«Вроде бы говорим, что мы инновационно-технологическая республика и должно высвобождаться за счет робототехники много персонала, но на деле такого не происходит», — сетовала накануне Талия Минуллина на нехватку рабочих рук. На заседании комиссии ТОСЭРов не было представлено ни одной новой компании-резидента, все проекты предполагали расширение или модернизацию производств. О том, как подрядчик КАМАЗа и ГАЗа будет углублять импортозамещение, а в Набережных Челнах начнут штамповать мобильные буровые установки, — в материале «БИЗНЕС Online».
Республиканские ТОСЭРы пополнятся инвестициями на 5,6 млрд рублей. Таковы итоги вчерашнего заседания кабмина РТ, на котором были рассмотрены заявки 6 компаний
«Набережные Челны», «Нижнекамск» и «Зеленодольск» не подводят ни по инвестициям, ни по резидентам. А «Чистополь» и «Менделеевск» отстают
Республиканские ТОСЭРы пополнятся инвестициями на 5,6 млрд рублей. Таковы итоги вчерашнего заседания кабмина РТ, на котором были рассмотрены заявки 6 компаний. Большинство из них уже присутствуют в ТОСЭР, но намерены увеличить мощности, расширить продуктовую линейку или иначе изменить формат работы, что потребовало внести изменения в ранее заключенные соглашения. В итоге стоимость их проектов выросла примерно на 40%.
Как отметила на пресс-подходе по итогам заседания глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, суммарно рабочие места будут увеличены на 1 340 единиц. Однако ситуацию на рынке труда она назвала тревожной. Причина в маятниковой миграции, вахтовом методе работы и «очень низком уровне безработицы, который тоже характеризует инвестиционную привлекательность не с лучшей стороны». Поэтому работодатели переманивают сотрудников у конкурентов, готовят кадры совместно с вузами либо привлекают их соцпрограммами.
«Поэтому, когда идет пересмотр проектов с точки зрения понижения количества рабочих мест, мы особо не переживаем, — поделилась Минуллина. — Производство размещается с учетом робототехники, и вроде бы говорим, что мы инновационно-технологическая республика и должно высвобождаться за счет робототехники много персонала, но на деле такого не происходит».
Как отметила на пресс-подходе по итогам заседания глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, суммарно рабочие места будут увеличены на 1 340 единиц
Главу АИР также волнует неравномерное развитие ТОСЭРов. По ее оценке, «Набережные Челны», «Нижнекамск» и «Зеленодольск» не подводят ни по объему инвестиций, ни по количеству резидентов. А «Чистополь» и «Менделеевск» отстают. Но для развития необходима инфраструктура, отмечает Минуллина.
Полуфабрикаты от Муслимы Латыповой и новый завод
Кто же принесет республике почти 6 миллиардов? Начнем с резидента ТОСЭР «Зеленодольск» (с 2020 года) ООО «Саэльра», принадлежащего Эльвире Харламовой — дочери владелицы сети «Бахетле» Муслимы Латыповой. Ее производственный комплекс будет выпускать замороженные полуфабрикаты мощностью 30 т в сутки с возможностью наращивания объемов. Как отметила Минуллина, компания уменьшила количество рабочих мест, но увеличила объем инвестиций. Напомним, в 2020 году сообщалось, что в результате реализации проекта в бюджеты всех уровней в ближайшие годы поступит 2,3 млрд рублей.
ООО «Саэльра», принадлежащее Эльвире Харламовой — дочери владелицы сети «Бахетле» Муслимы Латыповой. Ее производственный комплекс будет выпускать замороженные полуфабрикаты мощностью 30 т в сутки с возможностью наращивания объемов
«Меняем сферу деятельности — мы отказываемся от логистически-складского направления и будем заниматься конкретным производством, в связи с этим у нас изменения и в численности персонала, — объяснил директор производственного комплекса Владимир Фомин. — Объемы вложений в проект не уменьшены, а увеличились и составили 356 миллионов рублей. 140 рабочих мест».
«Саэльра» намерена расшириться в Поволжье. Глава АИР подтвердила, что регионы уже выходили с предложением разместить у себя производство «Бахетле». «Компания рассматривала бы офсетный контракт, если бы республика смогла собрать эту финансовую модель. Сегодня финансирование происходит через муниципальные бюджеты, а им нужен кто-то один от региона, чтобы заключил с ним этот контракт, и внутри него гарантийные обязательства можно было бы перебрасывать между районами. Пока такой схемы ни правовой, ни финансовой нет», — добавила Минуллина.
Еще один проект на заседании рассматривался от ООО «Тэск». Эта компания в 2017 году стала 7-м по счету резидентом ТОСЭРа Челнов, вложив в производство 147 млн рублей и создав 36 рабочих мест. Ее представители презентовали проект расширения производства асфальтобетонных смесей с привлечением 71 рабочего и объемом инвестиций в 168 млн рублей. В прошлом году «Тэск» показал выручку в 67,5 млн рублей и чистую прибыль в 68,9 миллиона. В числе руководителей фирмы значится Артем Капустин, который также является управляющим «Камавтодора», активного строителя дорог, в 2023 году освоившего на ремонте дворов по программе «Наш двор» 1,2 млрд рублей.
Еще один проект на заседании рассматривался от ООО «Тэск». Эта компания в 2017 году стала 7-м по счету резидентом ТОСЭРа Челнов, вложив в производство 147 млн рублей и создав 36 рабочих мест
Гендиректор ООО «Каманефтемаш» Сергей Кузнецов, резидент челнинского ТОСЭРа, рассказал о строительстве завода по производству нефтяного оборудования. С его слов, инвестпроект рассчитан на 15 лет, срок окупаемости составит 5–6 лет. Они планируют вложить 360 млн рублей, из них 270 млн займет строительство самого завода, 50 млн — закупку оборудования, еще 40 млн пойдет в оборотный капитал.
«Мы будем производить мобильные буровые установки от 140 до 250 тонн. Выпуск планируется на IV квартал 2024 года, по одной установке в месяц. Будет 117 рабочих мест, средняя зарплата составит 67,5 тысячи рублей», — комментирует руководитель. Он также отмечает, что его установки будут как минимум на треть дешевле, чем у зарубежных предприятий за счет отечественных комплектующих. Однако цену не стал называть из-за коммерческой тайны. В успешности завода Кузнецов не сомневается, поскольку ближайший конкурент, ООО «Идель Нефтемаш» из Башкортостана, загружен на год вперед. В числе учредителей компании значится удмуртская геолого-разведочная компания «Геосервис», которой руководит семейство Ахмадуллиных. В частности, Булат Ахмадуллин в 2022 году входил в топ-100 самых богатых людей Удмуртии по версии Udm-info.
Ставка на микрофибру и газоперекачивающие установки
Компания «Бикотекс» (в прошлом «Микрофибра») уже три года базируется в Нижнекамске и выпускает текстильные ткани — салфетки, полотенца, коврики, ткани и пр. Общая стоимость их проекта выросла с 2,8 млрд рублей до 3,6 миллиарда. Заместитель гендиректора Георгий Схритладзе в кабмине представил проект «создания уникального для России производства изделий из микрофибры». В связи с этим они расширяют штат с 341 до 665 человек и вкладывают еще 48 млн рублей.
Компания «Бикотекс» (в прошлом «Микрофибра») уже три года базируется в Нижнекамске и выпускает текстильные ткани — салфетки, полотенца, коврики, ткани и пр. Общая стоимость их проекта выросла с 2,8 млрд рублей до 3,6 миллиарда
«Мы рассчитывали, что часть нашей продукции в виде полотен будет уходить на экспорт, например в Восточную Европу. Конечный передел так называемого полуфабриката мог происходить где-то еще. Сейчас ситуация такова, что производимые полотна будем переделывать сами. Это увеличение количества наименований готовых изделий, упаковочного оборудования и других», — заметил Схритладзе. Собеседник издания признает, что конкурировать с производителями из Юго-Восточной Азии и Китая тяжело. Однако льготы резидентства дают возможность «играть» с ценой.
ООО «Литейно-механический завод» (резидент ТОСЭР «Чистополь» с 2019 года) увеличило объем капиталовложений с 3 млн до 39,7 млн рублей, а количество сотрудников с 10 до 51 человека. Выручка компании за 2022 год, по данным «Контур.Фокуса», составляет 64,7 млн рублей, чистая прибыль — 21 миллион. В разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» гендиректор Андрей Протасов рассказал о вводе новой продуктовой линейки для газоперекачивающих установок (поршень, силовой цилиндр) и выпуске запчастей для судовых двигателей и дизель-генераторных установок, корпусов адаптеров и редукторов для машиностроения. С момента запуска проекта объем реализации составлял 158 млн без НДС, а после расширения до 2025-го компания планирует выйти на 92 млн рублей в год. На вопрос, будет ли цена изделий ниже, чем у зарубежных фирм, Протасов отвечает так: «Наверное, российский производитель более управляемый, надежный».
Последняя компания в списке — ООО «Меттэм автомобильные компоненты», выпускает компоненты цифровых систем и интеллектуальных телематических решений для управления транспортом. Директор по организационному развитию ГК «Меттэм транспорт» Елена Лиманская сообщила, что новые производственные задачи в связи с изменениями глобальной стратегии автомобильного рынка после марта 2022 года заставляют углублять импортозамещение и локализацию, выполнять собственные НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Поэтому нужно больше рабочих мест (рост с 219 до 300 человек), что ведет к увеличению капитальных вложений и изменению продуктовой линейки. Инвестиции вырастут на 250 млн рублей, а общий объем вложений составит 1,1 миллиарда.
Основные заказчики продукции «Меттэм» — ПАО «КАМАЗ» и ГАЗ. Помимо блоков управления и комбинации приборов с ЖК-дисплеем для коммерческого транспорта в течение полутора лет они планируют выпускать рабочее место водителя с рулем и кнопками управления. «Новое поколение наших блоков будет с функцией удаленного мониторинга состояния транспорта, удаленного обновления ПО. Благодаря нашим системам наш автобус стал уже как компьютер», — подытожила Лиманская.
Минуллина же заметила, что поначалу «никто не верил, то есть были сомнения в адрес компании, а сейчас оказалось, не зря поддержали», намекая на общий ориентир страны на импортозамещение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.