ЭТИ ПРИМЕРЫ УЖЕ ПРОЙДЕНЫ В ГОРОДАХ МИРА

Помощник президента РТ Олеся Балтусова в своем недавнем интервью журналу «Город» уверенно сказала, что «в Казани неинтересных маршрутов нет». И пояснила: «Каждый имеет свою историю, свою тему. Все маршруты десятилетиями наработаны казанскими экскурсоводами и турфирмами. Это классические обзорные, тематические литературные, музыкальные или спортивные экскурсии, пешеходные по купеческой Казани, усадебной, вузовской, и по Старо-Татарской слободе, по казанским историческим улицам, по Кремлю...»

«Как экскурсовод, не делю исторические места на любимые и нелюбимые, - заметила Балтусова. - Центр Казани невелик по своей площади, его можно обойти за два-три часа. Хотя, если постараться и запланировать для туриста посещение музеев, университета, национальной библиотеки и других интересных мест, можно ходить по городу с утра до вечера и еще останется на следующий день. Как горожанин, люблю в городе места рядом с водной гладью, наши короткие набережные, речной порт, наши редкие парки и скверы...»

Зашел разговор – да и не мог не зайти – о сохранении исторического центра Казани, о том, что надо делать. «Сохранять то, что еще можно спасти, реконструировать то, что оказалось в плачевном состоянии, бережно подходить к работе в центре вообще, ужесточить наказания за нарушение градостроительных регламентов и содержания объектов культурного наследия, - считает Олеся. - Все просто: надо выделить приоритет и следовать здравому смыслу. Политическая воля у нас уже есть».

Но в историческом центре Казани чрезвычайно остро стоит и другая проблема – транспортная. Главные улицы, закоулочки, дворы в центре столицы РТ забиты машинами, проезд в лучшем случае бывает затруднен, в худшем – образуются внушительные пробки… Отнюдь не улучшают атмосферу и выхлопные газы сотен авто…

Мнение Балтусовой: «Загазованность действует на все: и на человека, и на среду его обитания. Если мы не ограничим въезд в центр, мы получим транспортный коллапс и плохую экологию, что уже и так видно в центре, но со строительством новых дорог и развязок только увеличится. Эти примеры уже пройдены в городах мира. И в Сеуле, и в Чикаго, и в Нью-Йорке отказывались от центральных магистралей в пользу пешеходных зон. Въезд в центр Хельсинки, Стокгольма, Лондона является платным. Надеюсь, Казань тоже пойдет по этому пути».

Такое высказывание помощника президента вряд ли можно считать случайным. Не готовится ли почва для того, чтобы въезд в центр Казани сделать платным? А как к этом отнесутся сами казанцы? Журналисты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам.

ЭТО ПРОСТО НЕРАЗУМНО – СДЕЛАТЬ ВЪЕЗД В ЦЕНТР КАЗАНИ ПЛАТНЫМ

Николай Васильев - начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, заслуженный архитектор РТ:

- Прежде всего, здесь нужны строгие расчеты - нужно высчитать посетителей центра и его постоянных жителей. Совершенно ясно, что подобную меру необходимо вводить взвешенно и обдуманно, ведь это не должно быть чисто административным решением, необходимо волеизъявление населения. Насколько я знаю, во всех городах, где принималось такое решение, власти действовали крайне деликатно, некоторые вводили, а потом отменяли. Эта мера может быть применима какое-то время, но с учетом растущей автомобилизации понадобятся и другие, более эффективные.

Фердинант Гарипов – частный перевозчик:

- Это просто неразумно – сделать въезд в центр Казани платным. У нас все дороги идут через центр, ну разве что кроме Южной трассы. Господа, я лично против этого – такие вещи даже обсуждать не стоит. Общественный транспорт пойдет бесплатно в любом случае, но и автомобилисты тоже люди! Если вводить платный въезд – сначала необходимо организовать по периметру парковки и объездную дорогу и только потом обсуждать такие меры.

Роберт Гилязов – перевозчик, ООО «Инженерно-технический центр»:

- Платный въезд в центр? Видимо, предложение касается только частных автомобилей, а не автобусов… В принципе, это было бы хорошо, тем более что такие примеры есть. Так, мы ездили в Ригу года два назад – там как раз в центр, в исторический город, полностью запрещен въезд личного транспорта. Там центр города, наверное, не меньше нашего. Ходит в историческом центре только общественный транспорт - автобусы, трамваи.

Однако там все продумано – по периметру организованы парковки, и есть кольцевая дорога. В Казани же, к примеру, подъехал ты к Кировской дамбе – и что тебе делать дальше? Идти пешком на другой конец? В Казани продуманные меры, в принципе, тоже возможны – парковки сейчас строят, но одна из проблем в том, что центр города у нас – сквозной. Тебе, к примеру, надо на проспект Победы, но ехать приходится через центр. А если бы была у нас какая-нибудь объездная дорога - понятно, что ездили бы по ней и в центре пробок было бы меньше. Расширить же дороги в историческом центре просто невозможно.

Еще одна большая проблема здесь – не только менталитет, но и ритм современной жизни. Хочется доехать прямо до места, куда тебе надо, чтобы минимум расстояния пройти пешком – и не потому, что ты лентяй, просто график очень плотный и везде надо успеть.

У НАШИХ ВОДИТЕЛЕЙ ДРУГОЙ МЕНТАЛИТЕТ

Александр Дембич - завкафедрой градостроительства КГАСУ:

- Это даже технически будет сложно организовать. Хотя такая практика, и довольно удачная, есть в Лондоне. Надо понимать, что у наших водителей другой менталитет, они к этому не предрасположены, и подобные меры наверняка выльются в протестные движения. К тому же это нерационально – уровень автомобилизации в Великобритании гораздо больше, нежели в Казани. Поэтому у нас это может быть не больше, чем временной мерой, которая может снизить транспортную нагрузку в центре. И обратите внимание, что в Лондоне ограничение на проезд – это лишь часть комплексных правил. У них и стоянки в центре города запрещены, машину там не припаркуешь, и крупные компании имеют лишь несколько парковочных мест для первых лиц, рядовые сотрудники добираются до офиса на общественном транспорте. Поэтому такие меры могут работать лишь в комплексе с другими.

Михаил Савин - начальник ГИБДД по Вахитовскому району Казани:

- Это своевременная мера и достаточно рациональная. В центре расположено много офисов, это место всегда является центром притяжения, и соответственно, центр всегда стоит. Если проезд будет платным, интенсивность движения уменьшится, и это скажется на безопасности дорожного движения. Но эта мера должна быть серьезно проработана, нельзя рубить с плеча: можно ограничить въезд по часам или по четным дням недели. Для того чтобы увеличить скорость движения, необходимо ограничить движение по определенным критериям.

ЭТО НЕ ПАНАЦЕЯ РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ

Виктор Токарев - директор творческой мастерской архитекторов Токаревых (ТМТ), заместитель председателя правления союза архитекторов РТ, заслуженный архитектор РТ:

- В Европе уже давно активно практикуется этот инструмент, и он очень хорош. Если хочешь позволить себе роскошь приезжать в центр города на своей машине, то нужно платить. Поэтому я поддерживаю эту идею, хотя прекрасно понимаю, что это не панацея решения транспортных проблем.

Во-первых, нужно ввести плату за парковку на проезжей части – я имею в виду не штрафы, а именно плату за парковку, как это развито в Европе. Там есть стойка со счетчиком, бросаешь монетку и можешь ставить машину на любое время, но предварительно заплатив. Это уберет половину желающих занимать проезжую часть, сужая пропускную способность.

Во-вторых, если люди не хотят платить за парковку на проезжей части, что правильно, ведь она предназначена для движения транспорта, а не для стоянки, то ГАИ нужно принимать серьезные санкции, как минимум ставить блокиратор. Если вы проедете по Бутлерова, то увидите, что правый и левый ряд заставлены машинами – зачем мы убирали оттуда трамваи, расширяли дорогу, асфальт новый закатали? Там снова коллапс!

В-третьих, на подъезде к центру нужны перехватывающие парковки, чтобы желающие могли оставить там машину и дальше передвигаться уже на общественном транспорте или пешком.

Но если мы хотим сделать въезд в центр платным, сперва необходимо определить географические границы центра, чтобы потом вычислить площадь и узнать, какой поток автомобилей ежедневно сюда въезжает. Последнее легко сделать – вот я еду сейчас по улице Гоголя, а правая сторона заставлена сплошь и рядом. Нужно пересчитать, сколько здесь припарковано машин, и станет ясно, сколько мест необходимо на перехватывающих парковках. Это простая задача. Меня только удивляет вечная политизация этого вопроса – еще десять лет назад много говорили и писали об этом, и эту меру давно можно было внедрить. К сожалению, у нас всегда по принципу – пока жареный петух не клюнет, никто не чешется.

Рамиль Хайруллин – региональный представитель федерации автомобилистов России:

- Предложение не оригинальное! Мое отношение к этому однозначно отрицательное. Вот для чего это предложено? Разгрузить центр от пробок – и, как единственная мера, сделать платный въезд? Но это же не выход из ситуации. Москва насколько задыхается от пробок, и то от этого отказалась. Предложение это возникало уже несколько раз в Казани, но затем это все признавали нецелесообразным – и вот опять началось. Получается, никаких других мер не хотят найти?

В Казани не обязательно ездить через центр, я сам стараюсь транзитом через центр не ездить - пробки. Но здесь скопление офисов, государственных органов, и многим, очень многим надо именно сюда. На мой взгляд, надо строить больше парковок, оборудовать ими весь центр, по возможности – каждый клочок свободной земли. Тогда машины с дорог просто исчезнут, тем более что могут и оштрафовать, и эвакуировать машину, если она припаркована не по правилам. А с 1 июля автомобилистов ждет «подарок» в виде поднятых штрафов.