«Была середина урока, и мы услышали два громких хлопка, они были похожи на выстрелы… Потом услышали голос директора Амины Салимовны», — рассказывали следователям ученики 1-го «А» класса гимназии №175. Их показания огласили в среду в Верховном суде РТ. По словам детей, учитель сделала все, чтобы сохранить спокойствие в момент трагедии. О том, как дети перенесли самый страшный час своей совсем еще короткой жизни, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Желаю добавить, что действия нападавшего причинили мне психологическую травму и развили фобии. Я боюсь идти в школу», — признался в показаниях Галеев
«Я боюсь идти в школу»
В среду в одном из коридоров Верховного суда Татарстана можно было увидеть подростка в черной толстовке и темных джинсах. Он, сидя на скамье возле зала заседания, постоянно потирал руками лицо, нервно теребил волосы на голове и почти ни с кем не общался. Продолжения судебного процесса по делу «казанского стрелка» ждал Айрат Шигапов (здесь и далее имена несовершеннолетних изменены по требованию законодательства — прим. ред.) — ученик 8-го «А» класса, выживший во время стрельбы в гимназии №175.
Для допроса в суд он прибыл с мамой Лилией. Аниса Гарифуллина, мама погибшей в трагедии девочки, едва заприметив Лилию, слегка улыбнулась, подошла к ней и начала еле слышно о чем-то говорить. Лилия бросила пару коротких фраз в ответ, замолчала и, тяжело вздохнув, стала смотреть в сторону двери. Двери, войдя в которую она впервые увидит Ильназа Галявиева, который 11 мая 2021 года кардинально изменил жизнь ее семьи. В начале заседания мама ученика заявила ходатайство об исключении из зала тех, кто не имеет к судебному процессу прямого отношения. В суде оглашались сведения сына, являющиеся медицинской тайной. После этого представители СМИ были приглашены обратно для оглашения стороной обвинения — Яной Подольской — показаний учеников первого класса.
Начали с показаний Алины Каримовой, ученица 1-го «А» в тот день пришла в школу в 7:45. Первым уроком у нее был русский язык, а затем математика. «На уроке мы измеряли линейкой книги, учились пользоваться линейкой», — рассказала она. Как вдруг услышала по громкоговорителю взволнованный голос директора гимназии — Амины Валеевой. «Объявила, что всем учителям нужно закрыть двери и не выпускать учеников», — вспоминала ученица. Сразу после объявления учитель Резеда Фатхутдинова заперла дверь и, по словам Каримовой, делала все, чтобы дети не паниковали. «Затем я услышала два хлопка и один сильный взрыв, от которого в нашем кабинете задрожали парты», — поделилась самыми первыми воспоминаниями девочка. После взрыва в класс постучались, представившись полицейскими. Однако учитель впустила их только после предъявления документа. Детей проводили к лестнице, вывели на улицу, а затем за территорию школы.
Радмир Галеев, тоже ученик 1-го «А», вспоминал ход событий так: «Была середина урока, и мы услышали два громких хлопка, они были похожи на выстрелы… Потом услышали голос директора Амины Салимовны». Он, подтверждая слова одноклассницы, повторил ход действий учителя после оповещения директора. «Требования Резеды Ильдусовны мы старались выполнять всеми силами, но, услышав хлопки, все мои одноклассники начали плакать. Мы предались истерическому состоянию». После того как класс эвакуировали, мальчик отправился домой, т. к. жил совсем близко. «Желаю добавить, что действия нападавшего причинили мне психологическую травму и развили фобии. Я боюсь идти в школу», — признался в показаниях Галеев.
Ученик 1-го «А» класса Артур Закиров заявил, что не ходил в другую школу во время ремонта в гимназии №175: «Боялся, что не смогу оттуда выбраться, если что-то случится…»
«Из-за случившегося в нашей гимназии я не мог спать»
«Я подумал, что в школе обрушивается потолок. После третьего хлопка наша дверь упала в помещение школы…» — так вспоминал первые минуты трагедии Андрей Савельев. «Я сидел около окна и увидел, что учитель физкультуры выносит на руках раненую девочку», — добавил он. Ученики плакали, и Фатхутдинова пыталась успокоить их, говоря, что тревога учебная.
«По голосу директора сразу было понятно, что она взволнована. Она кричала!» — рассказал другой ученик, Карим Шайдуллин. Учитель закрыла дверь класса на замок, говоря, что переживать не о чем, ведь в школе идет ремонт. «Я сразу понял, что произошел взрыв», — сказал ученик следователям, объяснив, что слышал подобные звуки в компьютерных играх.
«Из-за случившегося в нашей гимназии я не мог спать. Даже в тишине мне казались звуки выстрелов, которые я слышал. Сейчас я боюсь остаться один», — поделился ученик 1-го «А» класса Артур Закиров. Мальчик признался, что начал пугаться громких звуков, т. к. они напоминают ему звуки взрывов. Он заявил, что не ходил в другую школу во время ремонта в гимназии №175: «Боялся, что не смогу оттуда выбраться, если что-то случится…» Мальчик отказался от посещения тренировок карате в другой школе, где занимался до этого, добавив, что летом регулярно посещал психолога с мамой.
«По громкоговорителю какая-то женщина что-то объявила, и я услышал, как произошло около пяти взрывов», — вспоминает Матвей Ханов. По его словам, после этого учитель закрыла кабинет на ключ и класс продолжил урок. «Кто-то из моих одноклассников заплакал, но мы не привлекали к себе внимание», — добавил он. Спустя время к классу подошел сотрудник полиции и стал эвакуировать детей. Когда они вышли за дверь кабинета, кругом был дым и запах пороха.
«Я плакала, — рассказала на допросе Арина Петрова. — Мы услышали хлопок, было ощущение, что он поблизости». Первоклассники начали плакать, после чего класс услышал объявление директора: «Заведите детей в кабинеты!» Позже стало казаться, что хлопки отдалились, а учитель говорила детям, что кто-то просто стучит молотком. Спустя некоторое время в кабинет вошли полицейские, которых дети узнали по форме. «Расставили нас по парам и начали выводить из кабинета», — рассказала о процессе эвакуации девочка.
Читайте также:
- «Отдайте его нам, больше ничего не надо!»: стартовал суд над Ильназом Галявиевым. Часть 1-я
- «Они лежали на полу в крови»: как Ильназ Галявиев слушал родителей убитых им детей. Часть 2-я
- «Я увидел трупы детей… Лужи крови. И одного мальчика, которого начали грузить на носилки». Часть 3-я
- «Я увидел силуэт мужчины в окне второго этажа. В руках у него было ружье…». Часть 4-я
- «Сам я спрятался на втором этаже в туалете. Против ружья я же не могу…» Часть 5-я
- Директор гимназии №175 о Галявиеве: «Почему Ильназ это сделал? Я каждый день об этом думаю». Часть 6-я
- «Сау булыгыз, Диляра Ахмадуловна…»: как прощались с жизнью расстрелянные дети гимназии №175. Часть 7-я
- «Вышел человек, похожий на ботаника. Берцы только смущали»: как безоружный майор Мусин брал Галявиева. Часть 8-я
- «Вы знали, что в нашем 8-м «А» не работает громкоговоритель. Скажите, вас совесть не мучает?». Часть 9-я
- «Из коридора я увидела лежащих детей в крови. Вахтер кричала: «Убивают!» Часть 10-я
- «Краем глаза увидела, что у расписания стоит молодой человек, вроде на ученика не похож…» Часть 11-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.