лаишевском районах, продолжил спикер. «Хочу обозначить проблему несогласованности в планировании строительства жилья и объектов образования в этих, а также Высокогорском и Тукаевском районах, которая приводит к нехватке мест в образовательных организациях, — намекнул на хаотичную застройку глава минобрнауки. — Показательна ситуация в деревне Куюки Пестречинского района, в которой проживают 2,5 тысячи детей школьного возраста. При этом там функционирует только одна общеобразовательная организация — лицей „Алгоритм“». Хадиуллин добавил, что ситуацию приходится исправлять в авральном порядке, хотя этого можно было избежать на этапе формирования планов застройки.
В текущем году в Казани появится два детских сада на 220 мест каждый, учреждение с такой же вместимостью возведут в Тукаевском районе и на 340 мест в Набережных Челнах
Новая платформа для «Ана теле» и трудовое воспитание
Обновление федеральных образовательных стандартов пережили в 2023 году и 1-е, и 5-е классы, а в следующем к ним добавятся 2-е, 6-е и 10-е. Унифицированные учебники и пособия для старшей школы планируется ввести с 1 сентября, до 1 марта 2024 года они будут разработаны по русскому языку, литературе, окружающему миру, географии и ОБЖ. Не забыли упомянуть и учебники по истории России и всеобщей истории, в которые вошли материалы о спецоперации на Украине. Что касается изучения татарского языка, то в минпросвещения РФ направлено 26 учебников для включения в федеральный перечень. Еще одна хорошая новость касательно национального образования относилась к бесплатной онлайн-школе изучения татарского языка «Ана теле» («Язык матери»), которая перестала работать на базе зарубежной платформы Education First. По словам министра, контент будет перенесен на отечественную платформу.
Что касается самих школьников, то министр подчеркнул, что важную роль сейчас играет воспитание, которое призвано формировать у них патриотические чувства, гражданственность, коллективизм, уважение к памяти защитников Отечества. Напомнил и о новшествах — уроки «Разговоры о важном», церемония поднятия флагов и исполнения государственных гимнов, вступление в «Движение первых» и «Орлята России» с 1 сентября.
«Современное детство протекает на фоне стремительного развития цифровых технологий. Это усиливает прежние социальные риски и порождает новые. К сохраняющим свою актуальность вопросам, таким как школьная дезадаптация, нарушение социализации, агрессия, в последнее время добавились проблемы кибербуллинга, деструктивных сообществ, криминальных субкультур. Для их решения необходимо укрепление системы межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики», — подытожил докладчик.
Нейтрализовывать новые угрозы будут «дедовским» методом, а именно — трудовым воспитанием. Министр напомнил, что в федеральный закон «Об образовании» были внесены изменения — «об обязательном участии обучающихся в общественно полезном труде». Школьники займутся высадкой деревьев и цветов на пришкольной территории, оформлением школьной площадки, класса, созданием театральных костюмов и другим полезным трудом. Согласия родителей на это спрашивать не будут.
Мэр Казани Ильсур Метшин начал с того, что система образования сегодня охватывает 1/5 часть населения города, а для ее функционирования ежегодно закачивается 70% бюджета столицы
«В городе появились школы, где уже 15 первых классов!»
Мэр Казани Ильсур Метшин начал с того, что система образования сегодня охватывает 1/5 часть населения города, а для ее функционирования ежегодно тратится 70% бюджета столицы.
На фоне спада рождаемости в стране в Казани число школьников только растет. За последние пять лет их стало на 33 тыс. больше. Как объяснил этот феномен сам мэр, подросло поколение беби-бума, когда на протяжении многих лет столица РТ ежегодно била свои же демографические рекорды. «Рекордное количество учащихся сядут за парты в этом году — 174 тысячи детей!» — радовался мэр Казани и одновременно тревожился. Всех юных казанцев нужно обеспечить качественным образованием. Сегодня 40% школ работает в две смены.
Школы явно не успевают расти вслед за учениками — за пять лет в городе было построено 8 новых школ, а также допкорпуса еще для 8 школ в общей сложности на 16,5 тыс. учащихся. Открыто 32 новых детских сада.
Не утаил мэр и имеющихся проблем — здания 136 школ и 183 детских садов нуждаются в проведении комплексного капитального ремонта с благоустройством территории. При этом 90% школ и детсадов находится в зданиях, построенных более 30 лет назад.
«Мы все помним, что 11 лет назад благодаря президентской программе Рустама Нургалиевича в Казани были капитально отремонтированы все школьные здания старше 30 лет. Но подошла очередь капремонта целого ряда других образовательных учреждений», — подчеркнул Ильсур Раисович. Он привел статистику — за 10 лет в Казани капитально отремонтировали 106 школ и 88 детских садов.
Готовность объектов образования столицы РТ к новому учебному году мэр оценил на 95%. Традиционные летние строительные работы подходят к концу. Но перед городскими начальниками возникают новые вызовы — город ежегодно прирастает 800 тыс. кв. м нового жилья. По численности новоселов это равно населению Менделеевска или Нурлата! Однако, несмотря на жесткие нормативы проектирования и строительства, школ и детских садов в новых районах Казани все равно не хватает.
«В городе появились школы, где 15 первых классов»! — ужасался Ильсур Раисович. Работают они с «колоссальной перегрузкой», что неблагоприятно отражается на образовательном процессе. Ежедневно в садики и школы Казани привозят своих детей жители прилегающих районов. «Наши коллеги, к сожалению, не смогли (или не захотели) заставить строителей запроектировать необходимую образовательную среду и продавать не пресловутые квадратные метры, а качество жизни», — обратился Метшин с критикой в адрес глав районов Татарстана из так называемой Казанской агломерации (многие из них сидели в зале).
«Рекордное количество учащихся сядут за парты в этом году — 174 тысячи детей!» — радовался мэр Казани
Мэр поблагодарил Минниханова за 70 квартир, которые получили учителя по программе социальной ипотеки. Он попросил коллег из зала овациями поддержать предложение казанской мэрии разработать постоянно действующую программу социальной ипотеки для учителей или льготного арендного жилья. Мол, учат-то и воспитывают детей «не интерактивные доски и нейросети», а 30 тыс. сотрудников образовательных учреждений, из которых 17 тыс. — педагоги. Столица РТ со своей стороны планирует учредить нагрудный знак «Почетный работник системы образования города Казани».
С гордостью мэр отметил, что 63% всех призеров и победителей республиканской команды — учащиеся из Казани. По абсолютному количеству призовых мест город на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, «а по соотношению на 100 тысяч населения даже опережаем столицу России», — подсчитал докладчик.
«Высшим пилотажем» он назвал победу казанца Никиты Перова, который дважды стал золотым медалистом международной олимпиады по химии. «Мы недавно с ним встречались, я говорю: „Никита, что сделать для тебя, для твоей семьи?“ А он отвечает: „Сделайте, пожалуйста, лабораторию, где бы такие, как я, со всего города собирались, и позаботьтесь о моих педагогах!“ — процитировал мэр молодого человека и пообещал создать подобную школьную лабораторию в Казани.
На обеспечение безопасности в школах: на КПП, комнаты охраны, системы видеонаблюдения и прочие системы безопасности в школах из бюджета РТ было потрачено 1,4 млрд рублей
На КПП, комнаты охраны, системы видеонаблюдения и прочие системы безопасности в школах из бюджета РТ было потрачено 1,4 млрд рублей. «Несмотря на возражения некоторых жителей, мы закрыли территории образовательных учреждений. Как результат — исчезла ситуация, когда школьные территории были проходным двором, снизился вандализм, повысился уровень чистоты и спокойствия», — отчитался мэр Казани.
Оказывает город поддержку детям участников СВО. Они смогут бесплатно питаться в школе, пользоваться общественным транспортом, посещать ряд спортивных и культурных объектов, и все это за счет городского бюджета. Для этого в Казани была выпущена специальная карта «Батыр». Метшин попросил учителей следить за эмоциональным настроем этих ребят, ибо «кто лучше учителя увидит настроение ребенка», и «держать руку на пульсе в этом вопросе». «Бойцы, защищающие независимость нашей страны в ходе СВО, должны быть уверены — у них в тылу все спокойно», — объяснял Метшин.
«Мы понимаем его уровень культурной коммуникации, потому что фиксируем, какую обратную связь он предоставляет своим ученикам», — заявила заммэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова
Москва плюс Казань: образовательная коллаборация
Предоставляя слово московской гостье, Минниханов дал понять, что апгрейда портала «Электронное образование РТ», о котором говорилось еще на прошлом августовском совещании, видимо, уже не будет. Вместо этого было решено вступить в коллаборацию с правительством Москвы, что дает Татарстану бесплатный доступ к системе Московской электронной школы (МЭШ). Глава РТ дал понять, что это сэкономит региону солидные средства. Сомнительно, на наш взгляд, что республиканские власти передумали только в целях экономии средств. На прорывные образовательные проекты в Татарстане никогда не скупились. Очевидно, пришло понимание, что своими силами выше уровня откровенно слабого сайта edu.tatar.ru не прыгнуть, а потому предпочли «прислониться» к разработкам московских коллег.
По словам Раковой, будет создана единая цифровая экосистема образования для Москвы и Казани. В Первопрестольной сейчас работает система МЭШ, которая позволяет цифровизировать обучение. Для учителя доступны поурочное планирование, конструктор тестов, загрузка цифровых домашних заданий, планирование результатов обучения, получение отчетов по классам, ученикам и проведение видео-конференц-связи.
Ученик же в системе может посмотреть учебные планы, рабочие программы, результаты изучения темы, оценки и загрузить свое портфолио. До конца этого года МЭШ персонализирует поддержку каждого ребенка в получении образования и будет выстраивать рекомендации по дальнейшему обучению с помощью искусственного интеллекта. «Система образования в каждом субъекте имеет свои особенности, поэтому сервисы для учителей и учеников должны учитывать эту региональную специфику, и я очень надеюсь, что благодаря совместной работе мы доработаем сервисы под те проблемы и задачи, которые стоят перед вашими учениками и учителями», — добавила Ракова.
Достоинством цифрового образования вице-мэр назвала прозрачность системы. Так, например, для составления учебных и поурочных планов у учителей есть конструктор с базой информации. Благодаря этому получается оперативно анализировать 45 тыс. планов, которые готовят столичные школы, и 500 тыс. планов педагогов. «Знаете, как интересно, когда видишь, как они раскладываются по городу?» — задала риторический вопрос Ракова.
Минниханов вручил Раковой орден «Дуслык»
Система МЭШ позволяет смотреть и на используемые учителями материалы. Все это происходит автоматически, и вручную сверять не приходится. МЭШ позволяет управлять и качеством образования. В базе есть единый справочник форм контроля по каждому предмету. А классификатор тем автоматически связывает каждую выставленную отметку с конкретной темой.
Управлять кадрами позволяет составление персонального портфолио учителя. Там есть сведения о его образовании, опыте работы, заслугах. Фиксируются и образовательные результаты, потому что в базе есть данные, как учатся его классы, по результатам ОГЭ, ЕГЭ и городским диагностикам.
«Мы понимаем его уровень культурной коммуникации учителя, потому что фиксируем, какую обратную связь он предоставляет своим ученикам», — заявила Ракова.
В числе перспектив был пункт о развитии методического сопровождения. Спикер поделилась, что методисты Татарстана и Москвы разработали тематический каркас для преподавания татарского языка и погрузили его в МЭШ. «Очень прошу оперативно дополнить библиотеку всем необходимым интерактивным материалом для того, чтобы преподавать татарский язык: и видеоуроками, и сценариями, и интерактивным пособием, чтобы татарский язык легко было учить и преподавать не только в Татарстане, Москве и России, но и в любой точке мира», — призвала Ракова педагогов, сидящих в зале.
Хадиуллин в выступлении подтвердил, что сейчас минцифры и минобрнауки республики отрабатывают варианты модернизации информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан». «С марта по июнь текущего года проведена апробация унифицированного решения на базе Московской электронной школы, показавшая эффективность последней и возможность интеграции с действующей республиканской системой», — добавил министр.
В ближайшее время может быть подписано соглашение между Москвой и Татарстаном о сотрудничестве по этим образовательным порталам.
Минниханов вопреки традиции не стал выступать с развернутым напутствием педагогам. Он лишь лаконично поблагодарил учителей за их нелегкий труд, после чего перешел к вручению наград.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.