«Беспилотие» становится таким мейнстримом, что уже никакие смелые проекты в этой области не видятся фантастикой. Вот и руководство судостроительной корпорации «Ак Барс» обещает, что в обозримом будущем из одной части столицы РТ в другую появится возможность добраться на автономном речном электроходе. Сложно ли воплотить идею в жизнь и насколько такие эксперименты безопасны в условиях Казанки, вместе с экспертами разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Сегодня мы позиционируем себя не только в привычном для всех образе строителей для военно-морского флота»
Разве мы хуже Москвы?
На Казанке появятся беспилотные пассажирские суда, рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов. Компания начала проработку соответствующего проекта.
Первым этапом станет запуск речных трамвайчиков-электроходов. По словам руководителя СК «Ак Барс», их создание обсуждали достаточно давно, но к реализации приступили только сейчас — в рамках своего рода нового позиционирования фирмы: «Мы не стоим на месте, постоянно предлагаем что-то новое: суда на подводных крыльях, с двигателями на водородных топливных элементах, газоходы. Мы должны быть интересными себе и обществу. Словом, сегодня позиционируем себя не только в привычном для всех образе строителей для военно-морского флота. Спасибо, что нам доверяют столь ответственные проекты, но мы можем и другое».
Электроходы в корпорации видят и прогулочными судами, и своего рода маршрутками. Проработана и инфраструктура — причалы – зарядные станции. Отметим, что это первая работа для Казани петербургской компании «Форсс Марин», которую нынешней весной приобрела СК «Ак Барс». По мысли Мистахова, сотрудничество петербуржцев и спецов Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ) должно породить синергетический эффект.
Электроходы в корпорации видят и прогулочными судами, и своего рода маршрутками
Кстати, по известным данным, российский приоритет в области речного электродвижения принадлежит именно Северной столице — там летом 2020 года спустили на воду первый электроход. Но как городской транспорт водные трамваи ходят пока только на Москва-реке. Старт проекту дали 20 июня. Пока это 6 судов, а будет 21, плюс 23 причала и две станции обслуживания. Важность начинания продемонстрировало участие в запуске первого трамвая президента России Владимира Путина.
Как указано в аналитике Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК), суда на электродвигателях относятся к одним из самых перспективных проектов. В мире их эксплуатируется порядка 100 (в основном прогулочных и паромов). Наиболее популярен такой транспорт в скандинавских странах. Ожидается, что мировой рынок электроходов будет ежегодно расти на 15%. Регулярные речные перевозки на электроходах планируются в 18 регионах РФ.
Словом, очевидно желание Татарстана не отстать от потенциальных пионеров речного пассажирского электродвижения, которыми называют Москву, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург и Самару. Но в столице РФ пошли еще дальше: электрические трамвайчики будут доработаны в беспилотники. Такие же планы у СК «Ак Барс». «Мы идем не просто с электроходом — он будет роботизирован, — говорит Мистахов. — На судне — только один стюард, который обеспечивает процесс следования, но не участвует в управлении». От обсуждения подробностей гендиректор уклонился.
Как предположил в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, движение, вероятно, будет обеспечено использованием глобальной навигационной спутниковой системы, дополнительных навигационных средств по маршруту следования, а также работающих в различных диапазонах волн и дополняющих друг друга оптико-электронных систем. Само же управление при превалировании автоматических функций дополнят контролем со стороны удаленного оператора, а систему связи продублируют с применением разнотипных решений. При этом эксперт уверен, что в части программного обеспечения, вероятно, будет бо́льшая опора на отечественные разработки, чем в железе.
Сама идея безэкипажных судов не нова, а военные давно применяют катера-беспилотники
Торпеды тоже водные беспилотники
Сама идея безэкипажных судов не нова, а военные давно применяют катера-беспилотники. Как указал в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт в области судостроения Владимир Леонов, самонаводящиеся торпеды — это тоже беспилотные аппараты. Он напомнил, что этой тематике порядка 90 лет и ей в 1932–1938 годах занимался Владислав Цюпак, впоследствии — первый главный инженер ЗПКБ. В беспилотном режиме работают подводные аппараты – искатели морских мин и аппараты контроля морских подводных трубопроводов. Но, отметим, для гражданского судоходства это еще неизведанная область, а полноценные эксперименты только начинаются. Так, в 2022 году японцы провели между двумя портами беспилотный контейнеровоз, норвежцы ввели в эксплуатацию безэкипажный паром, а китайцы — полностью автоматизированное научно-исследовательское судно.
Прорыв ожидается в ближайшие 10 лет, и Россия намерена быть в первых рядах. В 2020 году правительство РФ утвердило постановление «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом РФ». Он продлится до конца 2025-го в Ленинградской, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Мурманской, Ростовской, Сахалинской областях, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях. Испытание систем проходит на грузовых и вспомогательных судах поэтапно: сначала — дистанционное управление при сокращенной численности экипажа, а потом — автономность. Первый маршрут (длиной 480 морских миль) планируют запустить в 2024 году между портами Усть-Луга в Ленинградской области и Балтийск в Калининграде.
Итогом должно стать такое совершенство техники и технологий, что любая судоходная компания сможет оснастить свое судно (только не пассажирское) системой автономного судовождения и вести его коммерческую эксплуатацию. Заявлено, что минпромторг РФ разработал (впервые в мире) национальное законодательство для эксплуатации автономных судов, а российский морской регистр судоходства — документы по их классификации.
«В этом году крупнейшие железнодорожный и автомобильный паромы „Маршал Рокоссовский“ и „Генерал Черняховский“ оснащены средствами судовождения, позволяющими использовать их под дистанционным контролем, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель отраслевого центра национальной технологической инициативы „Маринет“ Александр Пинский. — В ближайшее время эти паромы получат официальную категорию автономных судов, и это будут первые в мире официально автономные суда. Разработаны программы подготовки специалистов для таких судов, введен в эксплуатацию тренажер для подготовки экипажа и береговых служб. Первые команды моряков уже прошли обучение. В целом автономное судоходство — одна из наиболее актуальных тем для мирового флота. Этому вопросу уделяет значительное внимание Международная морская организация, которая запланировала уже в следующем году завершить новый кодекс для использования автономных судов. Автономное судоходство активно развивается в Японии, Корее, Норвегии, Китае».
Но все это морские проекты. Насколько известно, на реке Томи пока опробовали только систему дистанционного управления буксиром. Однако Федутинов не видит проблем для «обеспилочивания» движения по речкам и озерам: «В целом беспилотные системы на сегодня уже мейнстрим, поэтому не стоит удивляться тому, что технологии автоматического, полуавтоматического или дистанционного управления находят применение в некоторых новых ролях, в том числе в рамках транспортных систем, включая речной транспорт. Имеется общность в технологиях и подсистемах для, скажем так, беспилотников в общем смысле — летающих, ездящих или плавающих. Потенциально продвигаясь в одном из направлений, мы продвигаем отрасль в целом, что отражается и на других направлениях». Но, добавим, кораблестроителей явно вдохновляет то, что организовать беспилотное движение по воде проще, чем по воздуху или дорогам, — меньше всякого рода препятствий.
В проектировании электроходов участвуют петербургские специалисты; на заднем плане — специализированный причальный комплекс
Сэкономить на экипаже
Потенциальный интерес судовладельцев к «беспилотию» понятен — экономия на всем, что связано с экипажем. «У нас очень короткий сезон эксплуатации — всего пять месяцев, — рассуждает Мистахов. — А основной вопрос в чем? Казалось бы, судно на зиму поднял, оно стоит, каши не просит, но ведь есть еще экипаж, которому зарплату надо платить. А если экипажа нет — более эффективно по экономике. Словом, мы видим „беспилотие“ плюс минимизацию количества персонала, который будет задействован в эксплуатации». Как говорится в аналитике ГТЛК, одно из преимуществ электроходов — в том, что электрификация устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании двигателей, работающих на горючем или альтернативном топливе.
«Не сразу, но в перспективе говорить о некотором экономическом эффекте для компаний, эксплуатирующих такие речные суда, можно, — отметил Федутинов. — При значительной степени автоматизации их функций вместо одного капитана на одно транспортное средство мы можем получить одного человека-оператора на несколько».
Как объяснил «БИЗНЕС Online» генеральный директор только что созданной судоходной компании «Флот РТ» Роман Лизалин, в общих чертах бюджет судовладения таков: 65% — топливо, 25% — экипаж, 10% — все остальное. По его словам, высокоавтоматизированной можно назвать и зеленодольскую же «Чайку» с двигателем на сжиженном природном газе. «Капитан может управлять ей один», — заверил Лизалин. Он уверен, что планы СК «Ак Барс» надо рассматривать прежде всего с точки зрения безопасности: «А если что-то случилось, кто будет проводить эвакуацию, тушить пожар? Есть ряд моментов, которые на данном этапе нельзя передавать „в руки“ техники. Безусловно, мы придем к полной автоматизации, но ее степень надо увеличивать последовательно».
Какие еще подводные камни ожидают планы СК «Ак Барс»? Леонов полагает, что главной проблемой станет низкая энергоемкость существующих аккумуляторных батарей: «1 килограмм дизельного топлива с учетом КПД дизельного двигателя содержит в себе 15–17 миллионов джоулей энергии. Энергоемкость современных аккумуляторных батарей — менее 1 миллиона на 1 килограмм массы. Поэтому в ближайшей перспективе электроходы будут небольшими по размерам, тихоходными и с малой дальностью плавания».
У Лизалина схожая точка зрения: «Мы обсуждали электродвижение с коллегами из других городов. Да, с одной стороны, экология, комфорт, но есть и минусы. Во-первых, должна быть достаточно развитая инфраструктура — те же зарядные станции. Во-вторых, изначальная дороговизна строительства таких судов и, соответственно, больший срок окупаемости. В-третьих, у батарей, которые можно назвать одной из самых дорогих составляющих проекта, пока весьма ограниченный ресурс. Возможно, сегодня есть смысл сначала подумать о гибридных судах — с электрическими и, скажем, дизельными двигателями». Переживания гендиректора можно понять: «Чайку-СПГ», капитаном которой он некоторое время побыл, не стали эксплуатировать в Татарстане (отдали в Санкт-Петербург) именно из-за того, что для нее в республике пока нет инфраструктуры.
«Но я за электродвижение, — резюмирует Лизалин. — Если появится инфраструктура, соответствующее законодательство, если подключится государство, история точно рабочая. Московская область как раз движется в этом направлении. Там, кажется, скоро даже начнут ограничивать движение судов с двигателями внутреннего сгорания, то есть в любом случае будут переходить на электричество, а потом все пойдут по этому пути».
В СК «Ак Барс» давно задумались о том, чтобы вернуть на Казанку интенсивное судоходство
Оживить Казанку
Насколько можно понять, СК «Ак Барс» видит беспилотники не только пассажирскими (Леонов, кстати, предлагает отработать технологии сначала на судах, которые совершают короткие однотипные рейсы вблизи портов, — топливозаправщиках, буксирах-толкачах, плавкранах и т. д.) и не только на Казанке. Но это в дальнейшем, а пока городская река столицы РТ — своего рода идея фикс для корпорации (и для выходца из СК «Ак Барс» Лизалина тоже). Там давно задумались о том, чтобы вернуть на нее интенсивное судоходство. Это должны были сделать «Чайки-СПГ», но, как видим, с ними пока не складывается, и первыми вполне могут стать речные трамвайчики. По габаритам они еще лучше впишутся в некоторые сложные участки судового хода.
Для «Чаек» виделось пять причальных точек: «Ак Барс Арена», Кремлевская набережная, «Чаша», Хрущевский пирс, плюс планировали создать пристань под парком им. Горького. «По причалам есть идеи, но для электрических, а тем более беспилотных речных трамваев они должны быть особыми, — говорит Лизалин. — Мы долго работали над тем, чтобы сделать Казанку судоходной, и сегодня частный бизнес заходит туда на своих судах, есть планы по развитию туризма. Людям будет интересно. Им уже интересно! Когда ходили на „Чайке“, видели, что готовы толпами на борт бежать! Тем более и плавучая, и береговая судоходная обстановка у нас теперь освещаемая, что позволяет эксплуатировать суда и ночью. Знаете, какие виды открываются в темноте с реки на Казань!.. Словом, пока вижу только прогулочные мероприятия — вряд ли трамвайчики смогут стать альтернативой автобусу, да и возможный маршрут несколько ограничен: от стадиона до ГИМСа и обратно».
Как говорит Леонов, в области водных беспилотников пока не решены такие проблемы, как распознавание окружающих беспилотное судно объектов, классификация опасностей, выработка управляющих команд, но работы в данных направлениях активно ведутся, и в целом беспилотный водный транспорт нельзя назвать чем-то суперсложным, а «организовать беспилотное движение на реках можно хоть сегодня». Едва ли не главнейшей проблемой эксперт видит бюрократическую — отсутствие каких-либо правил российского классификационного общества (бывший российский речной регистр) и ГИМС по данному вопросу. И ее реальнее всего решить именно с подключением разработчика судов. Относительно него можно сказать, что опыт корпорации в особенных проектах (суда на подводных крыльях, с двигателями на водородных топливных элементах, газоходы) позволяет надеяться на успех и с электроходами-беспилотниками. Леонов считает, что если начинать сейчас, то спроектировать и построить опытный электроход реально за 18 месяцев, т. е. на воде мы его можем увидеть в навигацию-2025, а роботизация трамвайчика займет не менее трех лет. Кстати, в правительстве Москвы заявили, что «обеспилочивание» столичных судов возможно не ранее 2027 года.
Федутинов считает, что у проекта речных трамвайчиков, конечно, есть и имиджевый эффект — и для корпорации, и для республики, и для города. А мы добавим, что роботы на реке логичны для индустрии Татарстана идеологически, поскольку в водной стихии они замыкают беспилотные усилия (весьма успешные) местных компаний в воздухе и на земле.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.