На фоне ослабления курса рубля биржевые цены на бензин накануне поднялись выше 63,6 тыс. рублей за тонну. Вверх цены также толкает надвигающаяся коррекция демпферного механизма, из-за которой нефтяники ежемесячно будут терять бюджетные выплаты в 30 млрд рублей. Розница не отстает — за полгода в среднем топливо поднялось в цене на 50 копеек, но на самом деле еще выше — торговцы бензинов и дизелей отменили скидки, которые объявили весной прошлого года из-за затоваренности рынка. Если раньше ТАИФ и «Татнефть» «прощали» покупателям 3–4 рубля с литра, то сейчас они берут почти полную цену товара. Независимые заправщики могут начать закрываться или «бодяжить» бензин, опасаются эксперты «БИЗНЕС Online».
Биржевые цены на бензин марки АИ-95 накануне обновили исторический максимум, поднявшись выше 63,6 тыс. рублей за тонну АИ-95 для европейской части России
Оптовые цены на топливо обновили исторический максимум
Биржевые цены на бензин марки АИ-95 накануне обновили исторический максимум, поднявшись выше 63,6 тыс. рублей за тонну АИ-95 для европейской части России, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. За торговую сессию стоимость выросла почти на 1%. Цена на АИ-95 стала резко расти с середины мая. Преодолев рекордную отметку в 60,6 тыс. рублей за тонну, 1 июня топливо стоило почти 62,3 тыс. рублей. Котировки марки АИ-92 также растут с конца апреля – начала мая — до рекордных до 55,2 тыс. рублей за тонну, накануне рост стоимости за сессию составил 0,85%. Хотя еще в конце мая его цена находилась на уровне 52 тыс. рублей за тонну.
До этого резкий рост наблюдался в конце февраля – начале марта. Тогда АИ-92 и АИ-95 за месяц прибавили в цене на 18% и 11% соответственно. Котировки разгонялись на фоне увеличения цен на нефть Brent, которые превысили $84 за баррель.
Сейчас же, когда котировки нефти Brent составляют $75,5 за баррель, оптовые цены на топливо возобновили рост из-за нехватки предложения и решения правительства снизить выплаты по демпферу на дизтопливо и особенно бензин. Минфин хочет откорректировать демпферный механизм, по которому нефтяники получают компенсации из бюджета при поставках топлива не на экспорт, а на внутренний рынок. Ведомство предлагает на период с июля 2023 года по июль 2024-го снизить демпфер в 2 раза. В результате корректировки выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу снизятся на 30 млрд рублей в месяц. Топливный демпфер был введен, чтобы создать примерно равную доходность при поставках российских нефтепродуктов как на экспорт в Европу, так и на внутренний рынок. В конце апреля глава минфина Антон Силуанов заявлял, что раньше разница при высоких ценах на Западе компенсировалась из бюджета, а при низких нефтяники сами доплачивали в бюджет. «Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков», — отмечал Силуанов.
Помимо планируемой отмены компенсационных выплат для переработчиков, на рост оптовых цен на топливо повлиял высокий сезон потребления, а также где-то продолжающийся, а где-то только начинающийся ремонт на ряде НПЗ.
Позиция минфина понятна: ведомство бережет и так подвергающийся нагрузке бюджет. Но уменьшение размера выплат по демпферу делает экспорт более привлекательным, что влечет повышение оптовых цен на внутреннем рынке.
В конце апреля глава минфина Антон Силуанов заявлял, что раньше разница при высоких ценах на Западе компенсировалась из бюджета, а при низких нефтяники сами доплачивали в бюджет
Отмена скидок и рост цен в рознице
Темп роста оптовых цен не так сильно влияет на темп роста розничных, поскольку стоимость на АЗС находится в режиме ручного управления со стороны ФАС. Но, несмотря на это, в Татарстане продолжают расти цены на бензин, реализуемый в розницу. За неделю, по данным Татарстанстата, стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95 за указанный период выросла на 11 копеек за литр, достигнув отметок в 46,39 и 50,3 рубля соответственно. АИ-98 дорос до 61,61 рубля за 1 л, за неделю стоимость этой марки бензина выросла на 0,09%. В это же время дизель подешевел на 0,13% до 54,62 рубля.
С начала 2023 года больше всего подорожал бензин АИ-95 — на 1,7%. АИ-98 вырос в цене на 1,38%, АИ-92 — на 0,94%, а дизельное топливо — на 0,52%. В абсолютных величинах бензин марок АИ-95 и АИ-98 вырос одинаково — по 0,84 рубля. АИ-92 подорожал на 43 копейки, а дизель — на 28 копеек.
Этот рост цен кажется не столь значительным, если не принимать во внимание фактор скидок на розничное топливо. Весной прошлого года практически все крупные АЗС объявили аукцион невиданной щедрости, предоставляя скидки на литр топлива в размере 3–4 рублей. Этими акциями отметились ТАИФ-НК, «Татнефть», «Лукойл», «Ирбис» и др. При покупке за наличный расчет или по банковской карте всем клиентам на все виды топлива предоставлялась скидка. Водителю достаточно было предъявить дисконтную карту, которую можно купить на заправке за 50 рублей или получить бесплатно «в рамках проведения маркетинговых мероприятий». Весной этого года скидки начали сокращаться, и сейчас они сведены почти к нулю. Например, «Татнефть» предлагает клиентам скинуть только 50 копеек с литра, и то при единовременной заправке от 30 до 100 л и покупке кофе. У «Лукойла» акция до конца июня — скидка рубль с литра при условии, что клиент заправится минимум на 1 тыс. рублей, и, продлится ли она, неизвестно. Повышенный кешбэк сохраняет только «Ирбис» — 2 рубля с литра.
Выходит, за год скрытый рост цен на топливо составил полноценные 2–3 рубля.
С начала 2023 года больше всего подорожал бензин АИ-95 — на 1,7%. АИ-98 вырос в цене на 1,38%, АИ-92 — на 0,94%, а дизельное топливо — на 0,52%
«Независимые заправщики могут начать закрываться, продавать продукцию низкого качества»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты объяснили, почему растут цены на топливо.
Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:
— Во-первых, на текущей неделе поступала статистика: производство бензина в России упало до многолетних минимумов. Во-вторых, мы видим ослабление рубля, а бензин чувствителен к изменению курса. Слабеет рубль — дорожает бензин. Комбинация из падения производства и слабого рубля сказалась на розничных ценах. Ну и лето — это высокий сезон, соответственно, спрос вырос, АЗС начинают повышать цены.
Производство падает из-за ряда факторов. Многие компании были настроены на экспорт бензина и, когда он пропал, снизили объемы, но не стали его выплескивать на российский рынок. Зимой был даже профицит поставок, тогда цены начали идти вниз. Сейчас некоторые предприятия ведут профилактические работы, затянули их.
Когда на рынке есть дефицит, речи о скидках не идет. О них можно говорить, когда на рынке достаточно топлива, когда оно не уходило за границу. Сейчас туда идет сырая нефть и предложение о ее переработке на рынке сокращается, потому для АЗС нет смысла стимулировать покупателей. Также идет реорганизация таких заправок, как Shell, — идет реорганизация бизнесов, многие перестают работать, некоторые временно приостанавливают деятельность.
Станислав Митрахович — эксперт фонда национальной энергетической безопасности и научный сотрудник Финансового университета при правительстве России:
— Цены на топливо растут, потому что повышаются налоги, идет рост экспортной пошлины. Плюс демпфер, хоть они получили и отсрочку, корректируется не в пользу компаний, с осени будет работать по новой схеме. Ну и российские компании включены в мировой рынок, и, когда выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты, они находят в условиях санкций новых покупателей, страховщиков, перевозчиков. А еще им выгоднее экспортировать с учетом ограниченных цен в рознице России. Но отчасти они пытаются отыгрываться на оптовом рынке, он более-менее свободен, но цены зажаты.
Какое-то время это будет продолжаться, а дальше правительство или пойдет на уступки компаниям, или случится рост цен. Либо, если их станут держать и не опускать, есть вероятность, что независимые заправщики могут начать закрываться, продавать продукцию низкого качества и так далее.
Ремонт отечественных нефтеперерабатывающих заводов — это часть проблемы, их закончили и забыли. А вот в ситуации, когда есть выбор между экспортом и внутренним рынком с высокими налогами, тут больше переменных возникает.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.