1. «Мы находимся в самом начале строительства автомобильной дороги Алексеевское – Альметьевск — участка трассы Шали – Бавлы», — показал сегодня строительный процесс министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Работы развернуты на всех трех этапах трассы протяженностью 145 километров. Министр назвал стоимость дороги — 102 млрд рублей. Между тем 1,5 года назад расходы были оценены в 83 миллиарда. С тех пор затраты значительно возросли, объяснил гендиректор АО «СМП-Нефтегаз» Олег Шабалин. И, видимо, цифра может еще поменяться в сторону увеличения.

  2. На карте зеленым цветом выделена платная скоростная магистраль Алексеевское – Альметьевск. Это часть проекта трассы Шали – Бавлы, перемычки между трассами М7 и М5 и одновременно один из этапов коридора Европа – Западный Китай. 299 км пути разделено на четырьмя участками: Шали – Сорочьи Горы (40 км), мостовой переход через Каму (14 км), Алексеевское – Альметьевск (145 км), Альметьевск – Бавлы (100 км). Первые два реализованы.

  3. На этом фото видна активная фаза закладки конструкции дороги. «К слову, прямо за нами Алексеевская развязка, которая обеспечит въезд на платный участок дороги», — обратил внимание Ханифов. Стороннего наблюдателя тут встретят клубы пыли и шум техники — работают в две смены, в планах успеть до декабря 2024 года. Объект пока готов на 43%, до конца года закончат первые 90 км трассы.

  4. Дорогу Алексеевское – Альметьевск в 2007 году начало АО «Автострада», которое входит в АО «СМП-Нефтегаз» известного нефтяника, бывшего главы Альметьевска и экс-депутата Госдумы РФ Фоата Комарова. Бюджетные вливания поначалу были скромными — 1–1,5 млрд рублей, и компания продолжила строительство на свои средства, вложив около 20 млрд рублей. В декабре 2021 года было подписано концессионное соглашение — после достройки трассу отдадут «Автостраде» в аренду на 99 лет. Но в мае 2022 года миндортранс РТ внезапно отстранил «СМП-Нефтегаз» от строительства основной части дороги — 2/3 генподряда передали «Алексеевскдорстрою», совладельцем которого является депутат Госсовета РТ Фоат Валиев. Тогда Комаров рассказывал «БИЗНЕС Online», что итогом такого решения может стать удорожание строительства — так оно, собственно, и получилось. 

  5. Главный плюс новой трассы — более безопасный способ добраться от Казани до Альметьевска. Это будет дорога категории 1А с освещением на разделительной полосе. Четыре полосы движения шириной по 3,75 м, 6-метровая разделительная полоса, барьер вдоль обочин ради повышения безопасности. Предусмотрены пологие откосы «для безопасного съезда в случаях технических неисправностей или ДТП», рассказал Шабалин. В настоящее время участок первого этапа готов на 70%.

  6. «Ведутся работы по устройству кабельной канализации для обеспечения работы ИТС» — поделился первый заместитель директора — технический директор ГКУ «Главтатдортранс» Александр Куканов. Дорогу будет контролировать интеллектуальная транспортная система (ИТС). Она обеспечивает безбарьерный проезд автомобилистам на протяжении 145 километров. После въезда на платную дорогу автомобиль проезжает под рамкой системы взимания платы (СВП). Здесь автоматически фиксируется проезд машины, определяется ее класс, считывается номер, определяется наличие транспондера и присваивается тарификация.

  7. Здесь почти завершаются все земляные работы. Покрытие производится по современным технологиям с добавлением различных модификаторов, пластификаторов, других добавок.

  8. На фото — работы на мосту через реку Шенталку. Объект готов на 90%, необходимо установить его в проектное положение и заасфальтировать. По словам Шабалина, проектировщики предлагали несколько вариантов мостовых сооружений. В конечном счете пришли к варианту мостов-путепроводов в металлическом исполнении: при правильном уходе за металлом они долговечнее, чем другие конструкции. Всего на трассе 11 поверхностных и 20 тоннельных путепроводов, два скотопрогона и 8 мостов, а также три развязки: на пересечении с региональными дорогами Новошешминск – Черемшан, Чистополь – Нурлат, Кузайкино – Нурлат.

  9. «Без энтузиазма и творческого подхода работы бы так и не начались», — с уверенностью заявил Шабалин. Он вспоминал, что в начале столкнулись с особенностями рельефа: «Приходилось вгрызаться в породу». Все на строительной площадке вспоминали непаханое поле, которое встретило строителей почти 20 лет назад.

  10. «На сегодняшний день техническая готовность объекта на втором и третьем этапах — 28 процентов», — поделился генеральный директор ОАО «Алексеевскдорстрой» — второго подрядчика строительства автодороги АА — Марат Саттаров. По его словам, в работе задействовали более 2 тыс. рабочих и более 700 единиц техники. На 2023 год запланировали построить 90 из 102 км дороги в нижнем слое покрытия. По мнению Саттарова, дорога Алексеевское – Альметьевск позволит разгрузить федеральную дорогу Казань – Оренбург и снизить количество ДТП. На строящейся платной дороге выезд автомобилей на встречную полосу — основная причина ДТП — будет ограничен.

  11. «Все крупные генподрядчики построили свои придорожные базы. Здесь организован выпуск асфальтобетонной смеси», — рассказал Ханифов, напомнив, что необходимость установки таких заводов заключается в том, чтобы держать асфальтобетон в необходимой для него температуре. Это предприятие — пожалуй, одно из самых шумных мест на всей строительной площадке.

  12. Трактора на фоне песчаных гор выглядят порой футуристически… 

  13. Если маршрут первого этапа проходить на легковом автомобиле или автобусе уже довольно комфортно, то на втором этапе приходится сталкиваться с сильной качкой и неровностями дороги. Представитель одного из филиалов «Татавтодора» Азат Салахиев рассказал, что сейчас на одном из участков проводятся работы по устройству нижнего слоя основания из щебеночно-гравийно-песчаная смеси с цементными добавками. Тут трудятся катки, больше 20 человек.

  14. Вот так рабочие здесь аккуратно прибивают дорожное полотно. 

  15. Сколько будет стоить удовольствие добраться до из Казани до Альметьевска за 1,5 часа по платной магистрали? Расчетов пока нет, но строители, понятно, настроены оптимистично. «Я тут недавно ехал по бесплатной трассе, поймал больше штрафов, чем заплатил бы за платную дорогу», — отшутился Шабалин. Такого мнения, кажется, на площадке придерживаются все. Как резюмировал Ханифов, расчеты стоимости планируются на 2024 год, перед открытием дороги.