Влияние соцсетей на розничных инвесторов — это одна из основных потенциальных проблем для финансовых рынков. Наряду с положительным влиянием блогеры и телеграм-каналы генерируют негативные эффекты, в том числе могут влиять на котировки акций. Об этом говорится в ежемесячном обзоре рисков финансовых рынков, который подготовил Центробанк РФ.

«Кроме положительного влияния, социальные медиа также могут генерировать ряд негативных эффектов: снижение мотивации частных инвесторов к развитию собственных навыков анализа рыночной и корпоративной информации, влияние на котировки акций (например, через телеграм-­каналы и социальные платформы)», — отмечается в докладе ЦБ.

Как отметил регулятор, в последние годы число частных инвесторов значительно выросло как в России, так и за рубежом. На этом фоне стало более серьезным влияние инфлюенсеров на поведение розничных инвесторов, растет объем инвестиций без финансовых посредников, а также «высокий аппетит к риску и вложения в высокорисковые активы». Ключевым источником информации для начинающих инвесторов стали соцсети, констатирует Банк России.

«В России на фоне выхода большого количества частных инвесторов на финансовый рынок <…> отмечается рост влияния, оказываемого телеграм-каналами, блогерами, инфлюенсерами. В настоящее время инфлюенсеры оказывают существенное влияние на финансовые решения значительного числа частных инвесторов: количество подписчиков ведущих финансовых блогеров в социальных сетях доходит до нескольких миллионов человек. При этом они не несут ответственности за предоставляемую информацию, советы и инвестиционные результаты своих читателей», — сказано в докладе.

Некоторые блогеры дают инвесторам рекомендации по покупке ценных бумаг, и это повышает вероятность принятия частными инвесторами необдуманных и однотипных решений, сказано в обзоре. «Стоит отметить, что наблюдаются как практики по действительному созданию ценового тренда с помощью телеграм-каналов, так и иные ситуации, когда тренд формировался в силу рыночных явлений или недобросовестных практик, не связанных с целенаправленными действиями социальных медиа», — пишут авторы доклада.

ЦБ также упоминает, что за январь — февраль 2023 года выявил в публикациях 8 попыток воздействовать на цены акций, за 2022-й — 13 попыток.