Сегодня Государственная Дума во втором чтении приняла поправки к федеральному закону «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Одно из нововведений — отныне декларации о доходах и имуществе депутатов и сенаторов будут публиковаться только «при условии отсутствия в такой информации персональных данных». Т. е. общественности предоставят материалы о том, сколько деклараций было подано в данном законодательном органе, сколько не подано, были ли в них выявлены нарушения и т. д. Свои декларации госслужащие в обязательном порядке стали подавать с 2008 года, со времен либерального президентства Дмитрия Медведева. О том, что изменится в новых условиях, — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Павла Крашенинникова, необходимость предоставлять ежегодные декларации приводила к тому, что бизнесмены и общественники из числа «непостоянщиков» попросту отказывались избираться в представительные органы
«Надо возиться» с их оформлением и подачей»
Раздолью для общественного любопытства, смакующего декларации о доходах российских депутатов и сенаторов, в ближайшее время придет конец. Данные изменения анонсировал один из ведущих правоведов федерального парламента, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Сегодня Госдума во втором чтении обсудила законопроект, по которому будет упрощена подача деклараций для депутатов законодательных органов субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Подразумевается, что такой парламентарий «представляет указанные в настоящей части сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата, а также за год, предшествующий году представления сведений», а также «в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“».
По словам Крашенинникова, необходимость предоставлять ежегодные декларации приводила к тому, что бизнесмены и общественники из числа «непостоянщиков» попросту отказывались избираться в представительные органы. «Хотя, казалось бы, были очень востребованы и могли бы принести большую помощь», — цитирует парламентария «Комсомольская правда». «„Надо возиться“ с их оформлением и подачей, — продолжает Крашенинников. — Понимаешь, проще говоря, не всем это интересно, не всем это охота делать — лень… Кто-то не хочет показывать свои доходы. В общем, разные причины. И вот наметился довольно заметный отток народных избранников, как их раньше называли, из этих законодательных собраний и представительных органов».
«Кто-то не хочет показывать свои доходы. В общем, разные причины. И вот наметился довольно заметный отток народных избранников, как их раньше называли, из этих законодательных собраний и представительных органов»
Отметим, что из 100 депутатов Госсовета РТ только 22 работают в республиканском парламенте на постоянной основе.
Однако в Федеральном Собрании решили на этом не останавливаться и в принципе запретить публикацию деклараций парламентариев, что, впрочем, не отменяет необходимости тем же депутатам Госдумы и членам Совета Федерации предоставлять ежегодно такие данные, касающиеся своего дохода и имущества, а также членов семьи. Но теперь персональные данные будут защищены. На официальных сайтах законодательных органов будут появляться только материалы, согласно тексту закона, «при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу».
«Ведомости» конкретизируют, что будет публиковаться лишь обобщенная информация о декларациях парламентариев: сколько деклараций было подано, сколько не подано, были ли в них выявлены нарушения. Т. е. общая статистическая информация.
Практика публичного декларирования доходов и имущества чиновниками и депутатами — это отсыл к либеральным временам президентства Дмитрия Медведева
Эпоха Медведева
Напомним, что практика публичного декларирования доходов и имущества чиновниками и депутатами — это отсыл к либеральным временам президентства Дмитрия Медведева. Статьей 8 федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» была установлена обязанность государственных гражданских служащих и членов их семей представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. До сего дня они публиковались на официальных сайтах и размещались в СМИ.
Также законом была предусмотрена проверка достоверности и полноты сведений о доходах в порядке, установленном законом о противодействии коррупции и иными нормативными правовыми актами РФ. Правда, в России нет единого органа, занимающегося проверками достоверности сведений, представленных в декларациях, этим занимаются и прокуратура, и ФНС, и совет по противодействию коррупции при президенте Российской Федерации.
Кстати, по итогам деклараций-2021 самым богатым татарстанским парламентарием в Госдуме стал «легионер» Руслан Гаджиев (совокупный семейный доход за год составил 843 млн рублей), а в Госсовете РТ отличился гендиректор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров (212 млн).
При этом напомним, что Владимир Путин в конце декабря подписал указ об ограничениях и запретах для отдельных категорий граждан на период СВО, один из пунктов которого говорит о том, что размещение в интернете сведений о доходах и имуществе, которые предоставляются в соответствии с законом «О противодействии коррупции», «для опубликования не осуществляется». Правда, касается ли это всех, кто обязан предоставлять декларации, в указе не конкретизируется. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже заявил, что указ касается только тех, кто работает на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. «Там нет места для какого-то двойного толкования», — говорил он.
Айрат Фаррахов: «Это заблуждение — считать, будто внесение этих изменений каким-то образом позволяет избежать ответственности и скрыть незаконный доход и недвижимость»
«Публичность рассматривается как раскрытие тайн потенциальному врагу»
«Это заблуждение — считать, будто внесение этих изменений каким-то образом позволяет избежать ответственности и скрыть незаконный доход и недвижимость, — считает депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Фаррахов. — Единственное, что меняется, — публичность, все остальное сохраняется. Если проанализировать уголовные дела о лишении мандатов, они как раз были открыты не на основе опубликованных деклараций, а на основе анализа специальных органов и комиссий». Также собеседник газеты напомнил и о других изменениях, предусматриваемых новым законопроектом: «Во-первых, упрощается декларирование. Во-вторых, председатель заксобрания субъекта должен работать только на постоянной основе — в РФ 11 регионов, где председатели заксобрания совмещают эту работу. В-третьих, если депутат в течение 6 месяцев без уважительной причины не исполняет своих функций и не посещает заседаний, он лишается своего мандата. Такого раньше не было».
Является ли нынешняя мера временной или речь идет об отмене практики, внедренной в либеральные времена конца нулевых?
«Временная ли это мера? В законопроекте ничего не сказано о временности, — напомнил нашему корреспонденту политолог Олег Матвейчев. — Надо понимать, что все в мире временно, законы постоянно правят. Ответственность остается, контроль остается. А персональные данные действительно не стоит публиковать. Кроме того, для муниципальных и региональных депутатов работа по всем этим декларациям при отсутствии оплаты за депутатскую деятельность — это лишнее обременение. Никто не хочет идти в депутаты. КПРФ, ЛДПР, СР набирают кандидатов только на 20 процентов вакансий. „Единая Россия“ — на 99 процентов, но людей тащат силком».
«Это решение — шаг по дальнейшему разделению общественной жизни и политической, — сказал „БИЗНЕС Online“ политолог Михаил Виноградов. — Публичность рассматривается не как элемент общественного контроля, а как раскрытие тайн потенциальному врагу. С одной стороны, снижается внешний контроль над органами власти. С другой — не сказать, что этот механизм сильно работал. Тем более что политическая субъектность многих публикующих доходы (например депутатов) в последние годы сильно падала. Вернут ли это правило после окончания СВО — это зависит от того, когда и чем закончится спецоперация».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.