Минувшие новогодние праздники снова показали несовершенство начатой четыре года назад «мусорной» реформы Минувшие новогодние праздники снова показали несовершенство начатой четыре года назад «мусорной» реформы Фото: Сергей Елагин

«Мусорный» кризис – 2023: начинаем отсчет от Казани?

Минувшие новогодние праздники снова показали несовершенство начатой четыре года назад «мусорной» реформы. С 2019-го за соответствующую деятельность отвечают региональные операторы и региональные власти — в Татарстане это минстрой РТ. Первые признаки коллапса появились осенью 2022 года, вслед за сменой руководства западного регоператора РТ — УК «ПЖКХ», входящей в «РТ-Инвест» госкорпорации «Ростех». На смену уроженцу Татарстана Сергею Богатову на пост руководителя компании тогда пришел Дмитрий Петров, курировавший проекты «РТ-Инвеста» в Московской области.

Сменив власть, УК «ПЖКХ» ужесточила политику, которая обернулась началом «мусорного» кризиса в западных районах РТ. В октябре 2022 года главы районов констатировали: мусоровозы стали ходить реже, появились завалы отходов. Тогда ситуацию поправили, накал спал, а Петров отметал даже малейшую вероятность «мусорного» коллапса на новогодние праздники в Казани. Увы, не получилось.

«Дано указание вывозить только раз в три дня»: «мусорный наместник» «Ростеха» метет по-новому

Новый виток «мусорных» проблем с вывозом отходов начался в первые дни 2023 года. Трудности с окраин столицы РТ добрались до густонаселенных спальных районов города и не только. Заваленную мусорную площадку корреспондент «БИЗНЕС Online» в середине этой недели зафиксировал даже рядом с правительством и Госсоветом РТ. «Микрофилиал» Самосыровской свалки в сотне-другой метров от офиса президента РТ Рустама Минниханова и здания Госсовета РТ — это ли не насмешка? Только за новогодние праздники в адрес казанской мэрии поступило более 200 жалоб на переполненные контейнеры. Оно, конечно, вроде бы немного для города с населением в 1,3 млн человек, отметил накануне мэр Казани Ильсур Метшин. Но это в 8 раз больше, чем годом ранее. Такой рост недовольства вывозом мусора в исполкоме города фиксируют впервые.

Для нас это за красной линией! Напрягает создавшаяся ситуация.
Ильсур Метшин Мэр Казани
Ильсур Метшин мэр Казани

Недовольство городских властей, показавших регоператору «желтую карточку», но параллельно протянувших организационную руку помощи, вполне объяснимо. Город еще в 2006 году выстроил цепочку: сбор отходов – перевозка – сортировка – захоронение. И за 17 лет у жителей не было ощутимых нареканий к сбору и вывозу мусора. «По праву гордились этой системой», — говорил во вторник мэр Казани на совещании с участием гендиректора УК «ПЖКХ».

Казань вошла в реформу наиболее подготовленной, в отличие от других муниципалитетов РТ. В 2006 году столица Татарстана приняла городскую программу «Чистый город» и выстроила цепочку: сбор отходов – перевозка – сортировка – захоронение. К активным действиям подтолкнул и пожар на Самосыровской свалке в 2008-м. Мусорную гору в итоге закрыли. Чтобы превратить свалку в «зеленый холм», бюджеты РФ и РТ потратили 1 млрд рублей.

В 2010 году на улице Химической открыли новый муниципальный полигон площадью 18 гектаров. Строительство по экологическим нормативам обошлось бюджету в 169 млн рублей. Вторую карту на 23 га запустили в 2018-м за 300 млн рублей. Полигон находится в концессии у ООО «ПЖКХ». В 2017 году, к моменту заполнения первой карты полигона на Химической, ПЖКХ построило в Казани первую карту полигона «Восточный» за 350 млн рублей.

Вывоз отходов в столице РТ стал двухэтапным тоже в середине нулевых. Небольшие мусоровозы курсируют по дворам, доставляя мусор на сортировочные станции, где отбирают самое ценное. Остатки прессуют и увозят на полигоны. В городе стали контролировать мусоровозы, чтобы у водителей не было соблазна опрокинуть содержимое кузова в овраг вместо рейса на свалку. С 2006 года также начали обновлять мусорные площадки и контейнеры.

Казанская схема привлекла внимание компании «РТ-Инвест», входящей в структуру «Ростеха». В мае 2013-го «мусорный» проект Казани перешел под контроль первой. Суммарно до начала «мусорной» реформы 2019 года в инфраструктуру столицы РТ вложили 2 млрд рублей.

Помимо интернет-приемной мэра Казани, один из каналов жалоб населения — «Народный контроль». Там за последнюю неделю по тегу «мусор» в столице РТ зафиксировано 27 жалоб. За месяц их набралось 165. И обращения продолжают поступать. Посмотрим казанские жалобы за 10 января. «Контейнеры переполнены, мусор валяется вдоль дороги!» — пишут с Химиков, 23. «Третий день нет мусоровозов, не вывозится бытовой мусор, все контейнеры переполнены!» — жалуются с Чуйкова, 62. «С 1 января не вывозят!» — нагнетают жители улицы Новаторов. «Магазин „Пятерочка“ на проспекте Ямашева, 92а не вывозит мусор, устроили свалку, бегают огромное количество крыс, и стоит ужасный запах. И все это под окнами жильцов дома на проспекте Ямашева, 90. Прошу принять меры!» — взывают о помощи жители.

Заваленную мусорную площадку корреспондент «БИЗНЕС Online» в середине этой недели зафиксировал даже рядом с правительством и Госсоветом РТ Заваленную мусорную площадку корреспондент «БИЗНЕС Online» в середине этой недели зафиксировал даже рядом с правительством и Госсоветом РТ Фото: Сергей Елагин

«Без оплошностей и шероховатостей не обошлось», — признал новогодний провал шеф УК «ПЖКХ» Петров, но заявил, что проблемы с невывозом отходов «зачастую устранялись день в день». В пресс-службе компании «БИЗНЕС Online» накануне заявили, что с 31 декабря по 8 января регоператору поступило 158 обращений.

«Реформа не провалена. Реформа буксует…»: почему Татарстан оказался на грани мусорного коллапса

Так почему после четырех лет «мусорной» реформы в работе с отходами Казань вернулась в лихие 90-е? Повлияли аномальные морозы, снег? Или виновата новая экономическая политика руководства УК «ПЖКХ»? Рассмотрим главные объяснения «мусорного» кризиса в Казани, узнаем мнение ТЦ, управляющих компаний, заглянем в соседние районы РТ и побываем в Закамье.

Объяснение №1: оптимизация

Перед новогодними праздниками аффилированный с УК «ПЖКХ» генеральный подрядчик регоператора ООО «Чистый город» расторг договор с крупным субподрядчиком ООО «Экосити 116». Обслуживать Зеленодольский, Арский, Кукморский, Атнинский, Пестречинский, Тюлячинский районы «Чистый город» стал самостоятельно.


Сказалось ли снижение количества машин в Казани на вывозе отходов? Нет, считают в казанском комитете ЖКХ: регоператор сначала увеличил число рабочих смен до двух, а затем и до трех. Сама компания тоже не видит в этом трудностей: согласно ответу пресс-службы, в гараже «Чистого города» 128 мусоровозов. На плановом ремонте и техническом обслуживании ежедневно находится до 10% машин. Казань же обслуживает 78 мусоровозов.

Однако налицо тот факт, что последствия от разрыва отношений с «Экосити 116» в западной зоне ощутили практически повсеместно. В Арском районе, где проживают 50 тыс. человек, проблемы с вывозом мусора возникли еще в ноябре – декабре. А новогодние праздники там отрабатывали «в ручном режиме». «Было тяжело, — рассказал „БИЗНЕС Online“ глава района Ильшат Нуриев, связав трудности с уходом ООО „Экосити 116“. — Но сейчас вроде бы все нормализовалось, справились. Особых нареканий от жителей в последнее время нет».

Перед новогодними праздниками аффилированный с УК «ПЖКХ» генеральный подрядчик регоператора ООО «Чистый город» расторг договор с крупным субподрядчиком ООО «Экосити 116» Перед новогодними праздниками аффилированный с УК «ПЖКХ» генеральный подрядчик регоператора ООО «Чистый город» расторг договор с крупным субподрядчиком ООО «Экосити 116» Фото: Сергей Елагин

Но это лишь один район. «Не хватает бункеров для крупногабаритного мусора», «В частном секторе работали дворники — 11 экипажей. Теперь остались четыре. Подбор мусора у контейнерных площадок осуществлялся этими дворниками — теперь это некому делать!» — говорят о других последствиях оптимизации источники издания в сфере ЖКХ. Жалуются и на технические проблемы: «В личных кабинетах, где управляющие компании оставляют заявки на вывоз, часто бывают сбои, дозвониться по телефону нереально».

На вывоз отходов с территории 21 района РТ и Казани в течение 2,5 года УК «ПЖКХ» потратит 6,2 млрд рублей, из которых 4 млрд предусмотрено для столицы республики. В этом году на Казань потратят 1,4 млрд рублей, в 2024-м — 1,6 млрд, в последующий период — 836 млн рублей, сообщается на сайте госзакупок. В стоимость входит погрузка отходов, транспортировка и разгрузка на объектах обработки и полигонах.

Районам тоже распределили средства. На вывоз мусора из Зеленодольского, Кайбицкого и Верхнеуслонского заложили 732 млн рублей. Еще 550 млн выделили на Лаишевский,  Пестречинский, Рыбно-Слободский, Алексеевский, Спасский и Алькеевский районы. Между остальными распределено еще 925 миллионов.  Подрядчиков определят в конце января.

«Хотелось бы, чтобы получше, оперативнее работали, — так оценил итоги работы ПЖКХ в праздники глава Кукморского района Сергей Димитриев. По словам главы района, люди уже привыкли к тому, что мусор всегда забирают и вывозят вовремя, на контейнерных площадках чистота и порядок. — Когда регоператор зашел, у нас были вопросы. В деревнях случались срывы. Неоднократно  встречались — нюансы отрегулировали. Только в новогодние праздники вот были проблемы, но не глобальные».

Минстрой и ЖКХ РТ, по словам опрошенных глав районов, «держат руку на пульсе». Впрочем, ведомство не смогло оперативно ответить на вопросы «БИЗНЕС Online».

Не все жители смогли завести машины, не говоря про расчистку дворов. На эту причину делал упор и гендиректор УК «ПЖКХ» Дмитрий Петров на минувшем совещании в мэрии Не все жители смогли завести машины, о расчистке дворов и говорить не приходится. На эту причину делал упор и гендиректор УК «ПЖКХ» Дмитрий Петров на минувшем совещании в мэрии Фото: metshin.ru

Объяснение №2: погода и «плохой мусор»

Снегопады конца декабря сменились ледовым дождем в начале января. Под конец новогодних каникул ударили морозы. Не все жители смогли завести машины, о расчистке дворов и говорить не приходится. На эту причину делал упор и гендиректор УК «ПЖКХ» на минувшем совещании в мэрии.

«О снеге говорите? Но в прошлом году его было больше», — парировал казанский градоначальник.

В сильные морозы гидравлика мусоровозов замерзает — количество машин на маршрутах падает, мусоровозы приходится возвращать на базу и отогревать, рассказали знакомые с ситуацией источники издания со ссылкой на УК «ПЖКХ». Вместе с тем масло в гидравлике замерзает при минус 50 градусах, говорят другие эксперты. Но в любом случае в мороз работать, конечно, сложнее. Но скажите, разве не было морозов раньше?

Проблему замерзшей гидравлики в УК «ПЖКХ» не упоминают, но называют другую причину поломки транспортных средств: попадание в бункеры мусоровозов строительных и других отходов, не относящихся к коммунальным. По этой причине на внеплановый ремонт в течение дня с маршрутов сходит 5–7 машин. «Бо́льшая часть оперативно ремонтируется и выпускается на линию в тот же день», — подчеркнули в пресс-службе регоператора.

На запаркованные дворы и мусорные площадки во вторник тоже жаловался Петро На запаркованные дворы и мусорные площадки во вторник тоже жаловался Петров Фото: «БИЗНЕС Online»

Объяснение №3: личные автомобили

На запаркованные дворы и мусорные площадки во вторник тоже жаловался Петров. Расчистка двора и подъезда к контейнерным площадкам — это функция управляющих компаний. Но и со стороны УК «ПЖКХ» отмечают случаи, когда мусоровоз разворачивается и уезжает, не оповещая о проблемах во дворе.

«Все это можно отработать, — рассказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ замруководителя исполкома Искандер Гиниятуллин. — Однако отмечены случаи, когда сотрудники ПЖКХ даже не пытались решить возникшую проблему. Понятно, что у них есть свои планы и графики движения, они фиксируют проблему и едут дальше. Но это вопрос качества оказания услуг населению и бизнесу, за которые идет оплата. Если не вывезти отходы, навалы растут в геометрической прогрессии. Завтра ты приедешь, увезешь заполненные контейнеры, но вокруг останется мусор — нужны дополнительные силы, чтобы все убрать».

В итоге проблемы с вывозом отходов в новогодние праздники приходилось решать в ручном режиме с районами, управляющими компаниями. «К сожалению, на это тратилось дополнительное время, привлекались грузчики, немусоровывозящая техника, выходили работать в ночную смену», — говорил Петров.

«Жестко контролируем, вовремя формируем заявки. У нас ни одного дома нет, чтобы где-то был завал, — озвучила рецепт образцово-показательных мусорных площадок 66 обслуживаемых домов директор управляющей компании «БРИОР+К» Приволжского района Каусария Матросова. Тем не менее она признала системный сбой регоператора в масштабах города. — Либо опыта нет у ребят, либо они не до конца просчитали всю экономику. С конца 90-х такого не случалось! Удивительно, что дошли до подобного. Горы мусора же не за 1–2 дня, а за недели появились. Такого не должно быть».

Жалобы на сокращение периодичности вывоза отходов в Казани и районах регоператор отметает, ссылаясь на санитарно-эпидемиологические правила и нормы Жалобы на сокращение периодичности вывоза отходов в Казани и районах регоператор отметает, ссылаясь на санитарно-эпидемиологические правила и нормы Фото: Сергей Елагин

Политический шантаж или итальянская забастовка?

Глядя на всю картину, которая развернулась в столице Татарстана и ее окрестностях, возникает ощущение, что региональный оператор в западной зоне РТ взял курс на выполнение только той работы, за которую получает деньги. Все спорные вопросы «мусорному» монополисту побоку. Все это смахивает на забастовку в итальянском стиле, когда выполняются только рабочие инструкции и обязанности. Примеры привели опять-таки главы районов.

«Мешок рядом с контейнером регоператор уже не забирает, — рассказал „БИЗНЕС Online“ глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов. — Двойную работу иногда делаем, но куда денешься… Разногласия какие-то есть, но стараемся справляться, держим на контроле. До совершенства еще надо дойти».

Жалобы на сокращение периодичности вывоза отходов в Казани и районах регоператор отметает, ссылаясь на санитарно-эпидемиологические правила и нормы. График формируют формально, согласно санитарным нормам, исходя из среднесуточной температуры воздуха в течение трех суток:

  • при плюс 5 градусах и выше мусор вывозят не чаще раза в сутки;
  • при плюс 4 градусах и ниже на вывоз отходов отводят трое суток.

Трудности не только у физлиц, но и у бизнеса. Мусор вывозится, но нерегулярно, говорит юрист ООО «Агава» (сеть гипермаркетов «Мегастрой») Алиса Мазитова. «Должны вывозить раз в три дня, но вывозят реже. Так было всегда. Зато счета выставляют по нормативу», — отмечает собеседник издания. Судебные тяжбы «Агавы» с УК «ПЖКХ» идут до сих пор — регоператор пытается взыскать с сети 50 млн рублей долга за 2,5 года. Напомним, с самого начала «мусорной» реформы в 2019-м DIY-ретейлер отказывался платить за услуги по нормативу, делая собственные расчеты — по факту вывоза. Пока решение вопроса увязло в судах.

Ильсур Метшин о вывозе мусора в новогодние каникулы: «Для нас это за красной линией!»

На последствия такой политики регоператора указывают и объемы вывоза отходов. В новогодние праздники – 2023 со дворов Казани вывезли 134 тыс. куб. м мусора, что на 25% меньше аналогичного показателя 2022 года. Это банальная статистика. Казанцы стали меньше производить отходов? Нет. Разница в 25% лежит до следующего вывоза отходов рядом с мусорными бачками. За следующие три дня дворники УК грузят туда остатки, а жители несут новый мусор, которому снова не хватает места. Цикл повторяется.

«Главное, чтобы мусор из-под снега по весне не пришлось выгребать, иначе к теме вывоза добавится еще и зловонная проблема», — говорят эксперты о последствиях решений, крайне далеких от комфорта людей.

Власти Казани не устраняются от решения проблем жителей. Несмотря на то что все права в сфере обращения с отходами в результате «мусорной» реформы переданы на уровень минстроя РТ и региональных операторов, исполком готов организационно помогать в решении проблем. «УК „ПЖКХ“ берет обязательства вычистить город, а управляющие компании должны помочь со своей стороны», — резюмирует замруководителя исполкома Гиниятуллин итоги минувшего совещания в казанской мэрии.

«Ситуация полностью повторяет историю Московской области, — говорит источник издания и напоминает, что „РТ-Инвест“ владеет в Подмосковье управляющей компанией „Региональный оператор“. — Прошлой весной в Московской области мусор не вывозили. Область была вынуждена выделить УК „РО“ субсидию для поддержания. Это касалось и „прочих отходов“: ветки, смет с дорог, все остальное. Раньше же вообще все вывозили — главное, чтобы контейнерная площадка была чистой. Так вот, Московская область выделила субсидию — тогда и начали нормально вывозить. Видимо, в Татарстане складывается такая же ситуация».

Власти республики пока не готовы давать деньги из бюджета, как в Подмосковье. Словесные баталии лишь сотрясают воздух, а мусор еще в 2022 году вошел в топ-10 проблем Татарстана по версии аппарата президента РТ. «Не надо ломать голову. Нужно строить объекты, заниматься развитием инфраструктуры!» — так Петров намекал на бюджетные вливания осенью прошлого года на совете муниципальных образований РТ.

На фоне проблем с мусором в Казани тихой гаванью выглядит Закамье. А там работает другой регоператор — ООО «Гринта» На фоне проблем с мусором в Казани тихой гаванью выглядит Закамье. А там работает другой регоператор — ООО «Гринта» Фото: «БИЗНЕС Online»

А что с новогодним мусором в Набережных Челнах и Закамье?

И ладно бы «мусорный» коллапс поразил весь Татарстан! Можно было бы поверить, что «генерал мороз» остановил мусоровозы, нерадивость управляющих компаний парализовала шлагбаумы во дворах, а наглость автохамов напрочь перегородила подъезды к мусорным бакам. Так ведь нет! На фоне проблем с мусором в Казани тихой гаванью выглядит Закамье. А там работает другой регоператор — ООО «Гринта». Например, в «Народном контроле» жители всего Закамья 10 января оставили только два обращения — это на 60% меньше, чем за тот же день в Казани. Да и жалобы-то какие-то несерьезные. Судите сами.

«В подземном переходе валяется мусор», — приводит фотографию небольшой кучки у остановки «Ак Мечеть» автор жалобы из Челнов. «8 января с 12:00 до 15:00 простояли с соседями в 30-градусный мороз, чтобы загрузить скопившийся новогодний мусор в машину, которая так и не приехала. Вопрос: в чем именно заключается предоставляемая платная услуга ООО „Гринта“? Как наказывать мусорщиков, если услуга не оказывается?» — пишут жители Кульшариповского сельского поселения Альметьевского района. На этом список жалоб кончается.

Почему в Закамье обошлось без скандала? «С „Гринтой“ встречались перед Новым годом и обсуждали соответствующий вопрос, чтобы не случалось сбоев по вывозу твердых коммунальных отходов. Особенно в первые дни нового года, — так на пресс-конференции ответил на вопрос „БИЗНЕС Online“ руководитель исполнительного комитета Челнов Фарид Салахов. — В новогодние праздники с коллегами из управляющих компаний делали обходы территорий. Замечаний и нареканий к работе регоператора не было. Все вывозилось по графику, своевременно. Все данные ими обещания исполнены».

В новогодние праздники «Гринта» тоже столкнулась с ростом объемов отходов. За первые 10 дней января мусоровозы в восточной зоне Татарстана собрали месячную норму. Напомним, что восточный регоператор обслуживает 23 муниципальных района, включая Набережные Челны. Это почти 2 млн жителей и свыше 53 тыс. юридических лиц. Ежедневно на линию выезжает 165 единиц мусоровывозящей техники.

«Компания усилила контроль за вывозом и вывела на линию дополнительную технику», — рассказала изданию генеральный директор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко «Компания усилила контроль за вывозом и вывела на линию дополнительную технику», — рассказала нашему изданию генеральный директор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко Фото: «БИЗНЕС Online»

«Компания усилила контроль за вывозом и вывела на линию дополнительную технику, — рассказала нашему изданию генеральный директор ООО „Гринта“ Светлана Ярлыченко. — Для оперативного реагирования с 31 декабря по 8 января в каждом муниципальном районе восточной зоны Татарстана работали дежурные операторы. Единичные случаи кратковременной задержки вывоза ТКО были в нескольких дворах, где контейнерные площадки заблокировали припаркованные автомобили. Если хозяина машины не удавалось оперативно найти, мусоровоз приезжал в этот двор несколькими часами позднее».

В восточной зоне тоже прошла оптимизация, но не людей и машин, а маршрутов движения мусоровозов. «В системе можно посмотреть состояние любой контейнерной площадки до приезда мусоровоза и после. Таким образом „Гринта“ в режиме реального времени контролирует качество работы подрядчиков по транспортированию и жестко пресекает любые нарушения», — добавила Ярлыченко, отметив, что в прошедшие праздники перевозчики отработали без замечаний и штрафов. К слову, в Казани мусоровозы в онлайн-режиме контролируют с середины нулевых.

Может, московскому руководству УК «ПЖКХ» стоит познакомиться с опытом «Гринты»? Ведь при схожих параметрах та отработала минувшие праздники без публичной критики мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева и других глав районов Закамья. Или у московских руководителей западного регоператора РТ другая цель?