Согласно документу, ставку сбора на легковые авто в зависимости от объема двигателя проиндексируют в среднем в 1,7-3,7 раза, на грузовики — в 1,7 раза, на LCV — в 2,5-3,4 раза Согласно документу, ставку сбора на легковые авто в зависимости от объема двигателя проиндексируют в среднем в 1,7–3,7 раза, на грузовики — в 1,7 раза, на LCV — в 2,5–3,4 раза Фото: © Tang Yi / XinHua / www.globallookpress.com

Налог на богатых и перекупов

Менеджеры АвтоВАЗа и КАМАЗа, пожалуй, могут обвести красным завтрашнюю дату. С 1 августа в России резко вырастет утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие (LCV), грузовые автомобили и автобусы. Это чревато ростом цен на импортные машины. Рост сбора — от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида автотехники и объема двигателя, следует из подписанного в начале июля постановления правительства РФ.

Согласно документу, ставку сбора на легковые авто в зависимости от объема двигателя проиндексируют в среднем в 1,7–3,7 раза, на грузовики — в 1,7 раза, на LCV — в 2,5–3,4 раза. На автобусы сбор вырастет в среднем в 2,2–4,8 раза, на электробусы — в 8,7 раза. Повышение затронет как новые, так и подержанные автомобили. В первую очередь оно коснется юридических лиц, т. е. автодилеров, которые уже успели раскритиковать инициативу.

При этом физические лица смогут по старой ставке в 3,4 тыс. рублей ввозить машину с двигателем до 3 л или электромобиль для личного пользования. Есть и важное но. По такой мягкой ставке гражданин сможет ввезти лишь одну машину в год. Если больше, ставку приравняют к той, которая действует для юрлиц.

По задумке кабмина новая мера защитит российских автопроизводителей и поставит в равные условия официальных продавцов и физлиц, которые занимаются коммерческой деятельностью, так называемых перекупщиков. «Значительная часть рынка импортируемых автомобилей уходит в серую зону, и мы не можем игнорировать негативные последствия сложившейся ситуации. Перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. От этого страдает и покупатель, и дилерское сообщество», — объяснял ранее вице-премьер РФ – глава минпромторга РФ Денис Мантуров.

Особого предложения недорогих импортных авто на рынке РФ итак нет, а после роста утильсбора оно сократится еще, предупреждал глава ассоциации Алексей Подщеколдин Особого предложения недорогих импортных авто на рынке РФ итак нет, а после роста утильсбора оно сократится еще, предупреждал глава ассоциации Алексей Подщеколдин Фото: © FrankHoermann/SVEN SIMON / SVEN SIMON / www.globallookpress.com

На первый взгляд, звучит красиво. Позаботились и о покупателе, и об официальных дилерах, которые платят налоги. Вот только ни для кого не секрет, что на фоне санкций даже дилеры начали завозить машины, оформляя их на физлицо. И нынешнее решение, вероятно, ударит по такой схеме. Разумеется, дилер не будет завозить машины себе в убыток и переложит повышение затрат на покупателя.

Цены вырастут на 5–10% при том, что средняя стоимость авто составляет выше 2,5 млн рублей, предупредили ранее в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Большого предложения недорогих импортных авто на рынке РФ и так нет, а после роста утильсбора оно сократится еще, предупреждал глава ассоциации Алексей Подщеколдин. Опасения дилеров понятны: повышение цен на ввозимые машины, причем с гарантией, по сути, только от продавца, а не производителя, вряд ли повысит продажи, скорее, наоборот, снизит, и тогда дилерам придется думать, как быть дальше. Надо сказать, что сбор прежде всего серьезно вырастет для автомобилей с объемом двигателя свыше 3 л — это премиальные марки. Размер сбора для такой машины составит 970 тыс. рублей вместо 259,6 тыс., а если объем двигателя свыше 3,5 л, заплатить придется как за новую LADA Vesta — до 1,2 млн рублей. Недешевое удовольствие. Получается некий «налог на богатых», но вполне вероятно, он коснется и других сегментов. Ведь премиальные марки обычно обеспечивают самую большую маржу для дилеров.

Пожалуй, главным интересантом был АвтоВАЗ, который долгое время упрашивал правительство повысить утильсбор Пожалуй, главным интересантом был АвтоВАЗ, который долгое время упрашивал правительство повысить утильсбор Фото: © Petrov Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

АвтоВАЗ и КАМАЗ теперь в шоколаде?

За кого можно порадоваться, так это за российских автопроизводителей. Пожалуй, главным интересантом был АвтоВАЗ, который долгое время упрашивал правительство повысить утильсбор, а гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в конце мая даже пообещал до конца года не поднимать цены на технику, если ставка утильсбора вырастет.

«Позиция КАМАЗа какая — утильсбор повышать надо, но мы готовы взять на себя обязательство не поднимать цены до конца года», — сказал он и уточнил, что имеет в виду всю грузовую технику, включая тягачи и самосвалы. «Утильсбор давно потерял по своим размерам уровень сдерживания, защиты — он слишком маленький», — подчеркивал Когогин.

Почему для отечественных компаний это так важно? В перспективе это должно помочь им конкурировать в том числе с китайскими машинами, которые пока завозят только для отверточной сборки. Единственная китайская марка, которая локализовала производство в России, — это Haval, сейчас этим же путем локализации грузовиков JAC идет «Соллерс» с заводом в Елабуге. Сбор взимается за утилизацию машины в будущем. Напомним, изначально сбор взимали только с импортной техники, но в 2014 году его также распространили на машины, произведенные в России. Однако в том же году российские власти ввели промышленные субсидии за локализацию производства. Официально они никак не связаны со сбором, но по факту компенсируют его. К примеру, в 2021 году бюджет РФ за счет утильсбора пополнился на 513,8 млрд рублей.

Запрос на повышение утильсбора для защиты внутреннего рынка от импорта неоднократно озвучивали российские автопроизводители, главы ключевых для автопрома регионов и сенаторы, говорил ранее Мантуров. Вероятно, речь шла в том числе о КАМАЗе и президенте РТ Рустама Минниханова. Когда вышло постановление правительства о повышении ставок, Минниханов написал отдельный пост со словами благодарности кабмину. Повышение утилизационного сбора повысит инвестиционную привлекательность РФ для партнеров из дружественных стран и будет стимулировать их к локализации проектов в России, подчеркивал президент РТ и отдельно упоминал о сохранении льготной ставки для граждан.

Получается, партнеров из дружественных стран (читай: из Китая) тоже приходится понуждать к локализации. А ведь не так давно спикер Госдумы Вячеслав Володин радовался приходу китайских автопроизводителей и подчеркивал, что их-то к локализации принуждать не приходится — готовы поделиться технологиями. Понятно, что в случае с европейскими автопроизводителями ни о какой локализации больше речи не идет. В итоге выходит, что из меры, призванной увеличить локализацию, утильсбор превращается в протекционистскую меру, которая дает преференции местным производителям. Каким окажется эффект, еще предстоит узнать. Заплатит за такой протекционизм, видимо, рядовой покупатель. 

Зато мечта Володина пересадить российских чиновников на отечественные авто, судя по всему, может стать ближе к реальности. 

«Была хорошая программа, которая действовала для поддержания отечественного автопрома, и естественно, промышленности, всех людей, которые зависят от этого. Сейчас это лишь дополнительный налог» «Была хорошая программа, которая действовала для поддержания отечественного автопрома и, естественно, промышленности, всех людей, которые зависят от этого. Сейчас это лишь дополнительный налог» Фото: © Petrov Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

«Иначе как принудить китайских производителей организовывать здесь производство? Да никак»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты оценили грядущее повышение утильсбора и рассказали, чего стоит ждать обычным покупателям и российскому авторынку в целом.

Игорь Моржаретто — автомобильный эксперт:

— Я эти изменения оцениваю плохо. Дело в том, что это в первую очередь приведет к повышению цен на все автомобили — легковые и грузовые. Особенно на те, которые с мощными двигателями, на электромобили и так далее. То есть это просто повышение цен, которого нам не миновать.

Я понимаю здравые доводы в пользу такой меры, что это защита отечественного производителя. И это так. Это защита отечественного производителя. Но не в эту минуту. Когда рынок очень слаб, когда одновременно с повышением утилизационных сборов изменился курс рубля по отношению к доллару, согласитесь, в этой ситуации повышение цен на автомобили неминуемо приведет к увеличению утилизационного сбора. Это плохо для рынка. Он и так слабенький. Это удар по нему очень несвоевременный. Не зря ассоциация российских автомобильных дилеров просила правительство приостановить введение этой меры до того момента, когда рынок стабилизируется. Но что есть, то есть.

Вячеслав Субботин — автомобильный эксперт:

— Давайте начнем с того, что утилизационный сбор к утилизации не имеет никакого отношения, потому что утилизации в стране не существует. Есть два — три каких-нибудь завода, один в Москве, который сильно портит атмосферу, но на самом деле никто машины ни на какую утилизацию не сдает. Была хорошая программа, которая действовала для поддержания отечественного автопрома и, естественно, промышленности, всех людей, которые зависят от этого. Сейчас это лишь дополнительный налог. В казне никогда денег много не бывает. Чем больше денег, тем лучше. Во все времена так. Поэтому объявляют такое. В целом автомобили поднимутся в цене — безусловно. Потому что платить по 300 тысяч рублей за автомобили, даже подержанные — это чересчур. Это много. До миллиона рублей будет доходить [размер сбора] за автомобили более трех литров.

Но, мне кажется (а все говорит именно об этом), я вижу, что тенденция такова, что таким образом пытаются китайских производителей, которые сюда, как это сказать, подошли, принуждают к тому, чтобы они здесь организовывали сборочные предприятия. Не просто завезли крупноузловую сборку, как в Туле где-нибудь наладили, нет. Нужно полноценное, масштабное производство. Не только сборка автомобилей из деталей, которые будут производиться в России, но и производство компонентов — коробок передач, моторов, подвесок и так далее. Об этом, конечно, никто не говорит, но дело идет именно к этому. Иначе как принудить китайских производителей организовывать здесь производство? Да никак. Если что, они сворачиваются и уходят.

Я предполагаю, что наш рынок для китайцев слабоват, мягко говоря. Он вообще никакой. Потому что продавать 100 тысяч автомобилей в год… В одном среднем китайском городке 15 миллионов жителей. Они продают там 50 миллионов автомобилей. А 100 тысяч… Ну что это? У нас рынок совсем слабенький. Поэтому таким образом, не говоря ни о чем открыто, производителей приводят к тому, чтобы наладить здесь сборку путем утилизационного сбора. Но просто имейте в виду, что наши тоже пострадают. Потому что на наши автомобили, которые собираются здесь, тоже повышается утилизационный сбор.

Петр Шкуматов — координатор движения «Синие Ведерки», автоблогер и автоэксперт:

Цены вырастут, а других последствий тут не вижу. К сожалению, нельзя оценивать, насколько будет подорожание, потому что утилизационный сбор меняется нелинейно. Поэтому часть автомобилей будет завозиться по старому утильсбору, когда физлица завозят. По-моему, единственный вывод, который можно сделать, — для машин с большим объемом двигателя цена вырастет примерно на 15 процентов. 

Мы пока не наблюдаем серьезного увеличения цен, тем не менее чудес не бывает. Явного роста цен еще нет. Однако стоит понимать, что авторынок — инерционный. Если что-то изменилось, то он не может сразу отреагировать. Обычно это занимает месяц или два, какие-то автомобили были привезены по старым условиям или еще в пути находятся.

На самом деле, поскольку на рынке дефицит автомобилей, у АвтоВАЗа купят машины и без этого механизма. У нас накопленный дефицит автомобилей за 1,5 года, как ввели санкции, не менее миллиона штук. АвтоВАЗ такого количества не производит. Думаю, в сложившейся ситуации у них колоссальные перспективы. Они могут удвоить производство, но при этом эти автомобили у них купят, потому что спрос на них есть. 

Дилеры пострадают, потому что они завозили машины по старым ставкам утильсбора. Конечно, у них возрастут расходы и издержки, как и объемы продаж должны уменьшиться. Цена растет — продажи падают. Но я не вижу в этом критической ситуации для дилеров. У нас большой дефицит новых автомобилей, и машины, выбывающие из эксплуатации по причине, например, износа, не получают должного замещения. Люди, у которых машина выбыла из эксплуатации, идут на вторичный рынок, не покупают новые авто. Соответственно, на вторичным рынке у нас должны начать расти цены, что и произошло за последнее время. Недавно была новость, что средняя цена машины на вторичке составила 2 миллиона рублей. Но важно, чтобы эти автомобили замещались. 

Что ждет перекупщиков? Будут завозить по серым схемам. А куда им деваться?