«Сделать все, чтобы огромная армия курьеров, таксистов, разносчиков пиццы приобрела нормальную профессию и работала на наших заводах», — эти слова министра промышленности и торговли РТ Олега Коробченко, сказанные прежде всего об ОПК, вызвали целую информационную бурю. Вдохновившись ими, «БИЗНЕС Online» решил выяснить, сколько реально получают в упомянутых главой ведомства отраслях и нужна ли самим оборонщикам в случае чего такая «трудовая армия». Как оказалось, им больше нравятся кадры, засевшие в консалтинге и риелторстве, и вообще к большинству предложений помощи с работниками в ОПК относятся с опаской.
В оплате труда рабочих ОПК множество нюансов, и не все они раскрываются публично. Разброс — 17–43 тыс. у разнорабочих, 30–110 тыс. у квалифицированных
Стали ли лучше платить в ОПК
Призыв вице-премьера – министра промышленности и торговли РТ Олега Коробченко трудоустроить армию разносчиков пиццы широко разошелся в массах. Напомним, на недавней коллегии своего министерства он рассказал, что в 2022 году республиканские предприятия ОПК кратно увеличили выпуск продукции. С сентября туда удалось трудоустроить 5 тыс. человек, но людей все равно не хватает — надо еще 4 тыс., и это не предел. «Мы должны сделать все, чтобы огромная армия курьеров, таксистов, разносчиков пиццы приобрела нормальную профессию и работала на наших заводах», — заявил министр.
Высказывание получило ряд толкований, в том числе принудительной перековки «пицценосцев» в оборонную трудармию. Конечно, это не так. Выпуклый образ, безусловно, был вдохновлен самими оборонщиками. Ранее (еще до СВО) в частных беседах с ними корреспонденты «БИЗНЕС Online» не раз слышали сетования на то, что молодежь попросту не доходит до предприятий, вообще не знает, что это такое. Ей естественнее двинуть в курьеры: рекламы такой работы навалом, трудоустройство максимально простое, образования не надо, рабочий день регулируешь сам, зарплаты хорошие. А «контррекламы», по сути, не наблюдается. «Надо, чтобы дети, которые после 9-го класса уходят из школы, попадали в техникумы, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор судостроительной корпорации „Ак Барс“ Ренат Мистахов. — А то два года перед армией дурака валяют, а после уже взрослые, и не все хотят учиться. Мы с уважением относимся ко всякому труду, но разносчиком ты можешь быть, пока молодой, в будущем же — никаких перспектив».
По словам Мистахова, формула привлечения и удержания работника такова: стабильная загрузка – зарплата – жилье – условия труда. Как говорят собеседники «БИЗНЕС Online» в оборонке, наиболее проблемными видятся последние два пункта. Загрузка же сегодня будь здоров, что напрямую отражается на зарплате. Дескать, именно это, а не низкая оплата труда была главной проблемой ОПК. В отрасли утверждают: кто хотел работать, прошел путь ученичества и ранее получал неплохо, а сегодня зарабатывает еще больше. «Самый главный фактор привлекательности, конечно, зарплата, — говорит один из топов. — Сколько там у курьеров — 100–110 тысяч? Да, учитывая разницу в сложности труда, с этим сложно конкурировать. Хотя у нас по 100 тысяч начали получать и менее квалифицированные работники, а наладчики, слесари, токари — специалисты, которых надо готовить годами, — давно так получают».
Сказалось не только увеличение объемов, но и общее повышение оплаты труда в отрасли — в конце прошлого года зарплата стала выше на 10–15%. Сегодня, по словам наших источников, каждое предприятие добавляет в меру своих сил: «Все повышают потихоньку, но хаотично: у кого сильнее план горит, тот больше и поднимает».
В оплате труда рабочих ОПК множество нюансов, и не все они раскрываются публично. Общее представление о заработках можно почерпнуть, например, на портале hh.ru. Изменения по сравнению с концом прошлого года только в нюансах. Разброс — 17–43 тыс. у разнорабочих, 30–110 тыс. у квалифицированных.
На ряде предприятий не скрывают, что повышенная зарплата, как правило, достигается за счет сверхурочной работы. «На зарплату в последнее время никто не жалуется — жалуются на усталость, — рассказывает один из руководителей. — Перерабатывают и из-за денег, и из-за чувства долга: такое понятие, оказывается, не ушло — люди же все понимают. Все добровольно, хотя есть закон, который позволяет привлекать работников сверхурочно без их согласия».
В такси работает разномастный по возрасту контингент — от 18-летних юнцов до глубоко пожилых. Зарплата зависит от удачливости и опыта — в среднем трудолюбивые водители приносят домой 40–60 тыс. рублей
Главный довод — сам определяешь свой доход
В такси высоких заработков тоже не добьешься без переработки.
В середине прошлого года монополист на рынке таксомоторных перевозок России — «Яндекс. Такси» — в очередной раз закрутил гайки, запретив водителям покупать смены. Покупка смены — это возможность заплатить агрегатору определенную «откупную» сумму, что позволяет не платить комиссию с заказов. Это несколько сотен рублей. Отключение этой опции снизило суточный заработок таксистов на 1–1,5 тыс. рублей. Раньше 10–12-часовой рабочий день приносил водителям в среднем 6–9 тыс. «грязными», без учета затрат на топливо, мойку и амортизацию машины. Теперь с отменой смен заработок снизился до 5–7 тыс. рублей, что спровоцировало бегство из профессии части водителей. Сколько таксистов покинуло «чат» с клиентами, подсчитать не представляется возможным, однако все пассажиры заметили рост ценников на заказы.
Да, часть водителей сменили машину на станок, но таких меньшинство, утверждают собеседники «БИЗНЕС Online» в отрасли. «У меня есть водитель, который ушел на завод, — доволен, работает, зарплата хорошая, — рассказал на условиях анонимности владелец одного из таксопарков. — Но это скорее исключение из правил. Да, после отмены смен большинство водителей стиснули зубы и продолжили работать, а часть ушла, но потом, поджав хвост, вернулась. В каждой профессии свои заморочки. В такси тебе могут не нравиться пассажиры, заскоки „Яндекса“, а на заводе другие проблемы, мало кто готов к труду у станка».
В такси работает разномастный по возрасту контингент — от 18-летних юнцов до глубоко пожилых. Зарплата зависит от удачливости и опыта — в среднем трудолюбивые водители приносят домой 40–60 тыс. рублей. Но есть и те, кто добывает по 100 тыс. и больше. Правда, переработки быстро сказываются на внешнем виде, и таких «ударников» коллеги называют «молодыми стариками». «В такси сейчас можно достойно зарабатывать, и главное, ты сам определяешь, каким будет твой доход: чем больше работаешь, тем больше получаешь, — добавил наш собеседник. — На заводе не так, там „фикса“, достойных зарплат нет — 30–40 тыс. рублей, не больше. И таксисты такой народ, что их невозможно заставить идти на завод, они привыкли работать в свободном графике и без начальников. Были у меня водители, которые думали, что на заводе лучше, и продавали машины, чтобы закрыть кредит, но потом возвращались, и им приходилось садиться на аренду».
Один из таксистов, с которым побеседовал корреспондент «БИЗНЕС Online», ушел из профессии, но вариант трудоустройства на предприятии даже не рассматривал. «Мне это никогда не было интересно, — рассказал он. — Не смогу на монотонной работе». Сейчас он занимается видеомонтажом и новой профессией доволен, а зарплата уже достигла уровня таксиста.
Мы изучили предложения Wildberries, Ozon, «Самоката», «Яндекс. Еды» и Delivery Club. Судя по размещенным на hh.ru резюме, работу курьером в этих сервисах в основном ищут студенты и мужчины до 30 лет со средним специальным или (реже) высшим образованием
Зарплата хорошая, но перспектив роста никаких
Курьеру для хорошего заработка тоже приходится крутиться будь здоров.
«Вспомните 2020 год, это было очень показательно — бум интернет-торговли, и даже с госслужбы переходили в курьеры, настолько хорошие были зарплаты», — рассказала «БИЗНЕС Online» исполнительный директор центра электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс. Легко» Инесса Яруллина. Ее слова подтверждает и недавнее исследование сервиса «Avito работа» и агрегатора зарплатных данных Salary Index: спрос на курьеров в России за последние пять лет вырос в 11 раз (пик пришелся на 2020-й), а зарплата — в 2 раза. Как сообщили в пресс-службе hh.ru, за январь – февраль 2023-го в Татарстане было открыто 1,3 тыс. вакансий курьеров, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя предлагаемая зарплата — 86 тыс. рублей, при этом минимальный показатель — 35 тыс., а максимальный — 137 тысяч. «Важно, что фактически уровень оплаты курьеров зависит от их загрузки и количества отработанных часов», — подчеркнули в пресс-службе hh.ru.
Мы изучили предложения Wildberries, Ozon, «Самоката», «Яндекс. Еды» и Delivery Club. Судя по размещенным на hh.ru резюме, работу курьером в этих сервисах в основном ищут студенты и мужчины до 30 лет со средним специальным или (реже) высшим образованием. Для большинства эта работа первая в трудовой деятельности.
Маркетплейсы ищут только курьеров-водителей. Например, у Wildberries для трудоустройства необходимо зарегистрироваться в приложении, иметь юрлицо или статус самозанятого и личный автомобиль. Вознаграждение не указывается. На сайте Ozon соискатель сразу может рассчитать примерную зарплату. Курьеру в Казани, который будет на автомобиле компании доставлять по 10 посылок в час, обещают платить примерно 84 тыс. рублей, на своем автомобиле — 105 тысяч. Можно найти вакансии и на сервисе hh.ru: водителю-курьеру обещают 90–100 тыс. рублей (еженедельные выплаты) до вычета налогов, график — 3/3, смены по 10–12 часов.
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из курьеров Ozon рассказал, что заработок складывается только из количества заказов, ставки нет. Работая по максимуму, они могут получать и 140 тыс. рублей
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из курьеров Ozon рассказал, что заработок складывается только из количества заказов, ставки нет. Работая по максимуму, они могут получать и 140 тыс. рублей, в «насыщенный период» доход достигает 90–100 тыс., в период спада — около 80 тысяч. Зарплата белая. Работают курьеры 14 часов в день. Доставка заказа на служебном автомобиле стоит 140 рублей, на личном — 170. «На личном авто ты сам оплачиваешь страховку, бензин, ремонт машины. А на авто компании таких расходов нет. Ты просто приходишь, садишься в машину и спокойно ездишь», — объяснил он. И добавил: «К тому же авто компании — это LADA Largus, куда можно поместить гораздо больше заказов за рейс, нежели на своем. Если на авто компании за раз ты можешь увезти сразу 30 заказов, то на своем редко больше 10». По его словам, в день на машине компании «в лучшие времена можно сделать 50 заказов».
Перспектив роста у курьеров нет, признал наш собеседник. «За исключением того, если ты работаешь на личном авто, хорошо себя показываешь, то можешь со временем пересесть на авто компании, и то, если оно освободится», — отметил он.
Еще одна «армия курьеров» — доставщики еды и разносчики пицц. В «Яндекс. Еде» обещают платить до 51 тыс. рублей в месяц, правда, с оговоркой — заработок может отличаться при сотрудничестве с партнерами сервиса. Вакансии тех самых партнеров можно найти на hh.ru. Например, один из них предлагает ежедневную оплату до 3,4 тыс. рублей в день (около 100 тыс. рублей в месяц при работе без выходных), чаевые и район работы — на усмотрение сотрудника. Схожая ситуация и в Delivery Club. На сайте указано, что в среднем курьер сервиса зарабатывает от 600 до 5 тыс. рублей в день в зависимости от количества заказов (18–150 тыс. рублей в месяц без выходных). И в «Яндекс. Еде», и в Delivery Club заработок также зависит от способа доставки: пешие зарабатывают меньше курьеров на машине.
«Самокат» набирает сотрудников через официального партнера. На hh.ru он предлагает зарплату 94–109 тыс. рублей в месяц, или 245 рублей в час. В числе требований — готовность к физической нагрузке и навык быстрой ориентации в пространстве. Кроме того, работодатель обещает каждому курьеру бесплатную страховку от несчастных случаев во время доставки заказов клиентам.
Еще одна «армия курьеров» — доставщики еды и разносчики пицц. В «Яндекс. Еде» обещают платить до 51 тыс. рублей в месяц, правда, с оговоркой — заработок может отличаться при сотрудничестве с партнерами сервиса
…И запрос на справедливость
Как мы помним, локомотивом улучшения кадровой ситуации в ОПК стала частичная мобилизация. Отделы кадров атаковали толпы желающих встать к станку — чтобы получить бронь. Некоторые предприятия ОПК укомплектовались под завязку и остановили прием. Впрочем, иллюзий по поводу большинства новобранцев никто не испытывал — все понимали, что многие из них временщики. Так оно и вышло. «Многие, пересидев, уволились», — констатирует один из наших собеседников.
В ходе бесед с сотрудниками ОПК корреспонденты «БИЗНЕС Online» узнали любопытную деталь. Оказывается, в конце прошлого года районам Татарстана дали разнарядку — кто сколько человек должен предоставить ряду оборонных предприятий. В сентябре счет набранных шел на сотни. «БИЗНЕС Online» предложил минтруду РТ рассказать об инициативе, но там не стали комментировать эту тему.
В целом наши собеседники оценили начинание положительно и указали, что оно сыграло свою роль, но отметили ряд нюансов. «Из районов, по плану набора, лучших людей же не дадут — отдают чего себе не нужно, вот и начинаешь с ним мучиться, — рассказывает один из топ-менеджеров. — Пытаешься избавляться от таких — тебе начинают звонить. Но что делать, если человек на работу не ходит, пьет?»
В отрасли вообще осторожно относятся к централизованным кадровым инициативам. «Мы заметили: когда нам начинают сильно помогать с кадрами, ничего хорошего не получается, — говорит один из наших собеседников. — Например, подключат агентство по найму, а у него, как правило, иногородние. Их корми, вози, зарплату повышенную плати, потому что агентство тоже должно заработать. А свои же работники это видят и говорят: мы тут 30 лет трудимся, квалификация у нас выше, а получаем меньше. Так можно и людей потерять. В общем, стараемся сами, молча решать проблемы».
Один из оборонщиков отметил, что если воспринимать слова Коробченко буквально, то не надо ОПК никаких курьеров
Один из оборонщиков отметил, что если воспринимать слова Коробченко буквально, то не надо ОПК никаких курьеров: «Там же не выпускники профтехучилищ и дипломированные специалисты работают, разве что такелажников из них сделать. А вот во всяком консалтинге, риелторстве — нормальные кадры, хоть считать умеют. Мне нужны люди, которые хотя бы базово умеют читать чертежи, знают шероховатости, квалитеты, размерные сетки. Но в том же КАИ, наверное, в конце 80-х все это прекратили нормально преподавать. Сейчас все подбирают людей на улице, пытаются из них что-то сварганить. Если отдел кадров сработал по заданным критериям — примерно от одного из трех можно добиться толка, а если скопом загонять — ничего не получится».
Примечательно, что все наши собеседники в ОПК отметили: те, кому нравится работать на заводе и кто при прочих равных предпочтет такой труд любому другому, вовсе не исключение из правил. «У нас костяк исправно подпитывается свежими людьми. „Ученики“, „наставники“, „коллектив“ — это не просто лозунги. Многим нравится работать на заводе, тем более если современное оборудование». «Неверно будет сказать, что на завод никто не хочет идти, — вторит Мистахов. — При правильной постановке дела это интересная работа. И интерес у детей и родителей есть. Мы в нашем колледже увеличиваем набор: в прошлом году приняли 70 детей (а заявлений было 146), в нынешнем прогнозируем 250 заявлений. Мы вышли с предложением увеличить квоту на прием хотя бы до 140».
Способна ли власть создать для «призыва» на заводы более сильные стимулы, чем угроза в противном случае быть мобилизованным? По мысли наших собеседников, при должной воспитательной работе и при прочих равных маятник интереса вполне способен качнуться в сторону производства. И учитывать надо каждую «мелочь». Например, один из топов сделал такую ремарку о той же переработке: «Если у специалиста маленький ребенок и его не с кем оставить или некому забрать, ты его хоть осыпь золотом — не пойдет он сверхурочно». Поэтому оборонщики просят власти хотя бы продлить время работы детских садов, сделать группы продленного дня в школах. Но пока вопросы остались без ответов.
И наконец, такой момент, как запрос на справедливость. «В советское время на авиазаводе платили очень хорошо, поэтому попасть туда было непросто, — припомнил один из наших источников – ветеранов отрасли. — Начальник цеха получал 240–250 рублей. Кто с головой дружил и хорошо работал — например жестянщики — по 300–400, были и такие, кто получал 400–500, а это уже уровень директора».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.