«Мы не распыляемся, мы сфокусированы на малом и среднем бизнесе», — объясняет секрет конкурентного преимущества перед крупными игроками председатель правления ООО КБЭР «Банк Казани» Олег Бачурин. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» разговор шел о том, как сделать бизнес успешным в непростых экономических условиях.
Олег Бачурин: «У нас кредитуется малый и средний бизнес, у нас практически нет «крупняков», по которым западные санкции сильно ударили»
«Чем больше развивается малый и средний бизнес, тем нам интереснее»
— Олег Сергеевич, Центробанк России продолжительное время сохраняет ключевую ставку на уровне 7,5%. С одной стороны, ставка немаленькая, с другой — стабильно держится. Чем это выгодно или невыгодно банкам и их клиентам?
— Ключевая ставка очень влияет на наших клиентов, а мы от них зависим, так или иначе. Как правило, все ведут бизнес на кредитные деньги, и чем меньше кредитная ставка, тем бизнесу интереснее. Если говорить конкретно про банковский бизнес, то уровень ставки не столь сильно влияет, потому что мы живем не от ключевой ставки, а от средств, которые привлекаем. Чем выше ставка, тем выше мы привлекаем и выше размещаем. Чем ниже ставка, тем ниже мы привлекаем и размещаем средства вкладчиков. Мы живем на маржу, и она у нас примерно такой же была и в 2021, и 2022 году. Ставки для клиентов были выше, но при этом наша маржа сохранялась.
Если говорить про развитие бизнеса, то у нас есть инвестиционные деньги, которые мы вкладываем в свое развитие. И мы зависим от наших клиентов: если ключевая ставка высокая, то клиентам тяжело, а значит, и нам становится тяжело. Мы от них зависим прежде всего. Чем лучше они живут, тем лучше нам. Чем больше развивается малый и средний бизнес, тем нам интереснее.
А стабильность, конечно, хорошо. Если клиенты понимают, что они могут развиваться, брать инвестиционные кредиты, вкладывать в оборудование, развитие производства, нам это интересно, потому что речь идет о заемных средствах. А если бизнес не понимает, что будет завтра, то брать инвестиционный кредит под 20 процентов невозможно, не имеет смысла. И бизнес свое развитие ставит на паузу. Соответственно, банк страдает, потому что наш кредитный портфель не растет в этот момент.
— Судя по своим клиентам, какой вывод делаете: экономика растет или стагнирует?
— У нас кредитуется малый и средний бизнес, у нас практически нет «крупняков», по которым западные санкции сильно ударили. Мы знаем, что многие крупные компании были связаны со странами Запада, и им сегодня надо переориентироваться. Малый и средний бизнес, во-первых, гораздо быстрее может переориентироваться, и мы здесь понимаем, что происходит не схлопывание МСБ, а перераспределение. Например, те, кто работал с Китаем, сегодня растут. И китайские компании, которые работали с Москвой, тоже растут. У нас есть большой пул таких клиентов. Более шустрые из тех, кто работал с западными странами, сумели быстро перестроиться и сегодня тоже развиваются. А медлительные оказались в ужасной ситуации, потому что на их место зашел тот, у кого уже были налажены каналы работы с Турцией, Китаем, Индией.
— У этих медлительных наверняка были кредиты, в том числе в вашем банке. Наш читатель Щукин А.Н. спрашивает: «Какая у вас просрочка по кредитам? Сильно ли она давит на ваш бизнес?»
— На 2022 год Центральный банк продлил кредитные каникулы, что позволило многим клиентам перестроиться. У кого-то бизнес просел, кто-то перестроился. Сказать, что очень сильно выросла просрочка, не могу, по нашим клиентам мы этого не почувствовали. Малый и средний бизнес такой шустрый, он привык выживать в различных условиях. А те, у кого были определенные проблемы, брали кредитные каникулы, и мы всем шли навстречу, никогда никому не отказывали.
— «Чем завершился пандемийный период для Банка Казани? Сильно просели из-за рекомендаций ЦБ по кредитам юрлицам?» (Борис)
— В пандемию обращений по поводу кредитных каникул было гораздо больше, чем в 2022 году. Причем очень многие потом просили прервать эти каникулы, потому что во время каникул мы не могли их докредитовывать, а они хотели развиваться. Если по цифрам то, в 2020 году (пандемия) кредитными каникулами воспользовались 83 юрлица, в прошлом году — 68.
«Действительно, большому банку проще предложить весь спектр услуг, и в этом мы не конкурируем. Мы конкурируем только по конкретным услугам и по определенной категории клиентов»
«Перевыполнили все планы 2022 года»
— «С какими показателями Банк Казани завершил 2022 год по основным показателям? Изменилось ли ваше место в рейтинге банков РФ?» (Адель)
— Место в рейтинге не могу сказать, потому что сегодня он не публикуется. Что касается итоговых показателей, то капитал вырос на 60 миллионов рублей, прибыль выросла более чем в два раза, кредитный портфель увеличился на 600–700 миллионов. Остатки на счетах выросли с 2,6 миллиарда рублей до 3 миллиардов. Портфель вкладов физлиц вырос на один миллиард рублей, портфель депозитов юрлиц увеличился на 400 миллионов. Пассивная база выросла примерно на два миллиарда рублей.
— Как вы оцениваете эти успехи — это выше или ниже планируемого и ожидаемого?
— Мы перевыполнили все планы, которые имели.
— «Как небольшой Банк Казани до сих пор выживает в непростых экономических условиях?» (Дмитрий)
— У больших банков вообще нет возможности плотно работать с клиентами. Когда много клиентов, тяжело работать с каждым. Маленьким банкам проще в этом смысле. Что касается банковских продуктов, то мы не распыляемся, мы сфокусированы на малом и среднем бизнесе — это продукты кредитования, госгарантии. И, наверное, все. Фокуса на физлиц сегодня практически нет. Мы принципиально не выдаем ипотеку, автокредиты, кредитные карты, крупные инвестиционные кредиты юридическим лицам, мы не работаем с крупным бизнесом. У нас есть ряд направлений работы, и мы только их развиваем.
Действительно, большому банку проще предложить весь спектр услуг, и в этом мы не конкурируем. Мы конкурируем только по конкретным услугам и по определенной категории клиентов.
— Получается, курочка по зернышку клюет?
— Конечно. У нас нет такого капитала и административного ресурса, как у крупных банков.
— Против некоторых крупных банков Запад ввел санкции. Это снизило конкуренцию с ними? Или они вам конкурентами и не были — в тех направлениях, на которых сосредоточен ваш банк?
— Конкуренция не снизилась. Это журналисты создали негативный фон вокруг многих банков, упоминая их в связи с санкциями. Конечно, человек, прочитав это, поостережется нести им деньги. У нас даже был небольшой приток вкладов физлиц на фоне этого.
— Все-таки эти ситуации сыграли вам на руку?
— Не скажу, что сыграли на руку, потому что проблем с фондированием у нас никогда не было. Для устойчивости банка свой портфель мы строго диверсифицируем: половина фондирования — это юрлица, половина — физлица. На случай, если юрлица по какой-либо причине начнут забирать свои деньги, ситуацию сбалансируют вклады физлиц. И наоборот.
— «Когда в последний раз Центробанк проверял Банк Казани? Что выявили?» (Данила)
— Центробанк перешел на другой вид надзора — создал службу текущего банковского надзора, и куратор выходит на связь с банком ежемесячно: смотрит крупные выдачи, аномальные платежи. А те проверки, которые раньше были раз в два года, сегодня проводятся раз в три года. Несмотря на то что со времени последней проверки нашего банка прошло три года, у нас ее нет до сих пор. Но куратор банка ежемесячно следит, чтобы у нас не было проблем. Это очень хорошо, потому что замечания устраняем в текущем порядке.
— Работать не мешает?
— Нет, это абсолютно нормальная практика. Конечно, определенную нагрузку создает для сотрудников — надо подготовить документы, передать какие-то данные и т. д. Но мы к этому привыкли, и проблем нет.
— «Просьба рассказать про коэффициенты ликвидности: мгновенной (н2), текущей (н3), долгосрочной (н4) и про н1.1 в вашем банке». (Рома)
— Запас очень большой — в два-три раза. Для примера: минимальный коэффициент н3 — 50, у нас 160, с запасом в три раза; минимальный н2 — 15, у нас 129. Нам вполне хватает пассива, чтобы держать такие активы.
«Населению мы продаем только доллары и евро. На другую валюту запроса не было, потому что за границу все берут доллары и евро»
«Проблемы с наличной валютой у нас нет, она есть во всех наших офисах»
— «Как на работу Банка Казани повлияло начало СВО и объявление частичной мобилизации? Был ли бум продажи валюты после начала СВО и объявления мобилизации? Много ли вкладов забрали?» (Валеев А.)
— Вклады забирали немного, это было неделю в феврале. Это было связано с тем, что мы долго принципиально не поднимали ставку по депозитам, потому что у нас был излишек ликвидности. А когда ставку подняли, назад принесли. И в сентябре была пара недель оттока вкладов. В остальное время прошлого года был приток.
— Объем оттока вас не насторожил?
— Нет. Как я уже сказал, мы за прошлый год по вкладам приросли на миллиард рублей. Мы стараемся не держать высокие ставки по вкладам, потому что у нас избыток собственной ликвидности, но все равно почти каждый день был небольшой приток.
— Какая у вас ставка по депозитам сегодня?
— Она зависит от многих факторов, но в среднем 7,5–8 процентов годовых.
— А валюту люди массово покупали?
— В конце февраля прошлого года начался бум продажи валюты. Потом был запрет на продажу. Затем разрешили продавать то, что мы покупаем. В сентябре –октябре опять был бум на валюту. А сегодня все достаточно стабильно. Проблемы с наличной валютой у нас нет, она есть во всех наших офисах.
— Какую валюту, кроме доллара и евро, вы можете продать населению?
— Населению мы продаем только доллары и евро. На другую валюту запроса не было, потому что за границу все берут доллары и евро. А для бизнеса эта валюта уже неинтересна.
— «Какой курс валюты в вашем банке? Кто чаще покупает валюту — физические или юридические лица?» (Оксана)
— Курс валюты у нас привлекательный, один из самых лучших. Если говорить о количестве покупок, то, конечно, физические лица. Юридические лица вообще наличную валюту не покупают. Если говорить про объемы, то тут уже спорно, потому что юрлица покупают в огромных объемах, например, те же юани. Кроме того, физлицам мы можем продавать только ту валюту, которую сами купили, а безналичную валюту юрлицам можно продавать без ограничений.
— «Каковы возможности конвертации денег?» (Константин)
— Если наличные, то доллары и евро можно и купить, и продать, в наличии они всегда есть. Если безналичные, то спектр валют шире, есть юани и лиры.
«Активизировались расчеты с некоторыми странами»
— «С 24 февраля прошлого года у ваших клиентов появились какие-то особые запросы? Какие?» (Миронова Т.)
— Да, появились. Это расчеты с некоторыми странами, которые раньше были не так активны. Это Казахстан, Турция, Китай, Индия. И вот недавно в питерском офисе появился запрос на дирхамы (валюта ОАЭ — прим. ред.).
— «Насколько я знаю, у Банка Казани были офисы в Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Набережных Челах и Нижнекамске. Первое — сохранились ли они? Второе — не появились ли в других городах?» (Ринат Гатауллин)
— Ни один офис мы не закрыли, а в начале сентября прошлого года открыли новый офис — в Санкт-Петербурге, недалеко от Невского проспекта.
— Как Банк Казани встретили в Питере?
— Прекрасно! В Москве у нас вначале были вклады, немного кредитования физлиц, много валюты. Мы там очень долго раскачивались, а сейчас Москва — это 20 процентов нашего кредитного портфеля. Среди клиентов там, конечно, больше юрлица. Петербург, в отличие от Москвы, не нужно было раскачивать — он раскачался сразу. В сентябре было техническое открытие, в октябре — официальное, с шариками, а на сегодня у нас там достаточно большой портфель и пул клиентов.
— О чем это говорит? В Питере бизнес активнее?
— В Москве и Питере бизнес очень быстрый. А Питер — это еще и порт, торговля. Раньше такой активной торговли не было. Например, автосалоны работали только через единую точку входа в Россию — через дилера. А сегодня этой точки не стало, и все автосалоны сами стали торговать. Представляете, какое огромное количество? А эти точки входа как раз и были в Москве и Питере. Да и не только автомобили, практически на каждую западную продукцию были представительства в России, и ее завозила одна компания. Регионы практически никогда не вели внешнеэкономическую деятельность, а Москва и Питер вели. Сейчас они сделали ее шире и ведут по-другому.
В Москве веселее вести бизнес, чем в Казани. Он там очень быстрый. Мы же очень быстро выдаем кредиты. К нам в Москве приходят, и их даже ставки не волнуют. Им главное — маржинальность. А в регионах часто говорят: «Получается, половину маржи я банку отдам за кредит? Нет, так не пойдет!» А в Москве и Питере, даже если они нам будут отдавать 7 из 10 процентов маржи, они все равно будут брать кредит. Они понимают: либо они вообще ничего не получат, либо получат мало, зато масштабируют и в итоге получат много. И быстро вложат еще.
У нас есть клиент в Москве, который работает с Китаем. Он все время возил чай, и все логистические цепочки у него были выстроены. И вдруг к нему посыпались заказы — привезти то или иное. Они раньше кредитовались в крупных федеральных банках, но там кредит быстро не возьмешь. Пришли к нам и говорят: «Нам очень быстро нужно кредит». Мы им через неделю выдали. Им не важна была ставка. Скорость — вот что им требовалось.
— Какие еще планы относительно расширения сети офисов? Планируете пойти на Урал и за Урал?
— Мы рассматривали этот вариант, но за Уралом будет тяжело пока, потому что за всем нужно следить, ездить туда. Мы довольно сильно централизованы, наш офис в Казани — это фактически точка продаж. Рассмотрение заявок, служба безопасности — это все централизовано.
«Нашим клиентам всегда доступны переводы по системе SWIFT в юанях, тенге, лирах и рупиях. Также в Банке Казани можно отправлять и получать переводы в долларах США на счета, открытые в Республике Казахстан»
«Не только даем госгарантию, но и кредит на исполнение контракта»
— «Влияет ли ситуация в геополитике на работу Банка Казани? Например, вы работали с госгарантиями в Китае и Казахстане, а как сейчас?» (Дунаев П.И.)
— С госгарантиями в этих странах мы работаем по необходимости. Казахстан и Китай — это штучные гарантии. Если сегодня у кого-то будет потребность, то мы, конечно, их выдадим.
Сегодня у нас многие китайские компании берут кредиты, очень многие наши клиенты работают с Киргизией, Казахстаном. В нашем банке открыты корсчета для работы с Турцией, Китаем и Индией. Почему нет Казахстана, Узбекистана и Беларуси? Это связано с тем, что расчет с этими странами идет в рублях, и наличие корсчетов для этого не требуется.
— Работа с зарубежными странами через ваш банк за последний год усилилась?
— Да. Если раньше все расчеты шли в долларах и евро, то сегодня многие расчеты ведутся в рублях, лирах, рупиях, юанях. Китайская валюта очень сильно прибавила у нас. Недавно многие банки прекратили осуществлять SWIFT-переводы, а у нас, хочу отметить, все нормально. Работаем. Нашим клиентам всегда доступны переводы по системе SWIFT в юанях, тенге, лирах и рупиях. Также в Банке Казани можно отправлять и получать переводы в долларах США на счета, открытые в Республике Казахстан. Кстати, мы запустили акцию «ВЭД без границ», там скидка 50 процентов на сопровождение контракта.
— С госгарантиями работать продолжаете, как и раньше?
— Мы по-прежнему активно работаем с госгарантиями, это направление для нас в приоритетах. А сегодня мы не только даем госгарантию, но и кредит на исполнение контракта. Как известно, государство не всегда платит авансы, а маржа при госконтрактах минимальная.
— С какими еще странами банк планирует начать работу?
— С Объединенными Арабскими Эмиратами. Над этим мы сейчас работаем.
— Делегация Татарстана посетила Иран, планируется оживление сотрудничества. Вы рассматриваете эту страну в качестве делового партнера?
— Мы думали над этим, но пока переговоры не вели. Дело в том, что, когда ездит делегация, речь идет о крупном бизнесе, а мы работаем с малым и средним. МСБ — это в основном параллельный импорт либо какие-то товары. Параллельный импорт через Иран не будет идти, потому Иран — санкционная страна. Параллельный импорт — это Турция, Казахстан, Эмираты. Если говорить о каких-то товарах, то в Иране на самом деле немного производства, который интересен малому и среднему бизнесу. А вот в Турции производство собственных брендов, товаров просто огромное.
— С другими странами развивается больше торговый бизнес, не производство?
— Не обязательно торговый, это могут быть станки и сырье для производства. Даже можно сказать, что больше не торговля, а производство. У нас в московском офисе есть четыре крупных китайских клиента, у которых есть и торговый бизнес «купи-продай», и китайское оборудование для российского производства.
— «Есть ли в вашем банке программа кредитования покупателей-заказчиков (или POS— кредитования)? Интересен ли банку такой сегмент МСБ? Каков порядок обращения в ваш банк по вопросу сотрудничества?» (Константин)
— Если речь идет о юридических лицах, то можно обратиться либо в офис, либо в кол-центр, и там смаршрутизируют либо зайти на наш сайт, где есть онлайн-заявка для юрлиц. Можно рассмотреть онлайн, клиент придет только на подписание. Мы выдаем как целевые кредиты — на разработку программного обеспечения, так и кредит на оборотный капитал.
Мы работаем с рядом компаний, которые берут кредиты на свою модернизацию IT*, причем не только на железо, на серверы, но и на заказ программы. Мы работаем и с некоторыми IT-компаниями, понимая, что, например, тем, кто работает с бюджетом, нет возможности кредитоваться у бюджета. Более того, бюджет платит с отсрочкой. Например, в Москве мы работаем с очень крупной IT-компанией и кредитуем ее до момента получения денег из бюджета.
Что касается конкретно вопроса Константина, то мы можем кредитовать как их заказчика, так и их самих. Потому что это у них возникает кассовый разрыв: они разрабатывают, отдают заказчику, а заказчик расплачивается чуть позже.
«Вопрос кибербезопасности у нас на первом месте. Более того, регуляторы — и Центральный банк, и различные другие органы — за кибербезопасностью очень сильно следят»
«Кибератаки на банк выросли в десятки раз, но ни разу не было негативного случая»
— Центробанк в середине февраля проводил в Екатеринбурге форум по кибербезопасности. В частности, там поднималась тема ответственности банка. Как вы считаете, банк должен возместить клиенту украденные мошенником деньги со счета?
— Достаточно просто понять, кто виноват. Если по вине банка пропали персональные данные, то, конечно, нужно возмещать. А если виноват сам клиент, то как банк отследит?
— На форуме говорили, что банки обязаны учить и предупреждать своих клиентов.
— А мы предупреждаем и учим. Центральный банк может обязать это делать, но на самом деле все банки, по крайней мере клиентоориентированные, это делали всегда. Нам же невыгодно, чтобы у нашего клиента украли деньги. У него как минимум останется негативный фон, и он к нам больше не придет, для него неважно, были мы виноваты или нет.
— А вы как-то фиксируете свои предупреждения? Как вы докажете, что делали это?
— Если Центробанк обяжет нас фиксировать, то мы это делать будем. На текущий момент мы и памятки раздаем, и рассылки делаем, если появляется новый вид мошенничества, о котором нас информирует Центральный банк. Мы не берем подписи, что клиент нами предупрежден, но электронные следы наших рассылок есть.
— Эльвира Набиуллина на этом форуме сказала, что для банков на первом месте прибыль, а безопасность — на 2, 3, 4, 5-м месте. А у вас как?
— Для нас никогда вопросы кибербезопасности не были на последнем месте. На счетах банка мы храним не только клиентские деньги, но и свои. Если будет атакован именно банк, а не клиент, то мы потеряем как клиентские деньги, так и свои. Поэтому вопрос кибербезопасности у нас на первом месте. Более того, регуляторы — и Центральный банк, и различные другие органы — за кибербезопасностью очень сильно следят. Думаю, прошли те времена, когда безопасность была на вторых ролях. Я сам из IT, и для меня кибербезопасность — это всегда первоочередная задача.
— За последний год на банк были кибератаки?
— Да, атаки на банк выросли в десятки раз — и на сайт, и на системы связи, и на дистанционное банковское обслуживание. Но мы неплохо защищены, работаем с лидерами рынка подобных услуг. У нас ни разу не было негативного случая.
— Были случаи, когда вы заметили, что со счета клиента большая сумма переводится на непонятный счет? Что вы предпринимаете в таких случаях?
— Случаи такие были, и мы приостанавливали платежи. Если мониторинг видит какие-то аномальные активности, то принимаем меры. По отношению к юрлицам это прекрасно работает, а вот в отношении физических лиц такие случаи тяжело выявить, потому что там суммы всегда небольшие, в размере обычных трат клиента.
— Когда вы приостанавливаете платеж, проблемы с клиентом за задержку бывают?
— К сожалению, бывают. Даже были такие ситуации, когда клиенты в офис банка приходили с мошенником и не верили нашим сотрудникам.
«Постоянная коммуникация — это очень важно в нашей работе. А вот планерки мы стали чаще проводить в Zoom и даже по телефону»
«Роботизацию используем активно»
— «Когда уберете для юридических лиц обязательную страховку при кредитовании? Насколько рискованность банковского бизнеса увеличилась с началом западных санкций? Увеличился невозврат кредитов?» (Александр)
— У нас есть возможность дать кредит без страховки, просто это будет дороже для клиента. Говорить, что страховка обязательная, не совсем справедливо. Каждый клиент сам выбирает, что ему выгоднее. Еще дешевле кредит обойдется, когда залог есть. Но это не говорит о том, что залог обязателен.
Что касается повышения риска в связи с западными санкциями, то, наверное, для тех, кто обслуживает крупные корпорации, особенно иностранные, риск повысился, конечно. Во-первых, ушел ряд крупных клиентов, во-вторых, заморозились активы на Западе. Что касается конкретно нашего банка, то на рискованность бизнеса эта ситуация никак не повлияла.
— Автосалоны у вас не кредитовались?
— Нет, не кредитовались.
— «Используются ли в работе банка нейросети и как это помогает в бизнесе? Есть ли окупаемость таких систем?» (Галямов Ирек)
— Нейросети мы не используем. А вот роботизацию используем активно, это когда вместо человека все делает алгоритм. Это не программирование в виде кода, а имитирование компьютером действия человека без присутствия человека: алгоритм открывает окно, вбивает цифры и т. д.
— Робот у вас чей — зарубежный или отечественный?
— Был импортный, сейчас меняем на отечественный. Лицензия заканчивается.
— Думаете, не продлят?
— Мы сами не хотим. Есть достойные отечественные конкуренты.
— У вас был пилотный проект по удаленной идентификации. Планируете внедрить его в работу? (Мустафин Дамир)
— Да, этот проект сегодня позиционируется на государственном уровне, законодательно банкам это уже разрешено. Технически работу мы уже ведем и внедрим.
— Штат банка увеличивается или сокращается?
— Штат остался таким же — порядка 370 человек.
— А новый офис в Питере?
— В питерском офисе штат — пять человек. На столько же в Казани сократили. Мы непрерывно работаем над тем, чтобы штат не рос.
— На «удаленке» кто-то работает? После пандемии многие говорили, что это очень удобно и для сотрудников, и для компании.
— Техническая возможность такая есть, но многим не нравится работать из дома, поскольку там очень много отвлекающих факторов. Кроме того, у нас работа все-таки коллективная, большая зависимость друг от друга. Постоянная коммуникация — это очень важно в нашей работе. А вот планерки мы стали чаще проводить в Zoom и даже по телефону. Это здорово экономит время.
«Новое направление, которое мы активно развиваем, — это внешнеэкономическая деятельность»
«Выживает тот, кто диверсифицирован, кто шустрее»
— Какие направления работы вы планируете усилить или начать?
— Как мы работали с валютой, так и продолжаем. Как работали с малым и средним бизнесом, так и будем это делать. Новое направление, которое мы активно развиваем, — это внешнеэкономическая деятельность. Сегодня многие предприниматели работают с Турцией, Китаем. В текущих условиях это необходимость для бизнеса. И мы многим помогаем, потому что не все знают, как перевести деньги за рубеж. Внешнеэкономическая деятельность сегодня является для нас приоритетной, она требуется и в Казани, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. С партнерами у нас складываются дружеские отношения. Почему-то многие до сих пор привязаны к доллару и евро, а мы убеждаем их, что с китайской и турецкой валютой работать надежнее сегодня.
— С турецкими партнерами как работается? У них менталитет другой?
— Конечно, другой. Они всегда дарят подарки. И мы дарим, чак-чак всегда с нами.
— А как с китайцами работается? Многие говорят, что они долго раскачиваются.
— Мы в Москве с китайцами встретились один раз, все проговорили. Потом по Zoom более широким составом еще раз все обсудили. И буквально через неделю начали работать с китайскими партнерами. А через месяц они все обороты перевели к нам, хотя вначале мы говорили только о небольшом кредите. Но китайцы всегда ищут, где выгоднее. Для них важно, чтобы были какие-то плюсы: ставки, сроки. И они очень четко все это отслеживают.
— А с Эмиратами когда работать начнете?
— У нас есть договоренность с одним банком, они готовы открыть нам корсчета. Вопрос в том, что в Эмиратах это стоит определенных денег, и мы смотрим, как быстро сможем отбить эти затраты. Нужен пул клиентов, которым это будет интересно.
— На каких клиентов вы ориентируетесь по Эмиратам?
— На нефтетрейдеров. И параллельного импорта очень много из Эмиратов, и это некий хаб для торговли с восточными странами. Кроме того, в ОАЭ много наших соотечественников строят.
— Вы уже давно работаете с предпринимательством, может быть, у вас есть какие-то наблюдения и советы по ведению бизнеса в непростых ситуациях, которые преследуют нас последние годы?
— Кто не провалился в пандемию? Тот, кто уже умел работать на онлайн-платформах, с интернет-магазинами. Тем, кто начал это делать во время пандемии, было труднее, потому что их товар еще не знали, он не наработал рейтинга. Сегодня легче тем, кто уже работал с Турцией и Китаем. Все связи и логистические цепочки у них выстроены, и бизнес может взлететь. Выживает тот, кто диверсифицирован, кто шустрее. А тот, кто расслабился и почивает на лаврах, быстро отстает.
— Олег Сергеевич, спасибо за полезный разговор. Успехов вам!
Бачурин Олег Сергеевич родился 18 октября 1983 года. Окончил факультет ВМК КГУ по специальности «системный программист» (2006), прошел повышение квалификации по специальности «инновационный менеджмент» в КФУ в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров (2014).
До 2014 года — работа в ОАО АКБ «Энергобанк», ОАО «Ипотечное агентство РТ», ОАО «АИКБ „Татфондбанк”».
2014–2018 — руководитель управления автоматизации и технологий в ООО КБЭР «Банк Казани». Также руководил подразделениями клиентских программ, потребительского кредитования, отделами по работе с корпоративными клиентами, андеррайтинга и рефинансирования.
С 16 апреля 2018 — председатель правления ООО КБЭР «Банк Казани».
* IT — информационные технологии
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.