"РАЗ Я ПРИШЕЛ В КАЗАНЬ, ТЕМ БОЛЕЕ В ТАКОЙ ПУБЛИЧНЫЙ БИЗНЕС,
КАК БАНК, НУЖНО РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ"

- Мы прошерстили всю федеральную прессу и поразились, что за все время своей предпринимательской деятельности вы не дали ни одного интервью… С чем связана такая закрытость? И почему вы решились дать интервью газете «БИЗНЕС Online»?

- Не буду скрывать, что специально я не давал себе слово, что не буду давать прессе интервью. Просто как-то так сложилось. А вам даю интервью, потому что меня об этом попросил Тахир (Гайнутдинов - предправления «Казанского» - ред.). Раз я пришел в Казань, тем более в такой публичный бизнес, как банк, наверное, нужно рассказать о себе. Чтобы снять все вопросы у рынка.

- Согласны. Тогда расскажите, пожалуйста, о вашем основном бизнесе.

- Бизнесов несколько. Исторически у нас был бизнес по дистрибуции компьютерных запчастей, мы торговали «железом». В 2004 году друзья и коллеги из других компьютерных компаний предложили объединение, что мы и сделали в рамках компании «Мерлион». Компания развивается независимо, у нее структурно все свое. Сейчас «Мерлион» - один из лидеров российского рынка, мы делим первое-второе места с компанией OCS.

- Как вы прокомментируете оценки выручки «Мерлион» в 100 миллиардов рублей, которые делают Forbes, "Коммерсантъ" и "Эксперт"? Они соответствуют действительности?

- Да, приблизительно соответствуют. Это более 100 миллиардов рублей.

- То есть это ваш основной бизнес?

- Нет, это бизнес, где я просто являюсь одним из акционеров. Это большой бизнес, который генерирует прибыль, но я ему уделяю не много времени – мои партнеры больше погружены в процесс.

С 97-го года мы занимаемся транспортом. Из этого бизнеса у нас вырос логистический и транспортный бизнес, а также большой сервис грузовой техники под названием «Глобал Трак Сервис». Мы дилеры по ремонту траков Volvo и Mercedes. Наверное, на этом рынке мы самые большие в Восточной Европе. У нас сеть автосервисных станций - большая станция в Зеленограде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Сочи, Выборге.

Есть еще несколько направлений, где мы либо полностью контролируем, либо являемся акционерами. Есть, например, телекоммуникационная компания, небольшой бизнес в сфере золотодобычи.

- Какова ваша доля в «Мерлионе»?

- Нас три акционера, у каждого есть блокирующий пакет, точное распределение – закрытая информация.

- У группы «Мерлион» есть проекты в Татарстане – первый магазин сети «Позитроника» был открыт в Набережных Челнах. Сейчас в республике работает несколько точек под этим брендом.

- «Позитроника» - это франшиза, сейчас их около 200. В Казани мы недавно, перед новым годом, открыли дискаунтер компьютерного оборудования и бытовой техники «Ситилинк».

IMG_3079.jpg
Олег Карчев: «Бизнес-план и бюджеты развития пока еще до конца не подготовлены, поэтому декларировать объем инвестиций в развитие мы пока не можем. Я буду вкладывать собственные средства, пока планирую быть единственным бенефициаром банка»

МЫ СТРОИМ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК

- В конце февраля менеджмент во главе с председателем правления банка «Казанский» Тахиром Гайнутдиновым продали акции вам, московскому бизнесмену Олегу Карчеву, который также является бенефициаром частного банка «Рост». Вы пришли в Татарстан, чтобы построить здесь бизнес, или это просто часть более крупного проекта?

- Мы строим федеральный банк, и конечно, понимаем, что Татарстан – это один из ключевых регионов в России. Поэтому приход сюда требует больше сил, времени и внимания. Хорошо, что зайти в Татарстан получилось именно таким образом. Это большая удача для нас.

- Почему и с какой целью вы вошли в банковский бизнес?

- Давно хотел. Долго дозревал до этого решения, в 2008 году купил лицензию «Роста» и начал с нуля строить банк. Сделка была перед самым кризисом, мы купили только банковскую лицензию. Там не было бизнеса, потому что Гительсон (Александр Гительсон - основатель банка ВЕФК, бывший владелец банка «Рост» - ред.) на базе «Роста» делал филиал своего банка.

Мне интересно заниматься банковским бизнесом. Оглядываясь назад, я могу констатировать, что нам повезло, что мы купили только лицензию прямо перед кризисом, потому что не получили дефолт по кредитному портфелю, как многие другие участники рынка. Это тоже наше преимущество, потому что сейчас мы более консервативно выдаем кредиты, реализуем более взвешенную политику.

«РОСТ» - ЭТО НЕ ОПОРНЫЙ БАНК ГРУППЫ, ЭТО БИЗНЕС, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ»

- Последнее время сразу в несколько небольших банков Татарстана пришли новые акционеры. По некоторым из них есть вопросы…

- Мы строим нормальный федеральный банк. В этом плане у нас есть некоторое преимущество, потому что мы покупали чистую лицензию и начинали строить бизнес с нуля. Соответственно, не было какого-то шлейфа. Мы изначально поставили жесткий барьер для всякого рода околобанковского бизнеса и держим его сегодня. Мы хотим, чтобы наши клиенты были уверены, что банк надежный, порядочный и дорожит своей репутацией. Это наша принципиальная позиция.

- Вы строите федеральный банк, который станет опорным для вашей группы?

- Нет, это абсолютно рыночный бизнес. Наши бизнесы могут и сами заимствовать на рынке, для этого им банк не нужен. Тем более если говорить о «Мерлионе», то он, наверное, кредитуется дешевле, чем мы фондируемся. Это разного уровня компании. Взаимоотношение банка со всеми компаниями, в которых я являюсь акционером, строится на исключительно рыночных принципах. Если мы сможем предложить им конкурентоспособные услуги, значит они будут у нас обслуживаться, если не сможем, значит не будут.

Банк «Рост» - это не опорный банк группы, это рыночный бизнес, ориентированный на извлечение прибыли.

- Что из себя сегодня представляет банк «Рост»?

- На сегодняшний день в структуре банка 26 территориальных подразделений. Хотим покрыть практически все регионы – в течение трех-пяти лет мы это надеемся сделать. Планируем, что до конца 2012 года у нас будет порядка 40 - 45 точек, не считая 19 подразделений банка «Казанского».

«МЫ ХОТЕЛИ БЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К БАНКУ «КАЗАНСКОМУ»

- У «Роста» и «Казанского» схожие показатели деятельности. Как будет происходить объединение банков?

- Пока еще непонятно, кто к кому будет присоединяться. У кого больше опыта, у кого больше компетенций, тот банк и станет опорным при объединении. Поэтому я хотел бы максимально интегрировать в наш бизнес все, что было наработано за эти годы в «Казанском». Должна быть синергия.

- В результате как будет построена работа? Будет группа банков или один банк?

- Будет один банк. Что касается названия, то, наверное, мы сохраним название «Рост» - для федерального банка оно подходит лучше, чем «Казанский». С точки зрения региона филиал будет называться «Казанский». В Татарстане, скорее всего, мы будем вести совместное брендирование, чтобы не ломать позитивное отношение, которое здесь сложилось.

- На лицензии какого из двух банков будет продолжена работа в будущем?

- Мы это до конца еще не решили, но мы хотели бы присоединиться к банку «Казанскому». Этому есть ряд причин. Но об этом можно говорить только как о нашем намерении.

Необходимые дополнительные лицензии, которых нет у банка «Казанского», мы постараемся их получить. Например, есть планы по получению лицензии на операции с драгметаллами, потому что у нас уже есть подразделение в Магадане, которое ведет работу с недропользователями.

- Если с разрешения регуляторов работа объединенной структуры будет продолжена на лицензии «Казанского», будет ли банк переведен в Москву?

- Скорее всего, да, потому что федеральным банком управлять из Казани не очень удобно. Посмотрим.

"ЭТО ЛИЧНО МОИ ДЕНЬГИ"

- Насколько нам известно, вам принадлежали еще Южный региональный банк и банк Норвик. Что с ними?

- После покупки банка ЮРБ мы перевели его бизнес в наш филиал, а лицензию продали. Норвик мы присоединили в прошлом году. Смысл в том, что нам нужна клиентская база и территориальные подразделения. У этого банка был иностранный акционер, который хотел построить бизнес в России, но не смог и ушел. Какой-то бизнес этого банка мы интегрировали в «Рост», какой-то не интегрировали. По сравнению с «Казанским» речь идет о небольших деньгах – объем активов банка в момент покупки был в районе всего 1 миллиарда рублей. Для нас это, скорее, некий опыт по интеграции банков в форме присоединения.

- В покупку банка «Казанского» вы вложили свои личные деньги?

- Да, это лично мои деньги. Например, у меня была сеть продуктовых магазинов в Москве «Ням-ням». В 2008 году я ее продал большой австрийской компании REWE, которая развивает сеть Billa. Сделка была достаточно публичная, ее вел Deloitte&Touche. Сумма сделки была 100 миллионов долларов. В том числе в банк вкладываются и эти деньги. Кроме того, я сейчас выхожу из каких-то бизнесов и буду концентрироваться именно на банке.

- Какова сумма и другие условия сделки по «Казанскому»?

- Это конфиденциальная информация.

"ЕСЛИ БЫ МЫ ВЕЗДЕ НАХОДИЛИ ТАКИХ ПАРТНЕРОВ,
КАК ТАХИР ТАНЗИЛЕВИЧ, НАМ БЫЛО БЫ ПРОЩЕ"

- Почему приняли решение купить именно банк «Казанский»? Какие-то еще банки рассматривались в Татарстане?

- В Татарстане не рассматривали, а вообще периодически мы смотрим разные банки, выставленные на продажу. Если будут приемлемые коммерческие условия, мы готовы приобретать банки. В первую очередь мы оцениваем бизнес, который у них есть. В Татарстане было принято решение купить именно банк «Казанский», потому что это очень хороший банк, у него хороший прибыльный бизнес, хорошее качество активов, качественный портфель.

- Почему вы действуете не напрямую, а через доверенное лицо?

- Через жену? Просто исторически так сложилось, что все активы всегда оформляются на нее. Я принимаю решения, веду дела.

- Не проще ли было зайти в регион простым филиалом банка «Рост»?

- Мы так и делаем практически во всех регионах. В Казани нам повезло больше. Мы, конечно, специально не бегаем, не скупаем банки, но тут у нас очень удачно получилось, я очень доволен. Если бы мы везде находили таких партнеров, как Тахир Танзилевич, нам было бы проще. Очень многое зависит от команды и бизнеса, который сформирован. С такими людьми можно и филиал открывать, и новый бизнес начинать.

- На каких условиях продолжит работать в банке Тахир Танзилевич?

- Мы хотели бы, чтобы он руководил банком, причем не только в Татарстане, но и в Поволжье. Строить территориальный куст в ПФО было бы логично именно на базе «Казанского». Детали и бизнес-план мы еще будем дорабатывать, с момента совершения сделки по покупке банка прошло не так много времени. Но мы хотели бы сохранить и усилить команду банка и надеемся, что наше сотрудничество будет долгосрочным.

- Как вы видите себя в банке?

- Минимально. Активного участия в управлении и так далее я бы принимать не хотел и занимать какую-то должность я не предполагаю. Стратегом банка является Артем Хенкин. У меня много времени уходит на совещания, советы директоров, одобрение стратегий и так далее – все время с кем-то сидишь, о чем-то говоришь.

IMG_3084.jpg
«Никакой политики, никакого общественного движения. Мне это не нравится, не хочется, я это не люблю. Мне нравится только бизнес. Я скучный человек»

"ПРОДАМ АКТИВЫ И ВЛОЖУ В БАНК"

- До конца года ожидается объединение банков «Казанский» и «Рост». Сколько составит капитал объединенного банка?

- Я думаю, около 4,5 миллиардов рублей. Что касается активов, то здесь позиция может быть одна – нужно использовать капитал максимально эффективно и увеличивать активы до 40 - 45 миллиардов рублей. Но цепляться за эту цифру не нужно. Мы будем поступательно строить бизнес, но как в итоге получится, жизнь покажет.

В ближайшие четыре года мы планируем открыть у банка «Рост» около 200 точек присутствия. В первую очередь у нас есть цель построить эффективный бизнес. Я могу назвать только реперные точки. К примеру, если мы планируем зайти в 60 регионов, мы не хотели бы иметь в этих регионах бизнес объемом меньше 1 миллиарда рублей. Соответственно, речь может идти о 60 миллиардах рублей активов. Но задачи такой не стоит – главное, чтобы все подразделения были успешны и прибыльны.

- Сколько вы готовы инвестировать в развитие банка?

- Бизнес-план и бюджеты развития пока еще до конца не подготовлены, поэтому декларировать объем инвестиций в развитие мы пока не можем. Я буду вкладывать собственные средства, пока планирую быть единственным бенефициаром банка.

Что касается фондирования, из-за нашего размера нам пока доступны только вклады и остатки на расчетных счетах наших клиентов. В ближайшем будущем по мере нашего роста для нас откроются и другие инструменты фондирования – облигационные программы, западные рынки капитала, государственные средства и так далее. Это только вопрос роста.

Где мы будем брать деньги на дальнейшие инвестиции? Планирую продать ряд активов и вложить в банк.

ВИДИМ СЕБЯ В НИШЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

- В какой нише банковского рынка будет позиционироваться «Рост»?

- Мы себя видим в нише среднего и малого бизнеса. В этом сегменте место точно есть - конкуренция достаточно слабая, ведущие российские банки хотя и декларируют свою работу с МСБ, участвуют в ней слабо и вряд ли в обозримой перспективе покроют этот рынок, даже несмотря на свои возможности.

Наш банк универсальный, мы предлагаем и розничные продукты, и ипотеку, и корпоративные продукты – малый и средний бизнес будет просто одним из направлений, в которое будет вложено несколько больше ресурсов. Но здесь еще непонятно, к какому направлению относить работу с предпринимателями – можно к рознице, а можно к корпоративному бизнесу. Грань очень тонкая – к какой группе клиентов относится человек, который берет у банка кредит в размере 2 - 3 миллионов рублей?

- Какие позиции в банковской системе Татарстана вы намерены занять? И планируете ли приобретать другие активы в Татарстане?

- Мы так детально рынок не изучали, поэтому сказать сложно. Сейчас надо не растерять, а укрепить имеющиеся позиции. Войдем ли в пятерку или тройку рынка – жизнь покажет. Мы намерены сосредоточиться на банковском бизнесе, поэтому никакие проекты в Татарстане покупать не планируем.

- Какова норма рентабельности в банке «Рост»?

- Сейчас устанавливать и выполнять какие-то нормы тяжело, потому что все, что мы зарабатываем, мы рефинансируем. На этапе бурного развития прибыли нам не видать.

"ЗДЕСЬ, КАК В ЕКАТЕРИНБУРГЕ, ЧУВСТВУЕТСЯ БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ"

- Какое у вас впечатление от Казани в целом?

- Мне нравится, здесь очень комфортно, бизнесово. Здесь, как в Екатеринбурге, чувствуется бизнес-ориентированность. Есть активность, драйв. Интересно.

- Расскажите о своей философии бизнеса. Сколько лет вы им занимаетесь?

- С 94-го года.

- Кто вы по образованию?

- Физфак МГУ.

- Что для вас является драйвером? Понятно, что денежный вопрос для вас уже решен…

- Я ничего другого не умею. Нет никаких рамок, есть интерес, есть драйв. Бери больше – кидай дальше, как кочегар.

"МНЕ НРАВИТСЯ ТОЛЬКО БИЗНЕС. Я СКУЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК"

- Вы никогда не входили ни в какие союзы предпринимателей – "Деловая Россия", "ОПОРА России" и подобные?

- Нет, никогда. Никакой политики, никакого общественного движения. Мне это не нравится, не хочется, я это не люблю. Мне нравится только бизнес. Я скучный человек.

- Удалось обнаружить в интернете только одну вашу фотографию – с соревнований по стрельбе из пистолета. Это ваше увлечение?

- Меня товарищ пригласил в эту ассоциацию. Она активно развивается, это действительно интересно. Я только иногда постреливаю, у меня этим активно занимается сын – скоро будут соревнования, он собирается принимать в них участие. Для поддержания тонуса я немного занимаюсь бегом, лыжами, баскетболом, плаванием. Всего понемногу.

Справка

Олег Карчев родился в Норильске в 1970 году.

Образование: 1994 год – физический факультет МГУ

Основные этапы карьеры:

1994 – компания «Тайсу», владелец
2004 – компания «Мерлион», совладелец
2008 – банк «Рост», владелец

Женат, воспитывает четырех детей

ОАО «Банк «Рост» - частный московский банк, основными направлениями деятельности которого являются кредитование и обслуживание счетов корпоративных клиентов, привлечение средств частных лиц во вклады. С момента образования в 1993 году и до сентября 2002-го был известен под именем АКБ «НЕФТЕК». Единственным акционером банка является Елена Власова, контролирующая 100% акций кредитной организации в интересах конечного бенефициара Карчева, владельца холдинга «Тайсу» (инвестиции и управление пакетами акций компаний‚ работающих в различных секторах экономики).

По данным "Банки.ру", на 1 февраля 2012 года нетто-активы банка - 14,177 млрд. рублей (182-е место в России), капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) - 2,032 млрд., кредитный портфель – 9,683 млрд., обязательства перед населением - 5,51 миллиардов.

ОАО «Банк «Казанский» - региональный коммерческий банк, входящий в Топ-10 банков Татарстана по различным финансовым показателям. Ключевые направления деятельности - кредитование малого и среднего бизнеса и привлечение вкладов населения.

Основной бенефициар - председатель правления Тахир Гайнутдинов, под контролем которого до последнего времени находилось более 70% акций, в том числе 19,54% владел лично. Небольшие пакеты напрямую принадлежали его заместителям - Сергею Пащенко (9,99%) и Рамилю Зарипову (4,42%), а также членам совета директоров - Виктору Власьеву (4,64%), Роману Куковицкому (4,42%) и Фариду Гумерову (3,23%).

"Мерлион" - крупнейшая частная IТ-компания России, дистрибьютор компьютерных комплектующих, цифровой техники, периферии, сетевого и офисного оборудования. Компания основана в 1992 году и в настоящее время поставляет свой товар в более чем 4600 российских компьютерных компаний. «Мерлиону» принадлежат известные и в Татарстане розничные сети «Позитроника», «Ситилинк», сеть сервисных центров «Сеть компьютерных клиник», производитель компьютеров NCA Group и ряд других активов. Выручка компании за 2010 год составила 77,99 млрд. рублей (учитывая, что в посткризисном 2011 году обороты в среднем по рынку увеличились на 40 - 50%, выручка "Мерлиона" могла перешагнуть рубеж и в 100 млрд. рублей). Численность персонала на 2011 год — 2 650 человек.

Спонсор проекта "Персона"

Р’РўР‘.jpg

Банк ВТБ

ОАО "Банк ВТБ" и его дочерние банки (Группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в РФ, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Основным акционером ВТБ является правительство России, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.

Татарский филиал Банка ВТБ создан в 2002 году. В РТ действует 20 точек продаж группы ВТБ (Банк ВТБ, ВТБ 24, ВТБ-Страхование, ВТБ-Лизинг, ВТБ-Факторинг, ВТБ-Пенсионный фонд). Клиентская база насчитывает свыше 1500 корпоративных клиентов, из которых около 700 клиентов относятся к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом кредитных лимитов достигает 100 млрд. рублей.