«Думаю, что никак не получится договориться с зарубежными партнерами о снижении дисконта. Есть у нас стоимость Brent, которая определяется международными агентствами, следящими за этими ценами, и декретно вводится скидка с данного сорта нефти. С кем договариваться? Только с правительством РФ, которое установило скидку», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» решение кабмина законодательно установить максимальный размер скидки на российскую нефть. Мера понадобилась, чтобы закрыть дыру в бюджете: только в январе нефтегазовые доходы просели сразу на 46%. Акции нефтяников пока реагируют сдержанно, но оптимизма рынку такие меры точно не прибавят. Детали новой «заплатки» для казны — в нашем материале.
Нынешние цены на бирже не отражают реальную стоимость, по которой экспортируется сырье, подчеркнула Эльвира Набиуллина (на фото: с Александром Новаком)
Кабмин придумал для нефтяников свой потолок
Российские власти продолжают латать дыру в бюджете, возникшую на фоне западных ограничений и сильно возросших трат. В середине прошлой недели в публичное поле вышли дискуссии о добровольном взносе от крупного бизнеса. А к концу недели власти решили, как «подправить» налогообложение нефтяной отрасли, чтобы снизить ущерб для казны. Сейчас, к примеру, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается исходя из цены марки Urals и курса доллара США. На фоне санкций ЕС стоимость Urals упала, а значит, снизился размер налогов. Российские компании вынуждены продавать сырье дружественным партнерам с серьезным дисконтом (скидкой), поскольку выросли затраты на фрахт. В итоге нефтегазовые доходы бюджета РФ в январе упали сразу на 46% и составили 426 млрд рублей.
Дисконт — это основной риск для бюджета, признал на совещании в январе вице-премьер РФ Александр Новак. Скидки не должны создавать проблем для казны, подчеркнул тогда президент России Владимир Путин. Вскоре вышло поручение правительству — уточнить методику расчета цены нефть и нефтепродукты для налогообложения и учесть «особенности формирования индикативных цен на нефть в условиях санкционных ограничений». Речь как раз о подешевевшей Urals. Нынешние цены на бирже не отражают реальную стоимость, по которой экспортируется сырье, подчеркнула в прошлую пятницу председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, власти активно работают над созданием собственного индикатора, бенчмарка, взаимен используемых сейчас данных международного ценового агентства Argus.
А пока своего «справедливого» индикатора нет, срочно нужно другое решение. Поправки к Налоговому кодексу правительство внесло вечером в минувшую субботу, 11 февраля. Согласно тексту, изменения затронут налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД). При расчете власти продолжат использовать котировки Urals, которые определяет агентство Argus, но только до тех пор, пока среднемесячные значения не опустятся ниже определенного уровня. Другими словами, власти устанавливают свой низший потолок цен. Если стоимость нефти окажется ниже потолка, вычислять все равно будут по цене, которую определил минфин. Низшие пороги следующие:
- с 1 по 30 апреля 2023 года включительно — цена Brent минус $34 за баррель;
- с 1 по 31 мая 2023-го включительно — цена Brent минус $31 за баррель;
- с 1 по 30 июня 2023 года включительно — цена Brent минус $28 за баррель;
- с 1 июля 2023-го — цена Brent минус $25 за баррель, целевая величина.
«Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals», — считают в минфине. Другими словами, российским нефтяникам дают несколько месяцев на то, чтобы договориться с покупателями о снижении скидки. Иначе они будут терять на налогах.
Большой вопрос, удастся ли это сделать и каким способом. К примеру, Китай и Индия оказались в более чем комфортном положении и вряд ли горят желанием покупать подороже. Впрочем, не исключено, что партнеры станут более сговорчивыми с учетом недавнего решения России в одностороннем порядке сократить добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Кабмин рассчитывает, что это сокращение «будет способствовать восстановлению рыночных отношений».
Даже такое сокращение «взбудоражит нефтяной рынок, который в целом спокойно принял и нефтяное эмбарго ЕС, и недавний запрет импорта российских нефтепродуктов», полагает Bloomberg. Подстегнуть цены может и возрастающий спрос в Китае. «Более низкий уровень предложения на фоне постпандемийного восстановления в Китае может вернуть рынок в состояние дефицита, что будет поддерживать высокие цены на Brent», — пишет «БКС Экспресс». К слову, другие страны ОПЕК+ менять свои квоты не стали.
По итогам прошлого года российские нефтекомпании получили рекордные выплаты в размере 2,2 трлн рублей
Поправки могут принять уже завтра
Во время обсуждения минфин предлагал даже более жесткий вариант — цена отсечения на уровне $20 за баррель, пишет «Коммерсантъ». Согласно расчетам Reuters, если бы дисконт в $25 применялся в январе, цена Urals для расчета налогов составила бы $58 за баррель вместо $49. В итоге бюджет получил бы дополнительно 63 млрд рублей только НДПИ. Бюджет 2023 года, напомним, сверстан из расчета $70 за баррель.
Что важно, тем же законопроектом правительство уменьшает субсидии нефтеперерабатывающей отрасли. Для НПЗ сократят выплаты по демпферу — это механизм для удержания цен на внутреннем рынке. Демпфер исчисляется как часть разницы между экспортной ценой на топливо и фиксированной ценой внутреннего рынка. По итогам прошлого года российские нефтекомпании получили рекордные выплаты в размере 2,2 трлн рублей. Еще прошлой осенью минфин сокращал размер экспортной цены для расчета демпфера. Теперь экспортная цена упадет еще. Новая мера принесет в бюджет дополнительно 17 млрд рублей по бензиновому и 6 млрд рублей по дизтопливному демпферу соответственно, оценил один из источников «Коммерсанта» в отрасли.
Решение по максимально допустимому дисконту для нефтяников — это очень опасный негатив, особенно на фондовом рынке, отмечают профильные телеграм-каналы. «Налоговые изменения, которые коснутся нефтяного сектора, явно не добавляют позитива локальному рынку акций», — указывает БКС. Впрочем, пока рынок не сильно реагирует на грядущие корректировки. На открытии торгов на Мосбирже в понедельник подорожали акции «Газпром нефти» (плюс 0,6%), «Лукойла» (плюс 0,1%), «Сургутнефтегаза». Параллельно подешевели ценные бумаги «Роснефти» (минус 0,4%) и «Новатэка» (минус 0,4%).
Комитет Госдумы по бюджету и налогам планировал обсудить «очень серьезные» поправки по налогообложению нефтяной отрасли в понедельник, 13 февраля. Однако в итоге, по данным «БИЗНЕС Online», заседание комитета перенесли на вторник. Проблем с принятием законопроекта быть не должно — поручение Путина «минимизировать негативное влияние на бюджет» должно быть исполнено к 1 марта. Не исключено, что инициативу примут уже на ближайшем пленарном заседании ГД во вторник. Впрочем, чиновники ЕС тоже не сидят сложа руки. ЕС планирует ввести санкции против неназванной судоходной компании из эмирата Дубай, которая купила несколько танкеров, ранее вывозивших российскую нефть под флагом Кипра, и перевела их в юрисдикцию ОАЭ.
«Не решается самый главный вопрос: почему мы гоним такие громадные количества нефти за границу?»
«В любом случае есть проблема: даже при таком нормативе отступления от Brent какая средняя цена на Urals будет в этом году?»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили решение скорректировать налогообложение нефтяников и порассуждали, как оно отразится на рынке и бюджете.
Михаил Крутихин — аналитик нефтегазового сектора:
— Ранее подобных схем не было. Грубо говоря, это обдираловка нефтяных компаний. Они станут платить налоги, не исходя из таможенной цены экспортируемой нефти, а по какому-то абстрактному курсу, которую будут исчислять от Brent. Раньше разница между Urals и Brent образовывалась на рынке автоматически и составляла от 2 до 7 долларов. Сейчас же она дискретно устанавливается. Единственное, что разница, которую провозгласили, меньше потолка цен, установленного Западом для российской нефти. Фактически это согласие с потолком цен вопреки президентским распоряжениям и указам.
Думаю, что никак не получится договориться с зарубежными партнерами о снижении дисконта. Есть у нас [стоимость] Brent, которая определяется международными агентствами, следящими за этими ценами, и декретно вводится скидка с данного сорта нефти. С кем договариваться? С правительством РФ, которое установило сначала 34 процента, потом до 25 процентов будет доведена скидка. Все это принимается на несколько лет вперед без расчета того, какая будет цена Brent в будущем, а от него начинаются какие-то отсчеты. Это чисто умозрительная величина, которую с потолка берут. Если упадет еще цена Brent, то тогда российским компаниям вообще ничего не останется.
Будет ли подорожание на внутреннем рынке? Здесь цены на бензин и дизельное топливо на колонках определяются исключительно волей государства, которое увеличивает налоговую нагрузку не только по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), но и еще 2 раз в год повышает акциз на топливо. Не знаю, будет ли российский индикатор, потому что это опять же сферический конь в вакууме. Можно придумать все что угодно, но смысла в этом никакого нет. Опять же, все с потолка берется. Конечно, можно ввести какой-то российский стандарт или маркеры цен, но к реальному положению на мировом рынке это не будет иметь никакого отношения.
Никита Масленников — экономист, руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития:
— Схема и раньше применялась, вопрос только в том, какую цену вы закладываете [для расчета налога]. Раньше всегда была цена CIF Роттердам — страховка, стоимость сырой нефти и фрахт. После потолка [цен] страховка и фрахт — это фикция, потому что вы можете возить нефть только на тех судах, которые не относятся к странам, которые ввели потолок. Таких свободных судов достаточно мало. Естественно, старая база, привязанная к CIF Роттердам для расчета с той котировкой Urals, уже не работает (она некая расчетная величина, но по ней никто не торгует). Поскольку нефть начала перемещаться на Восток, в дружественные страны, возник вопрос: по какой цене рассчитывать?
На внутреннем рынке становится больше нефти, которую вы продать не можете. Я не вижу здесь оснований для повышения цены на внутреннем рынке. Мы можем только влиять на мировые цены — было принято решение о сокращении на 500 тысяч баррелей в сутки добычи начиная с марта. Посмотрим, как это повлияет. Когда сокращается предложение, то цена должна подрасти, в том числе на наш Urals в портах отгрузки. Теоретически можно предположить, что если сократилась добыча, то этот объем не придет на внутренний рынок. Но на самом деле не так, потому что сокращается добыча, которая была предназначена к экспорту.
Brent может расти, потому что как только мы начинаем сокращать предложение, то его стоимость будет увеличиваться. Физически самого Brent мало. Есть общий рыночный риск. Несмотря на кризис, кризис наподобие 2008–2009 годов вряд ли будет, тем не менее замедление мировой экономики очень реально. Стало быть, спрос на нефть будет достаточно неустойчивый. Пока есть избыток предложения, цены сейчас такие, какие есть. Если будет подниматься вверх цена по Brent, то налоги будут стабильные или слегка повышены. Но в любом случае есть проблема: даже при таком нормативе отступления от Brent какая средняя цена на Urals будет в этом году? Пока прогноз ЦБ — это 55 долларов за баррель, а бюджет принимали из расчета 70 долларов за баррель.
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:
— Я на эти вещи смотрю немного по-другому. Я ведь не специалист в области нефтяного бизнеса, но, когда слышу бесконечные разговоры об этом, понимаю, что не решается самый главный вопрос. Он заключается в том, что мы зациклены на одном — побольше вывозить сырую нефть за пределы России. Эти детали могут быть важны для тех, кто торгует сырой нефтью, получает валютную выручку и оставляет ее в офшорах. Но меня как гражданина России волнует другой вопрос: почему мы гоним такие громадные количества нефти за границу? По итогам прошлого года у нас экспорт оказался в 2 раза больше импорта! Это значит, что на величину, равную российскому импорту, за границей осталась валюта. А мы все считаем какие-то копейки — как мы там перейдем на какие-то другие котировки, другую марку нефти. Когда уже голову рубят, то по отдельным волосинкам не плачут. А мы с вами все обсуждаем отдельные волосинки. Пусть в это нефтяные спекулянты погружаются, а меня как гражданина волнует то, что не принимается абсолютно никаких мер по тому, чтобы российская экономика перестала быть экономикой трубы. Мы вокруг этой трубы пляшем как папуасы.
Когда мы будем переходить к реиндустриализации, восстанавливать порушенную экономику? От того, что изменим ценообразование на нефть, экспорт никуда не денется. Кто-нибудь вообще ставил вопрос о том, что хватит? Еще Дмитрий Менделеев говорил, что вывозить сырую нефть за пределы страны — это все равно что жечь ассигнации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.