«На рынке есть опасения рецессии в Европе и Северной Америке», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» неожиданный обвал цен на нефть, который начался накануне. Сегодня на торгах Brent опустилась ниже отметки $74 за баррель, и это несмотря на недавние обещания России и участников ОПЕК+ сократить добычу нефти. На стоимость сырья давит в том числе риск дефолта в Штатах, которые пытаются разобраться с потолком госдолга, и слабые экономические данные из Китая. На подходе и еще один негативный фактор — ФРС США, как ожидается, в среду снова поднимет ключевую ставку. При всем этом российским нефтяникам, кажется, удается снижать ущерб от западных санкций. О том, как долго продлится падение цен и опасно ли это для бюджета РФ, — в нашем материале.
Эффекта от апрельского решения ОПЕК+ сократить добычу нефти хватило только на месяц
Кто уронил нефть?
Эффекта от апрельского решения ОПЕК+ сократить добычу нефти хватило только на месяц. Накануне Brent и WTI резко подешевели более чем на 4%. А на торгах в среду, 3 мая, стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июле опустилась ниже отметки $74 за баррель. Это минимальный показатель с 24 марта 2023 года. На фоне падения стоимости черного золота, которое началось накануне, бумаги «Лукойла» ускорили падение, но потенциал для снижения еще не исчерпан. Утром подешевели акции «Татнефти» (минус 0,9%), «Новатэка» (минус 0,8%), «Роснефти» (минус 0,3%), привилегированные акции «Сургутнефтегаза» (минус 0,8%). Из крупных нефтяников в плюсе оказались только «Газпром нефть» (плюс 0,4%) и «Сургутнефтегаз» (плюс 0,3%).
В минусе не только нефтяники. Май в целом начался активной распродажей на российском рынке акций. Индекс МосБиржи потерял около 2% и опустился ниже 2,6 тыс. пунктов. Во вторник лишь акции двух компаний завершали день в плюсе: Сбербанка на фоне обещанных рекордных дивидендов и «Полюса» из-за роста цен на золото. С учетом предстоящего гэпа в тяжеловесных акциях Сбера в мае вполне возможен сценарий снижения индекса МосБиржи к 2450–2500 пунктам. На торгах в среду по 1% потеряли даже тяжеловесные акции Сбера и «Газпрома».
Позитивных драйверов для роста российского рынка акций аналитики пока не видят.
Что случилось с ценами на нефть? Как это обычно бывает, сыграло сразу несколько факторов. Во-первых, усиливаются опасения рынка по поводу наступления глобальной рецессии. Поведение американских властей, мягко говоря, не добавляет уверенности участникам рынка. Глава минфина США Джанет Йеллен накануне предупредила, что Вашингтон в лучшем случае к 1 июня исчерпает чрезвычайные меры из-за достижения потолка государственного долга ($31,4 трлн). А это, в свою очередь, может привести к неисполнению обязательств правительства, т. е. к дефолту. Йеллен попросила либо приостановить действие потолка, либо увеличить его. Изначально у американского минфина были более оптимистичные планы, но они поменялись из-за анализа недавних поступлений федеральных налогов.
Президент США Джо Байден настаивает на повышении уровня госдолга и считает, что отказ от такой меры «был бы совершенным преступлением». Аналитики всерьез не рассматривают сценарий дефолта в Штатах, но понятно, что даже такие риски негативно отражаются на рынке. Так что повторение ситуации 2011 года, когда до технического дефолта оставались считаные дни, не исключено. «Повода для беспокойства нет, так как лимит по долгу США будет повышен в лучших голливудских традициях — буквально за минуту или даже за несколько секунд до часа икс: все как они любят, только хардкор!» — отмечает финансовый аналитик, автор телеграм-канала Spydell_finance Павел Рябов.
Еще один фактор — это пересмотр ключевых ставок в США и Европе. Сегодня федеральная резервная система (ФРС) США, как ожидается, вновь повысит ключевую ставку на 25 б. п. на фоне устойчивого инфляционного давления на экономику США и растущих опасений в отношении перспектив дальнейшего экономического роста на глобальных рынках. Это будет негативным фактором для рынка, который совсем недавно пережил продажу американского банка First Republic Bank из топ-15. Банк спасали несколько месяцев, но в итоге он все-таки перешел под контроль J.P. Morgan. «Третий достаточно крупный банк в США пошел к выходу вперед ногами. Впереди еще осталось спасти десятки малых и средних банков в США», — писал ранее Рябов. Повышения ставки ждут и от Европейского ЦБ, заседание которого состоится в четверг.
«Вчера фондовые, товарные и валютные рынки в моменте охватила паника. Индексы резко упали, а энергетические фьючерсы растеряли завоевания последнего месяца. Участников торгов напугал призрак мартовского банковского кризиса, когда крупные банки США и ЕС подверглись наплыву вкладчиков и центробанкам пришлось экстренно спасать неустойчивые кредитные организации», — описывает произошедшее «БКС Экспресс».
Наконец, цены на нефть уронили скромные экономические данные из Китая — крупнейшего потребителя черного золота. Судя по статистике, восстановление китайской экономики затягивается, а это значит, что спрос на нефть будет ниже. БКС также обращает внимание на такие факторы, как увеличение иранской добычи и новые залежи нефти в Турции.
Несмотря на усилия США и союзников, нефтяные доходы России растут и вот-вот превысят ценовой предел. После этого страна сможет вернуться к закупкам иностранной валюты (по факту юаня) в резервы в ближайшие три месяца
Bloomberg: Нефтяные доходы России растут, несмотря на усилия США и Европы
На фоне падения цен агентство Bloomberg замечает, что спустя два месяца после обещания России сократить добычу на 0,5 млн б/с в рамках ОПЕК+ не видно никаких признаков, подтверждающих эти планы. Ни морской экспорт, ни загрузка НПЗ существенно не сократились. Более того, на прошлой неделе морской экспорт поднялся выше 4 млн баррелей за сутки, и это второй такой эпизод с начала военных событий на Украине. По данным агентства, объем поставок по морю вырос в том числе из-за перенаправления сырой нефти, ранее поставлявшейся в Польшу и Германию по трубопроводу «Дружба». «Москва приостановила публикацию данных о добыче нефти и конденсата (в конце апреля — прим. ред.), возможно, чтобы затруднить оценку того, действительно ли она сократила добычу до уровня по соглашению в рамках ОПЕК+», — отмечает агентство.
На прошлой неделе президент России Владимир Путин внес поправки к указу, запрещающему поставки нефти в страны-участницы механизма потолка цен. Поставки в дружественные страны по контрактам, заключенным до 1 февраля 2023 года, выходят из-под действия запрета, даже если предусматривают условие поставок по цене, не выше предельной.
Во вторник минфин опубликовал среднюю цену Urals по итогам апреля. Она составила $58,3 за баррель, и это на 22,5% выше мартовских уровней. Таким образом, дисконт к североморскому эталону составил $26,3 за баррель против более $30 в предыдущие месяцы. Для России это хороший знак. Это значит, что дополнительные расходы из-за усложнившейся логистики, ограничений на финансирование и страховку постепенно снижаются. В то же время для цен на нефть это умеренно негативный сигнал, поскольку он может означать более высокий уровень предложения на горизонте следующих месяцев, указывает БКС.
Как отмечает Bloomberg, несмотря на усилия США и союзников, нефтяные доходы России растут и вот-вот превысят ценовой предел. После этого страна сможет вернуться к закупкам иностранной валюты (по факту юаня) в резервы в ближайшие три месяца. «Рынку будет важно, что государство снова начнет накапливать резервы, а не тратить их. Это может даже положительно сказаться на рубле», — сказала аналитик Freedom Holding Corp Наталья Мильчакова. Напомним, иностранную валюту ЦБ не покупает с января 2022 года — для снижения волатильности.
К слову, сегодня курс доллара на Московской бирже опустился ниже 79 рублей впервые с 4 апреля.
«Для России пока особых проблем не возникает. Потому что российская нефть в основном торгуется с дисконтом. Он определен не рыночным спросом, а политической ситуацией»
«Причина — это, конечно, американский кризис, банкопад»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали нынешнее падение цен на нефть, порассуждали, как долго оно продлится, и рассказали, окажет ли это влияние на экономику РФ.
Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:
— Есть две точки зрения [на то, с чем связано нынешнее падение цен на нефть]. Одна общепринятая и повсеместно озвученная. Это то, что на рынке есть опасения рецессии в Европе и Северной Америке. Соответственно, если рецессия наступит, то произойдет ситуация, когда спрос на нефть будет снижаться. Однако есть и вторая позиция, которая говорит нам о том, что в последнее время падение нефти случалось исключительно в те моменты, когда на американской бирже или в Европе начиналась паника в банковских акциях. То есть росло некое недоверие к финансовой системе либо у финансовых организаций возникали проблемы с ликвидностью. В таких условиях, как правило, страдают рискованные активы, к которым также относится и нефть. Падение, которое состоялось, например, 2 мая, было непосредственно связано с тем, что вновь падали акции региональных американских банков. В принципе, аналогично это было и в марте, и в апреле. То есть какого-то устойчивого тренда на снижение цены нефти сейчас нет. Все-таки, помимо европейско-американского спроса, есть еще спрос в Азии, в том числе в Китае, Индии, где потребление нефти только увеличивается, и по мере их экономического роста оно будет расти еще больше. Соответственно, эти объемы, скорее всего, смогут компенсировать потери на других рынках.
Плюс ко всему прочему в мае страны ОПЕК+ дополнительно снизят добычу на 1,16 миллиона баррелей в сутки. Это позволит привести рынок к более-менее нормальному балансу. Поэтому перспектива падения котировок, конечно, еще имеется. Тем более если на биржах США и Европы будет очередная паническая распродажа банковских акций и, не дай бог, еще банкротство какого-нибудь банка. Но в целом, как я понимаю, если котировки Brent вдруг начнут стремиться к 70 долларам [за баррель], а то и ниже, в ОПЕК+ примут очередное решение по сокращению добычи. Тем самым устроят не мягкий дефицит, а уже достаточно прямой дефицит на рынке, чтобы поддержать цены. Делается это для того, чтобы обеспечить бюджеты в том числе и арабских производителей достаточными доходами. В основном эти бюджеты сверстаны при учете цены на нефть около 80 долларов.
Для России пока особых проблем не возникает. Потому что российская нефть в основном торгуется с дисконтом. Он определен не рыночным спросом, а политической ситуацией. В апреле цена у Urals выросла на 22,5 процента до 58,63 доллара за баррель. И, соответственно, она уперлась в тот самый потолок цен, который назначили страны G7 и Евросоюза. Некоторые покупатели в Азии приобретают российскую нефть дороже, но все равно она остается дешевле, чем поставки с Ближнего Востока или из Африки и так далее. Пока у российской нефти поводов для снижения нет.
Почему снижаются издержки? Потому что российские компании сами сейчас выступают как страховщиками, так и перевозчиками своей собственной нефти. То есть они не передают эти расходы каким-то сторонним компаниям, а, по сути дела, платят самим себе за транспортировку и обеспечение страхового покрытия своих поставок.
Александр Разуваев — финансовый аналитик, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Надо понимать, что цены на нефть сами по себе волатильные. И какие-то такие рыночные события, которые достаточно часто появляются на нефтяном рынке, я бы не драматизировал. Хотя понятно, что у нас на них смотрят очень внимательно, потому что бюджет у нас сильно зависит от цен на нефть. И доходы основных голубых фишек — это тоже цены на нефть. Такой момент у нас, конечно, тоже присутствует.
Причина [нынешнего падения] — это, конечно, американский кризис, банковский банкопад, как говорят. Все больше людей уже серьезно думают: а вдруг повторится история с Леманом (речь о банкротстве крупного американского банка Lehman Brothers в 2008 году — прим. ред.)? И это, во всяком случае, конечно, будет не очень хорошо для цен на нефть. Этот момент очень и очень важен. Конечно, есть ОПЕК+, которая неплохо решает задачи, как мы знаем, но все-таки опыт там разный. Был и позитив, был и опыт, когда ОПЕК особо не могла влиять на нефтяные цены. Соответственно, все, в общем, не очень. А мы смотрим за ситуацией.
У нас сегодня фондовый рынок под давлением достаточно серьезным. Конечно, на цены на нефть давят еще такие факторы, которые я бы назвал спекулятивными. Тут было сообщение главы минфина, что потолок госдолга может быть достигнут уже в начале июня, и в теории это означает риск дефолта. Но я считаю, что риска дефолта никакого нет. До какого уровня может упасть цена на нефть — никто не знает. Но я думаю, что на самом деле это история локальная. То есть ни о каком именно обвале не может быть и речи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.