«Не вывезет «Яндекс» без подработчиков. А они не побегут машину пленкой обтягивать и ОСАГО делать», — оценивают казанские таксисты грядущие новации на рынке такси в Татарстане. Кабмин РТ подготовил новые правила регулирования рынка, прописав в том числе порядок выдачи разрешений на работу и свое право установить требования по экологическому классу и ограничениям на вокзалах. Одна из главных новаций — с 1 сентября в республике смогут работать лишь машины белого и желтого цветов. О том, стоит ли ждать повышения цен из-за новых правил, — в материале «БИЗНЕС Online».
Так называемые «шашечки» — нанесенные на боковые поверхности кузова квадраты контрастного цвета, расположенные в шахматном порядке, — и оранжевые опознавательные фонари на крыше теперь тоже должны быть в обязательном порядке
Поход на такси
Кабинет министров РТ подготовил новые правила регулирования рынка такси в республике. Накануне законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Республике Татарстан» появился на сайте Госсовета республики. В своих лучших традициях парламент обнародовал важнейший документ всего за несколько суток до его рассмотрения. С высокой долей вероятности новые правила утвердят уже в этот четверг, 13 июля, на заседании парламента республики, завершающем весеннюю сессию. И если депутаты потом уйдут на летние каникулы, то участникам рынка такси в республике, вероятно, будет не до отдыха.
Откуда взялись новые правила? 1 сентября 2023 года в России вступит в силу абсолютно новый федеральный закон «О такси». Часть его положений обязательна для всех регионов, а некоторые полномочия федералы спускают на уровень субъектов. Подробнее о новациях «БИЗНЕС Online» рассказывал в одном из материалов.
Из обязательного, например, запрет на работу таксистами гражданам, у которых не погашена судимость или накопилось свыше трех невыплаченных штрафов. Так называемые «шашечки» — нанесенные на боковые поверхности кузова квадраты контрастного цвета, расположенные в шахматном порядке, — и оранжевые опознавательные фонари на крыше теперь тоже должны быть в обязательном порядке. Кроме того, агрегаторы обяжут выплачивать компенсацию пострадавшему пассажиру наравне с водителем. Ранее, как отмечают законодатели, ответственности у агрегаторов практически не было. Также работать в такси смогут самозанятые, а полисы ОСАГО станут обязательными.
Рынок такси в Татарстане сейчас регулирует закон, действующий с 2011 года. В феврале министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин заявил, что республиканский закон «явно не соответствует федеральному», и призвал переработать его «в кратчайшие сроки». По поручению президента РТ Рустама Минниханова была сформирована рабочая группа с участием исполкома Казани, Госсовета РТ, минцифры РТ и республиканской ГИБДД. Куратором этой работы стало министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. Профильный комитет Госсовета РТ обещал сделать обсуждение новых правил предельно прозрачным и привлечь к нему бизнес, муниципалитеты и других заинтересованных лиц.
Новый ФЗ позволяет региону запретить работу такси у вокзалов и аэропортов, за исключением специально организованных для этого мест
Какие правила вступают в силу 1 сентября?
Вернемся к полномочиям, которые получит Татарстан после вступления нового закона в силу. Федеральный закон оставил на откуп республике три принципиально важных вопроса — требования к экологическому классу автомобилей, допустимые цвета машин и регулирование работы такси на территории аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов.
Экологический класс. Согласно ФЗ, дополнительные требования к экологическому классу такси могут быть установлены законом региона. Кабмин РТ пока не стал придумывать что-то новое, но прописал, что может установить дополнительные требования. То есть здесь без изменений.
Допустимые цвета. Федеральный закон не оговаривает допустимые цвета кузова такси, но дает право ввести такое ограничение регионам. «Цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации», — говорится в тексте закона. Кабмин РТ решил, что цвет кузова такси должен быть только белым или желтым. Других вариантов нет.
Регулирование работы такси на вокзалах. Новый ФЗ позволяет региону запретить работу такси у вокзалов и аэропортов, за исключением специально организованных для этого мест. Тут никаких запретов пока тоже нет, но кабмин РТ оставляет за собой право ввести ограничение.
Что еще важного? Согласно республиканскому закону, в Татарстане появятся три региональных реестра:
- перевозчиков легковым такси (это юридические, физические лица и ИП, которым разрешено заниматься деятельностью по перевозке пассажиров и багажа);
- легковых такси, т. е. автомобилей;
- служб заказа такси, или агрегаторов.
Реестр нужен, чтобы упростить контроль за рынком. Вести его будет уполномоченный в республике орган, отвечающий за контроль за рынком, — миндортранс РТ. Он же будет заниматься выдачей разрешений на работу такси, которые переводят в электронный вид. Также ведомство сможет аннулировать либо приостанавливать действие разрешения, восстанавливать его силу на тех основаниях, которые установит самостоятельно. Ранее в миндортрансе РТ уточняли, что не стали разрабатывать отдельные региональные реестры и воспользуются федеральным решением ради экономии бюджетных средств.
Юрлицам и ИП, а также агрегаторам разрешение на работу будут предоставлять сроком на пять лет. Физическим лицам — на пять лет либо на меньший срок, который был прописан при подаче заявления. ФЗ также разрешает регионам обязать участников рынка размещать в салоне QR-код c данными о перевозчике, но Татарстан такое требование не прописал.
Новые правила регулирования рынка, согласно законопроекту, вступят в силу с 1 сентября 2023 года. Разрешения на работу, выданные до 1 сентября, будут актуальны до окончания срока действия, но не более пяти лет. Впрочем, ничто не помешает миндортрансу РТ при наличии вопросов аннулировать документ, который был выдан по «старым» правилам.
Юрлицам и ИП, а также агрегаторам разрешение на работу будут предоставлять сроком на пять лет. Физическим лицам — на пять лет либо на меньший срок, который был прописан при подаче заявления
В такси пустят только белые и желтые машины, а иначе лицензию аннулируют
Пожалуй, самое резонансное изменение, которое лежит на поверхности, — это требование к цвету машины. В пояснительной записке к законопроекту кабмин РТ отмечает, что прописывает допустимые цвета для «облегчения идентификации легкового такси».
Аргумент выглядит сомнительным с учетом того, что таксистов и так обяжут иметь «шашечки» на кузове и опознавательные фонари оранжевого цвета. Не секрет, что в таксопарках есть черные автомобили, которые используются, например, в бизнес-классе. Получается, таким водителям предлагается перекрасить машину или уйти с рынка. Что выберут автомобилисты, вопрос открытый, но перекраска машины — недешевое удовольствие. Навскидку есть вариант обтянуть автомобиль пленкой, но вопрос — кто заплатит за дополнительные неудобства водителей и простой техники из-за решения проволочек? Вероятно, пассажир.
Татарстан здесь нельзя назвать первопроходцем. Власти Ленинградской области еще в январе решили, что такси в регионе должны быть только белыми с желтой светоотражающей полосой. Область объясняла новации заботой о безопасности пассажиров и возможностью легко отличить легального таксиста от «серого». В пояснительной записке к документу приводятся примерные расходы перевозчиков на светоотражающую полосу, они могут составить от 7,3 тыс. до 15,4 тыс. рублей. Общественный совет по развитию такси, который выступил против, приводил другие цифры. В тех регионах, где уже действуют требования по цвету, число выданных разрешений снизилось в 2–4 раза. К примеру, в Пермском крае, где теперь разрешены только белые машины с красно-белыми «шашечками», за прошлый год выдали 154 разрешения против 500 – 1 тыс. в предыдущие годы. По мнению совета, введение обязательных цветов не оправдано «ни экономически, ни практически».
Почему меньше разрешений — это плохо? Ведь, казалось бы, произойдет отсев серых игроков, поездки станут безопаснее. Во-первых, о безопасности можно будет судить позже, а во-вторых, за такое «обеление» рынка в конечном счете заплатит пассажир. Чем меньше машин на дорогах, тем больше спрос и выше стоимость конкретной поездки.
Пожалуй, самое резонансное изменение, которое лежит на поверхности, — это требование к цвету машины
Вопрос цены, напомним, поднимался на прошлой неделе на заседании профильного комитета ГС РТ, который одобрил законопроект. Во время обсуждения новоиспеченный депутат ГС РТ Руслан Нигматуллин отдельно переспросил, смогут ли работать машины черного цвета. «Как будете контролировать [требование] по цвету? Черные машины не допустят? Исламский мир…» — заметил парламентарий. Глава комитета ГС РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин подтвердил, что черные машины будут под запретом: «Вы лицензию просто не получите».
Другой депутат хотел развить тему цветовой политики такси, но Тыгину дискуссия, видимо, порядком поднадоела. «Уважаемые экономисты, у нас сомнений в нашем министерстве транспорта нет. Ваши сомнения мы не разделяем. Есть вопросы по существу? По существу и в темпе», — отметил парламентарий. Гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман все-таки спросил, что будет с ценами. «Наверное, ценник повысится, потому что предстоит отсев серых перевозчиков», — не обрадовал глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. Тыгин допустил, что поездки подорожают, но ведь «цена вопроса» — безопасность пассажиров. Наконец, депутат пообещал уточнить к сессии, как именно изменится ценник. Сегодня Тыгин не стал отвечать на вопросы «БИЗНЕС Online», пояснив, что уже давал комментарии по теме.
«БИЗНЕС Online» также обратился за комментарием к агрегаторам «Яндекс Go» и Maxim. «Текущая версия законопроекта закрепляет уже сложившиеся в регионе стандарты и практики, — утверждают в „Яндекс Go“. — Руководство республики регулярно и системно вовлекает агрегаторы и таксопарки в обсуждение, как развивать и регулировать в регионе отрасль такси. В том числе обсуждается адаптация рынка к требованиям нового отраслевого закона. Мы надеемся, что открытый подход и совместная работа бизнеса и регуляторов позволят, с одной стороны, упорядочить рынок, с другой — сохранить такси доступным, популярным и массовым видом транспорта».
Казанские водители уже активно обсуждают новации в одном из профильных сообществ во «ВКонтакте». «Не вывезет „Яндекс“ без подработчиков. А те не побегут машину пленкой обтягивать и ОСАГО делать», — написал один из пользователей с ником Митька Таксист. «Если не дураки, не будут блокировать никого. Городской общественный транспорт не вывезет всех, и они это прекрасно понимают. Создают вид бурной деятельности», — написал Себастьян Парейра. Один из комментаторов Дмитрий Александрович заметил: «Тралик и трамвай вывезут всех». Тут же ему ответил Роман Валеев: «Посмотри вокруг, сколько коллег гоняет. И представь, какой пассажиропоток в городе. Ни фига они не вывезут».
«Я не вижу повода для поднятия цены. Они эти цены как повысят, так же и понизят, когда будет надо. Народ же рублем голосует за это все…»
«Должно быть четкое понимание — вот это такси, а вот это не такси»
В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали новые правила для такси и порассуждали, стоит ли ожидать подорожания поездок.
Рамиль Хайруллин — представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ:
— В принципе, как я понимаю, сейчас просто какой-то единый документ пытаются сделать. Потому что требования к цвету такси — это и так все давно работает. Машин других цветов все равно нет. Они у нас и так преимущественно белые, желтые очень редко попадаются. То есть никакого новшества в этом нет, и водители, в принципе, к этому привыкли. Привыкать к чему-то новому им не нужно. Просто, как я понимаю, сейчас делают какой-то единый документ, в который соберут все равные законы, документы, акты. Похоже, они хотят просто централизовать все требования, которые раскиданы то там, то тут, в едином документе.
Как будут выходить из этой ситуации водители, машины которых другого цвета? Водители уже давно вышли из этого положения, потому что требования агрегаторов в любом случае заключаются в том, что машины должны быть или белыми или желтыми. Многие агрегаторы дают автомобили в аренду, и их машины уже соответствуют этим требованиям. А если где-то еще есть машины темных цветов, значит, агрегаторы ослабили свою хватку. Потому что, когда все это началось, у них прямо жесткие требования были к цвету машин. Ну, значит, они опять вернутся к таким требованиям.
Что касается возможного повышения цен… А там какой из пунктов подразумевает, что появляются какие-то дополнительные расходы? Я не вижу повода для поднятия цены. Они эти цены как повысят, так же и понизят, когда будет надо. Народ же рублем голосует за это все…
Роберт Ян — эксперт по городскому транспорту и такси, главный редактор тематического издания «Бюро ИКС»:
— Данный законопроект не самостоятельный, конечно. Это проект в рамках реализации федерального закона. И в каждом регионе такой документ должен быть принят для создания новых условий регулирования отрасли. Это просто их обязанность — это сделать. Если они этого не сделают, это будет не очень хорошо выглядеть для властей региона. Во-вторых, по поводу того, что вводятся нормы, которые должны отрегулировать отрасль. И это право субъекта определять, что он может из того, что предоставлено в качестве права. Субъекту предоставлено это право определять, но он может и не определять. Он может не делать этого. Во многих субъектах, где принимаются такие законы, подобные нормы вводятся. По экологическим классам — не везде, только в Санкт-Петербурге, насколько я знаю, в проекте есть требования к экологическому классу.
По поводу цвета. Эта дискуссия очень давняя и старая, по поводу того, нужно или не нужно. По моему мнению, нужно, это обязательно надо делать. Потому что такси — это услуга, связанная с обеспечением безопасности. Услуга коммерческая, и транспорт, оказывающий ее, должен быть идентифицирован в потоке. Так же, как мы городской маршрутный автобус отличаем от корпоративного. У маршрутного автобуса имеется цветовая гамма. Мы не видим на дорогах цветовую солянку. И даже если они отличаются цветом, у этих автобусов есть какие-то внешние отличительные признаки. И мы, пассажиры, по виду транспорта можем точно сказать, что это маршрутный автобус или просто корпоративный. И также это касается безопасности. Чтобы мы случайно не сели куда-то не туда, чтобы нас не обманули.
Так что цвета нужны для однозначности идентификации — раз. И это тоже связано с безопасностью, потому что не дает возможность человеку, водителю другого транспортного средства другого цвета, другого оформления, приехать и сказать: «Я тоже такси». Должно быть четкое понимание — вот это такси, а вот это не такси. Потому что такси — регулируемый вид транспортной услуги, а не такси — это уж как мы договоримся. И ни закон, ни государство нас здесь не защитит, если мы будем пользоваться подобной услугой. Так что это вопрос безопасности, идентификации того же самого транспорта средствами фотовидеонаблюдения, фотовидеофиксации.
Кстати, в потоке машин необходима сложная и дорогостоящая система, которая по номерам машин будет быстро выявлять, такси это или не такси. Для этого нужно цветовое решение, цветографическое оформление. Опять же, мы вызываем такси, и нам говорят номер. Но представьте ситуацию — зима, Новый год, во дворе много машин. Человек выходит во двор и хочет найти этот автомобиль такси, который к нему приехал. И чаще всего, если машина цветом не выделена, пассажир предъявляет претензии к водителю — почему он его не нашел, пассажира. А если машина выделена цветом, никаких ошибок нет. Вот на парковке стоит куча машин, а вот два автомобиля такси. Надо только проверить их номера и сесть в нужный.
Требования по цвету и сейчас есть в действующем законодательстве. Право субъекта определить цвет есть в действующем законодательстве. В тех регионах, где введена эта норма, никак не изменилась цена на услуги такси.
Тарас Шевченко — председатель исполкома межрегионального транспортного профсоюза:
— В декабре прошлого года Государственная Дума утвердила в третьем чтении закон о такси на территории Российской Федерации, который вступает в силу с 1 сентября этого года. И сейчас местные власти в каждом регионе готовят под исполнение данного документа собственные нормативные акты для того, чтобы этот закон имел возможность исполняться. И вот то, что вы перечислили, — это часть федерального закона, которая должна быть принята местными властями, чтобы закон работал.
Разговор об этом законе очень большой. И если говорить о законопроекте в Татарстане, то я его не видел. А если рассуждать о федеральном законе, то, безусловно, он нужен, но сыроват, и его надо обсуждать путем привлечения профсоюзных организаций, работодателей и государства. На сегодняшний день этого пока не произошло.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.