«Мы решаем задачу, чтобы в селах интернет и телевидение были даже лучше, чем в городе», — рассказывают в «Таттелекоме» о проекте подключения частного сектора к высокоскоростной сети GPON. Быстрым интернетом за год охвачено более 127 тыс. домохозяйств, даже в тех поселках, где до этого, кроме мобильных, других услуг связи не было. А в городах подключение IP-домофонии* позволяет не только открывать входную дверь при помощи мобильного телефона, но и видеть, кто заходил в дом в последнее время, и обеспечивает комфорт и безопасность уже сотен тысяч татарстанцев. О том, почему «Таттелеком» заинтересовался домофонами и какие новые точки роста выбрала для себя компания в год своего 135-летия, — в материале «БИЗНЕС Online».
Быстрым интернетом за год охвачено более 127 тыс. домохозяйств, даже в тех поселках, где до этого, кроме мобильных, других услуг связи не было
GPON: скоростной интернет там, где его не было никогда
Татарстан уже много лет занимает лидирующие позиции по цифровизации среди российских регионов. Тем не менее возможность подключиться к скоростному интернету есть не у всех домохозяйств. Исторически сложилось, что во многих поселках и частном секторе при крупных агломерациях на этапе строительства не провели ни телефонного кабеля, ни оптических линий связи, так что единственная возможность подключиться к интернету — раздать его с мобильного телефона. А там, где интернет все же появился, он был подключен по устаревшим медным линиям (хDSL), главное ограничение которых — скорость. Исходящий канал в среднем в 1,5 Мбит/с (входящий чуть лучше — в реальности 4–10 Мбит/с) не позволяет и мечтать о быстрой загрузке тяжелого контента, не говоря уже о качественной видеосвязи — ее в таких условиях организовать просто невозможно. Ситуацию решил исправить «Таттелеком», который занимает порядка 60% рынка широкополосного доступа республики.
Сергей Шагиахметов: «Президент РТ Рустам Минниханов дал поручение обеспечить сетями GPON 100 тысяч домохозяйств в 2022 году. Но мы пошли опережающими темпами»
«В начале 2020 года у нас было почти 200 тысяч абонентов хDSL с невысокой скоростью подключения. А потребность в интернете огромна, трафик только за прошлый год вырос на 16 процентов, — рассказывает Сергей Шагиахметов, заместитель генерального директора „Таттелекома“ по коммерческой деятельности. — Президент РТ Рустам Минниханов дал поручение обеспечить сетями GPON 100 тысяч домохозяйств в 2022 году. Но мы пошли опережающими темпами: в отдельные месяцы прошлого года строилось больше оптических линий, чем двумя годами ранее за 365 дней. В итоге мы за год охватили высокоскоростным интернетом более 127 тысяч домохозяйств в 135 населенных пунктах Татарстана».
К 2025 году компания потенциально может увеличить это число до 420 тыс. домохозяйств. Жители получат доступ к интернету со скоростью 100
Мбит/с (есть и тарифы на 500 Мбит, но они не всем объективно нужны) и 200 телевизионных каналов. «Такая скорость позволяет среднестатистической семье из 4–5 человек одновременно пользоваться практически любыми услугами интернета: просмотром потоковых видео, играми с нормальным пингом без задержек, мгновенным серфингом, само собой. При этом изменилась не только форма потребления интернета, но и пользователи. Как правило, на одного человека приходится сразу несколько устройств, потребляющих интернет: ноутбук, смартфон, умные часы, возможно, телевизор или игровая консоль. Мы решаем задачу, чтобы в деревнях и поселках интернет и телевидение были лучше, чем в городе», — объясняет заместитель генерального директора «Таттелекома» по техническим вопросам Андрей Урлин.
Андрей Урлин: «Мы решаем задачу, чтобы в деревнях и поселках интернет и телевидение были лучше, чем в городе»
Понять, входит ли ваш дом в зону подключения, можно прямо на сайте «Таттелекома». На интерактивной карте не просто обозначены поселки, куда доведен GPON, но и выделены зеленым цветом зоны, где подключение возможно уже сегодня. Если вдруг ваше домохозяйство не входит в эту зону, значит, подключение станет возможно чуть позже: «Таттелеком» на этот год ставит перед собой задачу охватить скоростным интернетом еще 80 тыс. домохозяйств, а в стратегических планах — весь Татарстан.
По словам Урлина, пока подключение идет по логичному принципу удаленности от крупных городов: сначала пригороды и райцентры, а затем дальше. При этом, если на пути оказываются совсем небольшие поселки, даже те, в которых меньше 300 домохозяйств, их тоже включают в план, несмотря на то, что оборудование рассчитано на подключение тысячи домов. Но для «Таттелекома» социальный фактор часто перевешивает коммерческий. Взять хотя бы оборудование: топ-менеджер признается, что в декабре 2022 года его пришлось покупать иногда в 2,5 раза дороже, чем было в декабре 2021-го. А тарифы остались прежними.
В среднем в тех населенных пунктах, куда доходит GPON, к новой технологии подключаются 80% абонентов, остальные пока остаются на медных линиях
«Мы максимально технологизируем процесс, чтобы снизить затраты. И все делаем своими силами, без привлечения подрядчиков. Предыдущая команда тоже пыталась строить GPON, но себестоимость подключения одного домохозяйства была крайне высокой. Сейчас мы ее снизили примерно в 4 раза. Это результат работы наших инженеров, которые внедрили несколько успешных ноу-хау, и сотрудников, которые вышли на рекордные темпы подключений, наверное, они одни из самых высоких в России», — говорит Урлин. По его словам, все работы планируются на три месяца вперед, чтобы бригады ничего не останавливало, тщательно прорабатываются и визуализируются бизнес-процессы. К моменту захода специалистов в поселок уже все должно быть готово: заведен магистральный кабель, получены все согласования.
В среднем в тех населенных пунктах, куда доходит GPON, к новой технологии подключаются 80% абонентов, остальные пока остаются на медных линиях. И это объясняется интересным «побочным эффектом»: скорость хDSL напрямую зависит от количества пользователей. Переключение большинства абонентов на GPON улучшает ситуацию у оставшихся на медных линиях. В «Таттелекоме» уверены, что рано или поздно будут переключены все пользователи. И сеть для этого готова: ее строят под 100% абонентов даже на еще не застроенных участках. Что, кстати, косвенно влияет на их стоимость. «Как только в поселках появляется интернет, участки дорожают на 10 процентов — такая „обратная связь“ от наших продавцов», — добавляет Шагиахметов.
Тимур Камалетдинов: «Через приложение на смартфоне из любой точки мира можно получать домофонные звонки, видеть, кто пришел в гости»
IP-домофония: ключ от подъезда — в смартфоне
Еще один прорывной проект 2022 года для «Таттелекома» — IP-домофония. «Это история не про красивые панели на подъездах. Это сервис и новая цифровая услуга, которая позволяет повысить уровень комфорта и безопасности жителей. Через приложение на смартфоне из любой точки мира можно получать домофонные звонки, видеть, кто пришел в гости. И даже заглянуть в архив — посмотреть, кто в последние дни звонил в вашу квартиру или просто проходил в подъезд», — рассказывает Тимур Камалетдинов, директор приоритетных проектов ПАО «Таттелеком».
Все происходит через мобильное приложение, которое одновременно позволяет открыть входную дверь. Но это можно сделать и по старинке — на каждую квартиру компания выдает два бесплатных ключа. Даже идти за ними не обязательно — их разносят курьеры за 2–3 дня до установки домофона. Если удобнее получить лично в офисе продаж, можно и так, понадобится лишь захватить с собой паспорт с пропиской или документ, подтверждающий право собственности или аренды.
За прошлый год «Таттелеком» увеличил охват умной домофонией до 1 232 домов (180 тыс. квартир) — на сети запущено 6 308 панелей. В этом году компания планирует удвоить эти цифры. Переоснащение для жителей абсолютно бесплатно: тариф на обслуживание домофона устанавливается решением общего собрания собственников жилья, а если такое решение не принято, его устанавливает муниципалитет. В свою очередь, «Таттелеком» принял принципиальное решение не вводить никаких сборов, хотя оснащение одного подъезда в среднем обходится компании в 30–40 тыс. рублей. «Как вы платили по установленному ранее тарифу за домофон, так и будете продолжать. Окупаемость небыстрая, но мы заинтересованы в оказании жителям всего доступного спектра услуг», — подчеркивает Камалетдинов.
«Таттелеком» принял принципиальное решение не вводить никаких сборов, хотя оснащение одного подъезда в среднем обходится компании в 30–40 тыс. рублей
Более того, он рассказывает, что при подключении «Таттелеком» столкнулся с потоком жалоб на то, что домофон не работает. Выяснилось, что основной причиной недовольства жильцов стала неработающая трубка в квартире — видимо, раньше они или не обращали на это внимания, или просто жаловаться было некому. «По нашему опыту, в среднем до 10 процентов пользователей столкнулись с этими проблемами. Теперь приводим в порядок и внутреннюю домофонную сеть, что порой соизмеримо с капитальным ремонтом всей кабельной сети домофона. Повреждения ремонтируем, если требуется замена оборудования, предлагаем по желанию приобрести новую трубку, которую тут же установим. Хотя по большому счету эту функцию сегодня полностью заменяет смартфон с мобильным приложением», — рассказывает он.
К слову, о мобильном приложении: его установили уже на 230 тыс. мобильных устройств. Компания вкладывает серьезные ресурсы в развитие его дополнительных возможностей: с конца января бесплатно увеличится срок хранения архива записей с IP-домофонов — с 2 до 7 суток — для пользователей домашнего интернета от «Таттелекома».
Установка IP-домофонии с камерами высокого разрешения полностью пересматривает представления о контроле доступа в подъезд. Во-первых, сам факт постоянной видеофиксации отпугивает потенциальных хулиганов и девиантных личностей. Во-вторых, архив видеопотока помогает установить обстоятельства инцидентов, произошедших в доме и на придомовой территории. В-третьих, даже если вас нет дома, ваших детей или пожилых родственников не смогут побеспокоить нежелательные гости, мошенники или распространители рекламы. А в случае неисправности двери (например, если сломалась внутренняя кнопка) есть возможность удаленной разблокировки замков, что отличает умные домофоны от классических. «В первую очередь надо обеспечить проход людям, поэтому в случае сигнала о неисправности мы проводим минимальную идентификацию звонившего, дистанционно открываем дверь и отправляем бригаду по заявке с наивысшим уровнем приоритета. С классическими домофонами в таких случаях двери просто выламывали. При этом видеонаблюдение продолжается — это уменьшает соблазн злоумышленников воспользоваться такой возможностью», — заключает Шагиахметов.
На сегодня «Таттелеком» установил в республике 32 тыс. камер (включая домофонные). В планах на этот год — прирост еще на 13 тысяч
Видеонаблюдение: новые возможности — новый уровень безопасности
Умный домофон призван качественно изменить уровень комфорта и безопасности в городах. Он дополняет и усиливает эффект успешно реализуемых проектов «Безопасный город», «Безопасный двор» и «Безопасная школа», к ним фактически добавляется «Безопасный подъезд».
«Татарстан — один из самых развитых по уровню видеонаблюдения регионов. Но в основном все камеры обзорные — они контролируют большую площадь, люди распознаются только на уровне фигур. Впервые в этой области появились камеры, которые установлены на уровне лица, на ключевых локациях, фиксируют личность. В будущем — гипотетически — можно загрузить в систему видеоаналитики базу федерального розыска, и вы будете уверены, что никто из подозреваемых к вам в подъезд не попадет. Разумеется, это не от нас зависит, но технически такое решение мы сможем обеспечить», — рассуждает Урлин.
На сегодня «Таттелеком» установил в республике 32 тыс. камер (включая домофонные). В планах на этот год — прирост еще на 13 тысяч. Развитие системы видеонаблюдения в первую очередь обусловлено поставленными руководством республики задачами по развитию проекта «Безопасный город», а также организацией подключения не менее тысячи камер ежегодно по программе «Безопасный двор» во взаимодействии с управляющими компаниями или ТСЖ. Кроме того, «Таттелеком» готовится перезапустить собственный проект по видеонаблюдению и для жителей пригородных поселков Татарстана.
«Новыми проектами мы постоянно „ломаем“ устоявшиеся бизнес-процессы внутри компании. И очень благодарны нашим сотрудникам за гибкость и готовность перестраиваться. У нас даже появляются новые специальности — собственные строители оптических сетей, специалисты по установке и обслуживанию домофонов», — говорит Шагиахметов. Он подчеркивает, что новые векторы развития не отменяют предыдущие. Например, для развития сети мобильной связи «Летай» в 2022 году было построено и модернизировано более 250 базовых станций. Средняя скорость передачи данных за год повысилась на 10% при росте абонентского трафика на 16%. При этом в 50 населенных пунктах мобильный интернет 4G** появился впервые, в 14 из них ранее сотовая связь полностью отсутствовала.
* IP-домофон — домофон с функцией передачи голоса и видео через локальные сети и интернет
** 4G — поколение мобильной связи
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.