«Айтишников не хватает в том числе потому, что мы ускоренными темпами цифровизируемся после пандемии, запустились проекты импортозамещения и государственные программы. Релокация айтишников тоже оказывает давление», — заявил вчера на Российском интернет-форуме гендиректор «Цифровой экономики» Сергей Плуготаренко. О том, как растут маркетплейсы, феноменально стремятся вверх инфраструктура и связь, но падают рынки маркетинга и рекламы после ухода зарубежных игроков и кто из IT-специалистов вернулся в Россию, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Гребенников: «Мы видим положительные результаты этого года и позитивную динамику»
«Темпы роста экономики Рунета снизились не так драматично, как полагали эксперты»
«Год назад мы прогнозировали, что экономика Рунета вырастет всего лишь на 11 процентов. Но мы ошибались, и это хорошо: она выросла на 29 процентов. Это меньше, чем рост в предыдущие годы, 2020–2021-м, тогда экономика Рунета росла аж на 40 процентов, но были другие времена», — заявил накануне на Российском интернет-форуме (РИФ) в Подмосковье директор РАЭК Сергей Гребенников, представляя исследование «Экономика Рунета / Цифровая экономика России – 2021/2022». По его словам, уже удалось преодолеть планку в 12 трлн рублей и показать двузначный темп роста даже в условиях падения мировой экономики. Главным образом рост экономики Рунета был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры. К примеру, Ozon по итогам прошлого года вырос по числу заказов на 110%. Вместе с тем сегменты маркетинга и цифрового контента не смогли избежать падения. Во многом это связано с уходом зарубежных игроков. Также тенденцию можно объяснить регуляторным фактором — для сегмента маркетинга и рекламы были введены новые требования по маркировке, а в сегменте цифрового контента приняты инициативы, направленные на регулирование контента в интернете. «Тем не менее темпы роста экономики Рунета снизились не так драматично, как полагали эксперты. Мы видим положительные результаты этого года и позитивную динамику», — заявил Гребенников.
По оценке специалистов РАЭК, в будущем положительная динамика сохранится. «Мы считаем, что по итогам 2023-го экономика Рунета вырастет на 29 процентов и составит порядка 16 триллионов рублей. Для того чтобы осознать, сколько это: цифра сопоставима с ВВП Казахстана», — с гордостью пояснил Гребенников. Он также добавил, что такие результаты были бы недостижимы без поддержки государства, которое в прошлом году во многом взяло на себя роль модератора отношений с бизнесом. «Посмотрите, что сделало государство. Это уникальные налоговые льготы, пониженные тарифы страховых взносов, снижение ставки по УСН для ИП и малого бизнеса, мораторий на проверки до конца 2024 года, льготные ставки по кредиту и другие меры, которые необходимы отрасли, чтобы развиваться», — напомнил спикер. Все эти меры, по его словам, обеспечили увеличение доходов IT-компаний до 35%. «Это те цифры, которые радуют. Интернет в России развивается и является ключевой экосистемой, на которую полагаются абсолютно все отрасли нашей экономики», — резюмировал директор РАЭК.
По итогам прошлого года компания Ozon выросла на 38% по обороту, при этом рост числа заказов составил 65%
Каждый третий товар в России, исключая сложные объекты, уже продается через интернет
Финансы и торговля по итогам года демонстрируют рост. Как сообщил Гребенников, объем сегмента относительно 2021 года увеличился на 32% и составил 11,4 трлн рублей. «Есть тренд на снижение среднего чека и темпов роста сегмента eGrocery. Кроме того, маркетплейсы стали основной точкой притяжения покупателей и продавцов», — пояснил он. Заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев поспешил объяснить это современным уровнем сервиса, которого ждут те, кто продает и покупает товары онлайн. «Вся экономика интернета — часть общего тренда постиндустриальной экономики, когда была сфера торговли, существовавшая тысячи лет. Но инновационные рекламные инструменты интернета, инструменты логистики, основанные на IT, позволяют дать такое качество сервиса, когда люди понимают, что суперудобно купить любой товар из любой точки страны и он за несколько дней к нему придет, — заявил Минаев. — Одновременно человек, который имел рынок сбыта в виде небольшого города в отдаленном регионе, может продать товар на всю страну и потенциально на весь мир. Это тот уровень, который трудно было представить еще несколько лет назад».
Он отметил, что по итогам прошлого года компания Ozon выросла на 38% по обороту, при этом рост числа заказов составил 65%. И это, по словам Минаева, не предел, ведь в других странах цифры уже в 2 раза больше. «Поэтому, по нашим прогнозам, сфера будет расти дальше, причем удивляет тот факт, что если не брать сложные объекты типа недвижимости и транспортных средств и продуктов питания, то уже каждый третий товар продается в России в интернете. Значит, мы перешли тот барьер, когда количество переходит в качество», — заметил представитель Ozon.
Специалисты РАЭК анализировали в составе сегмента электронной коммерции онлайн-тревел (415,7 млрд рублей — это плюс 18% к 2021 году), онлайн-ретейл (3,949 млрд, или плюс 32%), C2C-торговлю (2,323 млрд, плюс 55%), рынок электронных платежных услуг (3,031 млрд, плюс 19%), рынок услуг в интернете (1,701 млрд, плюс 35%). «Драйвером действительно являются маркетплейсы. Это видно и по аудиторным показателям, и по динамике заказов и оборотов», — рассказала главный аналитик РАЭК Мария Сайкина. Она также добавила, что в 2023 году специалисты компании ожидают роста на уровне 30%. «Мы прогнозируем сохранение такой же динамики. То есть не выйдем на показатели пандемийные, тому есть свои причины, в частности режим экономии населения», — уточнила аналитик.
«Среди трендов можно отметить, что реклама сконцентрировалась в соцсетях, в частности во «ВКонтакте» и в мессенджерах»
Рынок маркетинга и рекламы упал на 10%, поскольку выручка ВК и «Яндекса» не перекрыла ушедшие компании
Объем сегмента маркетинга и рекламы по итогам 2022 года составил почти 400 млрд рублей. Вместе с тем в сравнении с 2021-м он упал на 10%, но на это есть объективные причины. «С рынка ушли крупные рекламодатели, небольшие агентства, которые были созданы под конкретные бренды и продвигали их, — пояснил Гребенников. — Среди трендов можно отметить, что реклама сконцентрировалась в соцсетях, в частности во „ВКонтакте“ и в мессенджерах». Значительно влияние на данный сегмент оказал и закон о маркировке рекламы. Суть инициативы в том, что игроков интернет-рынков планируют обязать предоставлять информацию о конечном заказчике, получать уникальный идентификатор (токен) для каждого сообщения у оператора рекламы, добавлять пометку «реклама» ко всем рекламным сообщениям и ежемесячно подавать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) отчет и акт о договорах выполненных работ. Как сообщил директор РАЭК, нулевые чтения данного законопроекта должны состояться на площадке Общественной палаты РФ уже 30 мая.
«Достаточно странно говорить о падении сегмента, при том что, если посмотреть на основных игроков, практически все росли, причем достаточно быстрыми темпами, — в свою очередь, заметил директор по аналитике АНО „Цифровая экономика“ Карен Казарян. — Но объективная реальность заключается в том, что ушло большое количество площадок и с ними — большое количество инвентаря. И ушел большой пул международных рекламодателей. Поэтому, несмотря на большой и быстрый рост рекламной выручки, ВК и „Яндекса“ не удалось целиком заместить выбывший кусок». По словам Казаряна, сегодня активно растет реклама на маркетплейсах.
В целом в составе сегмента маркетинга и рекламы РАЭК исследует пять рынков: performance-реклама (272,5 млрд рублей по итогам 2022 года, нулевой рост к 2021-му), медийная реклама (33,6 млрд, нулевой рост), видеореклама (11,5 млрд, минус 61% к 2021 году), web-разработка и мобильная реклама (40,4 млрд, минус 5% к 2021 году), контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях (31,2 млрд, минус 42% к 2021-му). В перспективе на 2023 год эксперты предрекают сегменту в целом рост около 5%. Этому прежде всего должен поспособствовать рост расходов на продвижение локальных брендов и выход на российский рынок рекламодателей из дружественных стран.
Количество доменов в зоне .ru снизилось, а в зоне «.рф», напротив, чуть возросла
Инфраструктура и связь растут за счет инвестиций государства
Инфраструктура и связь по итогам года тоже продемонстрировали беспрецедентный рост, «аж на 47%», что в пересчете в более конкретные цифры — 300 млрд рублей. «Этот сегмент растет за счет того, что государство активно вкладывается в инфраструктуру, это хорошо. Мы видим переход российских пользователей с международных сервисов на российские», — добавил Гребенников. По его словам, количество доменов в зоне .ru снизилось, а в зоне «.рф», напротив, чуть возросла.
Всего в сегменте проанализировано четыре рынка: рынок SAAS (27,2 млрд рублей, плюс 26% к 2021 году), рынок инфраструктуры (258,9 млрд, плюс 52%), рынок доменов (3,5 млрд, минус 5%), рынок хостинга (10,6 млрд, плюс 22%). Как пояснил Казарян, общий рост сегмента также связан с повышением спроса на услуги отечественных облачных провайдеров, который сопровождался и ростом цен. «Естественно, все новые проекты, которые выйдут, будут на российской облачной инфраструктуре. Активно происходило импротозамещение иностранных — специализированных инструментов для бизнеса и пользовательских сервисов», — уточнил представитель РАЭК. По его словам, на текущий год запланирован большой ввод новых мощностей, в том числе и дата-центров. Отчасти поэтому эксперты в дальнейшем прогнозируют сегменту рост на уровне 40%. «В этом году появляется огромное количество новых проектов, в том числе в рамках развития дорожных карт высокотехнологичных направлений. Всем им понадобится инфраструктура, в том числе облачная, поэтому рост рынка продолжится. Возможен, к сожалению, и рост цен», — добавил Казарян.
«В прошлом году на РИФе мы говорили о санкционном давлении, которое испытывает отрасль, и оценивали его почти в 10 процентов от зарегистрированных тарифов в зоне .ru», — напомнил собравшимся директор «Координационного центра доменов RU/РФ» Андрей Воробьев. Если доменами «.рф» преимущественно пользуются локальные пользователи, то в .ru, по его словам, было много зарубежных пользователей. Они регистрировали домены через зарубежных регистраторов, но по тем или иным причинам прекратили это делать либо поддерживать старые. По этой причине они были перенесены на поддержку к российским аккредитованным регистраторам. Однако банковские санкции не позволяли зарубежным пользователям доменов .ru оплачивать их использование российским регистраторам напрямую. «Это обсуждалось в Стамбуле в начале мая. Орган, который занимается работой с жалобами от пользователей, серьезно озабочен этой проблематикой, — сообщил Воробьев. — Пока приходится находить разные решения, у кого-то из российских регистраторов есть юрлица в других государствах. Но у кого-то не так все хорошо получается». По словам выступающего, это выпадение было компенсировано повышенным интересом к сайтостроительству в Рунете. «Мы увидели превышение спроса на домены .ru и „.рф“. Это показатель роста количества сайтов в интернете. И в „.рф“ мы ожидаем, что в этом году вернемся к отметке 700 тысяч. В .ru сейчас возвращаемся к отметке в 5 миллионов», — уточнил Воробьев.
Уход зарубежных поставщиков контента также сказался на онлайн-музыке и цифровых книгах. Зато сегмент онлайн-видео продемонстрировал рост за счет оригинального контента
Отсутствие зарубежных новинок подкосило сегмент медиа и развлечений
Наиболее сильно в 2022 году просел сегмент медиа и развлечений. При потерях 52% общий объем рынка составил 73,6 млрд рублей. По словам Гребенникова, на данный момент позитивные тренды — это по-прежнему поддержка государства и развитие экосистемных сервисов, таких как «Яндекс.Музыка», «Кинопоиск» и др. «Они продолжают завоевывать рынок не только своими технологическими платформами, но и тем контентом, который там начинают публиковать. Но один из минусов — платежи пользователей за контент перешли в серую зону. Это не есть хорошо, потому что мы не понимаем, оседают ли деньги в России или попадают еще куда-то», — отметил директор РАЭК.
Следом за ним Сайкина подтвердила, что сегмент цифрового контента по итогам года стал самым пострадавшим. «Мы потеряли все, что набрали за пандемийные годы, свалились аж к уровню ниже, чем было в 2018-м. Отыграть это сложно, тем не менее можно, у нас есть определенные заделы уже сейчас», — уточнила аналитик.
Всего в сегменте проанализировано четыре рынка: онлайн-игры (21,8 млрд рублей, минус 78%), онлайн-музыка (7,1 млрд, минус 40%) онлайн-видео (33,3 млрд, плюс 7%), цифровые книги (11,3 млрд, нулевой рост). Общие показатели снизились в основном из-за рынка онлайн-игр, который ранее был самым большим по объемам. «У нас почти 90 процентов игрового контента — зарубежный, который сейчас недоступен, потому что нет лицензии на его распространение в России. Кроме того, невозможна оплата российскими банковскими картами. Геймеры находят способы, как оплатить игры, но эти деньги в аналитике не видны», — заявила Сайкина.
Уход зарубежных поставщиков контента также сказался на онлайн-музыке и цифровых книгах. Зато сегмент онлайн-видео продемонстрировал рост за счет оригинального контента. «Платформы начали искать поставщиков контента в других странах, причем этот контент интересен пользователям. Как показывают исследования, и к турецким сериалам есть интерес, — отметила аналитик. — Также есть российский контент, интерес к которому стал расти еще до событий 2022 года. Сейчас все наши лидирующие кинотеатры активно вкладываются в производство оригинального контента, поскольку это дополнительный фактор конкуренции». Одновременно с этим возрастает и нелегальное потребление контента. Несмотря на то что количество пиратских ресурсов и их рекламные доходы снизились, аудитория по итогу года выросла на 20 процентов. «Мы все хотим смотреть зарубежные новинки», — добавила Сайкина.
Эксперты РАЭК прогнозируют для сегмента цифрового сегмента небольшой рост — до 7%. Однако негативным фактором остается регуляторная инициатива. «Регулирование контента заставляет платформы подстраиваться под новые требования. А эти новые требования имеют свойства появляться достаточно часто, дополнять друг друга, противоречить друг другу. В отсутствие единых правил игры достаточно сложно под них подстраиваться», — заключила аналитик.
Комментируя тему релокации, Плуготаренко отметил, что государству удалось сдержать волну. Вместе с тем, по оценке минцифры, порядка 100 тыс. российских программистов к концу 2022-го работали, находясь за границей
Кадровый голод в IT, релокация айтишников и методы решения проблем
Также в исследовании РАЭК уделяется внимание кадровому вопросу. Результаты представил генеральный директор «Цифровой экономики» Сергей Плуготаренко. По его словам, 2022 год продемонстрировал еще бо́льшую турбулентность в вопросе кадрового голода. В II и III кварталах 2022 года спрос на IT-специалистов упал, но уже с ноября количество вакансий снова росло. «Айтишников не хватает в том числе потому, что мы ускоренными темпами цифровизируемся после пандемии, запустились проекты импортозамещения и государственные программы. Релокация айтишников тоже оказывает давление», — уточнил спикер.
Самые востребованные IT-специальности по итогам года — программист и разработчик. Также неожиданно увеличился спрос на разработчиков мобильных приложений и специалистов по работе с искусственным интеллектом. «Что интересно, больше всего востребованы middle и senior, а junior готовят очень много, но они не всегда удовлетворяют работодателя. Огромная проблема, где брать тех, кто на ступеньку выше. В помощь — стажировки и ускоренные профориентации», — пояснил Плуготаренко.
Самая дефицитная IT-специальность, как следует из исследования РАЭК, — специалист по информационной безопасности. По расчетам экспертов, на данный момент рынку не хватает от 30 тыс. до 50 тыс. таких кадров. «Давление на этот сегмент рынка оказывает и то, что, согласно опросам HeadHunter, 54 процента российских коммерческих компаний действительно испытывают дефицит и хотят их наращивать, а среди госкорпораций вообще 80 процентов компаний нуждается в них. Понятно, что бо́льшая часть угроз 2022 года показала, как могут атаковать не только из коммерческих соображений, но и из политических», — сообщил спикер.
Комментируя тему релокации, Плуготаренко отметил, что государству удалось сдержать волну. Вместе с тем, по оценке минцифры, порядка 100 тыс. российских программистов к концу 2022-го работали, находясь за границей. При этом 80% из них продолжали сотрудничать с российскими компаниями, находясь в дружественных странах. Также известно, что около 60% уехавших в первую волну к февралю 2023 года вернулись обратно в Россию. «Все равно релокация оказывает давление как на рынок кадров, так и на качество тех кадров, что остались», — добавил он.
Среди основных мер борьбы с кадровым голодом сегодня можно выделить два федеральных проекта: «Кадры для цифровой экономики» и «Развитие кадрового потенциала в IT-отрасли». «Очень большой вклад делает государство. Это контрольные цифры приема в вузы на IT-специальности, поддержка цифровых кафедр, уроки программирования для школьников 8–11-х классов», — заявил Плуготаренко.
Много, по его словам, делает сегодня и бизнес. Компании активно запускают корпоративные университеты, академии, масштабные курсы по подготовке кадров и поддерживают кафедры в вузах. Прием на IT-специальности в высшие учебные заведения идет сегодня с опережением. Планировалось, что в 2022–2023 учебном году будут приняты 90 тыс. абитуриентов, но российские высшие учебные заведения приняли в свои ряды 111 тыс. человек. При этом подано было порядка 1,5 млн заявлений на поступление на IT-специальности. «Здесь важна роль министра Максута Шадаева, который эту тему понимает. Мы таких показателей добиваемся при большой поддержке и минпросвещения и минцифры», — добавил спикер.
Однако для того, чтобы обеспечить отрасли успешное развитие, важно комплексно подходить к кадровому вопросу, считает Плуготаренко. «Мы вместе с аналитиками РАЭК придумали пирамиду ценностей айтишника, в которой показали, что первое, что лежит в основании, — поддержка со стороны государства, стабильность, уверенность, зарплата. Понимание со стороны работодателя», — рассказал спикер. Выше по системе ценностей — гарантированная бронь от призыва. Далее — необходимость чувствовать, что государство ставит правильные, релевантные духу времени задачи в коллаборации с международным сообществом. Чуть выше в иерархии — престиж профессии. Предпоследний пункт — получение престижного образования и международное призвание. На вершине пирамиды потребностей айтишников, как полагают эксперты, расположилась возможность не просто решать корпоративные задачи, а действовать в масштабах страны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.