Безимени-22323132.jpg

Российский IT-рынок стал намного более зрелым, и IT-компаниям в новых условиях для дальнейшего роста необходимо значительно повышать эффективность своей работы, заявили в ходе круглого стола руководители ведущих российских IT-компаний

CLOUDS И BIG DATA – УЖЕ НЕ АБСТРАКЦИИ

В работе круглого стола приняли участие руководитель представительства в России аналитического агентства IDC Роберт Фариш, председатель консультативного совета группы компаний «Техносерв» Алексей Ананьев, генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников, председатель правления компании IBS Сергей Мацоцкий. Все собравшиеся были единодушны в оценке главных трендов: на рынке сегодня происходит технологический перелом, меняется его конфигурация. При этом процесс разносторонний и очень активный. Включает в себя как создание и внедрение новых отраслей, так и изменение взаимоотношений между игроками.

Главные направления разработки сегодня - это облака (clouds) и работа с огромными объёмами информации (big data). При этом если с облаками ситуация не вполне ясна, то в сфере работы с большими объёмами информации у России есть возможности выйти в мировые лидеры или по крайней мере застолбить эту нишу. В целом же наша страна всё больше интегрируется в мировой рынок, границы стираются.

- Облака, биг дата — это всё уже не абстракции, это уже конкретные технологии, которые наступают на нас невиданными темпами. Одна из самых ярких иллюстраций этого темпа — это проникновение планшетников и мобильных телефонов в корпоративные приложения, а за ними — появляются соответствующие решения, - высказал свою точку зрения Мацоцкий.

КОНСОЛИДАЦИЯ РЫНКА — ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ

Один из основных отечественных трендов — консолидация рынка. Правда, сделки по слиянию и поглощению единичные, но многих специалистов зовут работать в «облака» в соседние страны… При такой тенденции возникают риски картельных сговоров, однако, как пояснил Ананьев, в IT-сфере это невозможно:

- Картельный сговор возможен только там, где есть комунитизированный продукт, а у нас ландшафт и продуктовый, и индустриальный, с точки зрения распределения продуктов и услуг по секторам он меняется по несколько раз в год. Мы же не нефтью торгуем, а услугами: своими ресурсами, своими знаниями... Вот если бы мы нефть поставляли, тогда да, - сказал он.

Бобровников отметил, что консолидация не сильно угрожает и среднему бизнесу. Пример - рекордное падение рынка в 2009 году (на 40%), при котором большинство компаний всё же сумели выжить. По ним, считает Бобровников, не ударит и консолидация. При этом тенденция для сильных игроков — расширение сегментов рынка, а для слабых — наоборот, сужение.

Касаясь мелких компаний, эксперты отметили, что у них всегда есть шанс попасть на рынок, однако для этого требуется новый продукт. При этом проблема российского рынка в том, что малый и средний бизнес практически не занимается разработкой уникального продукта, пытаясь копировать более крупных игроков.

Безимени-3244564.jpg
Говоря о новых трендах, способствующих росту рынка IT, Мацоцкий среди главных отметил изменение формы общения с заказчиком. "Многочисленные аббревиатуры, такие как ERP, CRM, SAN, больше не пугают заказчиков, их интересует лишь то, что они получат на выходе, и каким образом внедренное решение повлияет на их бизнес", - сказал Мацоцкий

ЗАКАЗЧИКИ СТАЛИ КОНКРЕТНЫЕ И ПРАГМАТИЧНЫЕ

Повышаются и квалификационные требования. Ели раньше речь шла исключительно об установке и внедрении программных продуктов, то теперь, например, при установке систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management) заказчики в качестве требований стали выдвигать и предоставление методологии, что значительно увеличивает издержки.

Для государственного сектора главным трендом остаётся внедрение электронного правительства. По оценке экспертов, это оказывает влияние на IT-рынок, но достаточно косвенно. Отношения в этой сфере всё же условно-рыночные.

Говоря о новых трендах, способствующих росту рынка IT, Мацоцкий среди главных отметил изменение формы общения с заказчиком. Если ещё совсем недавно рынком управляли контракты по оплате времени и материала, было возможно разговаривать о долгосрочных вещах, то теперь IT-компании встречаются с жёсткими и конкретными требованиями, фиксированными ценами и ответственностью за результат. Как добавляет Мацоцкий, не то чтобы раньше кто-то «дурил клиенту голову», но чувствовали себя IT-специалисты гораздо увереннее - сегодня же это жёсткий диалог.

- Раньше заказчики боялись технологий, боялись внедрений, подходили к этому всему с высоким пиететом, теперь они опробовались, пиетет пропал, никто не боится брать себе каких-то сильных людей в IT-структуры, поэтому заказчики стали конкретные, прагматичные в плане того, что они хотят и как они хотят делать. Многочисленные аббревиатуры, которыми мы тут все развлекаемся, их больше не пугают, и они говорят: «Вы вот эти аббревиатуры оставьте в стороне и скажите конкретно - что мы получим, когда и как это повлияет на наш бизнес?» И этот тренд по крайней мере для нашей компании стал очень ощутимым, - подчеркнул Мацоцкий.

По его признанию, это, конечно, не очень приятно, но, с другой стороны, заставляет держаться в тонусе, не расслабляться, а кроме того, говорит о некоторой зрелости рынка. Продолжая тему поумневших заказчиков, бизнесмены отметили, что прошла мода на консалтинг, никто больше не хочет советов, все хотят решений.

Безимени-414431.jpg

IT-рынок столкнулся с проблемой нехватки квалифицированных кадров. "К сожалению, айтишник сегодня - не самая желаемая среди молодежи профессия, гораздо больше молодых людей предпочитает стать чиновниками, но, думаю, эта тенденция изменится в обозримом будущем. Сегодня же мы готовы брать на работу людей практически без опыта, воспитывать и выращивать их", - заявил Бобровников

К 2015 ГОДУ В США ПОТРЕБУЕТСЯ 450 ТЫСЯЧ АНАЛИТИКОВ ДАННЫХ (DATA ANALISTS)

Россия всё ещё не заняла своё место в мировом разделении IT-труда, как это сделали, например, Индия или Китай. Руководители IT-компаний видят возможности нашей страны как раз в захвате рынка обработки больших объёмов информации. Оставшаяся в наследство от СССР математическая система образования позволяет готовить кадры, которые будут способны на подобную работу. Обработка больших объёмов информации — это новое направление развития рынка, которое потребует новых специальностей, профессий. При этом, говоря об азиатских конкурентах, собравшиеся скептически оценили их возможности в аналитике.

Что же касается Запада, то там закрываются программы подготовки программистов. Например, из 10 тысяч студентов, которых собирается принять Массачусетский технологический университет, только 40(!) будут обучаться программированию. Таким образом, у России есть реальные шансы занять эту нишу.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ХОРОШИЙ

Более предметный разговор о подготовке IT-кадров показал, что руководители крупных компаний разочарованы. Совместные с университетами проекты не приносят желаемой отдачи. Во многом это связанно не только с уровнем образования, но и с тем, что очень сложно привлекать молодых специалистов к коммерческим проектам. Мало какой заказчик согласится, чтобы его проект выполняли стажёры. Бобровников, говоря о высшем IT-образовании, вообще сказал, что качество сегодня не имеет значения, главное, чтобы человек был хорошим, а остальному его научат в компании. При этом внимание крупного бизнеса направлено уже на школу. Для популяризации отрасли крупные игроки даже хотят создать компьютерную игру.

- Сделать стрелялку-бродилку, изобразить гадких айтишников, хороших айтишников - такая мысль есть. Сейчас методом краудсорсинга пытаются найти идеи для таких игрушек. Будем сами воспитывать, - сказал Бобровников.

Согласно исследованиям, российская IT-отрасль может трудоустроить 50 тысяч человек в год, но столько на рынке труда сегодня нет. При том что специалистов забирают соседние государства. Особенно преуспел Казахстан, который переманил очень много специалистов из Сибири и Урала.

МАЛЕНЬКИЕ КОМПАНИИ В РЕГИОНАХ ПОДОХНУТ

Главной опасностью для себя крупный IT-бизнес видит моду на инсорсинг (insoursing). Когда крупные компании, такие как "Газпром" или РЖД, создают в своей структуре дочерние IT-компании, и они обслуживают корпорации. Как заявил Мацоцкий, инсорсинговые компании таким образом действуют в неконкурентной схеме, нанося урон рыночным игрокам.

- Эти компании, попадая под тёплое крыло, могут позволить себе совершенно другие условия: другие зарплаты, сроки. Тем самым начиная портить рынок. Самое главное, что, когда от них ждут результата, они просыпаются и видят неэффективность, но, попав в нерыночные условия, они быстро деградируют. Через несколько лет получается, что с ними надо что-то делать, а что делать, непонятно, потому что продать их невозможно, - констатировал Мацоцкий.

При этом доля государственного участия в 30%, по словам руководителей компаний, - распространённое в мире явление. Что же касается Ростелекома, то, по словам Бобровникова, он беспокойства у крупного бизнеса не вызывает, а вот малый и средний могут находится под угрозой:

- Ростелеком почему-то, помимо монополии на связь, получает государственную систему, связанную с электронными правительствами. Это значит, что маленькие компании в регионах, которые работали с муниципалитетами, региональными властями, эти компании подохнут, потому что Ростелеком забирает их бабки. Это не очень здорово, и наверное, прецедент для разбирательства, - предположил Бобровников.