«Автозвуком» называют аудиосистему, установленную в автомобиле. Зачастую водители меняют штатную акустику, потому что она вышла из строя, или просто хочется сделать звучание качественнее Автозвуком называют аудиосистему, установленную в автомобиле. Зачастую водители меняют штатную акустику, потому что она вышла из строя или просто хочется сделать звучание качественнее Фото: Анастасия Афонина

Что такое автозвук

Автозвуком называют аудиосистему, установленную в автомобиле. Зачастую водители меняют штатную акустику, потому что она вышла из строя или просто хочется сделать звучание качественнее. Но есть и те, для кого автозвук превращается в хобби.

«Автозвук — это маленький мир. Среди „автозвукеров“ есть даже хештег — #автозвукболезнь. Речь не о физической „болезни“, а о степени увлеченности этой сферой», — дает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» определение громкому увлечению совладелец студии автозвука Audiomaster Азат Хуснутдинов.

Азат Хуснутдинов: «Автозвук — это маленький мир. Среди автозвукеров есть даже хэштег — #автозвукболезнь. Речь не о физической „болезни“, а о степени увлеченности этой сферой» Азат Хуснутдинов: «Автозвук — это маленький мир. Среди «автозвукеров» есть даже хештег — #автозвукболезнь. Речь не о физической «болезни», а о степени увлеченности этой сферой» Фото: Евгений Жура

Заменять аудиосистемы в России начали еще в 1996 году. Популярность такого тюнинга начала расти в 2012 году. Появились блогеры-«автозвукеры», и постепенно зрителей, которые пробовали модифицировать свою машину, становилось все больше. «Я пришел в автозвук, как и многие, с желанием поменять штатную акустику в автомобиле, но не остановился на этом», — рассказывает участник сообщества Радик Садриев. В его KIA отсутствует багажник, вместо него расположено два сабвуфера — обычная практика для «автозвукеров». Модифицируют они и передние двери, вставляя в дверную карту минимум по 2–4 динамика. Кто-то может раскошелиться и на 10–15 колонок, усыпая ими всю дверь авто.

Я пришел в автозвук, как и многие, с желанием поменять штатную акустику в автомобиле, но не остановился на этом», — рассказывает участник сообщества Радик Садриев «Я пришел в автозвук, как и многие, с желанием поменять штатную акустику в автомобиле, но не остановился на этом», — рассказывает участник сообщества Радик Садриев Фото: Анастасия Афонина

Если включить аудиосистему на полную громкость, на парковке у соседних машин может сработать сигнализация. Но у любителей автозвука есть неписанный «кодекс», который соблюдают настоящие ценители. «Первое правило — никогда не использовать свою аудиосистему таким образом, чтобы она доставляла неудобство окружающим», — рассказывает Садриев. «Кодекс» не позволяет доводить громкое прослушивание до травм, принуждает «автозвукеров» соблюдать правила соревнований и поддерживать производителей.

Если включить аудиосистему на полную громкость, на парковке у соседних машин может сработать сигнализация. Но у любителей автозвука есть неписанный «кодекс», который соблюдают настоящие ценители Если включить аудиосистему на полную громкость, на парковке у соседних машин может сработать сигнализация. Но у любителей автозвука есть неписанный «кодекс», который соблюдают настоящие ценители Фото: Анастасия Афонина

Виды аудиосистем. Чем SPL отличается от SQ?

Знакомый многим звуковой «выхлоп» из Priora и «чепырки» «автозвукеры» называют SPL — Sound Pressure Level (от англ. «уровень звукового давления»). Эта аудиосистема состоит из сабвуфера, который ставят в специальный короб там, где располагается багажник; «фронта» — динамиков с воспроизведением разных частот в передних дверях авто; магнитолы и усилителей.


Сабвуфер отвечает за низкие частоты в звуке, причем можно поставить не один, а несколько «сабов», доведя до того, чтобы машина дрожала от вибрации при играющих басах. Для «фронта» делают специальные подиумы на заказ — во внутренней части двери машины вырезают пространства под динамики. Сами динамики делятся на среднечастотные («мидбас») и высокочастотные («пищалки»). Ценители автозвука обращают внимание и на магнитолу, которая будет управлять всем звуком. Так, например, зачастую штатные устройства не будут выдавать хорошего звука, даже если поставлена хорошая акустика. А участники соревнований покупают магнитолы с процессором — их можно «поженить» с приложением в смартфоне и отдельно регулировать работу каждого динамика.

Знакомый многим звуковой «выхлоп» из «приоры» и «чепырки» автозвукеры называют SPL, или «Sound Pressure Level» (от англ. «уровень звукового давления») Знакомый многим звуковой «выхлоп» из Priora и «чепырки» «автозвукеры» называют SPL, или Sound Pressure Level (от англ. «уровень звукового давления») Фото: Анастасия Афонина

Любители быть погромче доводили громкость систем и до того, что стекла в машине могли треснуть, а акустика — сгореть. Кто-то это делает специально для соревнований, а кто-то просто балуется и выкручивает акустику на полную мощность, не думая о том, что динамики не выдержат нагрузки. Во многих машинах между водительским и пассажирским сидениями ставят металлическую балку, упирающуюся в потолок, чтобы уменьшать воздействие вибрации на машину.

Другой вид автозвука — SQ (Sound Quality). Эти системы устанавливают любители качественного звука. Такую акустику можно поставить в штатные места, предусмотренные производителями.

Себестоимость такой акустики дороже, поэтому «завесить» громкими колонками авто можно за такую же цену, как поставить пару качественной акустики. Такая акустика играет тоже громко, но в первую очередь она рассчитана на чистую передачу записанного звука. «Автозвукеров-эскушников» вряд ли будет слышно на улице.

Третий вид аудиосистемы в автомобиле совмещает предыдущие — это SQL (Sound Quality Level). Он предназначен для громкого и качественного звучания одновременно. Такие аудиосистемы может быть слышно на улице, но они уступают «эспиэльщикам» (на сленге так называют тех, кто ставит SPL-систему).

Ильдар Валиев: «Если звезды эстрады и меняют акустику, скорее всего, загоняют свой автомобиль в премиум-студию детейлинга, где клеят пленку, делают тонировку, а представители этой студии вызывают представителей студии автозвука, чтобы им его сделали» Ильдар Валиев: «Если звезды эстрады и меняют акустику, скорее всего, загоняют свой автомобиль в премиум-студию детейлинга, где клеят пленку, делают тонировку, а представители этой студии вызывают представителей студии автозвука, чтобы им его сделали» Фото: Евгений Жура

Кто устанавливает в машину автозвук и сколько это стоит

Второй совладелец студии, Ильдар Валиев, познакомился с громким звучанием музыки в машине в начале 2000-х. Это была «девятка» в тюнинге с громкой музыкой. Сейчас такие «девятки» порождают недовольные гримасы прохожих и проклятия родителей маленьких детей, а тогда это было «вау». «Первая аудиосистема у меня появилась в 2004 году в родительском автомобиле, в 19 лет я сам установил систему за деньги, а через два года познакомился с Азатом, и мы начали общую деятельность», — рассказывает Ильдар. Предприниматели в автозвуке уже 13 лет и намерены продолжать. Например, их машина будет играть на праздновании дня молодежи в Казани 24 июня весь день, а на соревнованиях по автозвуку они стабильно забирают первые места, 6 раз становились чемпионами России.

«Старт» любителю автозвука может обойтись в 30 тысяч рублей. За эти деньги можно поставить сабвуфер, одну пару акустики в двери с креплениями, усилитель и провести провода. Но есть динамики стоимостью больше 150 тысяч рублей «Старт» любителю автозвука может обойтись в 30 тыс. рублей. За эти деньги можно поставить сабвуфер, одну пару акустики в двери с креплениями, усилитель и провести провода. Но есть динамики стоимостью больше 150 тыс. рублей Фото: Евгений Жура

Рэпер Нурминский в Mercedes поставил громкую акустику SPL. А эстрадный певец Фирдус Тямаев отдал предпочтение комфортному звучанию, разместив в своем автомобиле (в социальных сетях он появляется за рулем то Mercedes, то BMW X7) Sound Quality. Впрочем, редко селебрити сами приезжают в салон поставить аудиосистему, чаще всего этим занимаются их личные водители. «Если звезды эстрады и меняют акустику, скорее всего, загоняют свой автомобиль в премиум-студию детейлинга, где клеят пленку, делают тонировку, а представители этой студии вызывают представителей студии автозвука, чтобы им его сделали», — объясняет Валиев. Также владельцы студии упомянули, что есть и VIP’ы. Например, как-то у них систему ставил директор завода стратегического назначения. Его имени не раскрыли.

«Старт» любителю автозвука может обойтись в 30 тыс. рублей. За эти деньги можно поставить сабвуфер, одну пару акустики в двери с креплениями, усилитель и провести провода. Но есть динамики стоимостью больше 150 тыс. рублей. Автозвук в машине Садриева, например, обошелся примерно в 200 тыс. рублей.

Но не всегда акустику меняют только в машинах. Например, есть и те, кто ставит динамики в гидроциклы Но не всегда акустику меняют только в машинах. Например, есть и те, кто ставит динамики в гидроциклы Фото: предоставлено Азатом Хуснутдиновым

Самый дорогой заказ, по словам Валиева, был три года назад для Mercedes GL-класса. Он стоил 750 тыс. рублей и состоял из предтоповой линейки оборудования. Владельцу было около 35 лет, и он отдал предпочтение качеству звука.

Нырнувшие с головой в тусовку «автозвукеров» делают инсталляции (установку дополнительного оборудования в автомобиль), которые в жизни использовать трудно. Например, для соревнований готовят тыл — ставят динамики не в двери машины, а сзади, как правило, на отдельную установку или в багажник. Такие машины создаются для соревнований и концертов.

Однажды в студии автозвука делали гольфкар Однажды в студии автозвука делали гольфкар Фото: предоставлено Азатом Хуснутдиновым

Но не всегда акустику меняют только в машинах. Например, есть и те, кто ставит динамики в гидроциклы. Однажды в студии автозвука делали гольфкар. Сталкивались и с тем, что владелец компании по продаже агротехники просил сделать шумоизоляцию трактора.

Сталкивались и с тем, что владелец компании по продаже агротехники просил сделать шумоизоляцию трактора Сталкивались и с тем, что владелец компании по продаже агротехники просил сделать шумоизоляцию трактора Фото: предоставлено Азатом Хуснутдиновым

Как соревнуются «автозвукеры»

Первые соревнования, которые в сообществе называются «форматом», прошли в 1987 году в Северной Америке. Они были предложены ассоциацией IASCA (International Auto Sound Challenge Association). В Россию этот формат перешел под названием RASCA (Russia Auto Sound Challenge Association) через 10 лет. С 2005 года движением руководит Роман Жданов.

«Это как спорт. Есть гонки, когда кто-то должен приехать быстрее, а тут ты должен показать результат [громкости] выше», — объясняет спикер соревнования по автозвуку. 17 июня на этапе «формата» в Казани собрали 120 машин из Татарстана и соседних регионов. Пошуметь участники собирались в пятый раз на парковке ТРЦ «МЕГА». Выбор площадки обусловлен тем, что на ней много пространства, а рядом торговый комплекс, где можно отдохнуть, пообедать и сходить в туалет. На тусовку «автозвукеров» попадают и прохожие, которые пришли на шопинг и услышали громкие звуки.

Первые соревнования, которые в сообществе называются «форматом», прошли в 1987 году в Северной Америке. Они были предложены ассоциацией IASCA (International Auto Sound Challenge Association). В Россию этот формат перешел под названием RASCA (Russia Auto Sound Challenge Association) через 10 лет. С 2005 года движением руководит Роман Жданов Первые соревнования, которые в сообществе называются «форматом», прошли в 1987 году в Северной Америке. Они были предложены ассоциацией IASCA (International Auto Sound Challenge Association). В Россию этот формат перешел под названием RASCA (Russia Auto Sound Challenge Association) через 10 лет. С 2005 года движением руководит Роман Жданов Фото: Анастасия Афонина

Машины с сабвуферами в багажнике и усыпанными колонками дверьми начали собираться здесь с 9 часов утра. Включать аудиосистемы запрещалось до 11:00, но зарегистрировать участников было необходимо. Здесь проводился региональный этап RASCA и разыгрывался Кубок Поволжья. Соревнования делились на несколько дисциплин — например максимальное давление аудиосистемы (громкость вместе с сабвуфером), удерживание громкого результата на определенных децибелах и громкие двери.

Одна из самых впечатляющих машин на формате была из Перми — автофургон Peugeot Boxer вместил в себя более 100 динамиков Одна из самых впечатляющих машин на «формате» была из Перми — автофургон Peugeot Boxer вместил в себя более 100 динамиков Фото: Анастасия Афонина

Одна из самых впечатляющих машин на «формате» была из Перми — автофургон Peugeot Boxer вместил в себя более 100 динамиков. Его владелец Илья Гуляев признался, что машина нужна для концертов и развлечения зрителей, она не создавалась для победы в «форматах». Он добавил, что в автозвуке с 2013 года, а с 2017-го уже участвовал в соревнованиях, где занимал первые места. В 2022 году Гуляев подготовил фургон за 2,5 недели. Такой проект обошелся ему в 3,5 млн рублей, 1,5 млн было потрачено на покупку машины и 2 млн — на звук.

Были и примечательные легковушки. Например, из Тольятти привезли Lada Priora, которую владелец Николай сам раскрасил баллончиками с краской в стиле граффити и покрыл лаком с флейками Были и примечательные легковушки. Например, из Тольятти привезли LADA Priora, которую владелец Николай сам раскрасил баллончиками с краской в стиле граффити и покрыл лаком с флейками Фото: Анастасия Афонина

По замечанию корреспондента, эта машина была одной из самых громких на парковке, играла беспрерывно, а вокруг нее постоянно стояли люди. Но и эту тачку пришлось приглушить в тихий час — с 13:00 до 15:00. Участникам запрещалось включать аудиосистемы, за нарушение правил следовала дисквалификация.

Владелец Lada Priora: «Была идея просто выделяться. Я делал тюнинги, просто красивые машины одного цвета с полосками Владелец LADA Priora: «Была идея просто выделяться. Я делал тюнинги, просто красивые машины одного цвета с полосками» Фото: Анастасия Афонина

Были и примечательные легковушки. Например, из Тольятти привезли LADA Priora, которую владелец Николай сам раскрасил баллончиками с краской в стиле граффити и покрыл лаком с флейками (блестящие частицы в форме шестиугольника размером 0,1–0,2 мм). «Была идея просто выделиться. Я делал тюнинг, просто красивые машины одного цвета с полосками. Потом один из сокомандников [автостудии] попробовал машину покрасить в разные цвета. Я посмотрел, мне понравилось. Но не только раскрасил, еще и нанес флейки», — рассказывает «автозвукер». Проект стоил примерно 2,7 млн, из которых 2 млн ушло только на звук. На замере (когда у сцены регистрируют громкость машин) Priora показала наивысший результат в своей категории — 164,6 децибела.

Партнеры соревнований приглашают девушек в брендированных мини-юбках и топах, которые разбавляют мужскую тусовку танцами у динамиков. Это разбавляет прослушивание музыки Партнеры соревнований приглашают девушек в брендированных мини-юбках и топах, которые разбавляют мужскую тусовку танцами у динамиков. Это разбавляет прослушивание музыки Фото: Анастасия Афонина

Партнеры соревнований приглашают девушек в брендированных мини-юбках и топах, которые разбавляют мужскую тусовку танцами у динамиков. Так разбавляется прослушивание музыки. Зрители «формата» фотографируются с моделями.

Соревнования по автозвуку коммерческие, их устраивают при поддержке местных студий и сервисов. А участники едут на них ради самоутверждения, интереса и общения с единомышленниками.

Соревнования по автозвуку коммерческие, их устраивают при поддержке местных студий и сервисов. А участники едут на них ради самоутверждения, интереса и общения с единомышленниками Соревнования по автозвуку коммерческие, их устраивают при поддержке местных студий и сервисов. А участники едут на них ради самоутверждения, интереса и общения с единомышленниками Фото: Анастасия Афонина

«„Автозвукер“ — это тот человек, который собирает систему в машину стоимостью 500 тысяч рублей, едет 2 тысячи километров ради того, чтобы забрать приз за 500 рублей», — ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об идее соревнований Валиев.

Призы за первое место устанавливают местные партнеры соревнований. Так, например, в прошлом году вручали автосигнализацию и пару акустики. Но наши спикеры признаются, что так бывает далеко не всегда. Например, в других городах генеральные спонсоры не рассчитали количество призов и вручали «чуть ли не палку колбасы и салфетки для авто». В этом году фонд призов составил более 400 тыс. рублей. Вручали материалы для шумоизоляции, динамики, сабвуферы и сигнализацию.

«Автозвукер — это тот человек, который собирает систему в машину стоимостью 500 тысяч рублей, едет 2 тысячи километров ради того, чтобы забрать приз за 500 рублей» «Автозвукер» — это тот человек, который собирает систему в машину стоимостью 500 тысяч рублей, едет 2 тысячи километров ради того, чтобы забрать приз за 500 рублей» Фото: Анастасия Афонина

Чем опасен автозвук?

На «формате» победители показывали результаты, переваливающие за 150 децибелов. Для сравнения: громкость мотора мотоцикла на максималках достигает 100 дБ, 115 дБ — громкость футбольного матча. Это чревато повреждениями автомобиля — сожженной акустикой, расшатанными креплениями и, как следствие, ускоренным процессом коррозии. Но гораздо опаснее такие шумы для человека. 

Сурдологи отмечают, что любое продолжительное воздействие шума на уровне 85 дБ и выше может привести к повреждению слуха. «В норме мы слушаем звук мощностью около 60 децибелов, а тут включаются колонки, в машине постоянно громкое звучание — происходит периодическая травматизация слуха. Слуховые клетки начинают погибать, идет потеря слуха», — предупреждает сурдолог РКБ Альфия Гайсина.

При звуке, превышающем 100 дБ, может произойти акустическая травма, острая потеря слуха — при постоянном таком прослушивании со временем может развиться хроническая тугоухость, которую восстановить невозможно При звуке, превышающем 100 дБ, может произойти акустическая травма, острая потеря слуха — при постоянном таком прослушивании со временем может развиться хроническая тугоухость, которую восстановить невозможно Фото: Анастасия Афонина

При звуке, превышающем 100 дБ, может произойти акустическая травма, острая потеря слуха — при постоянном таком прослушивании со временем может развиться хроническая тугоухость, которую восстановить невозможно. По данным Национального института охраны труда и здоровья, максимальное время воздействия при 85 дБ составляет 8 часов. При уровне 110 дБ максимальное время воздействия составляет 1 минуту 29 секунд. Под воздействием 140 дБ в течение нескольких секунд можно получить необратимое повреждение слуха.

Сами «автозвукеры» указывают на то, что далеко не каждый день слушают музыку на 150 децибелов. Есть те, кто «разгоняет» такую громкость только на соревнованиях или устраивает «концерт» на природе при выезде с друзьями. При этом в некоторых категориях соревнований замеры проводят при закрытых дверях авто, а водитель сидит внутри. Хотя «автозвукеры» признаются, что привыкают к такой громкости, врачи не соглашаются с тем, что слух человека приспосабливается.