«Я сообщал в управление собственной безопасности МВД по РТ, позвонил 96 раз!» — говорил сегодня в суде бывший зам Алексея Ершова, написавший явку с повинной и сдавший своего шефа. Экс-начальника ОП «Сафиуллина» судят за крышевание стоянок и взятки, которые он, по версии обвинения, получал в течение 15 лет. Прокуратура предлагает отправить его в колонию строгого режима на 12 лет, а его зама Ильназа Ситдикова, признавшего вину, — на 6 лет. А еще невероятный штраф. Даже осужденный за взятку Александр Тимофеев должен был меньше. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Спустя почти полтора года судебного следствия дело экс-начальника ОП «Сафиуллина» Алексея Ершова (слева) и его зама Ильназа Ситдикова дошло до прений
Обвинение: Ершов получил почти 20 млн рублей за 15 лет службы
Спустя почти полтора года судебного следствия дело экс-начальника ОП «Сафиуллина» Алексея Ершова и его зама Ильназа Ситдикова дошло до прений. За это время у Ершова сменились защитники — теперь его интересы представляют сразу два адвоката, Наталья Фарукшина и Наталья Жажнева. А Ситдикова отпустили из-под домашнего ареста. Ершов же по-прежнему находится в СИЗО: на судебное заседание его доставили под конвоем и в наручниках. «Сюда зал, направо», — командовал он конвоирам.
Гособвинитель, помощник прокурора Приволжского района Чулпан Шаехова почти в течение часа перечисляла, какие преступления совершили экс-полицейские. Бо́льшая часть этого времени была отведена на «злодеяния Ершова»: по версии следствия, которая, считает обвинение, подтвердилась во время судебного процесса, преступления он совершал на протяжении 15 лет — с 2005 по 2020 год. А Ситдиков был его посредником в 2019–2020 годах.
Шаехова напомнила, что за это время Ершов занимал разные должности в системе МВД. Был старшим опером угрозыска в ОП «Дальний», потом возглавил угрозыск в этом ОП, затем возглавлял и ОП «Дальний», ОП «Ямашевский», а потом — переименованный из «Дальнего» ОП «Сафиуллина».
«Являясь должностным лицом, действуя вопреки интересам службы из корыстных побуждений, совершая действия, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не вправе был совершать, умышленно получил от Желовицкого взятки в особо крупном размере на сумму 19 миллионов 520 тысяч рублей», — перешла к первому эпизоду гособвинитель. По версии обвинения, эти деньги он получил за 10 лет, с 2005-го по 2015-й, за «общее покровительство и непроведение проверок» на автостоянках, которые держал Александр Желовицкий, а это не менее 15 штук. При этом Ершов знал, что стоянки работают неофициально, а потому обещал, что за взятки ни Желовицкого, ни его работников к ответственности за такое привлекать не будут. Это преступление квалифицируют по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Взятка в особо крупном размере»).
Ершов вину в преступлении не признал, напомнила гособвинитель: «Это лишь способ защиты и избежать наказания». Ведь против него говорят показания свидетелей, отметила она. Например, показания самого Желовицкого. «Ершов проявлял акцентированное внимание к его стоянкам. Зная, что работа этих стоянок не документирована должным образом, понимая, что в случае систематических проверок он не сможет вести спокойно деятельность, согласился с условием Ершова», — пересказала гособвинитель слова Желовицкого. Тот добровольно согласился платить ему ежемесячную «дань», чтобы тот «отстал» от стоянок.
Показания подтвердили многочисленные свидетели — Ибатуллин, Касимов, и это лишь часть фамилий. Также против Ершова говорят и показания его бывшего зама Ситдикова, которого тоже судят вместе с Ершовым. Однако, в отличие от своего начальника, Ситдиков сознался во всех преступлениях и написал явку с повинной. «Все денежные средства, полученные от Желовицкого, он передал Ершову, действовал по указанию Ершова», — пересказала его слова гособвинитель Шаехова. Через Ситдикова Желовицкий передал «крыше» 171 тыс. рублей. Ситдикову по этому преступлению предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве в крупном размере»).
В отдельный эпизод выделены взятки, которые Ершов получал через Ситдикова (тоже ч. 5 ст. 290 УК РФ). Якобы сошлись на сумме в 15 тыс. рублей: эти деньги он передавал в руки Ситдикову, а потом схему слегка изменили — Желовицкий перечислял средства на карты знакомых Ершова и Ситдикова. Но брали не только деньгами, полагает обвинение: один раз попросили отремонтировать служебную «Ниву», второй — купить несколько коробок бумаги для отдела полиции, а также саженцы елей.
Гособвинитель, помощник прокурора Приволжского района Чулпан Шаехова почти в течение часа перечисляла, какие преступления совершили экс-полицейские
Отъем стоянки и взятки продуктами: что еще вменяют Ершову
Еще один эпизод, который предъявляют Ершову, тоже связан со стоянками, но уже не с покровительством, а с их отъемом. В 2005 году он потребовал у Желовицкого отдать ему пять стоянок, заявила гособвинитель. Тот, понимая, что парковки официально не оформлены, согласился только на три. На том и договорились, и Ершову отошли две парковки на ул. Чистопольской и одна — на ул. Чехова. «Таким образом, Ершов лишил Желовицкого фактического получения прибыли на указанных стоянках», — полагает обвинение. Ершов поставил «рулить» стоянками доверенного человека по фамилии Труба, который нанял чоповцев, и вся прибыль со стоянок фактически лилась Ершову в карман — не меньше 40 тыс. рублей в месяц, уверена прокурор. Стоянки работали вплоть до задержания Ершова в 2020 году, о дальнейшей их судьбе умалчивается. По этому эпизоду Ершову вменяют сразу две статьи: ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») и ст. 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). Последнее преступление — единственное, в котором Ершов признал свою вину.
Желовицкий в какой-то момент отошел от дел по болезни, и стоянками управлял Рафаэль Салихов. Взятки от него следствие выделило в отдельный эпизод: в 2019–2020 годах Ершов, в том числе через Ситдикова, получил 260 тыс. рублей — по 20 тыс. за месяц. Сам Салихов на допросе в суде рассказал, что когда передавал деньги Ситдикову, то клал наличку в бардачок машины, но в какой-то момент полицейский просто перестал выходить на связь. После этого Салихов стал передавать деньги лично Ершову. Ситдикову по этому эпизоду вменяют ч. 3 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество»), Ершову — ч. 5 ст. 290 УК РФ («Взятка»).
Пятый эпизод, вменяемый Ершову, тоже связан с получением взяток — от предпринимателя Галины Вашкариной, у которой было 7 точек по продаже продуктов (ООО «Мир торговли»). По версии обвинения, с 2016 по 2020 год экс-начальник ОП «Сафиуллина» получил от нее 188 тыс. рублей в «натуральном виде». Так, например, в 2018-м Ершов попросил у нее передать продукты для празднования Дня полиции «с участием личного состава» ОП. Причем, как рассказала сама Вашкарина, список он ей не давал, а продукты выбрала она сама, «примерно понимая перечень продуктов на такого рода мероприятия». Ценник вышел немаленький — 40 тыс. рублей, но чека у Вашкариной не сохранилось. На следующий год аппетиты Ершова возросли — он уже попросил ее оплатить банкет на День полиции в ресторане «Хан Сарай», считает обвинение: это обошлось Вашкариной в 108 тыс. рублей. А в 2020-м попросил привезти продукты на 8 Марта. Почему она не отказывалась передавать деньги? Вашкарина рассказала, что за счет «покровительства» Ершова вопросы с проверками решались всего по одному звонку. «Понимала, что передача денежных средств по требованию Ершова является незаконной и она не была обязана это делать, но ей было так проще работать», — передала гособвинитель слова предпринимательницы.
Она перечислила больше десятка фамилий свидетелей, которые дали показания против Ершова. По нашим данным, в их числе — сотрудники отделов полиции, где работал Ершов.
«Преступными действиями Ершова были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства в виде дискредитации деятельности полиции», — заявила гособвинитель, добавив, что эти же действия привели и к «подрыву авторитета» МВД. Действовал он с прямым умыслом, отметила Шаехова, и осознавал, что выходит далеко за пределы своих полномочий.
Для Ситдикова (на фото), который написал явку с повинной, запросили в сумме 6 лет лишения свободы в колонии общего режима по двум эпизодам посредничества
Гособвинение просит экс-полицейским 18 лет колонии на двоих
Вина подсудимых, полагает обвинение, доказана полностью, а не доверять показаниям свидетелей смысла нет — их предупредили об уголовной ответственности за ложные показания. При назначении наказания гособвинитель просила учесть смягчающие обстоятельства — у обоих фигурантов есть дети, у Ершова — еще и госнаграды, просила Шаехова также учесть состояние их здоровья и родственников, а у Ситдикова — еще и полное признание вины с раскаянием. Кроме того, она предложила освободить Ершова от наказания по эпизоду с отъемом стоянок и зарабатывании на них (ст. 286 и 289 УК РФ): по ним истекли сроки давности.
Но даже с учетом этого, полагает обвинение, исправление бывших полицейских будет невозможно без изоляции от общества.
По эпизоду со взятками на 19,5 млн рублей гособвинитель предложила посадить Ершова на 10 лет и назначит ему дополнительное наказание — штраф в 70-кратном размере суммы взятки. «500 миллионов рублей», — огласила шокирующую сумму Шаехова. Ершов, казалось, даже не удивился.
По эпизоду со взятками от предпринимателя Вашкариной она предложила назначить Ершову 9 лет лишения свободы со штрафом в 20-кратном размере от суммы взятки — 3,6 млн рублей.
По отдельному эпизоду взяток от Желовицкого — еще 9 лет лишения свободы с 20-кратным штрафом в 3,4 млн рублей. По последнему эпизоду с Салиховым — 9 лет лишения свободы и штраф в 5,2 млн рублей.
«По совокупности путем частичного сложения наказаний [предлагаю] окончательно назначить [Ершову] лишение свободы сроком на 12 лет со штрафом 500 миллионов рублей», — зачитала Шаехова. Для понимания: до этого рекордный штраф принадлежал экс-главе Лаишевского и Верхнеуслонского районов Александру Тимофееву — 300 млн рублей за взятку. Прокурор также предложила лишить экс-полицейского права занимать должности в органах внутренних дел на пять лет. Отбывать срок, по мнению гособвинителя, Ершов должен в колонии строгого режима.
Для Ситдикова, который написал явку с повинной, запросили в 2 раза меньшее наказание — в сумме 6 лет лишения свободы в колонии общего режима по двум эпизодам посредничества. Также обвинение просит взыскать с него штраф в 1 млн рублей и запретить работать в полиции в течение пяти лет.
Ершов комментировать озвученные гособвинителем цифры и сроки не стал, заявив корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сделать этого не может по определенным причинам. «Вы лучше приходите на мои прения, я там все скажу и наглядно объясню!» — сказал он. Ему слово дадут только на следующем заседании, как он и сам просил — после Ситдикова.
Ершов смотрел на Ситдикова из «аквариума» исподлобья, казалось, даже слегка зловещим взглядом
Версия зама: звонил в УСБ, докладывал начальнику штаба МВД — реакции ноль
Сам Ситдиков в прениях рассказал, что пытался донести информацию о преступлении задолго до того, как его самого задержали. «Вину признаю полностью, в содеянном полностью раскаиваюсь», — заметно нервничая, сказал Ситдиков, выйдя к трибуне.
Он рассказал, что по эпизоду с Салиховым участвовал в преступлении только три месяца, т. е. получил от бизнесмена и передал Ершову 60 тыс. рублей, а не 260 тыс., как вменяет ему следствие. «Больше я Салихова не видел. Больше контактов с ним не было, я заблокировал его телефон», — сказал подсудимый.
«По эпизодам с Желовицким и Салиховым я сообщал в управление собственной безопасности МВД по РТ, — сказал Ситдиков, заявив, что в уголовном деле есть детализация его звонков. — Я оперуполномоченному Рослову Сергею Александровичу позвонил 96 раз с 18 декабря 2018 года по 28 сентября 2020-го. Это пришлось именно на тот период, когда на работу к нам [в ОП Сафиуллина] пришел Алексей Евгеньевич Ершов». Последний в этот момент смотрел на Ситдикова из «аквариума» исподлобья, казалось, даже слегка зловещим взглядом.
По словам Ситдикова, он пересылал оперативнику УСБ МВД по РТ и сообщения от Желовицкого. Но реакции было ноль. Эти факты, по его словам, подтверждают и его коллеги, которых допрашивали как свидетелей, — Сиразетдинов, Гараева, Вафин. «Данные сотрудники в ходе допроса поясняли, что Ершову отказать в чем-либо невозможно, — сказал Ситдиков, его голос дрожал с каждым предложением все больше, он волновался. — Мы понимали, что можем подвергнуться увольнению либо систематическим унижениям в ходе несения своей службы».
После того как у Ситдикова не получилось достучаться до УСБ, он ходил на прием к начальнику полиции Валерию Саматошенкову, к его заму Ильнуру Хаялиеву, к начальнику штаба МВД по РТ Дмитрию Лопареву. «Просил помощи, но обратной связи не получил», — констатировал Ситдиков.
Он призвал суд не верить Ершову, который говорил, что взяток не брал: Ситдиков напомнил, что лично показал, где передавались деньги. То же самое он написал и в явке с повинной, отметил экс-полицейский: причем, по его словам, написал он обо всем еще до того, как его задержали, т. е. добровольно. Он попросил назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы.
На том же настаивал и его адвокат Марат Аширов, отметив, что Ситдиков не мог отказаться от поручений, которые ему давал Ершов, пусть даже это были поручения по взяткам. А иначе Ершов грозился увольнением. «Ситдиков понимал, что увольнение для него смерти подобно. У него льготная ипотека по линии МВД, кредиты, — перечислял адвокат и отметил, что действия Ситдикова с этой точки зрения — самозащита. — [Он хотел] выжить и сохранить свою работу».
Он попросил переквалифицировать эпизод с получением денег от Салихова на более мягкий, ч. 2 ст. 291.1 УК РФ, и не отправлять Ситдикова в колонию.
Судебные прения продолжатся в феврале: свою версию представит сам полковник Ершов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.