ДОСТУП – В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ МИРА

В декабре 2011 года Владимир Путин подписал постановление правительства РФ «О счетах-фактурах и признании утратившими силу некоторых нормативных актов Правительства Российской Федерации», которое в том числе утверждает обмен счетами-фактурами в электронном виде. И после внедрения электронных форматов бухгалтеры смогут полноценно обмениваться электронными счетами-фактурами с контрагентами и представлять их по мере необходимости в налоговые органы. Напомним, что еще в прошлом году компания «Татэнергосбыт» презентовала новый сервис – электронно-цифровую подпись для клиентов - юридических лиц. Тогда же впервые было заявлено о новом ресурсе для компаний и организаций – сервис «личный кабинет».

Отметим, что аналогичный сервис для населения уже успешно действует второй год. Как отметила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» начальник отдела по организации клиентского заказа ОАО «Татэнергосбыт» Марина Кузнецова, только за первый квартал текущего года сервисом воспользовались более двух тысяч абонентов. Они смогли распечатать квитанцию и передать показания приборов учета по интернету, а также оплатить потребленную электроэнергию на портале госуслуг (сервис «личный кабинет» интегрирован в этот портал). Кузнецова отметила очевидное преимущество удаленных взаимоотношений между клиентами и сбытовой компанией. К примеру, человек находится в командировке или уехал в отпуск (что в преддверии отпускного сезона особенно актуально) и не имеет возможности получить на руки счет-фактуру. Войдя на сайт компании в свой «личный кабинет» потребитель может произвести оплату с помощью банковской карты в любой точке мира, не беспокоясь, что его показатели не будут учтены и на нем «повиснет» долг.

«Наша задача обеспечить клиентам максимальный спектр возможностей для расчетов за электроэнергию, - поясняет Кузнецова, - передать показания приборов учета, к примеру, можно несколькими способами: традиционным (то есть написать в квитанции), сообщить по телефону, а также при помощи смс-сообщения – эта услуга становится все более популярной».

kuznecova.jpg
Марина Кузнецова: "Только за первый квартал текущего года сервисом воспользовались более двух тысяч абонентов"

В ОЖИДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ШАБЛОНОВ

Не менее перспективный проект - сервис «личный кабинет» для юридических лиц с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП), который энергетики внедрили в конце прошлого года. Тогда многие клиенты заинтересовались новым проектом Татэнергосбыта, хотя еще и не предполагали, насколько удобен этот способ обмена документацией. Но уже к началу 2012 года ЭЦП стали пользоваться порядка пятидесяти организаций, а в «личном кабинете» для юрлиц зарегистрировано более тысячи компаний.

«Сейчас юридические лица, зарегистрированные в «личном кабинете» могут получить широкий спектр информации: проследить историю взаимоотношений с энергетиками, посмотреть историю начислений, ведомость электропотребления. С помощью ЭЦП клиенты получили возможность в электронном виде обмениваться любой документацией с нами и сетевой компанией».

«Мы пользуемся ЭЦП уже около полугода - удобство очевидно, - рассказал «БИЗНЕС Online» экономист ЗАО «Рента» Ильнас Мингазов. – Вы представляете, сколько нужно было потратить времени разъезжая по филиалам Сетевой компании и Татэнергосбыта, сколько на эти поездки уходит денег? Как минимум, три-четыре дня тратилось на развоз документов, согласование бумаг! Естественно, сейчас экономятся и время, и деньги».

Единственное, что пока не позволяет сделать электронный документооборот стопроцентным – невозможность передать с помощью ЭЦП счет-фактуру - ее потребителям приходится получать в офисах компании лично. «Электронно-цифровая подпись в электронный документооборот пока не входит, - отмечает начальник отдела компании, – но мы ожидаем, что, возможно, уже в апреле появятся необходимые поправки в законе, которые ликвидируют последнее препятствие для клиентов».

Собственно, речь идет о внедрении электронных шаблонов счетов-фактур, которые позволят компаниям-клиентам энергетиков полностью перейти на режим онлайн.

Справка:

В 2011 года в компанию «Татэнергосбыт» поступило 2254 обращений татарстанцев. Структура обращений: по вопросам ОДН – 24%, по качеству электроэнергии – 4 %, тарифы – 4%, о начислениях и перерасчетах – 49 %, о приборах учета электроэнергии – 6%, о подключении (ограничении) электроэнергии – 6 %.