erid: Pb3XmBtztCUmNcQxEfbM3yGFJW9eMchQ4vNMVfU
«Людям хочется жить в доме, на первом этаже которого есть кафе, аптека, стоматология, пекарня и магазины первой необходимости. Во дворе — спортивные площадки, зоны отдыха, а из окна открывается красивый вид на город. Именно начинка делает пребывание в жилом комплексе комфортным», — считает директор «Архитектурного бюро АБ 1» Иван Мошка. Бюро работает в экосистеме «Ак Барс Дом». Как проектировщики «заглядывают» в будущее, почему квартира ничем не отличается от машины или смартфона, кто продумывает маршруты для жителей и как искусственный интеллект помогает при разработке продукта в девелопменте — в нашем интервью.
Директор «Архитектурного бюро АБ 1» Иван Мошка: «Ак Барс Дом» не занимается просто освоением земельных участков, наша задача — предложить покупателю современный и востребованный продукт, отвечающий их запросам»
«Жилой комплекс — такой же продукт, как телефон или машина»
— Иван Николаевич, все чаще в сфере недвижимости можно услышать выражение «продукт в девелопменте». Раскройте предметную часть — что такое продукт и из чего он состоит?
— Продукт в девелопменте — это своего рода реакция рынка, а также изобретателей-новаторов, предпринимателей на какой-то запрос потребителя в масштабах города. «Ак Барс Дом» не занимается просто освоением земельных участков, наша задача — предложить покупателю современный и востребованный продукт, отвечающий их запросам, как это делают, например, производители телефонов или автомобилей. Правда, цикл разработки и запуска у нас длиннее, как и срок службы продукта. Поэтому и степень ответственности гораздо выше. А разрабатываемый сегодня проект выйдет на рынок примерно через 4–4,5 года.
Чтобы создавать качественный продукт в девелопменте, «Ак Барс Дом» несколько лет назад открыл подразделение, в котором сосредоточены специалисты широкого профиля — продуктологи. Это команда профессионалов из разных областей: проектировщики, инженерно-технические работники, архитекторы и так далее. Также к продуктологам я бы отнес и технологов производственных площадок, участвующих в процессе, — они подключаются на определенных этапах, в том числе участвуют в процессе в качестве консультантов. И ярким примером такой работы стал проект «Светлая долина». При этом покупатели тоже оценили правильность такого подхода, ведь по итогам 2022 года именно в этом комплексе приобреталось больше всего квартир.
«Людям хочется жить в доме, на первом этаже которого есть кафе, аптека, стоматология, пекарня и магазины первой необходимости»
— У кого ключевая роль в команде? У архитектора?
— Я не сторонник кого-то выделять из команды. Продукт создается благодаря симбиозу работы продуктолога, инженера и архитектора. Более того, большое заблуждение думать, что в разработке продукта принимает участие один основной архитектор. В нашем случае работают 5 специалистов:
- Архитектор — планировщик. Эксперт, который на разных этапах работает над объемным пространством проекта, и это не только внешний вид, но и функциональность. Он отвечает за концепцию, информационную модель, проектную документацию.
- Архитектор по интерьерам. Его задача — разработка форм будущих интерьеров, визуализация функций будущего объекта с учетом современных трендов.
- Архитектор по фасадам продумывает и разрабатывает экстерьеры будущего объекта с учетом территории, градостроительной обстановки и объема разработанного пространства.
- Архитектор генплана отвечает за отработку всех сценариев логистических связей, объединяющих объект с окружающей территорией. Он занимается визуализацией элементов благоустройства территорий и разработкой сценариев использования этих общественных пространств.
- Архитектор-градостроитель. Его вотчина — разработка удобного использования территории. Он продумывает и такие моменты, как путь жильца от дома до остановки общественного транспорта: прокладывается оптимальный маршрут, где учитывается даже такие нюансы, как ветреность будущих тротуаров и время освещенности солнечными лучами.
— Часто ли девелоперы исповедуют продуктовый подход?
— Постепенно все застройщики перейдут на этот метод, в противном случае их проекты останутся невостребованными. Современные подходы «Ак Барс Дом» в этом направлении были высокого оценены на федеральном и региональном уровнях, а также на Градостроительном конкурсе жилых комплексов – новостроек «ТОП ЖК – 2022», проводимом Единым ресурсом застройщиков России. Жилые комплексы получили заслуженное признание. ЖК «Мой Ритм» занял третье место в номинации «Лучший проект в Российской Федерации, масштабная застройка свободных территорий», а также второе место в номинации «Лучший жилой комплекс — новостройка в Республике Татарстан». ЖК «Солнечный город СУПЕР» взял первое место в номинации «Лучший жилой комплекс — новостройка в Республике Татарстан, доступное жилье».
На рынке недвижимости Казани сейчас сложилась очень интересная ситуация: уровень и качество продукта подстегивают не только запросы требовательных покупателей, но и крупные игроки рынка недвижимости, которые формируют новые тренды и усиливают конкурентные преимущества.
— Покупатель больше не голосует рублем?
— Пожалуй, времена, когда людей привлекало «дешево и сердито», позади. Всем же хочется жить в доме, на первом этаже которого есть кафе, аптека, стоматология, пекарня и магазины первой необходимости. Во дворе — спортивные площадки, зоны отдыха, а из окна открывается красивый вид на город. Именно начинка делает пребывание в жилом комплексе комфортным. Если вы вынуждены каждый день выбираться из дома, чтобы элементарно вкусно поесть, то удовольствия в этом мало.
От этого страдают спальные районы старой застройки. Днем такие районы пустеют, поскольку все его население на работе. Соответственно, коммерческие площади в этой локации не получают нужного трафика, а у жителей не появляется новых качественных точек притяжения. Они вынуждены ездить куда-то еще, чтобы почувствовать вкус жизни.
«Именно начинка делает пребывание в жилом комплексе комфортным»
Четыре этапа создания жилья: от анализа и проектирования до «цифрового двойника» и стройки
— Вы говорили, что создаваемый сейчас «квартирный продукт» выйдет на рынок примерно через 4 года. Как можно заглянуть в будущее? Как понять, что будет актуально к этому времени?
— Первый этап — анализ рынка недвижимости, конкурентов и локаций, в которых они строятся. В команде продуктологов есть специалисты, которые изучают население города: плотность, возрастные изменения. Одна из задач — выявить целевую аудиторию, которая придет к нам за квартирой, когда проект будет в высокой степени готовности. Не скрою, смотрим, как и что реализовывают другие игроки рынка: что у них пользуется спросом, а что пылится без дела. Нередко это касается внутреннего убранства, в частности детских площадок, где можно встретить решения «ради галочки».
Для начала все просчитывается математически. В этом вопросе нам активно помогает искусственный интеллект, который изучает данные, собираемые сотовыми операторами. Это анализ, где и как совершают покупки их клиенты. С помощью этих данных можно выстроить модель поведения и базовые потребности будущих жильцов.
— Какой следующий этап?
— После того как анализ проведен и девелоперская идея создана, переходим ко второму этапу — созданию архитектурной концепции. Для архитекторов важен ряд параметров, такие как материалы, цвета, технические решения и бюджет. В таком случае есть шанс визуализировать идею с первого раза. Если не дать архитектору границы, он, как творческий человек, легко за них выйдет. ЖК можно хоть сусальным золотом покрыть и сделать парковку для аэротакси на крыше, но кто за это будет готов платить? Поэтому в команде продуктологов есть аналитики доходной и расходной части, которые активно участвуют в процессе, прежде чем за дело возьмется архитектор.
Третий этап — рабочее проектирование и проработка технологий. Например, во всех новых проектах зарядка для электромобилей идет по умолчанию. Последнее время все больше внимания уделяем технологиям, обеспечивающим безопасность жилища. Помимо стандартных базовых решений, к которым относятся камеры видеонаблюдения и противопожарные решения, закладываем умные системы перекрытия воды. Вы не затопите 8 этажей ниже, если забыли выключить кран и уехали на дачу. Есть немало интересных новшеств и в сфере малых архитектурных форм. Например, в Казани имеется компания, которая печатает их на 3D*-принтере. Пока присматриваемся к ним и дополнительно изучаем другие решения.
«Чтобы определить целевую аудиторию, понять потенциал будущего ЖК, продуктолог должен «приземлить» все объективные и субъективные тренды на проект. И главное, о чем он должен помнить, — инвестор и покупатель смотрят на соотношение цены и качества»
Четвертый этап — собственно стройка. Отмечу, что любой проект «Ак Барс Дом» начинается со строительства садика и школы. Без этого базиса невозможно представить себе комфортную жизнь в современном ЖК.
Недавно делегация топ-менеджмента крупных застройщиков из Пензы приехала в Казань перенять успешный опыт передовых технологий в строительстве, благоустройстве и управлении территориями. В частности, они ознакомились с ЖК «Мой Ритм», который в этом году стал лауреатом всероссийского конкурса новостроек «ТОП ЖК – 2022» в номинации «Лучший проект в России, масштабная застройка свободных территорий», и ЖК «Светлая долина».
— А есть ли какие-то футуристичные решения, которые мы увидим в одном из будущих проектов?
— Безусловно, уже сейчас можно было бы задумываться о таких вещах, как парковка для аэротакси. Но, как я говорил ранее, за такие решения придется платить: сначала девелоперу, а потом и покупателю. Чтобы определить целевую аудиторию, понять потенциал будущего ЖК, продуктолог должен «приземлить» все объективные и субъективные тренды на проект. И главное, о чем он должен помнить, — инвестор и покупатель смотрят на соотношение цены и качества.
«Благодаря комплексу всех вышеописанных решений качество наших проектов неизменно растет. А это критически важно, учитывая, как стремительно развивается рынок жилой недвижимости Татарстана»
— Далее архитектурная концепция защищается перед инвестором?
— Да, причем теперь уже в цифровом формате. На каждый проект у нас создается «цифровой двойник». Работа с цифровыми инструментами минимизирует потери от ошибки. Также цифровая модель позволяет понять не только то, насколько будущий проект впишется в местность, и общую архитектуру, но и тщательно проработать всю инженерию. В «цифровом двойнике» отображается вся информация: название и цвет материалов, сечение труб, марка бетона и даже названия производителей стройматериалов. Это позволяет девелоперу в один клик посмотреть, из чего «собран» проект, какие системы в нем заложены и сколько они стоят.
— Наличие «цифрового двойника» — обязательное условие при разработке продукта?
— Пожалуй, без него сейчас не обходится ни одна крупная строительная компания федерального уровня. Когда у тебя портфель порядка миллиона квадратных метров, то «цифровой двойник» — незаменимый помощник, который позволяет учесть любые огрехи, избежать ошибок и сэкономить немалые средства.
Но самое главное — в том, что благодаря комплексу всех вышеописанных решений качество наших проектов неизменно растет. Наши ЖК становятся площадками девелоп-туров по обмену успешными решениями и передовыми технологиями в строительстве. А это критически важно, учитывая, как стремительно развивается рынок жилой недвижимости Татарстана.
Фото предоставлены ООО «УК«СЗ» АК БАРС ДОМ»
*3D — трехмерный
ЖК «Мой Ритм», застройщик ООО СЗ Мой Ритм 3, ООО СЗ Мой Ритм 2, ООО СЗ Микрорайон М1
ЖК «Светлая долина», застройщик ООО Специализированный застройщик Светлая долина 16, ООО СЗ Светлая долина 2
проектные декларации на сайте наш.дом.рф
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.