Наиль Магдеев: «Меня разбуди — точно знаю, что „Булгарпиво“ государству должно. Оно что, какие-то преференции имеет» Наиль Магдеев: «Меня разбуди — точно знаю, что «Булгарпиво» государству должно. Оно что, какие-то преференции имеет?» Фото: nabchelny.ru

«Булгарпиво» вновь в списке должников

Ложкой дегтя для городского бюджета в первом полугодии 2023 года стали налоговые должники, уже не в первый раз. При этом годовой план по сбору собственных доходов (куда входят и налоги), что называется, недотянул. До выполнения показателей не хватило 4%, или 292 млн рублей. Просадка заметна, к примеру, по налогу на имущество физлиц. Начальник управления финансов Светлана Мулюкова объясняет падение новыми сроками зачисления платежей. «Также объективной причиной отклонения от плана является отсутствие сроков уплаты начислений по имущественным налогам физических лиц, платежи по которым приходятся на IV квартал», — поясняет спикер.

На обсуждении оказалась задолженность Челнов в консолидированный бюджет Татарстана — внушительные 1,1 млрд рублей, доля города в которых — 225 млн рублей. Долг вырос на значительные 244 млн рублей. В списке главных должников города вновь оказалось «Булгарпиво» Руслана Якушева, которое не выплатило налогов на 109 млн рублей. Общая задолженность компании — 205,6 миллиона.

Ситуация не новая. «Булгарпиво» — постоянный должник города, и, как уверял Наиль Магдеев в марте, история тянется уже 9-й год. «Меня разбуди — я точно знаю, что „Булгарпиво“ государству должно. Оно что, какие-то преференции имеет?» — сокрушался в марте градоначальник. Тогда его фраза даже стала интернет-мемом: «Всем тем, кто аккуратно и вовремя уплачивает налоги, большое спасибо. Тем, кто не уплачивает налоги, — неспасибо», — сказал Магдеев.

«Привет тебе от налоговой»: как Магдеев отчитал главу «Булгарпива» за неуплату акцизов

Градоначальник и в этот раз не обошел ситуацию стороной, раскритиковав пивной завод за долги. «У тех, кто производит мороженое, тех, кто производит напитки, тех, кто производит пиво, хорошие условия. Кому жара, кому выручка, да? Какие еще нужны идеальные условия для того, чтобы сегодня не расплачиваться с налоговой? Люди же за напитки платят полным рублем, потому эти деньги должны, безусловно, должны идти в бюджет», — прокомментировал ситуацию мэр.

К слову, в марте гендиректор «Булгарпива» прокомментировал «БИЗНЕС Online» прецедент с долгами. Задолженность тогда накопилась по акцизным налогам. При этом глава компании указал, что большую часть долга — 100 млн рублей — компания погасила за неделю до критики. «Это и изменения объема продаж, и поднятие цен, и рост стоимости сырья. Самое главное, что нас подкосило, — резкий рост ключевой ставки ЦБ. Но это никаким образом нас не оправдывает. Где-то, конечно, есть и наши недоработки», — пояснил тогда Якушев и напомнил: предприятие ежегодно перечисляет в консолидированный бюджет до 1 млрд рублей.

Хороший рост, почти двукратный, показали резиденты челнинского ТОР, которые увеличили выплаты НДФЛ с 73 млн до 126 млн рублей. Лидерами по выплатам оказались «Тэмпо» и Haier, рассказала Мулюкова, но конкретных цифр не озвучила Хороший рост, почти двукратный, показали резиденты челнинского ТОРа, которые увеличили выплаты НДФЛ с 73 млн до 126 млн рублей. Лидерами по выплатам оказались ТЭМПО и Haier, рассказала Светлана Мулюкова, но конкретных цифр не озвучила Фото: nabchelny.ru

Хорошие результаты ТОРа и низкий темп прироста налогов у КАМАЗа

Есть и хорошие новости для Челнов: доходы города в первом полугодии 2023 года выросли на внушительные 1,5 млрд — 8,9 млрд рублей. По сравнению с 2022-м увеличились межбюджетные трансферты на 1,1 млрд рублей и составили 5,6 млрд, а собственные доходы города, куда входят и налоги, — на 382 млн, достигнув отметки в 3,3 млрд рублей.

«Куда направить [финансовые ресурсы], мы все прекрасно знаем. Мы смогли в первом полугодии увеличить расходную часть бюджета, не жалуясь на трудности — они были до нас и будут после. Насчет трудностей не переживайте — их обязательно кто-нибудь организует, все так было на моей практике. Наша задача: увеличивать расходную часть бюджета за счет сбора собственных доходов», — порадовался возросшим доходам города мэр.

Крупнейшим налогоплательщиком Челнов вновь стал КАМАЗ. Впрочем, темп прироста поступлений от автогиганта самый низкий в списке исполкома — всего 9,6%, в то время как «Ремдизель», где сосредоточены оборонные заказы, имеет цифру в 90%. 

«Хоть и сегодня говорят, что не хватает рабочих рук, но я думаю, что каждое акционерное общество должно вместе с акционерами думать о том, как привлекать трудовые ресурсы, работников, — прокомментировал Магдеев. — Рецепт один: платите хорошую зарплату, и народ к вам потянется».

Хороший рост, почти двукратный, показали резиденты челнинского ТОРа, которые увеличили выплаты НДФЛ с 73 млн до 126 млн рублей. Лидерами по выплатам оказались ТЭМПО и Haier, рассказала Мулюкова, но конкретных цифр не озвучила.

«Хочу сказать, где те, кто критиковал: „Вот зачем ТОСЭР создаем?“ Вот результат. Создали более 7,5 тысячи новых рабочих мест, привлекли более 23 миллиардов инвестиций и сегодня уже имеем результаты. В целом подоходный налог там полмиллиарда, по-моему, цифра 400 с лишним миллионов рублей, — сообщил мэр. — Где те скептики, которые говорили, что не получится? Получается! И самое главное, здесь ведь не только иностранные компании, которые генерируют дополнительные доходы в городской бюджет. За счет чего мы покупаем дополнительные автобусы, за счет чего мы бесплатно кормим детей участников специальной военной операции, за счет чего дополнительно 125 миллионов рублей направили на решение вопросов в „Народном контроле“? Освещение, дороги, уборка мусора, строительство пандусов — это все денег требует».

Весной город в рамках новой транспортной реформы возродил МУП, а в июле получил для него первую партию автобусов — 24 новых больших «НЕФАЗа». Дополнительно Челны закупят по лизингу в этом году 50 автобусов, а в 2024-м — еще 50 Весной город в рамках новой транспортной реформы возродил МУП, а в июле получил для него первую партию автобусов — 24 новых больших «НЕФАЗа». Дополнительно Челны закупят по лизингу в этом году 50 автобусов, а в 2024-м — еще 50 Фото: nabchelny.ru

Челны продадут московские «ЛИАЗы»

Магдеев также раскрыл судьбу московских «ЛИАЗов», которые автоград бесплатно получал с 2020 года. Их в скором времени продадут, заявил градоначальник. Б/у автобусы, которым на момент передачи было 9 лет, в свое время спасли Челны от транспортного коллапса после провальной реформы пассажирских перевозок и изъятия кредитных «НЕФАЗов».

Весной город в рамках новой транспортной реформы возродил МУП, а в июле получил для него первую партию автобусов — 24 новых больших «НЕФАЗа» (по предоплате). Дополнительно Челны закупят по лизингу в этом году 50 автобусов, а в 2024-м — еще 50. Для полной замены автопарка городу нужно около 250 новых машин. Очевидно, места для «ЛИАЗов» на дорогах Челнов больше нет.

«Автобусы 2012 года в основном были. Мы изначально планировали их замещать автобусами новыми, которые приходят в город. Мы сразу договаривались, что это временный вариант. Они нам в течение двух лет помогли. Автобусы старые, мы же видим — 2012 год, — продолжил Магдеев. — Поэтому аккуратно выводим их из эксплуатации. Их на машинном дворе держать не надо и нельзя. Сделайте оценку, есть ряд городов, которые готовы по приемлемой цене купить. Да, они большие деньги не принесут, будут стоить 200–300 тысяч. Они уже свой срок отработали, самортизировали практически полностью, мы благодарны руководству Москвы за то, что в трудный для нас час эти автобусы свою задачу смогли выполнить — решить наши проблемы». Магдеев наказал: часть автобусов, которые вывели из эксплуатации, поставить на реализацию через аукцион. 

«Мы договорились, что к 2025 году на городских маршрутах будут в основном автобусы большой вместимости. Понятно, что это несет определенную дополнительную нагрузку на финансы, — добавил мэр. — Автобусы выполняют социальную функцию. У них плавающий пассажиропоток утром, но это пиковый период, днем пассажиров нет, автобусы наполовину перевозят воздух, и вечером — пиковое время. Поэтому наша с вами задача — компенсировать перевозки в межпиковое время, по-другому быть не может. Но тем не менее мы идем на то, чтобы к 2025 году эту задачу решить. Новые автобусы, мы видим, работают, по-разному загружены. Но новые есть новые. Спрашивают: какой автобус самый хороший, какой марки? Новый — самый хороший!»