«Государство должно понимать, что для страны работающий на заводе человек гораздо выгоднее, нежели человек, который работает таксистом», — уверен Коробченко. Перед властью, говорит вице-премьер, должна стоять задача, как популяризировать рабочие профессии. Он считает, что мы все расслабились, ведь создано много сфер, которые помогают нам в существовании — доставки, маркетплейсы и др. И люди идут работать туда, потому что там больше платят. О том, как сделать рабочую профессию достойной, поднять зарплату и почему решить проблему может только государство, — в блоге министра промышленности и торговли РТ Олега Коробченко.
«В Набережных Челнах есть хороший пример — Картонно-бумажный комбинат имени Титова. Это народное предприятие, там высокие зарплаты и нет кадрового голода. Такая форма собственности могла бы стать популярной в России»
Работать на заводе должно быть достойно
Нам нужно, чтобы трудовая профессия снова стала уважаемой. Повышением ее престижа нужно заниматься на всех уровнях. Работать на заводе должно стать делом достойным.
Как-то я отправил своего ребенка в магазин за хлебом, а затем узнал, что через 10 минут другой ребенок привез ему покупку на самокате. Я был в ужасе.
Женщины, даже имеющие достаточно времени на приготовление домашней еды, предпочитают купить готовые блюда в магазине. Мы сильно расслабились, настолько все оптимизировали, что это становится нашим большим пороком: женщины перестали готовить, дети — ходить в магазин, мужчины устремились подальше от физической работы. Да, это упрощает жизнь, но мы деградируем.
Мы создали очень много альтернатив, которые позволяют не работать, но при этом существовать. Но если эти новые профессии так или иначе возникли, то нам остается сделать рабочую профессию, которая сейчас очень нужна государству, привлекательнее, выгоднее.
Почему все побежали на заводы, когда началась мобилизация? Потому что там появилась бронь. И это один из административных ресурсов, который позволяет повысить статус заводских профессий. Поэтому сейчас надо, во-первых, для некоторых профессий решить вопрос административно — при трудоустройстве на завод обеспечить работникам бронь.
На некоторых предприятиях нужно повысить заработную плату, но такая мера может разогнать инфляцию. При этом производителю пиццы все равно нужны будут разносчики. И он предложит такую же зарплату, как на заводе или выше. Поэтому вопрос не только в уровне зарплаты.
В Набережных Челнах есть хороший пример — Картонно-бумажный комбинат им. Титова. Это народное предприятие, там высокие зарплаты и нет кадрового голода. Такая форма собственности могла бы стать популярной в России. Ведь когда человек работает не просто на себя, а на свое предприятие, он никогда сам себе не сделает плохо. Это некая мотивационная ниша. Поэтому необходимо на законодательном уровне продумать и принять механизмы, которые поспособствуют развитию в стране народных предприятий.
Если бы в Челнах сократилось число таксистов, разносчиков пиццы, мы бы наполнили КАМАЗ
Возможно, для промышленных предприятий нужно снизить социальные налоги. Чтобы работодатель мог увеличить зарплату рабочим, инженерам. Потому что человек, работая на заводе, для государства принесет больше пользы. Возможно, нужно разделить профессии на налогооблагаемом уровне. И, конечно, надо поднимать престиж рабочих и инженеров.
Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы работать на заводе стало модно, почетно, как в Советском Союзе. Раньше в кино, литературе воспевались рабочие, инженерные профессии. Быть тунеядцем было позорно. Если ты двоечник, это тоже позор, поскольку это означало, что ты тянешь весь класс в отстающие.
Самое главное, у государства должна быть воля на преобразования в нашем обществе, на популяризацию человека труда. Государство должно понимать, что для страны работающий на заводе человек гораздо выгоднее, нежели человек, который работает таксистом. Без государственного регулирования в подобных вопросах все превращается в бардак. Река, условно говоря, течет, хочет налево, хочет направо, никто не занимается направлением русла реки. Иногда мы должны управлять этим руслом. А вдруг река через 20 лет затечет в город и город смоет? Поэтому строят дамбы, плотины. В кадровой политике государство тоже должно строить дамбы и плотины, чтобы кадры не утекали куда не надо. А сейчас у нас возник перекос в сторону одних профессий и дефицит других.
Возьмем для примера Набережные Челны. Посчитаем, сколько здесь живет человек, сколько трудоспособного населения. А сколько рабочих мест? Если бы в Челнах с помощью мер госрегулирования сократилось число таксистов, курьеров, разносчиков пиццы, сотрудников маркетплейсов, мы бы частично наполнили КАМАЗ.
Но этого для завода будет недостаточно, так как раньше 70% населения города работало на КАМАЗе. Сейчас с ростом диверсификации экономики, созданием множества новых производств в Челнах физически стало не хватать людей автогиганту. Поэтому завод привлекает иногородние кадры, участвует в проекте «Больше, чем работа», в рамках которого профессиональные пробы на КАМАЗе прошли 200 студентов из разных регионов России.
«Можно сделать так, чтобы работник завода мог пользоваться привилегиями. У них могут быть свои детские сады, санатории. И вот работа заводчанина уже становится востребованной, авторитетной»
Как поднять зарплату?
Еще учась в школе, я работал на маленьком заводе. На этом заводе я получил первую зарплату. И после школы остался там работать. Если мы каждому нашему студенту дадим возможность пройти настоящую производственную практику, как только он там научится чему-то, заработает, дальше его уже вряд ли оттащишь от производства. Потому что это интересно, востребовано и хорошо оплачиваемо!
Нужно с 10-го класса школ отбирать детей, заводить их на практику, дать им возможность чуть-чуть заработать. Когда они поймут, где они могут что-то делать — все. Они останутся. И, конечно, ссузы, техникумы, колледжи и вузы надо развивать, оснащать.
Мы буксуем, потому что кадровый вопрос сейчас решается не на уровне государства, а на уровне одного завода. Предприятие пытается вместо государства реализовать весь комплекс мер для решения своей проблемы, которая характерна и для многих других предприятий. И у него это получается сложно. Потому что системный сбой устраняется только системными, а не точечными решениями.
Нужно решать вопрос глобально. Во-первых, государству совместно с предприятиями на законодательном уровне необходимо принять решение по налогам. Условно говоря, мы обозначаем ОКВЭД предприятий, которые будут платить социальный налог меньше, но на эту сумму они должны поднять зарплату.
Во-вторых, работодатель, который сейчас имеет большой заказ и объем работы, получает большую прибыль, может повысить зарплату. Если такой работодатель увеличивает соцпакет работнику, пусть эта дополнительная сумма не облагается налогом. Если это законодательно утвердить, мы сможем и уровень зарплаты поднять, и престиж рабочих профессий повысить.
Работникам необходимо предоставлять арендное жилье, что мы сейчас и делаем на уровне республики — людей из других регионов привезли, предоставляем общежития на год-два, на момент становления, предоставляем детские сады бесплатно для этих работников.
Есть такая услуга в «Аэрофлоте»: если ты часто летаешь, тебе дают карточку VIP-гостя, и ты можешь пользоваться дополнительными услугами. Можно сделать так, чтобы работник завода оборонно-промышленного комплекса или работник любого другого завода мог пользоваться привилегиями. У них могут быть свои детские сады, санатории. И вот работа заводчанина уже становится востребованной, авторитетной. А какие привилегии у разносчика пиццы? Это чаще всего временная работа. Проработает такой человек пять лет, но дополнительный набор услуг, в том числе соцпакет в виде путевок в санаторий и детский сад, своим детям ведь не получит.
Поэтому мы продолжим создавать систему привилегий для представителей рабочих профессий и инженеров в Татарстане. Но, повторюсь, вопрос глобальный и требуются общегосударственные усилия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.