«Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного», — рассуждал сегодня президент России Владимир Путин. На встрече с промышленниками глава государства рассказал, что госструктуры и администрация уговаривали его продолжить закупки иномарок для своих нужд, но он отказался. Вскоре после выступления Путина минпромторг, АвтоВАЗ и «Москвич» хором заявили, что готовы обеспечить чиновников машинами, если будет заказ. Правда, тема обсуждается давно, а реальных подвижек до сих пор не было. Более того, у чиновников есть лазейки, как покупать дорогие иномарки.
Два года подряд пересесть на отечественное чиновников уговаривает министр финансов РФ Антон Силуанов. В июне глава минфина на площадке ПМЭФ даже прокатился на новой LADA Aura — удлиненной версии Vesta, которая, как считают на АвтоВАЗе, подойдет госслужащим
«Кому «Москвич», кому LADA, а кому Aurus»
Идею пересадить российских чиновников на отечественный автопром новой никак не назовешь. Еще в 1997 году президент России Борис Ельцин с подачи вице-премьера Бориса Немцова запретил закупки иномарок для правительственных чиновников. Уже приобретенные машины разрешили оставить, но планировали со временем избавиться от них на аукционах. Правда, сам Ельцин так и не отказался от своего Mercedes-Benz S500 Pullman Guard, а спустя ровно три года отменил запрет. С тех пор к «светлой идее» возвращались еще не раз, но до реализации пока не дошло.
К примеру, на совещании по автопрому в Набережных Челнах в 2008 году на тот момент премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от естественных монополий и госкомпаний закупать для своих нужд только автомобили, произведенные внутри страны. «Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги для приобретения импортных машин», — подчеркнул Путин. Правда, дальше «словесных интервенций» дело тогда не зашло. Саму идею будто воспринимали не всерьез, а как риторическую и скорее популистскую. Если руководство страны передвигается на иномарках, о какой замене автопарка может идти речь?
Два года подряд пересесть на отечественное чиновников уговаривает министр финансов РФ Антон Силуанов. В июне глава минфина на площадке ПМЭФ даже прокатился на новой LADA Aura — удлиненной версии Vesta, которая, как считают на АвтоВАЗе, подойдет госслужащим. По итогам тест-драйва впечатленный Силуанов призвал отказаться от иностранных автомобилей в пользу отечественных. На уточняющий вопрос, готов ли минфин РФ показать пример и пересесть на новую LADA, Силуанов ответил: «В целом да». А спустя месяц «шарманку» о том, что госслужащим надо ездить на российском, завел уже председатель Госдумы Вячеслав Володин.
На пленарном заседании спикер ГД сильно радовался приходу китайских производителей, которые, в отличие от европейцев, якобы готовы делиться технологиями и заниматься локализацией производства. «Почему вы медлите и не принимаете нормативные акты, обязывающие чиновников всех уровней пользоваться нашими, отечественными автомобилями?» — негодовал Володин, обращаясь к главе минфина. Силуанов, разумеется, полностью поддержал «благие помыслы» спикера Госдумы и предложил прописать для госзакупок автомобилей обязательный уровень локализации. «Кому „Москвич“, кому LADA, а кому Aurus», — улыбался Володин. И подчеркивал, что чиновники должны не только знать о создании российского автопрома, но и участвовать в этом важном процессе.
Как отметил Путин, министерства, ведомства и управление делами президента просили его продолжить закупки служебного транспорта и сделать упор на иномарки
Путин: «Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях»
Пожалуй, даже призыв Володина всерьез воспринимать не стали, но сегодня по «актуальной» теме неожиданно выступил президент России. На сегодняшней встрече с промышленниками в Кремле гендиректор АвтоВАЗа Максим Соколов предложил Путину испытать испытать новый бюджетный автомобиль — LADA Iskra, которая должна заменить Granta. Дальше вскрылась интересная деталь.
Как отметил Путин, министерства, ведомства и управление делами президента просили его продолжить закупки служебного транспорта и сделать упор на иномарки. Сидящий рядом вице-премьер РФ Денис Мантуров на этих словах покивал и улыбнулся. «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей, другой отечественной продукции», — подчеркнул президент. Тут активно закивал уже глава АвтоВАЗа. Путин добавил, что Россия не станет отказываться от импорта, но «какие-то базовые вещи — если мы уж сами потребляем — должны быть ориентированы на отечественного производителя».
Мантуров на встрече воздержался комментариев, а «знакомый с ситуацией» источник РИА «Новости», комментируя слова Путина, отметил, что у российского автопрома не хватит мощностей, чтобы сделать большую закупку машин. «Тема начала прорабатываться какое-то время назад. И специалисты, которые занимаются госзакупками, встречались с автопроизводителями, уточняли вопросы, касающиеся закупки большой партии. Пока нужных мощностей, а значит, количества машин, нет», — сказал собеседник агентства.
Владимир Путин: «Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей, другой отечественной продукции»
Уже через полчаса минпромторг РФ, АвтоВАЗ и «Москвич» в один голос заявили, что мощностей хватит и они готовы обеспечить чиновников транспортом, если поступит заказ. Пожалуй, главный вопрос теперь — а будет ли этот заказ? И куда денут иностранные автомобили, которых в автопарках чиновников сейчас предостаточно?
Более того, некоторые иномарки государственные ведомства и учреждения закупают прямо сейчас. К примеру, театр им. Джалиля планирует купить Hyundai Sonata не ранее 2022 года выпуска за 3,9 млн рублей, а АО «Казметрострой» — автомобиль Skoda за 806,2 тыс. рублей.
Есть и еще один важный аспект. Как правило, закупки авто для бюджетных ведомств привлекают внимание, когда речь идет о люксовых машинах. Для покупки таких автомобилей ведомства могут использовать различные лазейки. Так, например, дорогие автомобили могут закупать подведомственные предприятия, ГУПы, МУПы и даже АО. Чаще всего такие закупки проходят через них, уже не по 44-ФЗ, по которому необходимо предоставить полный пакет документов, а по 223-ФЗ, где такое не требуется. В итоге закупка производится за счет внебюджетных средств. После того как заказчик в лице АО, ГУП или МУП проводит тендерную процедуру и оформляет автомобиль на себя, подведомственное предприятие производит передачу активов в виде движимого имущества на баланс своего учредителя — госструктуры.
К примеру, татарстанское АО «Рацин», подведомственное минсельхозу РТ, в ноябре 2022 года объявило тендер на покупку автомобиля марки Mercedes-Benz за 17,4 млн рублей. Закупка производилась в рамках №223-ФЗ, так что формально АО не подпадало под ограничения, которые введены на закупки для государственных органов. После объявления закупки в компании оперативно не смогли прокомментировать, для чего оператору регионального продовольственного фонда РТ потребовался дорогостоящий немецкий агрегат. Но позже поступил официальный ответ за подписью директора Дениса Самодурова, в котором он сообщил, что автомобиль представительского класса необходим для «обеспечения безопасного и комфортного передвижения ключевых партнеров, спонсоров выставок, иностранных делегаций». Видимо, поэтому Силуанов недавно предлагал пересаживать на отечественные машины в том числе унитарные предприятия.
Другая такая лазейка — это аренда. Минстрой РТ в конце 2022 года выставил тендер, но не на покупку, а на аренду автомобилей. Ведомство арендовало сразу 10 автомобилей: три внедорожника 4×4 с объемом двигателя до 4,5–5 тыс. куб. см, а также 7 седанов D и D+ класса с «движком» до 2–2,5 тыс. «кубов». Все машины с автоматической коробкой передач, и большинство весьма свежие — 2020 года выпуска. Автомобили будут арендованы на 2023-й — за это удовольствие минстрой заплатит 5,4 млн рублей. Останутся ли в силе такие схемы, вопрос открытый. И вообще, какой автомобиль можно считать российским? Нынешний «Москвич», который собирается из комплектов из Китая, отечественный?
«Служебные машины Государственной Думы, а все какие-то Ford и KIA… Давайте сделаем «Москвичи»!»
«Если машина LADA, то это нереально осуществить — пересадить чиновников»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют заявление Путина и рассуждают, можно ли в принципе пересадить чиновников на отечественные авто.
Алексей Мухин — политолог:
— Импортозамещение идет не так быстро, как хотелось бы. Это его (Путина — прим. ред.) работа — продвижение автомобилей. Уже пытались пересадить чиновников на отечественный автопром, но всякий раз они избегали подобной участи. Эту идею надо развить. Нужно, чтобы чиновники и члены их семей лечились в российских клиниках, в отпуск ездили на российские курорты, а там и к российским автомобилям подберутся. Если делать это в приказном порядке, например, через систему госзакупок, сделать временный или постоянный запрет на закупку иностранных автомобилей, то такое решение осуществимо. Хочешь иностранный класс — покупай за свои деньги! Госденьги тратить только на отечественные автомобили — хорошая идея.
Высказывание Путина не привязано к выборам. Скорее оно решает проблему с чиновниками, которые не хотят пересаживаться на отечественный автопром. Я напомню, что Владимир Владимирович ездит за рулем отечественных машин достаточно давно. Он, можно сказать, амбассадор разных отечественных брендов.
Дмитрий Гусев — депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия»:
— Давно пора это сделать. Я думаю, все его (Путина — прим. ред.) поддерживают. Служебные машины Государственной Думы, а все какие-то Ford и KIA… Давайте сделаем «Москвичи»! Конечно, в этом году снизилось количество выпускаемых машин [в России] на 29 процентов, а такой мерой мы поддержим наш автопром.
Во-первых, это правильно с точки зрения патриотизма, а во-вторых, это правильно с точки зрения поддержки нашей автомобильной промышленности. Пусть чиновники на своем опыте почувствуют, пусть сами перейдут на русский автомобиль. А у нас есть хорошие машины. Повторюсь, у нас в Думе, к сожалению, служебные машины — Ford и KIA. Но с государственного заказа как раз возможен массовый выпуск. Все служебные машины нужно сделать нашими «Москвичами». Должен быть принят такой закон. Появятся машины и среднего, и бизнес-класса. Технология производства однозначно улучшится.
Игорь Моржаретто — автоэксперт:
— Реально нужно разобраться с термином «российский автомобиль». У нас непонятно, это машина LADA или это все, что производится в России. Если машина LADA, то это нереально осуществить — пересадить чиновников. Если все, что производится в России, то у нас масса китайских марок — и под собственными брендами, и под брендами по типу «Москвича», тогда реально. Только их нужно признать российскими автомобилями.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.