- Ленар Раифович, как вы в целом оцениваете рынок СМИ в Елабуге? Готова ли пресса существовать в рыночных условиях?

- Все районы нашей республики можно разделить на две неравные части. В одну группу входят территории, где отсутствует местная коммерческая пресса, и там издаются только «татмедиевские» газеты, это главным образом сельские районы. А во вторую входят города Казань, Набережные Челны и районы с промышленными райцентрами, где возможно существование прессы без бюджетной поддержки.

У населения существует спрос на «неофициальную» прессу, но не везде возможно ее существование. Источником дохода таких газет является реклама, и если отсутствует на нее достаточный спрос, то населению не светит альтернативная пресса. Таким образом, наличие коммерческого издания - это признак развитости малого и среднего бизнеса на той или иной территории. В Елабуге достаточно высокий уровень деловой активности, поэтому кроме дотационных газет «Новая Кама» и «Алабуга нуры» у нас имеются вполне успешные коммерческие издания - «Хорошая елабужская газета» и «Вечер Елабуги».

- Каковы тиражи этих изданий?

- Надо сказать, в последние годы произошло резкое падение тиражей всех платных газет - это объективный процесс. Причин несколько. Во-первых, для многих татарстанцев интернет и телевидение стали главными, а порой единственными источниками новостной информации, а газеты представляют интерес только из-за местных объявлений. Во-вторых, появилось огромное количество бесплатных изданий, которые специализируются как раз на рекламных сообщениях. Что касается тиражей, то у елабужских платных газет они для небольшого города с такой высокой конкуренцией достаточно солидные: у «Хорошей газеты» и «Новой Камы» - порядка 3 тысяч экземпляров, у «Вечера Елабуги» - чуть поменьше.

- Если говорить о снижении тиражей печатных СМИ, что вы ожидаете через три-пять лет? Планируете работать по-прежнему или готовы меняться?

- Мы понимаем, что через 5 - 10 лет платных газет в регионах вообще не останется, кроме тех, которые будут поддерживаться из бюджета. Рынок займут в первую очередь бесплатные СМИ. Мы думаем над тем, как развиваться дальше, но с рынка платных газет мы хотели бы уйти последними и ставим себе задачу - продержаться до конца. С мыслями о дальнейшем развитии уже сейчас активно осваиваем интернет, куда перебирается наша аудитория. Мы владеем самым популярным в Елабуге порталом – «Главный сайт города – Yelabuga.ru». Он существует уже около четырех лет. В неделю на сайт заходит порядка 7 тысяч уникальных посетителей, а это совокупный тираж всех платных газет района. Сейчас сайт не приносит доход, как таковой, - реклама в интернете стоит недорого. Но цену на интернет-рекламу поднимать в таких городах, как Елабуга, пока преждевременно.

НАЧИНАЮТ ИЗДАВАТЬ ГАЗЕТЫ И ДУМАЮТ, ЧТО НА ЭТОМ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ

- В какую сумму, по-вашему, можно оценить объем рынка медийной рекламы в Елабуге?

- Чуть больше одного миллиона рублей в месяц. Эта цифра складывается с учетом того, что в елабужских газетах размещают рекламу фирмы, в том числе из Набережных Челнов. Их доля на страницах наших газет невысока, но без них было бы тяжело выживать на газетном рынке Елабуги.

В кризис рекламный рынок сократился в два раза, количество рекламы упало. Я во время кризиса был вынужден продать часть недвижимости издательского дома, сократить штат в два раза - с 30 сотрудников до 15. Но наша компания кроме газет выпускает и другую полиграфическую продукцию, которая позволяет держаться на плаву, - карты города, телефонные справочники и т.д.

- Как распределяется рекламный рынок Елабуги?

- Около половины рынка принадлежит нашему издательскому дому, а это помимо «Хорошей газеты» еще и бесплатная газета «Кошелек», вторая половина - конкурентам. Мы проводили социологические исследования на эту тему, и они подтверждают, что мы являемся безусловными лидерами по сбору рекламы.

- Издание газеты - не тот бизнес, который создают ради получения большой прибыли…

- Меня вообще удивляют люди, которые начинают издавать газеты в малых городах и думают, что на этом можно заработать огромные деньги. Я говорил, что на долю наших проектов приходится половина рекламного рынка города, но при этом наши доходы равны нашим расходам. Бывают месяцы, когда мы вообще еле-еле сводим концы с концами, но пусть и зарплаты у нас невысокие, но налоги мы платим сто процентов - это для нас принципиально, среди елабужских газет мы крупнейший налогоплательщик. И обидно осознавать, что в том числе на наши налоги существуют дотационные газеты, подписные компании на которые стали настоящим бедствием для рядовых работников бюджетной сферы, нам известны факты, когда их принуждают выписывать официальную прессу.

ВЛОЖЕННЫЕ В ГАЗЕТУ ДЕНЬГИ НИКОГДА НЕ БУДУТ ОТБИТЫ

- Насколько трудно сейчас начать выпускать газету в небольшом городе?

- Административных проблем нет, но есть финансовая. По моим подсчетам, чтобы зайти на елабужский информационный рынок платных газет, сегодня нужно около 10 миллионов рублей. В этом случае за полтора-два года, при удачном стечении обстоятельств, можно будет выдавить все остальные платные газеты. Жаль, что у меня нет таких денег.

- И когда эти средства можно будет вернуть?

- Эти деньги никогда не будут отбиты. Платные газеты в таких маленьких городах, как Елабуга, открывают не для того, чтобы они приносили прибыль, это, скорее, способ самовыражения. Кроме того, подобные издания придают солидность всему издательскому дому, а это уже позволяет увеличивать собираемость рекламы в других проектах.

- Могут ли появиться новые игроки на медийном рынке Елабуги?

- Появиться они, конечно, могут, но рынок перенасыщен. Такого количества бесплатных газет нет даже в соседних Набережных Челнах. Если говорить о платных СМИ, то для такого города, как Елабуга, достаточно было бы и одной газеты. Мы - четыре платных издания сейчас - просто мешаем друг другу. Расходы на платные газеты очень большие. Чтобы потеснить существующих игроков, нужны очень крутые идеи. А у нас вновь открывающиеся газеты даже стандартные размеры модулей слизывают у нас.

НАДО ПРЕПОДНОСИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ТАК, ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЬ САМ ДЕЛАЛ ВЫВОДЫ

- А в чем была уникальность вашего издания, когда вы начинали в 2003 году, и какие издания были тогда на рынке?

- В 2003 году на рынке Елабуги присутствовали не только местные газеты, здесь достаточно уверенно чувствовали себя и челнинские издания: «Вечерние Челны», «Челны ЛТД», «Из рук в руки». Тогда мы поставили себе задачу - в первую очередь вытеснить их. И справились с этим делом, а это, поверьте мне, была солидная часть газетного рынка.

Концепцию нашей газеты я разрабатывал лично, советуясь со своими компаньонами, сутками сидел, обложившись изданиями, анализируя каждую страницу своих будущих конкурентов, – мы создали газету, которая за короткий срок отвоевала большую часть рынка. Например, нам удалось кардинально изменить журналистику Елабуги. Мы выбрали формат таблоида - А4. И так, как начали писать наши журналисты, никто в городе до нас не писал - коротко и емко. Был установлен запрет на материалы больше чем полполосы. Для елабужских журналистов, привыкших писать огромные статьи, это было в диковинку. Ну и самое главное - это то, что мы стали на тот момент единственным изданием Елабуги, которое не высказывало своего мнения о городских проблемах, было чисто информационным изданием. В свое время я учился этому у Би-Би-Си, изучая их принципы работы. Я убежден, что читателю нет нужды знать позицию «всезнайки» журналиста. СМИ - это посредник между экспертом и аудиторией.

- Вы говорите об этом в прошедшем времени. Что-то изменилось? У газеты сформировалось мнение?

- Нет, просто сейчас так все пишут. Личное мнение журналистов перестали выпячивать многие СМИ.

- То есть вы проповедуете журналистику факта?

- Можно преподносить населению информацию так, что оно самостоятельно придет к желаемым для журналиста выводам. Не нужно навязывать свою точку зрения. Воспитывать нужно корректно.

НЕ СЧИТАЮ СМИ ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТЬЮ И НЕ СОБИРАЮСЬ МЕНЯТЬ ЭТОТ МИР

- Какая миссия у «Хорошей газеты»?

- Всестороннее и объективное информирование жителей Елабужского муниципального района о происходящих событиях и содействие развитию местного бизнеса путем предоставления качественных услуг по размещению рекламы.

- То есть вы не хотите изменить лицо города, не ставите перед собой каких-то глобальных задач?

- Я отношусь к тем журналистам, которые не считают СМИ четвертой властью, и не собираюсь менять этот мир. Некоторые елабужане по ошибке пытаются назвать нас «оппозиционным» изданием. Но я не оппозиционер. Я начинал работать журналистом в бюджетных структурах - на государственном телевидении. Если я и критикую на страницах своей газеты чиновников, это не значит, что я критикую власть. Ни в коем случае! Для меня это разные вещи. Поэтому власть со мной не борется, ну а потуги отдельных чиновников не в счет.

- Расскажите о недавнем конфликте между «Хорошей газетой» и администрацией Елабужского района после аварии на водопроводе. Что именно тогда произошло?

- Произошедшее ЧП обнажило кадровую оголенность нашего района. Подчиненные главы Геннадия Емельянова оказались не способны адекватно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций и подставили своего руководителя. Приемы «подковерной войны» здесь оказались ни к чему, а у нас вместо реальной работы аппаратными играми нынче занимаются уже даже начальники отделов. Они во время аварии на водоводе продемонстрировали свою беспомощность, то есть не сработал аппарат главы.

Это привело к тому, что, несмотря на огромные усилия, которые предприняли первые лица района для устранения аварии, население оказалось в неведении о происходящих событиях. Елабужане ощутили реальный информационный вакуум. Кроме того, вылезли наружу проблемы, связанные с бездействием коммунальных служб города. Единственный, кто, судя по имеющейся у меня информации, выложился на все сто процентов, - руководитель райисполкома Ильмир Камалетдинов. Если бы он еще научился разговаривать с людьми и делиться информацией со СМИ, то ему бы цены не было.

- После того как вы рассказали о том, что произошел порыв водовода, а читатели оставили на вашем сайте две тысячи комментариев, глава района поручил «выяснить отношения» с «Хорошей газетой». Какие-то последствия для издания были?

- Геннадий Егорович, мне кажется, просто погорячился, сказав так. И он, и мы руководствуемся в своей деятельности российским законодательством, которое не предусматривает возможность вмешательства органов местного самоуправления в редакционную деятельность СМИ. Что же касается органов власти, то у них к нам нет претензий, мы не вышли за рамки правого поля. Надеюсь, никаких последствий для нас не будет. А вот в рядах елабужских чиновников, которые, вместо того чтобы признать свои ошибки, настроили Геннадия Егоровича против нашего издания, думаю, что рано или поздно произойдет все-таки масштабная зачистка.

- Как вы считаете, во взаимоотношениях прессы и власти есть различия в маленьком и большом городе?

- В этом вопросе разницы нет даже в масштабах России. Для власти важно знать - предсказуемый ты человек или нет.

- Ваша газета и вы предсказуемы?

- Да. Думаю, я понятен для власти. Я могу выступать против отдельных чиновников, но не несу угрозу существующей политической системе.

- А как разделить эти понятия? Чиновник же про себя думает «государство – это я»…

- Ну и пусть чиновник так думает, но это же не так. Когда я пишу про отдельных деятелей, я не ставлю под сомнение легитимность российской власти в целом и ничего не имею против сложившихся политических элит, в том числе региональных. Кроме того, у меня хватает такта не отзываться негативно о президентах России и Татарстана, а также о главе Елабужского района. А об их заместителях мы можем писать то, что считаем нужным. А если я в Елабуге какого-то нерадивого чиновника вывожу на чистую воду, то это в конечном счете в интересах главы района.

ПРИЯТНО, ЧТО НАС НАЗЫВАЮТ ИЗДАНИЕМ ГАФУРОВА

- Есть понятие новой команды управленцев Геннадия Емельянова и старой - Ильшата Гафурова. Но на самом деле существует ли в городе такая проблема?

- Проблема, к сожалению, имеется, но она создана искусственно. При Гафурове сформировалась очень эффективная команда управленцев, многие из которых нынче оказались не у дел.

- А что такое команда Гафурова сегодня? Ведь он уже давно не в Елабуге.

- Наверное, это те люди, которые не проявили сверхлояльности к новой власти, но были в хороших отношениях с прежним главой. С этими людьми власти не готовы работать. Иногда кажется, что город разделили на «белых» и «красных». Мне жаль, что в окружении Геннадия Егоровича оказались такие люди, которые возвели эти преграды.

- Есть мнение, что «Хорошая газета» - это издание Гафурова. Так ли это? На чем основаны такие утверждения?

- Если честно, мне приятно, когда так говорят. Я с большим уважением отношусь к Ильшату Рафкатовичу. Мне пришлось работать с Гафуровым в начале нулевых. В то время я был заместителем директора местной телерадиокомпании, а затем ее возглавил, став, пожалуй, самым молодым руководителем электронных СМИ в республике. Но долго я не продержался и сам решил уйти, поскольку сделал вывод, что не обладаю необходимым набором качеств для работы в государственных органах. Видимо, я ушел вовремя, поскольку смог сохранить хорошие отношения с Ильшатом Гафуровым.

СВЯЗИ ТРАНСФОРМИРОВАЛ В БИЗНЕС

- Как возникла идея создать газету?

- Идея появилась в тот момент, когда я ушел с поста директора телерадиокомпании «Алабуга», вернулся в Челны и осознал, что за несколько лет своего отсутствия в автограде утратил и без того скромные деловые связи. Нужно было срочно возвращаться в Елабугу, пока меня еще здесь не успели забыть, и создавать свой бизнес. Тут у меня были хорошие отношения с руководством района, определенный авторитет среди руководителей крупных предприятий и команда единомышленников. Мы использовали эти возможности.

- Какие у вас были стартовые условия? Фактически начинали без денег?

- Надо уметь договариваться с людьми. Мы смогли убедить некоторых предпринимателей в необходимости вложиться в этот бизнес. Они понимали, что прибылей не будет, но все же сочли целесообразным для себя принять участие в этом проекте.

- Как родилось название «Хорошая газета»?

- Рабочее название газеты было «Елабужская правда». В городе никогда не было изданий с названием «Правда». Но моя супруга предложила более удачное имя - «Хорошая газета». На том и порешили. В процессе регистрации нам пришлось добавить слово «елабужская», оказалось, что в других регионах России уже существуют издания с таким названием.

В МЕДИАСФЕРУ ПОПАЛ СЛУЧАЙНО

- Расскажите о том, как вы пришли в журналистику.

- В начале 90-х я завершил службу в армии. А поскольку мои родители к тому времени вернулись на историческую родину, то и мне пришлось ехать в неизвестный для меня Татарстан - я вырос за пределами республики. Так я оказался в абсолютно чужом для меня городе Набережные Челны, где практически никого не знал. В то время в МВД был кадровый голод, и я устроился в милицию, но за время стажировки понял, что ошибся в выборе профессии, и уволился. Как ни крути, но служба в госструктурах, видимо, не для меня.

Начал искать работу. До армии я работал плотником в школе. Других специальностей не имел, ну а поскольку был человеком творческим, решил устроиться в типографию. В типографию КАМАЗа не взяли - у меня не было разряда. Но на этом же здании я увидел табличку «Газета «Вести КАМАЗа». И закрылась мысль попробовать себя в качестве журналиста. Как выяснилось, разряд здесь не требуется, но попросили принести свои стихи. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Когда окрыленный возможностью работать в прессе я вышел на улицу, то обратил внимание еще на одну вывеску - «Телевидение КАМАЗа». Сразу представил себя эдаким Якубовичем… Зашел к главному редактору, а он на мое желание работать корреспондентом говорит: почему бы и нет, только расширение штата будет не раньше чем через два-три месяца. Здесь ко мне подошел один сотрудник ТВ и посоветовал сходить на «Чаллы-ТВ», где в то время шел набор журналистов.

Помню, как после первого выезда на съемку я написал и утвердил у редактора текст. Монтаж телесюжета должен был состояться на следующий день. Поскольку мне предстояло зачитать этот текст в микрофон, я целую ночь дома репетировал перед кассетным магнитофоном. Сначала записывал свой голос, потом прослушивал его, и так до изнеможения: и тембр не нравится, и дикция оставляет желать лучшего… Но с утра пришел на телевидение и смонтировал новость. Через месяц меня взяли в штат челнинской редакции телерадиовещания. Высшее образование я получил позже.

- Вы недавно пытались заняться другим бизнесом и сменить род свой деятельности. С чем это было связано?

- Я не один раз пытался убежать из медийной сферы. Долгое время воспринимал себя в этой деятельности и в этом бизнесе случайным человеком. Была неудачная попытка заняться торговлей продуктами питания, в итоге набрал сумасшедшие долги. Только недавно рассчитался. Решил больше судьбу не испытывать.

- Известно, что вы также активно занимаетесь общественной деятельностью в мусульманской общине республики, пишете на религиозные темы. Чем вызвана эта деятельность?

- То, что я пишу, ни в коем случае нельзя называть религиозными статьями, а меня - мусульманским общественным деятелем. У меня нет исламских знаний в необходимом объеме. Просто я не могу молчать, когда вижу несправедливость. В прошлом году на должность муфтия Татарстана определенные силы продвинули спорную для большинства мусульман (безусловно, на мой взгляд) республики кандидатуру имама мечети «Булгар» Ильдуса Файзова. Прошло время, и я оказался прав.

- Это спорное утверждение.

- У вас могут быть свои взгляды, согласен. Но не прошло и года, как от него убежали даже те, кого он считал «своей командой», он остался один. Надеюсь, наш брат Ильдус хазрат найдет в себе мужество и оставит этот пост. И дело здесь не в борьбе традиционного ислама с ваххабизмом, как это пытаются представить некоторые силы. Проблемы намного глубже, и решить их сможет только высокоинтеллектуальный человек. Таких немало среди представителей ханафитского мазхаба нашей республики.

Если коротко, то эти события заставили меня начать писать статьи о мусульманской умме Татарстана – они не религиозные, а, скорее, политические. Эта деятельность меня тяготит, но сама жизнь толкает в эту борьбу. Надеюсь, что недоразумение с «избранием» муфтия разрешится в ближайшее время и негативные последствия для Татарстана и России в целом будут минимальными. И мне больше не придется отвлекаться на эту «общественную деятельность».

- Давайте от ислама вернемся к бизнесу. Для вас есть авторитеты в бизнесе?

- В то время, когда я еще жил в Челнах, начал развиваться бизнес Леонида Барышева и Вадима Махеева. Я не признаю авторитеты, но эти ребята являются примером успешного бизнеса. Многие помнят, как они начинали свою деятельность, не имея достаточных оборотных средств. Они находились едва ли не на грани краха, когда их бизнес потихоньку пошел в гору. Может быть, в медийных кругах и преувеличивают роль рекламы, но телевизионщики уверены, что успех к елабужским компаньонам пришел после запуска в телеэфир удачного рекламного ролика.

- Первый секрет успешного бизнеса вы уже раскрыли. Какие советы, как достичь успеха, вы еще можете дать?

- Никогда не начинать бизнес, если нет солидного стартового капитала, и лучше, если он будет выражен в деньгах.

- Судя по всему, вы сами в свое время поступили точно наоборот. Но тем не менее – спасибо. И успехов в вашем нелегком деле: быть успешным и независимым от власти в медиа в небольшом городе – это почти подвиг.

Справка

Ленар Мифтахов

Родился 5.01.1974 в г. Веймар (Германия) в семье советского офицера. Малой родиной считает деревню Нижняя Кузгунча Мамадышского района.

Семейное положение - женат.

Основные вехи биографии:

В 1991 году окончил среднюю школу в г. Петрозаводск (Карелия).
1992 - 1994 гг. - служба в ВС РФ.
1995 - 2000 гг. - работал в КУ «Редакция телерадиовещания городского Совета народных депутатов и мэрии г. Набережные Челны» ("Челны-ТВ"). Начинал карьеру в качестве корреспондента. В 1997 - 1998 гг. возглавлял службу новостей телеканала «Челны-ТВ». В 1998 году создал творческое объединение «Юлбарыс», которое готовило еженедельные телепрограммы «Честь имею», «Оперативная сводка», «Апперкот» и «Сюрприз» по заказу «Челны-ТВ». Данные программы имели большой успех у телезрителей.
2000 - 2002 гг. - работал в МУ «Елабужская радиостудия», вначале в качестве заместителя главного редактора, а затем в качестве главного редактора. Принимал участие в организации эфирного телерадиовещания в Елабуге.
В 2003 г. окончил факультет журналистики Набережночелнинского филиала КГУ по специальности «журналист». Выполнил и защитил дипломную работу на тему: «СМИ в условиях двуязычных обществ России».
С 2003 года возглавляет издательский дом «Хорошая редакция», г. Елабуга.

Общественная деятельность:

2008 - 2010 гг. - директор представительства ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ в Елабужском муниципальном районе.
2010 - 2011 гг. - главный инженер Соборной мечети г. Елабуги на общественных началах.
С 2006 года - руководитель Елабужской журналисткой организации союза журналистов РТ.

Интересуется историей Татарстана и татарского народа, Мамадышского района РТ. Увлекается составлением родословных.

ООО «Хорошая редакция»

Основана в 2004 году.
Направление деятельности – издание газет.
Количество сотрудников – 15 человек.
С 2003 года издает газету «Хорошая елабужская газета», с 2004 года - «Кошелек-интерра». С 2009 года запустило интернет-проект «Главный сайт города – Yelabuga.ru». Выпускает телефонные справочники, карты города, книги и т.д.

Спонсор проекта "Персона"

9915.jpg

Банк ВТБ

ОАО "Банк ВТБ" и его дочерние банки (Группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в РФ, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Основным акционером ВТБ является правительство России, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.

Татарский филиал Банка ВТБ создан в 2002 году. В РТ действует 20 точек продаж группы ВТБ (Банк ВТБ, ВТБ 24, ВТБ-Страхование, ВТБ-Лизинг, ВТБ-Факторинг, ВТБ-Пенсионный фонд). Клиентская база насчитывает свыше 1500 корпоративных клиентов, из которых около 700 клиентов относятся к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом кредитных лимитов достигает 100 млрд. рублей.