«Легко сказать «утрачено», а вот постараться восстановить первоначальный вид — другое дело», — заметил накануне глава комитета РТ по охране памятников Иван Гущин. В ходе объезда стало известно, что Bulldozer Group отказался от проекта фуд-молла в Казани. На улице Муштари распродают уже почти отреставрированные хоромы в усадьбе Киселева с историческими печами и паркетом, который собирали буквально поштучно. А в Ново-Слободской мечети мечтают организовать целый комплекс со стилизованными постройками и халяль-кафе. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Первым делом приехали на улицу Муштари в уже почти готовенькую после реставрации усадьбу Киселева 1910 года постройки
Жилые квартиры в памятнике архитектуры: «Мы с подрядчиками пересчитывали каждую дощечку»
«Нужно ставить памятник собственнику, который отреставрировал памятник», — заметил накануне председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин в ходе объезда дюжины исторических особняков Казани.
Первым делом приехали на улицу Муштари в уже почти готовенькую после реставрации усадьбу Киселева 1910 года постройки. Изначально в здании жили высокопоставленные чиновники, теперь «Камастройинвест» вернул дому жилые функции.
Мы с подрядчиками пересчитывали каждую дощечку и собрали все, что могли использовать в обновлении усадьбы. Реставраторы говорили, что восстановить невозможно. Легко сказать «утрачено», а вот постараться восстановить первоначальный вид — другое дело.
Окна усадьбы выходят прямиком на Лядской садик. На второй и третий этажи ведет историческая лестница с мраморными ступенями, в здании сохранили двери и лепной декор в парадных помещениях. «Контролировали работы в еженедельном режиме», — пояснил Гущин. В некоторых квартирах будущие собственники получат и оригинальные изразцовые печи под потолок. Сейчас они выполняют только функцию декора, но все равно вызывают восхищение каждого, кому посчастливилось на них взглянуть.
На второй и третий этажи ведет историческая лестница с мраморными ступенями, в здании сохранили двери и лепной декор в парадных помещениях
Будущему покупателю предстоит не просто раскошелиться, чтобы стать обладателем исторических метров, но и до конца владения приобрести обязательства перед государством: сохранить все исторические элементы в первозданном виде. «Вы, как гражданин, имеете право по согласованию времени с собственником посетить историческую квартиру», — слегка улыбнувшись, сообщил Гущин.
Много времени вложили и в противоаварийные работы — застройщик принял дом в уже сильно потрепанном виде. Например, деревянные перекрытия все-таки заменили на бетонные для большей прочности и пожаробезопасности.
К 1909 году предприятие прочно занимало первое место в России в своей отрасли. Ныне наследие купцов в надежных руках «Нэфиса», а сохранившиеся объекты стали памятниками архитектуры
Что же будет с заводом братьев Крестовниковых: «Важно же, чтобы проект окупился, поэтому готовы к предложениям по любому приспособлению здания»
Давно, скажем, из руки в руки передают здание мыловаренного завода братьев Крестовниковых. К 1909 году предприятие прочно занимало первое место в России в своей отрасли. Ныне наследие купцов в надежных руках «Нэфиса», а сохранившиеся объекты стали памятниками архитектуры.
Сейчас на территории завода на улице Тукая, 113, — кирпичный корпус с открытым подвальным помещением. Пожар 2017 года уничтожил бо́льшую часть деревянных конструкций.
«Аккуратно! Не подходите близко», — предупреждают на объекте. Грунт здесь уходит вниз, где видна накопившаяся вода. «Последние годы подвалы здания подвергаются затоплению, поэтому его тяжело исследовать. Вода здесь на совершенно родном для нее основании, потому что идет от грунтовых вод озера Кабан», — рассказала главный инженер проекта завода Марина Вилкова. Сейчас усилили фундамент и установили противофильтрационную завесу — конструкцию по периметру здания, предотвращающую поступление воды.
Марина Вилкова: «Последние годы подвалы здания подвергаются затоплению, поэтому его тяжело исследовать. Вода здесь на совершенно родном для нее основании, потому что идет от грунтовых вод озера Кабан»
Еще совсем недавно казалось, что в здание скоро вернется жизнь. Инвестор — ресторанный холдинг Bulldozer Group под руководством Александра Орлова — хотел организовать здесь фуд-молл, но все изменилось. Ресторатору оказались милее Эмираты, где уже давно работают другие его заведения. «Это сложный для инвесторов проект. Туда уже закопано в прямом смысле этого слова много денег на укрепление здания и решения вопросов по воде на подвальных этажах», — рассказал Гущин.
Активно ищут инвестора, который готов принять на себя многолетнюю работу и вложения, оценивающиеся как минимум в 1 млрд рублей.
«Важно же, чтобы проект окупился, поэтому готовы к предложениям по любому приспособлению здания», — заявил Гущин. Отметим, что сейчас собственником здания является ООО «Подарки» — компанию контролирует гендиректор ГК «СМУ-88» Наиль Галеев.
Следующей точкой стала Ново-Слободская мечеть, построенная в 1801–1802 годах купцом первой гильдии Габдуллой Утямышевым
Комплекс из Ново-Слободской мечети, халяль-кафе и построек имамов: «Без инфраструктуры памятник умрет»
Следующей точкой стала Ново-Слободская мечеть, построенная в 1801–1802 годах купцом первой гильдии Габдуллой Утямышевым. «Все мы знаем, как в советское время относились к религиозным зданиям», — напомнил Гущин о нелегкой судьбе строения. Использовали объект и как склад меховой фабрики, и как художественную школу, поэтому внутреннее убранство памятника потеряло первоначальный вид. Здесь появились новые перегородки, дверные и оконные проемы, новодельная трехпролетная лестница. Сводчатые помещения второго этажа и вовсе закрыли плоским потолком.
Как оказалось, возвращение к былому облику стало проблемой для руководства мечети. «Раньше у нас были и классы, и места для никаха. Теперь мы всего этого лишились», — сообщил имам-хатыб Ново-Слободской мечети.
По свидетельству этнографа, писателя и просветителя Каюма Насыри, на этой территории захоронили 10 тыс. мусульман, которые защищали Казань при ее взятии Иваном Грозным. Правда, пока этот факт не доказан с научной точки зрения — живы лишь предания. «Пробовали делать раскопки, но пока ничего не нашли. Здесь запланировали масштабные стройки поблизости, поэтому еще пригласим археологов», — рассказал корреспондентам имам-хатыб. В случае нахождения подобных свидетельств белоснежная мечеть превратится в точку притяжения для паломничества и молитв за умерших воинов.
Нашли и остатки домов имамов. «Мы хотим организовать здесь комплекс. Воссоздать постройки, открыть халяльное кафе», — поделился мечтами собеседник. Гущин в свою очередь заметил, что без инфраструктуры памятник архитектуры может умереть, поэтому постараются сделать все возможное, чтобы поддержать мечеть.
По словам, Гущина внешнюю реставрацию завершат уже к сентябрю этого года, а потом уже перейдут к интерьерам
На реставрацию выделили 50 млн рублей по федеральной программе «Историческая память». И, по словам Гущина, внешнюю реставрацию завершат уже к сентябрю этого года, а потом уже перейдут к интерьерам. Гордость мечети — сохраненный подлинный минарет. «Идем потихоньку к цели, и аварийных мечетей у нас почти не осталось», — подытожил председатель комитета по охране объектов культурного наследия.
Не прошли мимо Петропавловского собора, который тоже реставрируется по федеральной программе. С 2016-го здесь ведутся масштабные восстановительные работы. Уже завершили работы в интерьерах первого яруса собора. В этом же году приступят ко второму ярусу и активной реставрации колокольни. Сейчас укрепляют кирпичную кладку стен, сводов, белокаменных деталей и проводят другие виды работ.
Не прошли мимо Петропавловского собора, который тоже реставрируется по федеральной программе. С 2016 года здесь ведутся масштабные восстановительные работы
Одной из уникальностей собора являются обнаруженные при расчистке слои разновременной живописи в интерьерах первого яруса, поэтому при работах постоянно проводятся дополнительные исторические исследования. Нет информации по количеству общих вложений в собор. И пока неизвестно, когда же памятник архитектуры пустит первых прихожан. «Средства выделяются постепенно. Осталось только больше 100 миллионов», — поделился Гущин.
В этом году планируют приступить к противоаварийным работам дома Пискунова, зданий гостиницы Дворянского собрания на улице Рахматуллина. В список работ войдет и Алафузовский театр на Гладилова, который пострадал от пожара летом 2022 года. Реставрационные работы затронут дом Мусина, дом Дряблова, капремонт уже начался в «доме чекистов» на Карла Маркса, есть и другие объекты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.