По данным агентства «Автостат», рынок автомобилей бюджетного класса в Татарстане в минувшем году пережил один из худших периодов в своей истории. Продажи рухнули на 56%. Но это в целом. А в деталях вперед рванули «китайцы», чья доля продаж в Татарстане выросла в 3 раза. На этом фоне продажи пока еще лидера автомобильного массмаркета — отечественной LADA — провалились более чем в 1,7 раза. О том, на что пересели татарстанские автолюбители после ухода западных автобрендов, — в материале «БИЗНЕС Online».
По данным агентства «Автостат», рынок автомобилей бюджетного класса в Татарстане в минувшем году пережил один из худших периодов в своей истории
На безрыбье и старая LADA лидер
Основные причины обвала продаж автомобилей в минувшем году — это нехватка комплектующих и нарушение логистических цепочек, которые привели к простоям на заводах-изготовителях, а позже и отсутствие самих автомобилей в связи с остановкой производства и прекращением импорта определенных марок на фоне введенных санкций со стороны европейских, американских, японских и корейских автопроизводителей. Это дало резкий рост цен на автомобили, которые из бюджетных превратились в премиальные.
Если по итогам 2021-го в Татарстане было зарегистрировано 55,1 тыс. новых авто бюджетных марок, то в прошлом году — всего 24,3 тысячи.
Обвал продаж, впрочем, коснулся не всех марок: китайские бренды потеснили западные, японские и южнокорейские модели. Рассмотрим, как за прошедший год изменились продажи самых популярных марок автомобилей.
Несмотря на китайское нашествие, российская марка LADA по-прежнему держит пальму первенства в Татарстане. Ее продажи в республике снизились за 2022 год на 43%, что не так уж и плохо на фоне конкурентов.
Продажи LADA в Татарстане упали с 16,7 тыс. в 2021-м до 9,5 тыс. в 2022-м, но при этом рыночная доля отечественного автопроизводителя поднялась с 30 до 39%.
АвтоВАЗ, производство которого завязано на большом количестве зарубежных комплектующих, изрядно просел еще в начале прошлого года: первый месяц 2022-го показал снижение на 30%, в феврале — на 30,7%. Но самым провальным для LADA оказался апрель 2022 года, когда обвал выпуска автомобилей составил 87%. Однако к лету АвтоВАЗу удалось найти альтернативных поставщиков комплектующих, что повлияло на динамику продаж. В сентябре 2022 года показатели продаж превысили цифры аналогичного периода 2021-го на 62%. В октябре и ноябре динамика была также положительной, но с меньшим отрывом от 2021-го — всего 10% и 38%.
Продажи LADA в Татарстане упали с 16,7 тыс. в 2021-м до 9,5 тыс. в 2022-м, но при этом рыночная доля отечественного автопроизводителя поднялась с 30 до 39%
Надо, конечно, учитывать, что тольяттинский автогигант прекратил выпуск всех современных моделей, вернувшись к автомобилям примерно 10-летней давности без подушек безопасности, АБС и электростеклоподъемников. Например, в сентябре в компании объявили, что не планируют возобновлять производство LADA XRAY из-за высокой доли импортных компонентов.
Самой популярной моделью на рынке Татарстана в прошлом году оставалась LADA Granta в трех вариантах: седан, хетчбэк и универсал. Суммарная продажа авто данной модели составила 5 225 единиц, снизившись по сравнению с 2021 годом на 24%. Доля продаж Granta в Татарстане внутри модельного ряда АвтоВАЗа увеличилась с 41 до 55%, а доля среди общих продаж автомобилей — с 12,5 до 21,5%. Основную часть продаж обеспечила LADA Granta в кузове седан, на нее пришлось 2 789 регистраций новых авто, еще треть продаж пришлась на автомобиль в кузове хетчбэк. Если в конце 2021 года стоимость седана в дилерских центрах составляла 500 тыс. рублей, то сейчас Granta обойдется в 678 тыс., а в комплектации #Club — в 816 тыс. рублей. С господдержкой любую модель АвтоВАЗа можно приобрести с неплохим дисконтом в 20% от начальной стоимости.
На втором месте по популярности и на первом по величине наибольшей «просадки» расположилась LADA Vesta. Продажи универсала снизились с 4 765 до 1 486 единиц, или на 69%. Если в январе 2022 года минимальная цена начиналась от 862 900 рублей, а за комплектацию Exclusive надо было выложить как минимум 1 млн 120 тыс. 900 рублей за «ручку» или 1 млн 232 тыс. 900 рублей за «автомат», то через год ценник на «базу» начинался от 1,12 млн, а за комплектацию Exclusive на «автомате» придется выложить как минимум 1,51 млн рублей.
Всего 15% реализаций растеряла «новая» Niva, правда, на минимальных оборотах. Продажи вернувшейся под крыло АвтоВАЗа Chevy Niva, которая освежилась и теперь зовется LADA Niva Travel, за прошлый год составили 885 автомобилей против 1 043 в 2021-м. Все комплектации начинены 1,7-литровыми 80-сильными моторами, а цена варьируется от 1 млн до 1,13 млн рублей.
Старший брат Niva Travel — LADA 4×4 — в 2022 году сыграл практически в ноль. Продажи трехдверной LADA Niva Legend снизились на 2,3% — 813 авто против 832 в 2021-м. Подпортила статистику регистраций пятидверная Niva, продажи которой показали худший результат в модельном ряде LADA. Всего 20 таких автомобилей продано в Татарстане в прошлом году, что на 83% меньше, чем в 2021-м. Но стоит отметить, что и в предыдущие годы это была самая непопулярная модель среди местных автолюбителей.
Еще один производитель российских внедорожников — «УАЗ» — растерял более четверти своих поклонников. Если по итогам 2021 года в РТ было реализовано 219 машин, то в 2022-м — всего 157. Повлияли не только цены, но и потеря интереса у охотников и рыболовов к продукции Ульяновского автозавода. Спрос на «УАЗ» падает с 2017 года.
Но вернемся к АвтоВАЗу. Автогигант в текущем году планирует возобновить производство двух старых моделей и выпустить несколько новинок, в том числе на бывшем заводе Nissan. Это касается рестайлинговой версии LADA Vesta, а также универсала Largus. Кроме того, в мае в Санкт-Петербурге вроде бы начнут собирать китайские кроссоверы FAW Bestune T77 с шильдиками LADA.
Несмотря на то что KIA Rio долгое время был самым популярным иностранным седаном, а Hyundai Creta — самым популярным кроссовером, это не спасло ни одного из них
Конкуренция по-корейски: Hyundai почти догнал KIA
Последнее десятилетие корейские марки KIA и Hyundai делят второе и третье место по продажам на территории Татарстана. Несмотря на то что KIA Rio долгое время был самым популярным иностранным седаном, а Hyundai Creta — самым популярным кроссовером, это не спасло ни одного из них. Продажи KIA в прошлом году в республике провалились на 70%. Итогом стало снижение доли KIA с 14,5 до 10%. Лишь половина из реализованных «корейцев» под данной маркой была произведена в 2022-м, причем только 9 из них иностранного производства.
Локомотивом марки по-прежнему являлся седан KIA Rio, хоть и с просевшими в 3,4 раза продажами. Если в 2021 году таких машин было продано почти 3,5 тыс., то в прошедшем — всего 1 026 единиц.
Самыми провальными в линейке KIA выглядят цифры у агрессивной K5, которая пришла на смену модели Optima. На российском рынке она стоит минимум 2 млн 735 тыс. рублей за версию Classic с двухлитровым мотором (150 л. с.) и 6-ступенчатым «автоматом». Превзошедшая по габаритам не только Optima, но и своих ближайших конкурентов, включая Hyunda Sonata, K5 снизила продажи в 2022-м на 94% с 986 до 62 авто.
Крупногабаритный кроссовер KIA Sorento расположился на втором месте по падению продаж в относительном выражении. Растеряв 81%, или 402 позиции, модель разошлась в количестве 95 штук.
Не лучше идут дела и у третьей наиболее востребованной модели бренда. Второе место по абсолютным потерям у Sportage четвертого поколения (от 2,85 млн). Спрос на новые паркетники снизился на 79% — было зарегистрировано 224 единицы, что на 834 пункта меньше, чем годом ранее. Но в 2022 году было продано 77 Sportage пятого поколения, которые сыграли в плюс за счет недавнего выхода данной модели.
Также отметим небольшой кроссовер Seltos (от 1,96 млн) с результатом 336 проданных авто и уменьшением продаж на 44,5%. Отметим, что эта модель вошла в список 25 российских бестселлеров по итогам первой половины 2022 года.
Годовые показатели Hyundai в РТ составили 2 415 авто, не дотянув до KIA всего 8 пунктов
Трехрядный Carnival, созданный на платформе кроссовера Sorento, но имеющий только передний привод, по сравнению с 2021 годом снизил объемы реализации на 37% с 82 до 52 автомобилей.
Hyundai, который по итогам прошлых лет всегда находился на значительном отдалении от его собрата KIA, по итогам прошедшего года хоть и сократил продажи на 65% в Татарстане, но по суммарным показателям почти догнал своего «родственника» по концерну. Годовые показатели Hyundai в РТ составили 2 415 авто, не дотянув до KIA всего 8 пунктов.
Модель Solaris (от 1,41 млн рублей) на первом месте по популярности сменил кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом Creta (от 1,86 млн). Количество регистраций по этой модели снизилось на 67% с 2 809 до 937 авто. Основная машина республиканских таксопарков Solaris также не может похвастаться результатами. Снижение по модели составило 2 044 авто, или минус 70%.
Честно тянул лямку любимец нашей публики Hyundai Tucson: снижение составило всего 22,4% — 242 против 312 поставленных на учет машин. Автомобиль, который еще в начале года стоил от 2 млн рублей, сейчас предлагается дилерами по цене от 2,75 млн рублей.
Рестайлинг, который принес кроссоверу Hyundai Santa Fe технические обновления, не смог удержать падения спроса. Итогом стало снижение числа регистраций на 67%.
Бизнес-седан Sonata (по цене от 2,77 млн вместо 1,92 млн рублей) показал снижение продаж на 40% — с 257 до 120 регистраций. Ходили слухи, что Hyundai может отказаться от провальной модели Sonata: она уступила место не только конкуренту по классу KIA K5, но даже более дорогому Grandeur. Но компания пока не планирует снимать модель с производства.
В прошлом году на дороги Татарстана выехало две абсолютно новые «электрички» Hyundai Ioniq 5. Модель впервые была представлена в феврале 2021-го, она является первой моделью, выпускаемой на платформе Hyundai E-GMP. Ioniq 5 — среднеразмерный электромобиль-кроссовер корейской компании Hyundai Motors с полным приводом и стоимостью в России от 3,8 млн рублей. Пока модель используется в связке с Hyundai, но вскоре ей предстоит стать суббрендом, как это в свое время произошло с Genesis.
Французский бренд Renault расположился на четвертом месте. Количество проданных машин данной марки составило 2 383 штуки (снижение на 67%), при этом доля бренда на рынке Татарстана снизилась до 9,8% против 13% годом ранее
Renault пока остается в пятерке лидеров
Французский бренд Renault расположился на четвертом месте. Количество проданных машин данной марки составило 2 383 штуки (снижение на 67%), при этом доля бренда на рынке Татарстана снизилась до 9,8% против 13% годом ранее. Только 40%, или 973 реализованных Renault в Татарстане, вышло с завода-изготовителя в 2022 году, остальные — это складские остатки 2021 года.
Больше всего было куплено кроссоверов Duster — 728. Эта модель показала наименьшую «просадку» — 63%. Новый Duster в начале 2022 года был доступен по цене от 1,15 млн рублей. Сейчас же новинку от Renault можно приобрести, имея в наличии минимум 2,7 млн рублей.
На втором месте по продажам — простенький седан Logan (от 1,42 млн), 521 автомобиль был продан в прошедшем году (падение в сравнении с 2021-м почти в 3 раза). На третьем месте находится хетчбэк Renault Sandero (от 1,5 млн), он был продан в количестве 478 единиц — на 71,6% меньше, чем год тому назад. Кроссовер Renault Kaptur (от 2,5 млн) завершил 2022-й с показателем в 354 проданных машины (падение на 65,4%). На пятом месте находится купе-кроссовер Renault Arkana (от 2,2 млн) — его удалось продать в количестве 302 штук (минус 72,4%).
Напомним, 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешло в собственность правительства Москвы, а на московском заводе сейчас на основе китайских платформ пытаются наладить выпуск бензиновых и электрических автомобилей «Москвич-3».
Самый глубокий провал продаж на авторынке Татарстана показал немецкий концерн Volkswagen
Продажи Volkswagen просели в 5 раз
Самый глубокий провал продаж на авторынке Татарстана показал немецкий концерн Volkswagen. За прошлый год — минус 78%, а в абсолютном выражении марка просела в 5 раз с 3,1 тыс. до 650 проданных авто. Такие показатели отбросили немецкий «народный автомобиль» на 10-ю позицию в нашем рейтинге. Volkswagen сейчас изучает возможности продажи своего завода в Калуге.
Бестселлером Volkswagen в прошлом году оставалась бюджетная модель Polo. На ней, несмотря на катастрофический спад спроса, минус 77,5%, остановили свой выбор 367 покупателей. На фоне дефицита автомобилей марки в марте дилеры подняли цены на 300 тыс., а в апреле увеличили еще на 235 тыс. рублей. Теперь Polo (от 1,07 млн в январе 2022 года) обойдется минимум в 1,8 млн, а за топовую версию — свыше 2,1 миллиона.
Сильнее Polo просел в модельном ряду Volkswagen кроссовер Tiguan с показателем в 151 реализованный автомобиль за год (минус 86,4%). На фоне увеличившейся на 50% цены такие цифры для модели ожидаемы. Если в январе 2022-го переднеприводный Tiguan на «ручке» можно было купить за 2,13 млн рублей, то сейчас цена начинается от 3,2 млн, а топовая версия на полном приводе с 7-ступенчатой автоматической коробкой передач и в комплектации R-Line обойдется в 6,65 млн рублей.
Кроссовер Taos — самый дешевый у Volkswagen, созданный на базе российской версии кроссовера Skoda Karoq, за который просят минимум 2,5 млн рублей, — порадовал своей геометрией и миниатюрностью 64 поклонника марки в Татарстане. Ключами от его «старшего» брата Teramont стоимостью от 6,14 млн до 6,85 млн рублей обзавелись 25 любителей крупногабаритных автомобилей. На среднеразмерный кроссовер Touareg, который сейчас можно приобрести за 9,2–15 млн рублей, раскошелилось на 82% татарстанцев меньше — 31 против 170 в 2021-м.
Автомобили японской марки Toyota, считающиеся одними из самых распространенных в России, съехали по итогам года на 7-е место по популярности в Татарстане
Не новые, так б/у: какие «японцы» теперь доступны
Япония, как и большинство других стран, также ввела запрет на производство и поставку автомобилей в Россию. Бо́льшая часть поставок включила в себя подержанные автомобили. В 2022 году экспорт японских машин с пробегом в РФ увеличился на 32%.
Автомобили японской марки Toyota, считающиеся одними из самых распространенных в России, съехали по итогам года на 7-е место по популярности в Татарстане. Toyota сократила свои продажи на 71% с 3 022 до 862 автомобилей.
Ровно половину из всех проданных авто марки взяли на себя японские RAV 4. Бестселлер марки растерял 71% своих поклонников, количество регистраций снизилось с 1 518 до 438 единиц.
Вторая по популярности — Camry XV70 8-го поколения, отличительная особенность которой — это дерзкая архитектура решетки радиатора. Седан разошелся по 174 новым владельцам (на 610 автомобилей меньше, чем годом ранее).
В минусе на 302 авто до 120 регистраций завершил 2022 год другой легендарный представитель семейства — внедорожник Land Cruiser Prado.
Новый Toyota Land Cruiser 300, который стал доступен для российских толстосумов с июля 2021 года, разъехался в количестве 56 штук (за весь 2021-й было продано только 19 таких авто). За новинку, доступную только с бензиновым битурбомотором объемом 3,5 л (415 л. с.) и 10-диапазонным автоматом, нужно будет выложить минимум 10 млн рублей.
Татарстанские продажи Nissan сократились на 71% до 425 единиц. В результате Nissan занял 11-е место в нашем рейтинге.
Бестселлером Nissan на татарстанском рынке в 2022 году стал среднеразмерный кроссовер Qashqai с 184 проданными машинами, что на 69,3% ниже объемов продаж годичной давности. Nissan X-Trail, чьи продажи снизились на 66% и составили 168 единиц, разместился на втором месте. Недорогой по нынешним временам «народный кроссовер» Terrano убедил в своих преимуществах только 45 татарстанцев — на 86% меньше, чем по итогам 2021 года.
Mitsubishi на фоне Nissan смотрится чуть-чуть лучше — падение составило всего 50% с итоговой 391 регистрацией в Татарстане
Mitsubishi на фоне Nissan смотрится чуть-чуть лучше — падение составило всего 50% с итоговой 391 регистрацией в Татарстане. Основную кассу компании, как и в прошлые годы, сделал кроссовер Outlander, чей объем продаж составил 181 машину (минус 65%).
Полноразмерный внедорожник Pajero Sport, обновленная версия которого ранее собиралась в Калуге, подрос в продажах за счет низкой базы на 87,5% с 48 до 90 штук. Флагманом модельного ряда Mitsubishi он так и не стал, виной чему, скорее всего, стала цена — от 4,5 млн рублей за базовый Invite с дизелем и «механикой» до 6,14 млн рублей за бензиновый Ultimate, дороже которого у Mitsubishi теперь вообще ничего нет.
Пикап в гамме «трех бриллиантов» L200 пятого поколения приобрели 11 любителей перевозить не только себя, но и материал для стройки. Реализация компактного кроссовера Mitsubishi ASX в Татарстане сократилась более чем в 5 раз с 167 до 30 авто.
Чешский автопроизводитель Skoda за прошлый год наторговал в Татарстане слабее в 3,6 раза. Продажи в республике составили 757 штук против 2 732 в 2021 году
Skoda тоже в минусе
Чешский автопроизводитель Skoda за прошлый год наторговал в Татарстане слабее в 3,6 раза. Продажи в республике составили 757 штук против 2 732 в 2021 году. Связано это с тем, что автомобилестроительный гигант Skoda также приостановил свою деятельность в России.
Единственная модель, спрос на которую в 2022-м не снизился, — Skoda Superb. Но и продажами это назвать трудно — реализовано всего 16 автомобилей данной модели.
Весь остальной модельный ряд показал отрицательный «прирост». За прошлый год на 67,4% с 405 до 132 единиц упали продажи Skoda Kodiaq, на 80,8% с 287 до 55 единиц уменьшились показатели реализации Skoda Octavia, а результаты у лифтбэков Skoda Rapid уменьшились на 71,5% с 1 469 до 419 авто.
К основным «китайцам» на дороги Татарстана в 2022 выехали авто таких марок, как Dongfeng, Changan, FAW, JAC и BYD, Great Wall, Omoda, Hongqi и «электричка» от Ciimo, которые добавили еще 261 регистрацию в общую китайскую копилку
Каждое 6-е новое авто — родом из Китая
Теперь о приятном. В 2022 году татарстанские автолюбители раскупили 3 676 новых легковых автомобилей китайских марок, что на общем падающем рынке увеличило их долю с 5,5 до 15,1%. Иными словами, каждый 6-й купленный в РТ в прошлом году новый легковой автомобиль был родом из КНР.
Свыше 90% «китайцев», которые приобрели жители республики в 2022 году, пришлось на четыре бренда — Chery (1 297 штук), Haval (1 090), Geely (671), Exeed (358). Объемы продаж остальных китайских марок составили лишь 261 единицу.
Китайская марка Chery по итогам прошедшего года смогла продать в Татарстане 1 296 автомобилей, что в 1,5 раза больше, чем в 2021-м (864 единицы). Самые высокие продажи показал нарядный паркетник с залихватским изгибом подоконной линии Tiggo 7 Pro. Авто конкурирует с Tucson, Sportage и даже Tiguan, имея гораздо более низкий ценник. Машин такой модели было зарегистрировано 536. Флагманский кроссовер Tiggo 4, считающийся самым продаваемым на рынке России, приобрели 274 автолюбителя, 7-местный среднеразмерный кроссовер Tiggo 8 — 122 автомобилиста, а вкупе с Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 Pro Max — все 327 авто.
Haval показал 5-процентное падение продаж с общим количеством реализованных авто в 1 090 единиц. 25% продаж обеспечил собираемый в Туле китайский кроссовер Haval F7 — 246 регистраций. Еще 17%, или 187 авто, пришлось на скопированный с BMW X6 Haval F7x, а вышедший в мае 2021 года в тираж Haval Jolion приобрел 541 наш земляк, поставив его во главе внутреннего рейтинга.
Geely показал 12-процентное падение продаж, сумев реализовать за прошлый год 671 автомобиль. Половина продаж пришлась на кроссовер Geely Coolray стоимостью от 1,88 млн рублей. Кроссовер Geely Atlas Pro (от 2,2 млн), который входит в топ-10 самых популярных китайских автомобилей в России, уехал в руки 191 автовладельца, еще 14 проданных авто пришлось на его «братишку» Geely Atlas.
Марка Exeed, которая хоть и выпускается Chery, но выделена отдельно как премиальный сегмент, реализовала в отчетном периоде в РТ 358 полноприводных SUV. Кроссовер Exeed TXL был приобретен 140 раз при цене на данный момент от 3,25 млн рублей. Городской компактный кроссовер, а также начальная модель в линейке китайского бренда — Exeed LX (от 2, 37 млн) — оказался в гаражах 137 новых владельцев.
Вдобавок к основным «китайцам» на дороги Татарстана в 2022 выехали авто таких марок, как Dongfeng, Changan, FAW, JAC и BYD, Great Wall, Omoda, Hongqi и «электричка» от Ciimo, которые добавили еще 261 регистрацию в общую китайскую копилку. Причем Omoda — компактный кроссовер с купеобразным кузовом, также производимый с 2022 года компанией Chery.
В рамках китайского нашествия на татарстанский рынок вышли электрический седан Evolute i-Pro и кроссовер i-Joy. Запуск производства электромобилей Evolute на липецком заводе «Моторинвест» состоялся 28 сентября минувшего года. Модель i-Pro представляет собой перелицованную и слегка доработанную модель Fengshen A60 — разновидность электромобилей китайского концерна Dongfeng, а корни модели восходят к Nissan Bluebird Sylphy, упрощенная версия которой выпускалась в России под именем Nissan Almera. i-Joy представляет собой кроссовер, который начали выпускать в Чунцине на заводе совместного предприятия Dongfeng Motor и Sokon Group осенью 2020 года. Паркетник оснащался 1,5-литровым бензиновым мотором и назывался Fengon 500. Позже появилась электрическая версия E3 EV, на базе которой и построен i-Joy.
Без учета субсидии в 35% стоимость китайских «электричек», собранных в России, начинается от 2,99 млн рублей и 3,49 млн соответственно. 48 татарстанцев приобрели Evolute в кузове седан, а 12 — в кузове SUV, причем 58 автомобилей было реализовано в декабре 2022 года.
Таблицы: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.