«Динамика недостаточная, и креативности должно быть побольше», — изучая работу челнинских умов на семинаре-совещании передовых инженерных школ, дал оценку министр науки и образования РФ Валерий Фальков. Количество бюджетных мест для подготовки инженеров по специальности «инженерное дело и технологии» в этом году планируют увеличить на 835, заявил он. Сергей Когогин заверил, что Челны навсегда останутся центром для КАМАЗа, потому важно создавать социальную и культурную среду. Теперь автогигант намерен решать проблему оттока специалистов, создавая условия для жизни. О том, что Фальков думает о ПИШ в Челнах, сколько людей хочет получить инженерное образование и какие еще задачи ставит КАМАЗ в части привлечения кадров, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Вся научная элита Татарстана и России сегодня собралась в Набережных Челнах в IT-парке на семинаре-совещании по передовым инженерным школам. Почетным гостем стал министр науки и образования РФ Валерий Фальков
Татарстанский бизнес невосприимчив к инновациям и отечественным разработкам
Научная элита Татарстана и России сегодня собралась в Набережных Челнах в IT-парке на семинаре-совещании по передовым инженерным школам. На мероприятие съехались директора всех 30 будущих ПИШ по всей стране. Почетным гостем стал министр науки и образования РФ Валерий Фальков, который в последнее время по этой теме зачастил в автоград — в последний раз он приезжал в НЧИ КФУ в августе 2022 года.
Журналистов на мероприятие с Фальковым позвали, но пройти в зал, где проходило совещание, организаторы на разрешили — завели в пресс-центр смотреть трансляцию онлайн. А выступление федерального министра и вовсе засекретили.
Татарстан выиграл право на создание трех передовых инженерных школ на базе КФУ, КНИТУ и Университета Иннополис. Общий объем финансирования проекта «Передовые инженерные школы» в 2023 году составил свыше 10 млрд рублей, что в 4 раза больше прошлогодних показателей. Гранты были распределены между передовыми инженерными школами по трем группам в зависимости от достигнутых ими результатов. В первую группу вошло четыре университета, каждый из них получит грант в размере 514 млн рублей. Во второй группе — 20 вузов с финансированием по 348 млн рублей. В третьей группе — 6 вузов, которые получат по 182 млн рублей. Все татарстанские вузы попали во вторую группу.
Помимо ПИШ, на базе НЧИ КФУ, которая создается в партнерстве с КАМАЗом и специализируется на машиностроении, еще одна школа при КНИТУ-КХТИ создается в партнерстве с СИБУРом, «Газпромом» и «Аммонием», она специализируется на химической промышленности. А школа при Университете Иннополис для подготовки IT-специалистов с поддержкой минцифры России создает передовую школу с «Газпромом», «Ростелекомом», «Газпромнефтью», «ВКонтакте», Ак Барс Банком и МТС. Также школу на базе Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) создает «Татнефть» с участием Петербургского ИТМО (он и получит официально госфинансирование).
«Восстановить технологический суверенитет страны», — о такой задаче главы государства Владимира Путина напомнил президент РТ Рустам Минниханов. Сейчас, по его словам, на рассмотрении федеральных министерств находится три заявки республики на создание университетских кампусов.
«Уязвимым местом остается недостаточная восприимчивость бизнеса к инновациям и отечественным разработкам. Эта проблема появляется как на стадии патентования результатов научной деятельности, так и на последующих этапах. Однако есть исключения — это компании КАМАЗ и „Татнефть“, которые на протяжении многих лет являются национальными лидерами по инновациям и числу проектов, реализуемых совместно с вузами», — отметил президент РТ.
Сергей Когогин: «Я не очень-то верю, что можно выключить нашу страну и развиваться изолированно. Это очень сложно. Но разворот на Восток неизбежен»
Когогин о вкладе в ПИШ: «Мы заплатим и больше, если понадобится, это не вопрос»
Глава КАМАЗа Сергей Когогин, подошедший к трибуне следующим, сразу обозначил, кто главный лидер в российском автопроме прямо сейчас. «Набережные Челны — значимое место для российского автопрома как в истории, как сегодня, так и завтра, — обратился он к собравшимся. — Так получилось, что, если брать полный цикл проектирования, изготовления, сопровождения, компаний таких практически не осталось».
Все дело в том, что КАМАЗ еще до санкционных ограничений старался быть технологически независимым, отметил Когогин.
«Мы на всякий случай стремились быть технологически независимыми. Может быть, это элемент предвидения. И в прошлом году, когда нам помахали ручками все партнеры, мы перенесли их уход и не простояли ни одного дня. И за короткий период времени глобальные задачи решили, для того чтобы обеспечить все тот же выпуск „КАМАЗа“, но с максимальной локализацией и переходом на восточных партнеров — Китай и Индию», — отметил Когогин.
КАМАЗ, по его словам, ставит перед собой задачи взаимодействовать с вузами, школами и колледжами в двух аспектах: в подготовке персонала и развитии предприятия — «настоящем участии в научных прорывах».
«Здесь представители ряда министерств, с которыми мы работаем по принципу: „Мы знаем, что вам надо, а вы знаете, как это сделать“», — указал он.
Залог успеха компании — это в любом случае трудовой коллектив, отметил глава КАМАЗа. Но проблема в том, что потомки людей, которые приехали в город со всего Советского Союза, сейчас не хотят оставаться в Челнах. Одна из задач компании заключается в том, чтобы создать в городе привлекательную среду для самих челнинцев. При этом он не исключил, что было бы дешевле привлекать кадры за пределами Набережных Челнов.
«Восстановить технологический суверенитет страны», — о такой задаче главы государства Владимира Путина напомнил президент РТ Рустам Минниханов
«Одна из проблем, которую мы сегодня решаем, в том, что значительная часть талантливой молодежи (у нас очень хорошее, я считаю, среднее образование), к сожалению, с высоким интеллектом и высокими баллами покидает наш город, — указал он. — Для нас, наверное, дешевле было бы создавать условия для притока специалистов извне. Простой вариант — обеспечил жильем, достойной зарплатой, интересной работой, и все. Но это наш город, в котором мы работаем, и Набережные Челны навсегда останутся центром для КАМАЗа. И то, какая среда у наших работников социальная, культурная, для нас так же важно, как и наше производство».
И в создании привлекательной среды образование также стоит на первом месте, указал он. Без помощи учебных заведений создавать новые продукты будет сложно. «Я и команда КАМАЗа очень сильно рассчитываем на движение передовых инженерных школ. Мы, наверное, одни из первых в стране, кто горячо поддержал это начинание. Общий объем финансирования, который по соглашению за нами, — 600 миллионов. Мы заплатим и больше, если понадобится, это не вопрос. Главное, чтобы она развивалась и давала то, что мы сегодня хотим с точки зрения развития скорости проектирования, подготовки персонала», — указал он.
«Я не очень-то верю, что можно выключить нашу страну и развиваться изолированно. Это очень сложно. Но разворот на Восток неизбежен. К счастью, восточные партнеры имеют достаточный уровень развития технологий», — сказал Когогин. И рассказал о своем впечатлении от посещения китайских производств, которые смогли интегрироваться с IT-компаниями. Автоматизация процессов там превысила 95%, людей на производствах нет вообще, а большинство компаний пользуется своим софтом для управления предприятием, рассказал он.
В заключение Когогин указал, что КАМАЗ хочет от университетов. Чтобы студент, придя после университета, сразу мог работать. «К сожалению, так бывает не всегда. Учиться они должны с опережением того, что нужно сегодня. Это наша с вами задача — как сориентировать учебную программу», — отметил глава КАМАЗа.
«В промышленности невозможно жить сегодняшним днем, нужно видеть на 10–15 лет вперед все процессы, которые будут происходить. Над тем, чтобы прийти через 15 лет к решениям новых задач, нужно было работать еще вчера», — заключил он.
Магдеев отметил: у него нет сомнений, что проект передовых инженерных школ в Челнах получится. Тем более что молодежь стала охотнее поступать в вузах на инженерные специальности
Доля школьников, которые хотят получить инженерное образование, в Челнах достигла 23%
Последним успешным проектом в российском автопроме КАМАЗ назвал и мэр Челнов Наиль Магдеев. «В нашей стране успешно состоялся проект по созданию нового города и крупнейшего в мире автомобильного завода. К сожалению, это последний успешный проект нашей страны. К строительству завода и города были привлечены лучшие технические умы Советского Союза. Это высококвалифицированные инженеры-строители, автомобилестроители, архитекторы, проектировщики. Более 150 мировых компаний приняло участие в строительстве автомобильного завода и города, — выступил Магдеев. — Безусловно, благополучие города и его жителей зависит в большей части от благополучия ПАО „КАМАЗ“».
Магдеев отметил: у него нет сомнений, что проект передовых инженерных школ в Челнах получится. Тем более что молодежь стала охотнее поступать в вузах на инженерные специальности.
«Руководство города, безусловно, заинтересовано в том, чтобы бо́льшая часть молодых людей оставалась в городе и получала качественное инженерное образование. Замечу, что ситуация поменялась — пять лет тому назад среди выпускников школ только 15 процентов планировали получать инженерное образование, а сегодня таких молодых людей более 23 процентов. Буквально за последний год ситуация поменялась. Передовая инженерная школа нужна для крупных промышленных муниципалитетов, которые сегодня испытывают большую проблему подготовки и закрепления кадров. Для нас это очень важно, мы благодарны руководству страны, руководству министерства, Республики Татарстан и КАМАЗу за начало реализации данного проекта».
Валерий Фальков: «Уже сегодня понятно, что количество мест в области инженерного дела и технологий будет больше в 2023 году, чем в 2022-м»
ПИШ нужно больше креативности, а будущим инженерам — бюджетных мест в вузах
Когда ведущий мероприятия объявил: «Слово для доклада предоставляется Валерию Николаевичу Фалькову…» — трансляция открытия в пресс-центре прервалась, а журналистов попросили удалиться на первый этаж. Увидеть министра науки и высшего образования России Фалькова они смогли только на пресс-подходе.
Одним из важных итогов проекта в 2022 году Фальков назвал реальное включение индустриальных партнеров в его развитие. А также что в школах уже учатся студенты. «Каждая такая участвует в решении инженерной задачи. Это чрезвычайно важно. Неправильно было бы учить студентов без погружения в реальную инженерную практику. Во-вторых, сегодня предприятия в такой ситуации находятся, что мы не можем развивать этот цикл: сначала научить человека, а потом он будет решать ту задачу, которая стоит. Надо все очень быстро», — рассказал министр.
Фальков отметил, что ПИШ немного покритиковали за то, что «динамика недостаточная и креативности должно быть побольше», но в целом сообщество очень правильное, указал он.
Вместе с Фальковым на вопросы журналистов ответил и Минниханов. Он поблагодарил министра за то, что республика смогла получить три инженерные школы.
«Но у нас аппетиты побольше. Не просто из-за того, что мы хотим. Мы крупный инженерный промышленный центр республики, индустриальная республика. И без передовых инженерных школ, конечно, мы не видим дальнейшего развития нашей республики», — указал он. Президент признался, что сегодня увидел, насколько важно сблизить науку и индустриальных партнеров: «Передовая инженерная школа — это самый короткий путь, чтобы достичь каких-то результатов с учетом сегодняшней изоляции наших предприятий от западной экономики».
«Многообразие школ и моделей управления и предметных областей — это то, что отличает и делает Татарстан уникальным с точки зрения реализации проекта передовых инженерных школ. На территории одного субъекта такого многообразия школ разных моделей, индустрий и разных индустриальных партнеров нет нигде», — отметил министр.
Количество бюджетных мест для подготовки инженеров по специальности «инженерное дело и технологии» планируют увеличить в этом году на 835, заявил министр. В целом в 2023 году будет почти 246 тыс. бюджетных мест.
«В этом году у нас процесс распределения бюджетных мест завершится окончательный 25 апреля, он в два этапа, мы еще в 2022 году распределили и сейчас проводим корректировку с учетом пожеланий работодателей и университетов… Уже сегодня понятно, что количество мест в области инженерного дела и технологий будет больше в 2023 году, чем в 2022-м», — сказал Фальков журналистам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.