«Да, вендоры могут отключить наше оборудование удаленно, но у нас хорошие отношения с местными представителями, и я надеюсь, что нас предупредят», — рассуждали спикеры на ежегодной конференции ICL Open Day. Поделиться опытом и перенять лучшие практики приехали десятки цифровых топ-менеджеров. Так, глава национального криптографического центра рассказывал, что в разрушении однополярного мира есть заслуга отечественной индустрии, а hh.ru предупредил, что из России могли уехать полмиллиона человек и на носу новая демографическая яма. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Казани на прошлой неделе прошла ежегодная конференция ICL Open Day
«В приемной раиса мы искусственный интеллект пока не задействуем»
В Казани на прошлой неделе прошла ежегодная конференция ICL Open Day. Крупнейшая IT-компания Татарстана собрала на одной площадке в Luciano в камерном клубном формате несколько десятков руководителей предприятий Поволжья для обсуждения актуальных вопросов в сфере информационных технологий и кибербезопасности. А также рассекретила некоторые собственные IT-проекты. Тема встречи так и звучала: «Целый день о реализованных кейсах».
«Мы хотим через гибкую Agile-форму, небольшие конференции постоянно поднимать актуальные проблемы отрасли и говорить об их решении, — вышел к микрофону заместитель генерального директора ГК ICL Сергей Соловьев, когда зал заполнился. — Мы сконцентрировались на реализованных кейсах, потому что нет лучшей проверки, чем практика. Всегда воодушевляет, когда есть понимание, что задача может быть решена и как она будет решена».
Кейсов действительно было много, причем разнонаправленных. Первым на сцену вышел руководитель департамента ЦЦТ Марсель Гафаров, который рассказал… как создавалась единая цифровая приемная президента РТ.
«Мы хотим через гибкую Agile-форму, небольшие конференции постоянно поднимать актуальные проблемы отрасли и говорить об их решении», — вышел к микрофону заместитель генерального директора ГК ICL Сергей Соловьев
Он напомнил, что задачи ЦЦТ состоят в проектировании и разработке новых решений, выстраивании продуктовых команд, цифровой экосистемы и контроле подрядчиков, поэтому именно они — с помощью решений ICL — занимались созданием единой точки входа для обращений в администрацию Рустама Минниханова.
Главной точкой входа стала горячая линия для желающих обратиться к первому лицу. Параллельно решались задачи повышения лояльности граждан, упорядочивания звонков и разгрузки сотрудников кабмина, которых заваливали звонками. «Люди реально начали испытывать огромное удовольствие от общения с операторами кол-центра», — заявил Гафаров и пояснил: раньше в открытом доступе можно было найти 92 рабочих номера действующих сотрудников разных управлений администрации, которые ежедневно получали около 50 звонков, причем далеко не все по их профилю. «Многие звонят и просят соединить лично с раисом РТ», — развел руками Гафаров. И позже добавил, что 1 марта был наплыв обращений с поздравлениями.
На горячую линию бывает по 100–200 звонков в день, но три девушки с ними справляются. Максимальное ожидание ответа, по его словам, — 10 секунд
Все эти 92 телефона сейчас с сайтов убрали, вместо них запустили единую горячую линию: +7 (843) 264-16-16 (как отметил спикер, номер легко запоминается и ассоциируется с Татарстаном). На другом конце сидят три обученные девушки – оператора кол-центра, которые принимают звонки на русском и татарском языках, все их речевые модули согласованы с администрацией президента РТ. Перед ними стоит задача, выдерживая все регламентные сроки, принять обращение или проконсультировать заявителя. В сложных случаях они могут обратиться в профильное управление.
Не успел Гафаров положить микрофон, как его засыпали вопросами, зачем сажать в кабмин дополнительных живых девушек, если минцифры РТ уже несколько лет работает над чат-ботами с искусственным интеллектом. Представитель ЦЦТ рассказал, что бот внедряется в кол-центре платформы госуслуг, но и там он пока не работает полноценно, а только записывает обращения, если все операторы заняты. «В приемной раиса мы искусственный интеллект пока не задействуем, потому что многие обращения поступают от старшего поколения из деревень, и специфика татарского языка… вот звонит бабушка из деревни, которая говорит „щай“ и „щак-щак“, бот может некорректно распознать ее слова и дать неправильный ответ. Но думаю, в будущем мы к этому придем», — объяснил Гафаров.
Он сообщил, что на горячую линию бывает по 100–200 звонков в день, но три девушки с ними справляются. Максимальное ожидание ответа, по его словам, — 10 секунд. И по просьбе присутствующих тут же на громкой связи позвонил в приемную сам, правда со странным вопросом: как отправить обращение президенту в письменном виде. Зато ответ получил более чем исчерпывающий.
«Многие звонят и просят соединить лично с раисом РТ», — развел руками Гафаров. И позже добавил, что 1 марта был наплыв обращений с поздравлениями
ICL планирует выйти на розничный рынок
По периметру зала традиционно демонстрировались последние разработки. Так, ICL Techno презентовала моноблок с поворачивающимся и поднимающимся экраном, миниатюрный системный блок и легкий ноутбук. На соседней стойке гости внимательно изучали сравнительную новинку — «Колибри АРМ», которая решает задачу импортозамещения рабочих мест и помогает обслуживать рабочие места, построенные как на привычной всем операционной системе Windows, так и на Linux. «Автоматизация развертывания, простое администрирование, быстрое обучение, снижение затрат на поддержку, информационная безопасность», — перечисляли сотрудники компании.
Антон Чулков — директор партнерского отдела ICL Techno — позже в своем выступлении напомнил, что, кроме ноутбуков, моноблоков и мониторов (с этого года), компания активно занимается отраслевыми решениями. «Мы очень сильны в сфере здравоохранения, есть решения по телемедицине, которые поставляются по всей стране в гражданские и военные учреждения, в разработках есть терминалы предрейсового осмотра, мобильные посты врача и так далее», — сказал он и пояснил, что 2022 год компания закончила с трехкратным ростом выручки, но главное — появился свой отдел внешнеэкономической деятельности.
В планах на будущее — запуск нового завода. На производство, расположенное на территории ОЭЗ «Иннополис» в Лаишевском районе, сначала перенесут сборку техники с завода в Усадах, а следующим шагом запустят новое для компании направление — сборку материнских плат под собственные нужды
«Импортозамещение — то, чем мы занимаемся очень плотно, но есть компоненты, которые в России не производятся. У нас имеются прямые контракты с азиатскими поставщиками, сами под себя везем, а иногда и производим те компоненты, которые нам нужны. Есть кейсы создания решений с нуля под требования заказчика. Мы даже корпус отлили — с возможностью блокировки для предотвращения несанкционированного доступа, регулировкой по высоте и так далее», — говорил Чулков, уточнив, что в прошлом году компания вышла на новые рынки — нефтегаз, энергетика и промышленность.
В планах на будущее — запуск нового завода. На производство, расположенное на территории ОЭЗ «Иннополис» в Лаишевском районе, сначала перенесут сборку техники с завода в Усадах, а следующим шагом запустят новое для компании направление — сборку материнских плат под собственные нужды. «Завод уже построен, идет ввод в эксплуатацию, будут монтироваться конвейерные линии. В конце прошлого года мы дошли до пиковой загрузки существующего предприятия, собрали больше 270 тысяч оборудования и уперлись в физические пределы, — пояснил спикер. — И возникла необходимость в поверхностном монтаже материнских плат. На первом этапе — 300 тысяч, затем до миллиона плат в год. Рассчитываем создать до 400 рабочих мест».
Из других задач на 2023 год — удвоение RnD и новые линейки продукции (например, новые типы мониторов). И принципиальное расширение каналов сбыта. «У нас большие планы по выходу на розничный рынок. Это будет другой бренд. Но его мы представим чуть позже», — намекнул Чулков.
«Возникла необходимость в поверхностном монтаже материнских плат. На первом этапе — 300 тысяч, затем до миллиона плат в год. Рассчитываем создать до 400 рабочих мест»
«Вендоры могут удаленно отключить уже поставленное оборудование, но я надеюсь, нас предупредят…»
Еще одним любопытным спикером стал замглавврача казанской клиники «Корд» Руслан Кадыров. Три года они с помощью ICL внедряли интернет вещей и цифровые сервисы (включая электронные медкарты), потратили на это 3 млн рублей и получили результат в виде увеличения пропускной способности диагностического блока на 15%, снижения числа медицинских ошибок, освобождения врачей от рутинной работы, постоянного доступа руководства ко всем данным и т. д.
Как Кадыров рассказал «БИЗНЕС Online», сейчас в клинике примерно 50% документооборота ведется в электронном виде. Полностью в «цифру» уйти нельзя — законодательство пока не позволяет. Но всему свое время. «Хранение и печать карт пациентов — это примерно миллион рублей в год. Внедрение электронных карт стоит тоже около миллиона рублей, выходит, окупаемость — год. Плюс высвобождается время на поиск карт, их заполнение вручную, исключается потеря данных», — говорит он. А в будущем, по словам Кадырова, на помощь врачам придет искусственный интеллект, но его внедрение должно начаться с госмедицины, для частных клиник это пока слишком дорого. При этом он уверен, что докторов ИИ никогда не заменит.
Сегодня, наверное, 80% высокотехнологичной медтехники зарубежного производства. Производители сейчас уходят из России и снимают ее с поддержки. «Вы внедрили автоматизированную передачу данных с оборудования, и на основе этих данных принимаются достаточно важные для пациента решения. В какую сторону вы смотрите? Ведь ошибка в передаче данных и ошибка техподдержки может быть критичной», — поинтересовался кто-то из зала.
«Мы понимаем все риски, все данные перепроверяются. Каждое оборудование передает большой пул данных: только о вашей роговице информация собирается с 20 тысяч точек! — рассказал он. — Если говорить об оборудовании, то, да, производители действительно уходят. Да, у них есть возможность уже поставленное оборудование отключить удаленно — условно, лазер может перестать работать в какой-то момент. Но, слава богу, у нас хорошие отношения с производителями и их представителями в России, и о любом отключении, я надеюсь, нас предупредят заблаговременно».
Сейчас, наверное, 80 процентов высокотехнологичной медтехники зарубежного производства. Производители сейчас уходят из России и снимают ее с поддержки
«Мир перестает быть однополярным, и в этом есть заслуга российской криптографии»
Выступали на форуме представители самых разных компаний, причем не всегда в предсказуемых направлениях. Представители Kaspersky, к примеру, рассказывали не об антивирусах, а о собственной операционке («никакой Linux мы не переписывали, это наша разработка!») и тонких клиентах. Pix Robotics уверяли, что обычно 70% процессов цифровой трансформации проваливаются (но с ними такого не бывает). «Кварт» — крупнейший производитель резинотехнических изделий — делился опытом, как с помощью специалистов ICL выявил у себя 29 объектов критической информационной инфраструктуры и провел их категорирование. А Сергей Аствацатуров, IT-директор РЭА минэнерго РФ, уделил добрую треть своего выступления тому, как закупил 600 единиц оборудования у казанского завода и был впечатлен уровнем обслуживания и сервиса.
Но одно из самых интересных выступлений было у Петра Ганелина, советника по стратегии АНО «Национальный технологический центр цифровой криптографии». В набсовет ее входят представители администрации президента, минцифры, минпромторга, ФСБ, ЦБ, РАН, МГУ и т. д., а также три стратегических производителя, так что это попытка ГЧП. Главные задачи АНО — исследование, разработка и распространение решений в области информационной безопасности (ИБ). Отмечалось, что на создание центра бюджет закладывает 11,5 млрд рублей.
«За год IT-ландшафт поменялся драматически. И информационная безопасность из области падчерицы IT стала не только вполне самостоятельным направлением, но и крайне важным», — начал Ганелин, запустив слайд, отражающий основные отраслевые вызовы прошлого года. Это 911 тыс. хакерских атак (вдвое больше, чем в 2021-м), причем они осуществляются при поддержке враждебных государств, 1,6 тыс. зафиксированных и устраненных инцидентов, отзыв лицензий и санкции. Ситуацию осложняет то, что в области ИБ и криптографии работает 3,5 сотни законов и нормативных актов, в том числе ФСТЭК и ФСБ, и это еще не учитывались всевозможные ГОСТы.
Для преодоления данных вызовов правительство и приняло решение о запуске единого криптографического центра. В процессе его создания обнаружилась еще одна серия проблем: длительные сроки сертификации решений, нехватка обеспечения и отсутствие совместимости криптографических алгоритмов, но главное — недостаток компетенций и отсутствие у функциональных заказчиков компетенций по формулировке требований к ИБ. И, по словам Ганелина, указ №250 о создании в каждом ведомстве зама по цифровизации не сильно помог: «То, что человека назвали замом по ИБ, не добавляет ему компетенций в ИБ совершенно точно», — подчеркнул он. Впрочем, судя по общей риторике, эти трудности преодолимы.
«В области ИБ и криптографии России есть чем гордиться — мы вполне на международном уровне, имеется интерес среди стран Азии, Африки, Латинской Америки. Мир перестает быть однополярным, и в этом есть маленькая-маленькая заслуга нашей отрасли криптографии», — подчеркнул Ганелин.
А под конец ведущий менеджер по маркетингу hh.ru Ксения Горбунова дала присутствующим статистическую информацию к размышлению. Она беспощадна: по данным hh.ru, 140 тыс. россиян переехали и ищут работу за границей (это только те, кто в резюме указывает гражданство). Значит, делает вывод агентство, цифра в 500 тыс. эмигрантов вполне реалистична — не все же разместили резюме на портале.
И это не единственная плохая новость. По словам Горбуновой, людей до 30 лет сейчас в 2 раза меньше, чем было 8 лет назад. «Рынок рабочей силы стареет, молодого поколения в перспективе развития мы не наблюдаем», — анонсировала она начало новой демографической ямы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.