Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценках идей Андрея Костина, изложенных в сегодняшней колонке для РБК под названием «Три ответа на один вопрос: как вернуть деньги в экономику?». Один из основных ответов, предлагаемых главой ВТБ, заключается в возвращении к активной политике приватизации, которая не только привлечет средства в бюджет, но и даст, по мысли автора, «мощный импульс расшивке тех узких мест, где сегодня особенно важна готовность брать на себя риски, принимать быстрые и нешаблонные решения». Подробности — в нашем материале.
Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценках идей Андрея Костина, изложенных в сегодняшней колонке для РБК под названием «Три ответа на один вопрос: как вернуть деньги в экономику?»
«Подавляющая часть российского бизнеса сегодня определилась с выбором — быть вместе со страной»
Как вернуть деньги в российскую экономику? Свой ответ дает в сегодняшней программной статье на РБК один из главных госбанкиров России, глава ВТБ Андрей Костин. Ныне находящийся под всевозможными санкциями США и ЕС Костин, часто интервьюирующий Владимира Путина на пленарках различных саммитов, предлагает ряд мер в рамках либеральной экономической парадигмы.
При этом Костин подчеркивает абсолютное согласие с нынешней политикой российской власти, вступившей в серьезное противостояние с глобальным Западом. «Подавляющая часть российского бизнеса сегодня определилась с выбором — быть вместе со страной, работать на ее будущее, поддерживать и дополнять инициативы власти по глубокой трансформации экономики, — пишет колумнист РБК. — Принципиально важно, что в вопросе необходимости сохранения рыночного характера российской экономики позиции бизнеса и власти совпадают».
Между тем глава ВТБ констатирует серьезность нынешнего противостояния, которое не закончится «ни завтра, ни через пять лет». И, хотя «первый удар мы выдержали достойно» и экономически, и политически, пока непонятно, хватит ли России сил удержаться на плаву и развернуть ситуацию.
«В результате беспрецедентных санкций разрушены несущие элементы экономики, сложившейся в России за последние 30 лет, — пишет Костин. — Многие казавшиеся незыблемыми рыночные понятия и инструменты применительно к текущим российским реалиям утратили привычное содержание, требуют переосмысления и корректировки. Как и вся страна, российский бизнес столкнулся с волной ненависти, которой невозможно найти рациональное объяснение. В одно мгновение оказались сломаны базовые принципы так называемого цивилизованного мира — неприкосновенность суверенной и частной собственности, исполнение договорных обязательств, независимость суда. Запад не скрывает, что своими действиями стремится отрезать Россию от мирового рынка, разрушить рынок внутренний, создать хаос, вызвать социальный протест».
В этой связи он напоминает о недавнем выступлении президента Путина на съезде российского союза промышленников и предпринимателей, где «глава государства подчеркнул необходимость обеспечить новую модель роста, опирающегося на внутренние ресурсы». По словам Костина, для него, как и для большинства коллег по РСПП, «это одна из самых нетривиальных задач за все время профессиональной карьеры», начать решать которую стоит с расстановки приоритетов.
Костин напоминает о недавнем выступлении президента Путина на съезде российского союза промышленников и предпринимателей, где «глава государства подчеркнул необходимость обеспечить новую модель роста, опирающегося на внутренние ресурсы»
«Мы слишком долго изымали деньги из экономики. Настало время их возвращать»
Приоритетов этих, по мнению госбанкира, у России три:
- оперативное строительство новых логистических коридоров и транспортной инфраструктуры, прежде всего железнодорожной и портовой, на Восток и Юг. Использование основных западных валют в санкционных целях также диктует необходимость скорейшего создания надежной системы финансовых расчетов и платежей в рубле и «дружественных» валютах, развитие двусторонних и многосторонних цифровых валютных платформ;
- перезапуск целых отраслей промышленности на базе активного внедрения инновационных решений и импортозамещение высоких технологий;
- укрепление обороноспособности нашей страны за счет развития сферы ВПК и успешная интеграция новых регионов.
И все это необходимо делать одновременно «при безусловном выполнении социальных обязательств».
Где же на все это найти средства? Костин предлагает здесь также трио конкретных мер:
- перезапуск приватизации;
- более смелое использование на цели развития финансовых резервов и государственного долга;
- перераспределение бюджетных средств в пользу трех вышеперечисленных приоритетов.
Безусловно, возвращение к активной политике приватизации — передачи в частные руки госпредприятий — самое громкое из предложений Костина, особенно на фоне того, что то тут, то там иногда до сих пор возникают идеи о пересмотре итогов приватизации 1990-х. Однако Костин уверен: «В ситуации „до февраля“ о преимуществах и недостатках очередного этапа приватизации можно было бы дискутировать. Однако сегодня — время действовать».
Возвращение к активной политике приватизации — передачи в частные руки госпредприятий — самое громкое из предложений Костина, особенно на фоне того, что то тут, то там иногда до сих пор возникают идеи о пересмотре итогов приватизации 1990-х
Глава ВТБ напоминает, что введение секторальных санкций в 2014 году и усиление геополитической напряженности сузили инвестиционную базу, а приватизация в стране была фактически остановлена. «И хотя это было вынужденное решение, результат известен: за последние годы частный сектор в России серьезно сдал свои позиции», — напоминает госбанкир.
По его словам, «передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность», а деньги в стране есть. «Об этом свидетельствует и массовое возвращение активов из зарубежных юрисдикций, и огромный интерес российского частного капитала к приобретению западных компаний, покидающих (как правило, не по собственной воле) наш рынок», — констатирует Костин. Также он уверен, что возобновление приватизационной программы позволит привлечь в бюджет средства, а также даст «мощный импульс расшивке тех узких мест, где сегодня особенно важна готовность брать на себя риски, принимать быстрые и нешаблонные решения», которые могут обеспечить только частники.
Приводит он и конкретный пример с логистикой. «Более 50 лет ориентированный на Европу нефтегазовый экспорт России практически полностью осуществлялся по трубопроводной системе, — напоминает Костин. — За последние 12 месяцев географией сбыта стал весь мир. В условиях цейтнота предстоит в разы нарастить мощности промышленного судостроения — построить сотни новых нефтеналивных танкеров, газовозов, судов для освоения шельфа, контейнеровозов, других специализированных гражданских судов. Способна ли находящаяся в федеральной собственности Объединенная судостроительная корпорация (контролирует 80 процентов потенциала отрасли) оперативно и эффективно справиться с этими вызовами?! Мне представляется, что нет. И подобных примеров — десятки».
Также Костин выделяет еще несколько преимуществ, которые дает приватизация: укрепление основ рыночных механизмов, придание динамики дальнейшему развитию фондового рынка, формирование новой генерации менеджеров и обеспечение экономической конкуренции.
Костин выделяет еще несколько преимуществ, которые дает приватизация: укрепление основ рыночных механизмов, придание динамики дальнейшему развитию фондового рынка, формирование новой генерации менеджеров и обеспечение экономической конкуренции
Также глава ВТБ предлагает еще одну важную меру влияния на экономическую жизнь страны, предлагая задуматься о целесообразности «сохранения низкого уровня государственного долга и консервативных принципов использования резервов» в нынешних условиях. «Разница между текущим уровнем госдолга (около 17 процентов ВВП) и считающимся „проблемным“ порогом (выше 60 процентов) создает огромный запас прочности, — говорит Костин. — Без существенных рисков для финансовой стабильности отечественная экономика может дополнительно получить порядка 70 триллионов рублей. Такие средства привлечь возможно в том числе за счет более активного участия крупнейших банков в размещении облигаций федерального займа».
Еще один источник денег для экономики, по Костину, это «ликвидные средства фонда национального благосостояния, из которого уже финансируются приоритетные инвестиционные проекты». По мнению госбанкира, данный курс необходимо продолжать. «Мы слишком долго изымали деньги из экономики. Настало время их возвращать», — считает глава ВТБ.
Что касается инфляционных рисков, то, считает Костин, рост денежной массы далеко не всегда приводит к ее всплеску: «Так, в Китае денежная масса с 2008 года по настоящий момент выросла в 6,6 раза, а средняя годовая инфляция была около 2 процентов». Важно, на что направлен рост денежной массы. «Если это проекты инфраструктурного и технологического развития, то инфляционный эффект здесь на порядок меньше, а на длинном горизонте они и вовсе могут иметь дезинфляционный эффект», — уверен госбанкир.
«Можно же было спросить, например, у Сечина (справа), у Миллера (слева), у Токарева. У других руководителей крупнейших госкомпаний. Вот что они думают?» Никита Кричевский уверен, что последние трое были бы категорически против идеи перезапуска приватизации
«У нас сейчас действительно большая проблема, что некуда вкладывать деньги»
Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют инициативу Костина.
Известный экономист Никита Кричевский считает, что сегодняшняя статья на РБК — личная инициатива госбанкира. «Человек высказал свою позицию. Ну вот он считает так. А кто-то — по-другому, — сказал Кричевский „БИЗНЕС Online“. — Например, можно было спросить у Грефа, что он думает об этом. Или у каких-то других топовых менеджеров финансово-промышленных групп. Еще раз повторю: это личное мнение. Можно же было спросить, например, у Сечина, у Миллера, у Токарева. У других руководителей крупнейших госкомпаний. Вот что они думают?»
Собеседник газеты уверен, что последние трое были бы категорически против идеи перезапуска приватизации. «Потому что 20 лет назад им стоило огромнейших усилий собрать воедино те активы, которые были разбазарены в 90-е, — продолжает Кричевский. — Я напомню, что, когда Путин пришел к власти, доля государства в „Газпроме“ была 38 процентов. То есть государство не контролировало газовую монополию. 38 процентов! Стоило огромных трудов восстановить долю государства».
А вот эксперт по финансовым рынкам Дмитрий Голубовский приветствует предложения Костина. «Предложение такое, что касается приватизации, я слышу впервые, — сказал он нашему корреспонденту. — Но я считаю, что это могло быть полезно. Переход из государственных в частные руки. Полезно, потому что бизнес достаточно хорошо умеет обходить санкции, выстраивать финансовую логистику и привлекать инвестиции в том числе. Ну и плюс у нас сейчас действительно большая проблема, что некуда вкладывать деньги. Портфельному инвестору, кроме каких-то старых историй, которые на бирже уже присутствуют, деньги вкладывать некуда. То есть любой человек, который аккумулирует капитал в России. А это тема, актуальная для тех, у кого, допустим, деньги где-то остались за границей и кто ищет возможности, куда бы их вложить. Ему нужны активы. Так что приватизация — тема хорошая. Особенно если это будут публичные компании. Если эти компании станут выходить наверх».
Положительно оценивает наш эксперт и вторую магистральную идею Костина. «Идея с увеличением госдолга, я считаю, тоже абсолютно нормальная, и об этом говорят многие, — указывает Голубовский. — О приватизации немногие говорят, я не слышал, чтобы это рассматривали как предложение для решения бюджетных проблем, но госдолг — это предложение абсолютно нормальное. Но с одной оговоркой — если реальность госдолга будет поддерживать сам Центральный банк. Почему? По очень простой причине. У нас ставки по ОФЗ и так высоки, но, если правительство выйдет с каким-то агрессивным предложением ценных бумаг, оно увеличивает доходность. Однако, увеличивая доходность безрисковую по наиболее надежным бумагам, она увеличивает стоимость займов для всей экономики. Поэтому ставки нужно будет уменьшать. Увеличение госдолга должно идти вместе с какой-то версией количественного смягчения».
А другой экономист, профессор Валентин Катасонов, напротив, узнав от «БИЗНЕС Online» подробности статьи Костина, сказал, что «мы испортили ему настроение». «Это больше похоже на подрывную работу, — сообщил собеседник газеты. — Честно говоря, я такого от Костина не ожидал. Это не шутка какая-то? Ну, видимо, кто-то сильно на него надавил и заставил произнести такие предложения, озвучить. Даже Путин сказал в своем обращении к Федеральному Собранию о том, что вся приватизация была нелегитимной. И что если мы хотим экономического возрождения, то надо подвергнуть ревизии всю эту приватизацию 90-х. На самом деле это не „эффективные менеджеры“, а просто вредители, грабители, которые выкачивали и продолжают выкачивать из России каждый год сотни миллиардов долларов. Поэтому я-то думал, что Костин начнет с того, что надо, наоборот, провести ревизию вот этой самой приватизации 90-х. И перекрыть каналы вывоза денег. У нас выводятся гигантские суммы. У нас сегодня уже даже физические лица сделали депозиты в иностранных банках, которые в 1,5 раза превышают валютные депозиты в российской банковской системе».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.