«Переориентация на Восток поможет все стабилизировать. И результаты компании всегда больше, чем у других, зависели от рубля», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» расторгнутый контракт между Польшей и «Татнефтью». Варшава вышла из договора в одностороннем порядке и заверяет, что ничего не потеряет, а виноваты сами россияне, которые остановили поставки. Детали — в нашем материале.
Глава Orlen Даниэль Обайтек: «В условиях соглашения был пункт о том, что если нефть не будет поступать определенное время, то мы имеем право разорвать контракт»
Что произошло?
Крупнейшая польская нефтеперерабатывающая компания Orlen в одностороннем порядке расторгла контракт с «Татнефтью». Это было последнее соглашение Варшавы на поставки нефти из России. По договору, который должен был действовать до декабря 2024 года, Польша получала по трубопроводам 200 тыс. т нефти ежемесячно.
О разрыве соглашения во вторник вечером заявил глава Orlen Даниэль Обайтек. Он уточнил, что решение было принято «несколько дней назад», а причина — прекратились поставки нефти из России. При этом руководитель Orlen заверил, что компания не понесет никаких дополнительных убытков. «В условиях соглашения был пункт о том, что если нефть не будет поступать определенное время, то мы имеем право разорвать контракт», — указал Обайтек. Что называется, стелет гладко. В «Татнефти» от комментариев отказались.
Польская сторона неоднократно публично заявляла, что готова полностью отказаться от российской нефти. Однако это не помешало Orlen в ноябре 2022 года подать заявку на прокачку 3 млн т российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в 2023-м. «Вот объявили, что не будут брать с 1 января у России нефть. А к нам пришли заявки сейчас от польских потребителей: на следующий год 3 миллиона тонн дайте нам и на декабрь 360 тысяч тонн», — удивлялся в декабре президент «Транснефти» Николай Токарев. На тот момент у поляков были соглашения с «Роснефтью» (истек в январе) и «Татнефтью».
И все бы хорошо, но в начале февраля агентство Bloomberg сообщило, что Польша собирается вдвое сократить импорт российской нефти по трубопроводу «Дружба». При этом польские чиновники намекали ЕС, что, для того чтобы полностью остановить импорт, надо вводить санкции. Как объяснял Bloomberg, Варшава ищет юридическое основание, чтобы разорвать контракт и «сотрудничает с Германией в данном вопросе». Это позволило бы не платить неустойку за досрочное прекращение поставок. В итоге такое основание, судя по всему, нашлось.
25 февраля Orlen сообщила, что российская сторона остановила поставки нефти. Другими словами, сырье «Татнефти» перестало поступать. Обайтек тогда уточнил, что поставки из РФ на тот момент составляли 10% всего импорта. 27 февраля «Транснефть» подтвердила, что остановила прокачки, сославшись на решение минэнерго России и отсутствие оплаченных заявок от отправителей.
Orlen связала прекращение поставок с визитом в страну президента США Джо Байдена. Дескать, это такой ответ Москвы на визит американского лидера. «После визита президента [США Джо] Байдена, когда перестала поступать нефть, у нас был аргумент, чтобы отказаться от соглашения», — отметил глава польской фирмы. В начале марта Orlen заявила, что планирует потребовать от российской стороны (читай: от «Татнефти») компенсаций за остановку поставок нефти.
Что за контракт?
PKN Orlen подписала долгосрочный контракт на поставку сырой нефти для завода в Плоцке с «Татнефтью» 25 декабря 2015 года. Он предусматривал поставку от 3,6 млн до 7,2 млн т нефти. Стоимость контракта оценивалась в 7,4 млрд злотых — на рубли это более 133 млрд рублей по среднему курсу.
На тот момент контракт предполагал, что согласованные объемы сырой нефти REBCO поставляются в город Плоцк по трубопроводу «Дружба» с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018-го. «Заключение долгосрочного контракта с производителем сырой нефти гарантирует безопасные и экономичные поставки сырья в долгосрочной перспективе. Согласованные сроки поставок обеспечивают гибкость нефтеперерабатывающего завода в отношении волатильности нефтяного рынка», — отмечали в компании Orlen.
В июне 2016-го Orlen подписала с «Татнефтью» еще один контракт на поставку около 600 тыс. т нефти в год на свой чешский нефтеперерабатывающий завод. Как дальше развивалось сотрудничество компаний, неизвестно.
Будем судиться?
Польская сторона неоднократно публично заявляла, что готова полностью отказаться от российской нефти. Однако это не помешало Orlen в ноябре 2022 года подать заявку на прокачку 3 млн т российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в 2023-м
Фондовый рынок сдержанно отреагировал на новости из Польши. На открытии торгов в среду обыкновенные акции «Татнефти» подешевели на 0,6%, отскока пока не произошло. При этом надо понимать, что в последнее время у «Татнефти» был крайне положительный информационный фон. Кроме того, компании выгоден слабый рубль.
Один из вопросов, который лежит на поверхности, — как отреагирует «Татнефть» и будет ли отстаивать свои интересы в суде. В начале марта эксперт финансового университета, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прогнозировал, что, если Польша потребует компенсаций от «Татнефти», разбирательство зайдет в тупик.
«Согласно сложившейся практике „Татнефть“ должна была заплатить „Транснефти“, чтобы та прокачала топливо в направлении Польши по нефтепроводу „Дружба“. „Татнефть“ этого не сделала. Причина: в ее графике прокачки, который утверждает минэнерго, не было поставок в Польшу и разрешения на экспорт этих объемов. По сути, изначально ограничения вводит российская сторона. Почему тоже понятно. Варшава весь 2022 год говорила, что необходимы более жесткие санкции, запрещающие поставки нефти по „Дружбе“. Они сами к этому призывали», — рассказывал специалист. Он подчеркивал, что формально поляки могут подать иск только к «Татнефти», которая скажет, что Россия не разрешила экспорт партий и сошлется на форс-мажор.
«200 тысяч тонн ежемесячно — это все-таки чувствительно для предприятия»
«200 тысяч тонн ежемесячно — это все-таки чувствительно для предприятия»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают, насколько чувствительно для «Татнефти» расторжение контракта и сможет ли татарстанская компания оперативно перенаправить потоки, которые шли в Польшу.
Генадий Шмаль — президент союза нефтегазопромышленников:
— Я думаю, что «Татнефти» нужно думать о том, чтобы найти другого потребителя, как это делают многие наши компании. Несмотря на все санкции, у нас объем экспорта в прошлом году не уменьшился ни по объему, ни по деньгам. Мы же это ожидали, учитывая целый ряд жестких ограничений ЕС. Поэтому, наверное, «Татнефть» к подобному в какой-то мере была готова. Сейчас нам надо более активно искать новые рынки потребления. И найдем, конечно. Сегодня новые рынки есть в той же Африке, Азии, Латинской Америке и на Востоке. Думаю, что «Татнефть», как очень грамотная компания, сумеет все это дело вовремя предусмотреть, с тем чтобы это не нанесло ей ущерб.
Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Логично, они (Запад — прим. ред.) максимально стараются избавиться от наших поставщиков, тем более поляки. Не думаю, что это скажется на наших компаниях. Переориентация на Восток идет достаточно быстро. Более того, последние обзоры наших инвестбанков «Татнефть» называют самой эффективной компанией.
200 тысяч тонн ежемесячно — это все-таки чувствительно для предприятия. Но переориентация на Восток поможет все стабилизировать. И у «Татнефти» всегда финансовые результаты больше, чем у других, зависели от курса. Слабый рубль, который мы сейчас имеем, выгоден всем экспортерам. Соответственно, где-то теряешь, где-то находишь — ничего страшного.
«Татнефть» ничего не потеряет от разрыва контракта. Потому что, после того как Германия и Польша отказались от трубопроводных поставок нефти из РФ, резко возросли объемы транспортировки через российские морские порты»
Тамара Сафонова — генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора», кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС:
— Германия отказалась от приема нефти по трубопроводу «Дружба» начиная с 1 января 2023 года. Этот шаг стал результатом усилий властей Польши, которая добивалась введения санкций против данного трубопроводного маршрута, однако сама Польша увеличила прием российской нефти в январе. В результате объем экспортных отгрузок нефти трубопроводным транспортом по нефтепроводу «Дружба» в январе 2023 года составил 1,7 миллиона тонн, сократившись на 1 миллион тонн по сравнению с декабрем 2022-го. В феврале 2023-го Польша также отказалась от закупки российской нефти.
После того как Германия и Польша отказались от трубопроводных поставок нефти из РФ, резко возросли объемы транспортировки через российские морские порты Приморск и Усть-Луга. То есть практически весь тот объем, который потеряли Германия и Польша, Россия сумела нарастить за счет поставок через морские порты. Под давлением санкций грузопотоки нефти и нефтепродуктов трансформировались, и основными покупателями стали дружественные страны, прежде всего Индия, Турция, Египет, Китай.
Следует отметить, что востребованность в российских ресурсах на мировом рынке очень высокая, поэтому рассчитывать на то, что объемы «Татнефти» окажутся невостребованными, достаточно сложно. При этом надо иметь в виду, что Россия взяла на себя обязательство по сокращению объемов добычи и в совокупности с решением ОПЕК+ это уже нашло отражение на внешних рынках — цена возросла и находится на уровне 85 долларов за баррель. И это также повлияло на рост цены нефти Urals даже по оценкам зарубежных ценовых агентств, несмотря на то что российские компании отходят от использования публикуемых дисконтов. В этой связи ресурсы ПАО «Татнефть», ранее транспортированные по трубопроводу «Дружба» в направлении Польши, теперь будут востребованы на рынках дружественных стран по более высоким ценам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.