«Синоптические станции располагаются в 200 километрах друг от друга, поэтому, видимо, не уловили, не смогли. Это просто стечение обстоятельств», — рассказывает профессор КФУ, доктор географических наук Юрий Переведенцев. С момента страшной трагедии на Яльчике с 8 погибшими прошло уже несколько дней, но разговоры о причинах произошедшего не прекращаются. Звучат мнения, что виной всему могло стать пренебрежительное отношение к прогнозу погоды и соответствующим оповещениям о резком ее ухудшении. О том, как составляются прогнозы и почему порой бывает так трудно с точностью сказать, где ждать урагана, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Профессор КФУ, доктор географических наук Юрий Переведенцев
Из-за чего разбушевалась погода 29 июля
— Юрий Петрович, что это за погодное явление было в субботу, приведшее к гибели людей?
— В субботу, 29 июля, в послеполуденные часы мы столкнулись с циклоном. Он пришел с юго-запада с атмосферными фронтами. Послеполуденные часы обычно самое опасное время для возникновения конвективных явлений (самые сложные явления для прогнозирования — прим. ред.). В летнее время, когда очень жарко, воздушные потоки поднимаются снизу вверх, тем более сейчас, во влажный период. Это способствует возникновению мощных кучевых облаков. Все эти обстоятельства вместе — и быть беде. Именно это и произошло в минувшие выходные в нашем регионе. У нас возникла циклоническая обстановка, проходила активная холодная фронтальная система и был большой прогрев.
Второй момент — фронт протянулся вдоль меридиана. Когда проходит холодный фронт, то с ним следует холод и получается контраст — то есть здесь тепло, а там холодно. На этом контрасте скопилось много энергии, в результате чего возник шквалистый ветер не ниже 20 метров в секунду.
— Если бы такие погодные условия сложились утром или ночью, трагедии можно было бы избежать?
— Если бы это случилось в два часа ночи, то все было бы тихо. Все обостряется в послеполуденные часы, когда поступает много энергии от солнца: земная поверхность перегревается, происходят большие перепады.
Если посмотреть статистику Татарстана за последние 54 года, то сильные ветра на территории республики часто встречались первые 20 лет и практически не были активны в последующем. В 2023-м все неприятности происходили на юго-западе, западе, севере, а нас все время обходило стороной — у нас был антициклон с высоким давлением. И вот все-таки разочек крепко прошлось по нам.
У нас есть термин «неустойчивая стратификация атмосферы». Потоки тепла поднимаются вверх, создают активную облачность, тут же и холодный фронт проходит с большими перепадами. Такого рода опасные явления скоротечны. Они могут возникать очень быстро в нужных условиях и в определенном месте. Синоптические станции располагаются в 200 километрах друг от друга, поэтому, видимо, не уловили, не смогли. То есть это просто стечение обстоятельств.
Эта трагедия на озере Яльчик произошла, вероятно, потому, что там были палатки, сосны ломались, рушились. Если бы там такого не было, никто бы не заметил даже это погодное явление. Я могу привести пример. В Дербышках 15 лет назад Сабантуй проводили в Березовой роще. Так ее всю шквалистым ветром переломало. Это не заметит никакая метеостанция.
Я отдельно хочу подчеркнуть, что подобные события чаще всего происходят в безлюдных местах — в лесных массивах, где мало людей, где информации недостаточно об этом. В городских условиях же мы часто слышим хотя бы о «желтом», «красном» уровнях погодной опасности.
«Эта трагедия на озере Яльчик произошла, вероятно, потому, что там были палатки, сосны ломались, рушились. Если бы там такого не было, никто бы не заметил даже это погодное явление»
Что не так с летом в Татарстане
— Часты такие явления для нашей республики в последнее время?
— Бывают. Как правило, циклоны идут с Атлантики на восток и затем ослабевают. Большая неприятность, конечно, в Западной Европе. Вот в настоящее время там жара, потому что на них и Сахара работает, и циклон сейчас у них. Если циклон, то обязательно следуют и разрушения, и наводнения. К нам такие явления приходят уже более ослабленными.
Если антициклон остановится, тоже может принести неприятности — засуху. Днем будет жарко, ветра не будет, облаков — тоже. У нас до 20 июля практически не было осадков, всего 9 миллиметров. Сейчас их порядка уже 60, выполняем климатическую норму. А температура оказалась на полградуса выше климатической нормы. Если посмотреть прогноз гидрометцентра на август, то они дают на 1 градус выше. Мы на стыке находимся, южнее нас — засуха, а севернее — дождевая норма. Поэтому у нас могут еще случиться засушливые условия.
— Почему этим летом погода в Татарстане так нестабильна?
— В прошлом году в августе погода была действительно на протяжении месяца стабильная: сухая, жаркая, градуса на 4 выше нормы. Осадков не было, установился блокирующий антициклон.
В этом году, как только у нас начинается движение с запада, возникает нестабильность. Как я уже упоминал, циклон с Атлантики идет, тянется вдоль широтного круга и движется дальше, в Сибирь, проходит в день километров 500.
«В прошлом году в августе погода была действительно на протяжении месяца стабильная: сухая, жаркая, градуса на 4 выше нормы. Осадков не было, установился блокирующий антициклон»
— Есть ли прогноз, что с каждым годом таких бедственных погодных явлений будет больше?
— Сейчас имеет место глобальное потепление климата. На планете за последнее столетие температура повысилась на 1 градус, что много. В основном потепление идет в наших умеренных широтах и полярных. Это очень заметно по территории России — полградуса за 10 лет. Если темпы сохранятся, то к концу столетия у нас будет температура на 4–5 градусов выше, чем сейчас.
Процесс глобального потепления идет, льды тают, уровень воды поднимается. Возникает большой перепад температуры между экватором и полюсом. В связи с этим атмосфера становится неустойчивой. Количество опасных явлений в настоящее время растет.
Раньше преобладали осадки обложного характера (длительные, равномерной интенсивности — прим. ред.), то есть циклон идет, капает-капает, и вроде как ничего страшного. Теперь же мы имеем дело преимущественно с осадками ливневого характера (кратковременные, но очень интенсивные — прим. ред.), а это уже опасные явления. Средняя месячная норма, например, в Казани — 59 литров на 1 квадратный метр. Если ливень, эта норма может выполниться за один час, а если [обложный] дождь — за один день. Сейчас осадки поменяли свой характер на ливневый. Ливневки захлебываются, и все — машины плавают.
— А что в метеорологии относят к опасным погодным явлениям?
— Если летний сезон, то на первом месте это ветер, на втором — ливни и грозы. Потом еще град, из-за которого урожай гибнет, и сильная жара за 30 градусов. В 2010 году у нас в республике отмечался непревзойденный результат — плюс 39,6 градуса в июле. А зимой было под минус 50 и все кругом было бело.
«Несомненно, нужно смотреть на синоптические карты. Но еще необходимо использовать радиолокационное оборудование. Радиолокаторы следят за атмосферными фронтами, улавливают их»
Как составляют прогноз погоды
— Как специалисты следят за погодой?
— Несомненно, нужно смотреть на синоптические карты. Но еще необходимо использовать радиолокационное оборудование. Радиолокаторы следят за атмосферными фронтами, улавливают их. У нас радиолокатор установлен в районе аэропорта Казани. По территории европейской части России их довольно много.
Второй важный момент при слежении за погодой — это использование наблюдательной сети, метеостанции. У нас в Казани есть метеообсерватория, она измеряет температуру, осадки, ветер, влажность, отмечает явления. А есть еще одна, принадлежащая гидрометцентру. В аэропорту есть аэрологическая станция. Она зондирует атмосферу до 30 километров: запускают радиозонд, и он подает сигнал, обнаруживает температуру наверху, давление, ветер.
Это целая система наблюдений: наземная, аэрологическая, космическая плюс еще на кораблях. Вся эта информация со всей Земли стекается в три центра — в Москве, Мельбурне и, кажется, Вашингтоне.
— У нас много этого радиолокационного оборудования?
— Безусловно, чем больше, тем лучше. Его меньше всего в Сибири и на Дальнем Востоке, оно очень дорогое. Наверное, может стоить миллионов 30. На территории республики, как я знаю, у нас есть только один локатор, причем он принадлежит местной службе.
— Одного локатора достаточно?
— В целом, я думаю, да. Потому что у них есть обзор на несколько сотен километров. Была программа у гидрометеослужбы с планами создать систему радиолокационного обзора и поставить их так, чтобы они могли охватить всю территорию. По-моему, ее выполнили несколько лет назад. Другое дело, что Сибирь и Дальний Восток менее заселены, и там послабее эта система.
— Объясните на пальцах, как составляется прогноз погоды?
— Сейчас наиболее перспективный и сильный метод измерения прогноза погоды — это численный метод, математика сплошная. Наша воздушная среда подчиняется очень и очень сложным математическим уравнениям. И для того чтобы вести прогноз численным методом, нужно перерабатывать в единицу времени сотни миллиардов чисел.
Берется система уравнений и исходные данные, которые получают со всего земного шара — начиная с уровня земли и заканчивая спутниками космическими. Дальше эти уравнения уже специалисты решают. Что значит «решают»? Измеряют обстановку по шагам на динамической карте буквально по минутам. И вот до пяти суток более-менее хороший прогноз идет, с вероятностью до 95 процентов. Долгосрочный прогноз — от пяти дней и более — оценивается с вероятностью 60–70 процентов, с ним трудно.
Есть более простой метод — синоптический. Это метод анализа и прогноза, когда синоптик имеет перед собой синоптическую карту, смотрит по потокам, под влиянием какого вихря мы будем находиться, как расслоена атмосфера, откуда могут прийти осадки. Затем делаются расчеты.
— А по телевизору мы какой прогноз видим?
— Упор делается на численный метод прогноза.
«Когда проходит фронтальная система с быстро перемещающимся циклоном, то погода действительно очень быстро меняется. Тем не менее и оповещение дают дискретно — через час»
Как оценивать прогноз погоды
— По каким критериям прогноза можно определить, что в поход, например, идти нельзя?
— Дело в том, что каждая местность имеет свои локальные особенности. Возьмем Кавказ — там частые сходы лавин. У нас же такого нет. Поэтому у них уже вырабатываются свои способы прогностические. У нас все-таки территория равнинная и таких неприятностей нет, как, скажем, в Краснодарском крае. В этом году их постоянно топило. Потому что с моря шел циклон, и он всю влагу и разрушительную энергию здесь отдал. В этом циклоне десятки энергий атомных бомб. Поэтому, когда говорят о климатическом оружии, не приходится верить этому. Потому что атмосфера очень большая и собрать это все в локальном месте непросто.
Все же своевременно извещать об опасных явлениях — это функция гидрометеослужбы. Это их прямая обязанность, самая важная.
— А бывает ли, что погода меняется так быстро, что прогноз становится неактуальным?
— Когда проходит фронтальная система с быстро перемещающимся циклоном, то погода действительно очень быстро меняется. Тем не менее и оповещение дают дискретно — через час.
— Как оценивается точность прогноза погоды?
— Все измерения, которые проводит наблюдательная сеть (система стационарных и подвижных пунктов, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, — прим. ред.): температура, давление — они все не абсолютно точны, всегда есть погрешность. То есть сама сеть наблюдений уже содержит погрешность. Численный метод прогноза погоды хотя и очень сложный, но тоже является приближенным.
— Как лучше следить за погодой?
— Сейчас много различных способов. Радиостанций огромное множество, у всех телефоны. Я, к примеру, слушаю радио «Вести ФМ». Там через каждые полчаса сообщается прогноз погоды, правда говорят только о температуре.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.