В Казани закрываются бутики, входящие в модную группу Fashion Group Volkof. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», помещения в фешенебельном особняке на улице Волкова 59, накануне выставили на продажу В Казани закрываются бутики, входящие в модную группу Fashion Group Volkof. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», помещения в фешенебельном особняке на улице Волкова, 59 накануне выставили на продажу Фото: Сергей Елагин

История с грустным концом

В Казани закрываются бутики, входящие в модную группу Fashion Group Volkof. Как стало известно «БИЗНЕС Online», помещения в фешенебельном особняке на улице Волкова, 59 накануне выставили на продажу. Двухэтажное помещение площадью почти в 300 «квадратов», где пока еще размещается бутик Escada, предлагается за 50 млн рублей. Мультибрендовый Volkof59 уже освободил площади с дизайнерским ремонтом. «Шикарное помещение», как сказано на сайте  объявлений, предлагается за 29,6 млн рублей, бонус — бесплатное пользование двумя парковочными местами в подземном паркинге сроком на год. В качестве альтернативы торговой деятельности в бывшем бутике можно организовать апартаменты — продавец готов предоставить чертеж с «нарезкой» пространства на комнаты в 20 кв. м с панорамными окнами.

Владелица группы Эльмира Писарева подтвердила нашему изданию, что речь идет о полной ликвидации бизнеса. «Мы закрываемся полностью. Это связано с состоянием экономики в целом и рынка в частности. Развивать больше ничего не собираюсь», — рассказала она.

Писарева — опытный игрок на модном рынке Казани. Историк по профессии, преподаватель Казанского университета, она начинала свой бизнес в 90-е годы и одной из первых привезла в город одежду класса люкс. Ее первый магазин «Скарлетт» арендовал площади в выставочном зале художников на ул. Карла Маркса и представлял такие дорогие немецкие и итальянские бренды, как Mariella Burani, Gai Mattiolo, Thierry Mugler, Jean-Paul Gaultier, RoccoBarocco. Второй магазин, MILANO, предприниматель открыла в 2004 году в собственном помещении на ул. Маяковского. Там предлагались уже более статусные марки — Antonio Marras, Richmond, Jan Paul Gaultier, Scervino, Les Copains, Escada, Givenchy, Fendi, Oscar de la Renta и др. Магазин прожил пять лет и закрылся. Чуть позже, в январе 2010 года, прекратил работу и ее Milano Sport в «Сувар Плазе».

Эльмира Писарева, Escada: «Бутиковая культура в Казани всегда отставала и по сей день сильно отстает»

В дальнейшем Писарева предпочла развивать монобрендовые франчайзинговые магазины. В здании на Волкова, 59 по франшизе в 2008 году открылись Escada, Escada Sport и Corneliani. Предприниматель зарегистрировала компанию Fashion Group Volkof, офис которой находился в том же здании. К 2010-му бизнесвумен управляла уже пятью магазинами одежды, три из которых — франчайзинговые монобренды, позже появилась и мультибрендовая галерея Volkof59.

Попасть в пока еще действующий бутик Escada в качестве покупателя с улицы оказалось не так-то просто — объявление на дверях предлагало позвонить в офис и договориться о визите Попасть в пока еще действующий бутик Escada в качестве покупателя с улицы оказалось не так-то просто — объявление на дверях предлагало позвонить в офис и договориться о визите Фото: Сергей Елагин

Ждать ли распродаж?

Попасть в пока еще действующий бутик Escada в качестве покупателя с улицы оказалось не так-то просто — объявление на дверях предлагало позвонить в офис и договориться о визите. Пока корреспондент «БИЗНЕС Online» пыталась дозвониться по указанному номеру, ко входу приблизилась девушка-консультант, которая представилась Луизой и пригласила войти. По ее словам, в магазине можно купить остатки коллекций не только немецкой люксовой марки, но и десятков других модных брендов, некогда представленных по соседству в Volkof59. При изначальной цене любой модели одежды или обуви от 50 тыс. рублей скидка составит 90%, на более дешевые позиции действует дисконт 85%. Так что можно обновить гардероб, уложившись в 5–10 тыс. рублей за кашемировые брюки или шелковое коктейльное платье.

При изначальной цене любой модели одежды или обуви от 50 тыс. рублей скидка составит 90%, на более дешевые позиции действует дисконт 85%. Так что можно обновить гардероб, уложившись в 5-10 тыс. рублей за кашемировые брюки или шелковое коктейльное платье При изначальной цене любой модели одежды или обуви от 50 тыс. рублей скидка составит 90%, на более дешевые позиции действует дисконт 85%. Так что можно обновить гардероб, уложившись в 5–10 тыс. рублей за кашемировые брюки или шелковое коктейльное платье Фото: Алия Зиганшина

Распродажа, по словам нашей собеседницы, идет уже с марта, а завершится, скорее всего, когда помещение будет передано новому хозяину. «Директор полностью хочет уйти, — с грустью констатировала девушка, — а поставок новых так и так нет, уже с 2021 года прекратились».

Ажиотажа вокруг распродажи люкса, пусть и не самого актуального, в день нашего визита не наблюдалось. Так что можно было в свое удовольствие побродить по залам, перебирая вешалки с заманчивыми лейблами. Но «охотники за выгодой», по словам продавца, в бутик периодически заглядывают. Правда, для женщин остались в основном маленькие размеры, XS либо S. А вот мужские позиции, напротив, порадуют обладателей очень крупной фигуры. На рейлах обнаружились шерстяные и шелковые костюмы Corneliani, которые сейчас можно приобрести за 13 тыс. (при первоначальной цене в 130 тыс.). Примечательно, что некогда эта марка была представлена отдельным бутиком. Но в 2015 году Fashion Group Volkof приняла решение закрыть франшизу.

Для женщин остались в основном маленькие размеры, xs либо s Для женщин остались в основном маленькие размеры, XS либо S Фото: Алия Зиганшина

Тогда Писарева объясняла нашей газете, что причина закрытия мужского Corneliani кроется в состоянии рынка и падении потребительского спроса. «У меня, как у его владельца, встал вопрос: хочу ли я платить за эту „картинку“, если да, то какой экономический профит она даст в этой связи? Мой вывод — профита в ближайшие пару лет не будет, а просто балансировать неинтересно, — говорила наша собеседница. — Моя компания будет продолжать работать с женской клиентурой по продаже одежды, обуви и аксессуаров. Здесь мы себя чувствуем уверенно. А дальнейшие действия будут зависеть от нашей внутренней экономической обстановки». Похоже, внутренняя экономическая обстановка в 2023 году больше не дает шансов на дальнейшее развитие компании. ООО «Фэшн-групп-волкоф», по данным системы «Контур.Фокус», закрыло 2022-й с убытком и показало нулевую выручку, на балансе — 4,4 млн рублей.

А вот мужские позиции, напротив, порадуют обладателей очень крупной фигуры. На рейлах обнаружились шерстяные и шелковые костюмы Corneliani, которые сейчас можно приобрести за 13 тысяч (при первоначальной цене в 130 тысяч) А вот мужские позиции, напротив, порадуют обладателей очень крупной фигуры. На рейлах обнаружились шерстяные и шелковые костюмы Corneliani, которые сейчас можно приобрести за 13 тыс. (при первоначальной цене в 130 тыс.) Фото: Алия Зиганшина

Положение люксовых бутиков в Казани: все непросто

Руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP. Надежда Цветкова отмечает, что люксовые магазины в Казани открыты локальными партнерами, которые либо выступают франчайзинговыми партнерами брендов, либо самостоятельно привозят товар и продают его. «Закрытие магазинов, скорее всего, связано с возможными проблемами с поставками товара из-за введенных санкций», — заключила эксперт.

«Человек живет [не в Казани]. Бизнес надо контролировать. Дистанционное управление крайне затруднительно для этого бизнеса», — отреагировал на новость владелец сети Avenue VIP Руслан Курбанов в разговоре с «БИЗНЕС Online». По его словам, волн закрытий других казанских бутиков ждать не стоит и прекращение работы магазинов Писаревой — часть естественного процесса. Говоря о собственных магазинах, Курбанов поделился, что «все непросто». На вопрос, о каких именно трудностях он говорит, бизнесмен ответил, что это известные всем проблемы — курс валют, санкции, уход иностранных брендов.

«Думаю, просто сфера интересов владельцев сместилась», — поделилась взглядом на ситуацию Зульфия Гарипова, директор издательского дома «Кураж», выпускавшего одноименный глянцевый журнал. Положение люксовых бутиков Казани, по ее мнению, ничуть не отличается от ситуации в любом другом бизнесе: курс валют растет, покупательная способность снижается. Гораздо большей потерей для казанских модников Гарипова считает закрытие бутика Boston на улице Баумана зимой 2022 года. «Этот игрок до последнего держал свои позиции на рынке, даже не будучи большим сетевым магазином, — вспоминает эксперт. — Там были представлены альтернативные марки в сегменте люкс, но чуть более доступные и в чем-то более интересные».

В текущей ситуации монобрендовые бутики оказались особенно уязвимы, считает партнер студии индивидуального пошива Indever по РТ Адель Ягудин. Когда бренд перестает работать в России, владельцам бутика ничего не остается, кроме как перестроиться или закрыться. В то же время мультибрендовые магазины чувствуют себя только лучше: они продолжают привозить привычные марки через серый импорт либо заменяют ушедшие бренды новыми: «Я пока не видел у них пустых полок».

По мнению Ягудина, аудитория бутиков за последний год тоже не уменьшилась, но частично мигрировала в другие магазины из-за ухода некоторых иностранных брендов и взвинченных цен на товары серого импорта. Так, у Indever в Татарстане стало на четверть больше клиентов, а финансовые показатели за последний год улучшились на 30%. При этом компании приходится решать проблемы с транспортной логистикой, т. к. часть заказов Indever отшивается в Италии. «Часть заказов у нас уже шла из Гонконга. После начала СВО мы стали направлять грузы из Италии не напрямую в Россию, а консолидировать их на складе в Гонконге», — рассказал бизнесмен. Такой крюк привел к росту цен на 5%, добавил он.

Отдельным недостатком магазинов Писаревой на Волкова собеседнику «БИЗНЕС Online» кажется отсутствие собственной парковки. Кроме того, торговля одеждой сейчас концентрируется в торговых центрах, считает предприниматель. «Бренды средней руки, не говоря уже о люксе, давно уходят из стрит-ретейла», — считает Ягудин.

«Человек, покупая брендовую одежду и обувь, хочет быть причастным к философии марки. Но многие казанские бутики этим не занимаются и не хотят заморачиваться разработкой какой-то глубокой мысли и идеи и просто перепродают товары под соусом «роскоши и шика» «Человек, покупая брендовую одежду и обувь, хочет быть причастным к философии марки. Но многие казанские бутики этим не занимаются, не хотят заморачиваться разработкой какой-то глубокой мысли и идеи и просто перепродают товары под соусом роскоши и шика» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Многие казанские бутики не хотят заморачиваться разработкой какой-то глубокой мысли и идеи и просто перепродают товары под соусом роскоши и шика»

Представленного в магазинах люкса в Казани сейчас достаточно: от селективного стритвира (уличного стиля) до «тяжелого люкса» в классическом его понимании, считает казанский стилист Алена Мельник. «Думаю, что закрытие одного-двух люксовых бутиков в Казани вообще не показатель какого-то упадка в индустрии. Скорее это частная история, когда владелец решил оптимизировать расходы и трезво оценивает реалии», — считает собеседница «БИЗНЕС Online». В то же время из-за санкций в магазинах практически нет последних коллекций, говорит она, а если и есть, то в очень ограниченном количестве. Поэтому заказывают одежду сейчас через байеров: «При этом без бешеной накрутки, как это происходит в местном люкс-ретейле».

Мельник также добавила, что новому поколению покупателей важна концепция и идея, поэтому, чтобы оставаться на плаву, бизнес, построенный на люксовых товарах, вынужден придумывать что-то новое и удивлять. «Человек, покупая брендовую одежду и обувь, хочет быть причастным к философии марки. Но многие казанские бутики этим не занимаются, не хотят заморачиваться разработкой какой-то глубокой мысли и идеи и просто перепродают товары под соусом роскоши и шика», — считает эксперт. Она подчеркивает, что эта философия уже не так сильно привлекает клиентов. Кроме того, рассуждает спикер, сейчас активно развиваются ресейл-платформы люксовых товаров и покупатели в целях экономии перебираются туда. Это тоже повлияло на падение интереса к офлайн-бутикам. По ее мнению, тенденция на онлайн в целом уже прижилась в России, особенно после локдауна, и людям, сидящим на «удаленке», гораздо проще заказать одежду по интернету, чем тратить время на походы по магазинам.

Кому приглянутся помещения на Волкова, выставленные на продажу? По словам генерального директора АН «РеАгентство» Юрия Чикирова, ликвидность увеличится, если их продавать или сдавать в аренду не целиком, а раздробить на небольшие по квадратуре «комнаты». «К примеру, 200 „квадратов“ долго могут не продаваться, но, если разделить их на кабинеты по 30–40 квадратных метров с общим тамбуром и коридорной частью, с общими санузлами, они уходят гораздо быстрее. И даже по завышенным ценам», — говорит собеседник газеты. Тем не менее выставленная в объявлении цена за квадратные метры помещений — по 160 тыс. и 170 тыс. рублей — это недорого, если сравнивать их с рынком жилья, отмечает эксперт.

Слабое место локации, как и всего стрит-ретейла в центре, — нехватка парковочных мест. «Насколько я помню, там была зона, где вообще запрещено парковаться. В связи с тем что машино-мест меньше, чем требуется, ликвидность под арендаторов будет влиять на ставку. А ставка — влиять на экономику и, как следствие, на стоимость объектов», — считает спикер.