erid: Pb3XmBtzt2wu662R8b1C5CkH2wV3gniXwJyqFLJ
Ровно два года назад распахнул двери общественный центр «Алмет», одной из его локаций стала выставка с крупнейшей в стране коллекцией тюркских музыкальных инструментов. С первых же дней здесь закипела работа по реализации нестандартных творческих проектов, как пишут «Нефтяные вести», инициатором и идейным вдохновителем проекта стал генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов. «Когда два года назад мы к этой теме прикоснулись, мы даже не представляли себе, с каким богатством столкнемся, — сказал Маганов. — Как этим богатством правильно распорядиться, чтобы познакомить своих соотечественников с этой культурой, показать им настоящие истоки, корни, настоящие возможности? Мы пришли к мысли, что надо посмотреть, где еще остались островки этой культуры. И пришла такая идея: давайте соберемся, попробуем объединиться и сделать культуру достоянием всех людей».
Взаимообогащение музыкальных культур — вещь замечательная
Благотворительным фондом «Татнефть» реализуется программа по изучению и популяризации малоизвестного музыкального наследия нашего региона, реконструкции старинных инструментов и самих музыкальных произведений народов Поволжья. По словам кураторов проекта, большой удачей стало знакомство с людьми, которые сумели показать всю глубину этой музыки, научили энтузиастов работать со сложным аутентичным материалом.
В первую очередь это уроженец Альметьевска, этномузыковед Геннадий Макаров. Как фольклорист-собиратель он более 45 лет участвует в полевых экспедициях, записал большое количество уникальных образцов музыки народов Поволжья, Урала и Сибири, является автором свыше 100 научных и критических статей по проблемам татарской традиционной музыки. А они есть, и довольно острые. Сегодня практически забыты исконные татарские музыкальные инструменты: думбра, даф, танбур, смычковый кубыз, гусли.
«В середине прошлого века жители нашей республики выбрали другие инструменты — баян, мандолину, пианино — и „двинулись“ в сторону европейской классики, что было подкреплено развитием музыкального образования, появлением оперного театра, развитием таких жанров, как романс, вальс, танго, — поясняет руководитель проектов БФ „Татнефть“ Павел Корчагин. — Само по себе взаимообогащение музыкальных культур — вещь замечательная. Но в нашем случае были практически забыты не только аутентичные татарские инструменты, но и сам репертуар».
Он также добавил, что в лучшем случае произошла трансформация традиционной музыкальной культуры в сценическое эстрадное искусство, подчиненное законам шоу, где главное — «привлечение внимания», «произведение эффекта», что и привело к искажению ее глубинного, изначального смысла.
Имея доступ к коллекции тюркских музыкальных инструментов, материалам этнографических экспедиций, энтузиасты выставки в качестве эксперимента решили сыграть одну из старинных песен — «Казан ханы язмышы»
«Удивительные истории Великой Булгарии»
То, что сегодня мы называем национальной татарской музыкой, — это продукт XX века, созданный композиторами, по сути, нашими современниками. В то же время основной компонент татарской культуры — этническая составляющая, то есть донациональный слой, собственно национальный слой и третий пласт — средневековой культуры, притом элитарной. В него входит элитарная музыка Казанского ханства, Золотой Орды и отчасти Волжской Булгарии.
Имея доступ к коллекции тюркских музыкальных инструментов, материалам этнографических экспедиций, энтузиасты выставки в качестве эксперимента решили сыграть одну из старинных песен — «Казан ханы язмышы». Эта легенда была записана в 1907 году венгерским ученым Юлием Мессарошем во время полевой экспедиции у чувашей Цивильского уезда Казанской губернии. То есть старинное татарское произведение ждало своего возрождения более 100 лет. И благодаря инициативе нефтяников было реконструировано в наше время. Запись этой песни и можно считать началом коллектива «Кадим Алмет».
Затем из огромного массива архивного материала были отобраны произведения, посвященные легендам о становлении культуры, искусства Волжской Булгарии, причинах перенесения ее столицы в Казань, историко-романтические сюжеты, лирические и бытовые повествования — всего получилось 10 композиций. Все они вошли в дебютный альбом под названием «Удивительные истории Великой Булгарии».
Сегодня «Кадим Алмет» — это 16 музыкантов и вокалистов — гиды выставки тюркских музыкальных инструментов, студенты и преподаватели Альметьевского музыкального колледжа, жители нефтеграда
В этномузыке очень сильна именно эмоциональная сторона
Несмотря на солидный возраст материала (к примеру, основная мелодия инструментального пролога была сочинена в IX веке, в доисламский период в истории нашего края), альбом получился свежим, оригинальным, выгодно отличающимся от современной поп-сцены. Художественному руководителю коллектива Эрдни Чавлинову удалось сохранить характер построения композиций, например нечетные размеры произведений (в отличие от прямолинейных, на четыре четверти, принятых в современной музыке), а главное — передать атмосферу, дух старинной музыкальной культуры, сделать аранжировки для исполнения на инструментах нашей выставки.
«На мой взгляд, в этномузыке очень сильна именно эмоциональная сторона. Слушатель может даже не понимать, о чем песня, но вокал, голос донесут все, что нужно. Такие песни невозможно исполнять или слушать, оставаясь равнодушным. Каждый раз, стоя на сцене, мы переживаем сильнейшие эмоциональные впечатления вместе со слушателями — и к этому невозможно привыкнуть», — делится с «Нефтяными вестями» вокалистка коллектива Зульфия Гаврилова.
Сегодня «Кадим Алмет» — это 16 музыкантов и вокалистов — гиды выставки тюркских музыкальных инструментов, студенты и преподаватели Альметьевского музыкального колледжа, жители нефтеграда. Для каждого из них работа в коллективе интересна из-за нестандартного, неакадемического характера исполняемого материала.
«До сих пор попытки возрождения старинного музыкального наследия носили разовый характер, материал изучался фрагментарно, без должной научной основы и исторического исследования, — говорит директор БФ „Татнефть“ Ренат Мамин. — Большая часть работ в сфере этнической музыки региона далека от реальности и является художественным вымыслом. Уверен, проект „Кадим Алмет“ поможет восполнить серьезные проблемы в области изучения аутентичной музыкальной культуры. И это не противопоставление существующим взглядам на татарскую национальную музыку, а серьезное, основательное их дополнение, позволяющее лучше понять корневую культуру жителей нашей республики».
24 декабря в ОЦ «Алмет» (Ленина, 69а) состоится театрализованный концерт ансамбля «Кадим Алмет», приуроченный к выходу дебютного альбома. Начало — в 17:00. Пригласительные билеты можно получить на кассе ОЦ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.