Компьютер как овеществленное выражение формализованной логики, особенно по мере развития социальных сетей и проникновения их во все стороны нашей жизни в процессе формирования «Интернета всего», делает людей равными по доступу к ней Компьютер как овеществленное выражение формализованной логики, особенно по мере развития социальных сетей и проникновения их во все стороны нашей жизни в процессе формирования «интернета всего», делает людей равными по доступу к ней Фото: «БИЗНЕС Online»

Настала пора вспомнить советскую педагогику 60-х

Компьютер как овеществленное выражение формализованной логики, особенно по мере развития социальных сетей и проникновения их во все стороны нашей жизни в процессе формирования «Интернета всего», делает людей равными по доступу к ней. В силу объективной невозможности конкурировать за равно доступный всем ресурс люди и организации, которые традиционно конкурировали друг с другом именно на основе логических построений, лежащих в основе традиционного мышления, переносят конкуренцию между собой в непривычные нам, нетрадиционные формы внелогического мышления.

В результате конкуренция все больше реализуется именно через эти, для массового мышления новые, формы — через интуицию и озарения («форсайты») либо через оригинальные и сложные логические схемы, которые еще не успели закрепить в компьютерных алгоритмах.

Конкуренция на основе последних — обреченные на поражение «арьергардные бои» традиционной формальной логики и основанного на ней общества, так как с формированием искусственного интеллекта и по мере его развития компьютеру становятся доступны все более оригинальные логические схемы (которые сложнее доступных восприятию большинства людей).

В результате конкуренция между людьми и образуемыми ими организациями переместилась в сферу внелогического мышления, — прежде всего, в сферу интуиции.

Между тем современная педагогика не демонстрирует способности воспитывать в детях навыки интуитивного мышления, подобной в полной мере освоенного ею воспитания логического мышления. Нет сомнения, что со временем она освоит достижения советской экспериментальной педагогики 60-х годов и сможет решить эту проблему, обеспечивая повсеместное развитие в детях творческого начала, базирующегося на интуицию. Но для этого она должна прекратить свою системную деградацию, обусловленную в тактическом плане примитивизацией управляющими системами чрезмерно усложнившихся для их возможностей обществ, а в стратегическом — формированием общества платформ, нуждающегося лишь в ограниченном круге специалистов, способных к критическому мышлению и даже к обучению как таковому.

Кризис управляемости

Пока эти факторы деградации педагогики не изжиты (а они не будут изжиты, так как объективны), неспособность массово воспитывать в детях всё более остро необходимые им навыки интуитивного мышления обеспечивает непрерывное обострение кризиса всего социума, не способного обеспечить своим членам необходимую адаптацию к условиям их жизни.

Важна и неспособность систем управления управлять интуитивно мыслящими людьми. Эта проблема ясна с конца 30-х, её решения нет.

Это обеспечивает кризис управляемости «в каждой точке» общества.

Естественная реакция управляющих систем — отстранение от реального участия в принятии решений не поддающейся управлению части общества, то есть прежде всего интуитивно мыслящих, творческих людей.

Но лишь «прежде всего» их! — потому что управлению перестают поддаваться внелогически мыслящие люди, а в силу смерти логики таковых (не продуктивно мыслящих на основе интуиции, а не способных к логике и потому в принципе не продуктивных людей) становится всё больше.

В результате они отодвигаются от принятия решений в силу не только неуправляемости, но и справедливости — не способные вносить позитивный вклад в развитие общества не должны влиять на него.

Отстранение от участия в управлении сколь угодно несовершенного большинства общества означает смерть демократии, — которая ещё более усугубляет кризис управляемости.

В этом отношении структура общества социальных платформ — ответ не только на смену доминирующих технологий, но и на порождаемый этой сменой социальный и управленческий кризис.

Нежизнеспособность же этой системы усиливает угрозу вероятного самоуничтожения цивилизации.

«Завтра»