Российская компонентная база на сегодняшний день позволяет запустить движение беспилотных грузовиков «КАМАЗ» по дорогам общего пользования, а законодательные вопросы урегулированы. Об этом заявил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Сергей КогогинФото: «БИЗНЕС Online»

В среду, 14 июня, на трассе М11 Санкт-Петербург — Москва («Нева») стартовало движение беспилотных грузовых автомобилей «КАМАЗ» для перевозки коммерческих грузов. В церемонии запуска движения приняли участие в том числе первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов и президент РТ Рустам Минниханов. Движение организовано в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», в котором помимо челнинского автозавода участвуют «Старлайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит» и оператор дороги «Автодор».

На данном этапе беспилотные грузовики будут сопровождать инженеры-испытатели. После открытия трассы М12 беспилотники смогут проехать от Казани до Санкт-Петербурга через Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД) уже в 2024 году, рассказал на церемонии предправления «Автодора» Вячеслав Петушенко.

Запуск беспилотников стал возможен после введения осенью 2022 года экспериментального правового режима. «Общая проблема не как создать автомобиль без водителя или [машину] достаточной степени автономности. Главной моральной и юридической проблемой всегда было, как вывести эти автомобили на дороги общего пользования. На закрытых территориях это возможно. А дороги общего пользования? Это, наверное, можно сравнить с тем, что мы через колючие заросли продирались. Не то чтобы кто-то сопротивлялся при рассмотрении дорожной карты… <…> Просто каждое должностное лицо понимает, что должно принять на себя риск, будь то ГИБДД или министерство транспорта. Постепенно все все поняли», — рассказал Когогин на сессии ПМЭФ.

«Сегодня мы вышли на дороги общего пользования. Да, есть ограничения. <…> Совместные усилия позволили нам продвигаться вперед. Не знаю, сработает или не сработает», — отметил гендиректор КАМАЗа. При этом Когогин отметил, что уверен в востребованности беспилотников в будущем.

«Очевидно, мировые глобальные компании <…> были впереди планеты всей, а мы начинали работу именно с ними. После появления определенных ограничений вынуждены были переходить на [отечественную] компонентную базу. Надо сказать, что российские компании в стороне не стояли, все занимались радарами, видеокамерами. В принципе, мы сегодня основную компонентную базу имеем достаточно хорошую для того, чтобы утверждать, что мы можем независимо это сделать», — также указал Когогин.