«Что вы здесь делаете? Покиньте помещение!» — пыталась прогнать из школы незнакомое лицо педагог-психолог гимназии №175 Зухра Зайнетдинова. Именно она первой встретила Ильназа Галявиева, который пробрался в школу за несколько часов до трагедии, чтобы подробно изучить расписание уроков. О том, какой между ними состоялся диалог, и учителях, спасавших детей от стрельбы, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В понедельник в Верховном суде Татарстана состоялось очередное заседание по делу «казанского стрелка» Ильназа Галявиева
«Человек, с которым вы общались утром, — это Галявиев?»
В понедельник в Верховном суде Татарстана состоялось очередное заседание по делу «казанского стрелка» Ильназа Галявиева. Для допроса в суд в качестве свидетеля была приглашена педагог-психолог гимназии №175 Зухра Зайнетдинова. Она первая, кто встретила, как окажется позже, будущего «стрелка».
11 мая 2021 года Зайнетдинова пришла на работу к 7 часам утра, чтобы встретить учеников у входа в школу, измерить им температуру и обработать руки. Она случайно обратила внимание на молодого человека среднего роста, стоявшего у расписания занятий в серой одежде, медицинских очках и медицинской маске. «Краем глаза увидела, что у расписания стоит молодой человек. Вроде не похож на ученика, что-то не то…» — насторожилась Зайнетдинова.
Она подошла поближе: вдруг не признала в парне ученика школы? Не узнав знакомого лица в обернувшемся к ней юноше, психолог начала буквально прогонять его из школы: «Что вы здесь делаете? Как прошли? Здесь нельзя находиться! Покиньте помещение!» В ответ Галявиев спокойно заявил ей: «Мы хотим сюда братишку отдать», — и стал расспрашивать о том, во сколько начинаются уроки.
После начала второго урока школьный психолог отправилась на третий этаж в кабинет химии к Зулифире Нуриевой. Войдя в кабинет, учителя услышали хлопки
Зайнетдинова посоветовала ему отойти к вахтеру, а затем пригласить завуча. И вновь настоятельно потребовала покинуть здание. Однако Галявиев стоял на своем и еще трижды попытался задать интересующий его вопрос. «А я ему не отвечала: либо к вахтеру, либо покинуть помещение», — добавила Зайнетдинова. Не получив ответа, Галявиев все же вышел из школы.
После начала второго урока школьный психолог отправилась на третий этаж в кабинет химии к Зулифире Нуриевой. Войдя в кабинет, учителя услышали хлопки. «Зульфира Зуфаровна сразу подскочила и посмотрела в окно», — рассказывала в суде Зайнетдинова. Ничего не увидев, они вдвоем отправились в кабинет, где сидел класс. В этот момент по громкоговорителю услышали директора: «Закройте кабинеты! Никуда не выходите!» После слов директора Нуриева взяла ключи и закрыла дверь. Здание школы, по словам педагога, начало трястись: «Такое ощущение было, что мы сейчас вниз провалимся». После нескольких взрывов учителя спрятали детей в лабораторной каморке.
Зайнетдинова далеко не сразу поняла, что общалась со «стрелком» утром у расписания. Даже на допросе следователей, смотря на фото Галявиева, не сразу узнала его. «Человек, с которым вы общались утром, — это Галявиев?» — уточнила сторона обвинения. На что девушка, будто бы до сих пор не веря в случившееся, после долгой паузы неуверенно ответила: «Получается, да…»
«Когда я дверь закрывала, она аж затряслась. Я была в положении, ученик помог мне притянуть дверь на себя»
«Сказал ребятам: если что-то и случилось, я с ними!»
Следующим для допроса в суд был приглашен преподаватель русского языка Роман Гузенфельд. Он вел урок в 8-м «Б» классе в кабинете на третьем этаже, как вдруг услышал крик директора школы по громкоговорителю, что нужно срочно закрыть двери. Он закрыл кабинет и услышал взрывы. «Я сразу ребят отогнал в угол класса, начал их успокаивать и велел никому не подходить к окнам», — рассказал Гузенфельд о своих первых действиях. «Сказал ребятам, что мы должны переждать. Если что-то и случилось, я с ними!» — успокаивал детей учитель. Гузенфельд рассадил детей по периметру противоположных стен, оставив все пространство класса свободным. Он услышал порядка трех взрывов и столько же выстрелов. «Так трясся потолок, я и сам-то напуган был… Вот-вот [потолок] упадет!» — вспоминал те минуты преподаватель.
Адвокат обвиняемого Руслан Нуриахметов попросил Гузенфельда описать внешний вид Галяиева, на что тот объяснил, что увидел «стрелка» лишь краем глаза из окна кабинета, когда его повалили на землю. Преподаватель также отметил, что ни разу не видел Галявиева за 6 лет работы в школе. По окончании допроса Аниса Гарифуллина, мама погибшей в трагедии девочки, уточнила, не было ли слышно в здании выстрелов после того, как Галявиева вывели из школы. «Мне казалось, что были!» — ударив рукой по трибуне, громко заявил Гузенфельд. «Понимаете, это было недолго, но как-то слилось в одну картину…» — тут же пояснил он.
У учительницы английского языка Алии Сибирзяновой рабочий день мог начаться только с третьего урока. Несмотря на это, она как классный руководитель пришла в школу к 7:20, чтобы встретить «своих» у входа в школу. Свободное от уроков время решила посвятить планированию оставшихся учебных часов. Далее Сибирзянова спустилась в столовую, чтобы проверить количество подготовленных для учеников ее класса порций. Через 20 минут класс спустился на завтрак, а она отправилась обратно в свой кабинет. Поднимаясь наверх, учитель услышала отдаленный звук. Не придав этому значения, пошла дальше, но вновь услышала посторонний звук. Она предположила, что он доходит с улицы. Подходя к кабинету, девушка услышала просьбу закрыть двери кабинетов по громкоговорителю. Сибирзянова закрылась в классе с тремя учениками, которые не питались в тот день. «Отойдите от окон, сядьте под партами!» — сказала она детям. Хлопки стали усиливаться и становиться будто бы ближе к классу, в кабинете начал появляться противный запах: «Мы решили заклеить скотчем вентиляционную шахту, откуда шел запах».
Стоя у запертой двери, Сибирзянова услышала крики о помощи: «Алия Ильдаровна, помогите!» Проигнорировать крики детей учитель не смогла, она вышла из класса и перевела всех в один кабинет. «Когда я дверь закрывала, она аж затряслась. Я была в положении, ученик помог мне притянуть дверь на себя», — показывала учитель происходящее буквально на себе. «Кто-то подошел к двери и ручку дернул», — вспоминала учитель о том, как «стрелок» пытался войти в кабинет.
Дети, по ее словам, реагировали по-разному: кто-то плакал, кто-то закрылся в себе. «Я успокаивала детей как могла», — добавила учитель. Спустя некоторое время в дверь постучались спасатели, но Сибирзянова побоялась открыть. Лишь долгие просьбы и доказательства безопасности сотрудников экстренных служб убедили девушку сделать обратное. «Осколки стекла, выбитые двери, капли крови…» — первое, что увидели дети, когда учитель все же открыла дверь.
Читайте также:
- «Отдайте его нам, больше ничего не надо!»: стартовал суд над Ильназом Галявиевым. Часть 1-я
- «Они лежали на полу в крови»: как Ильназ Галявиев слушал родителей убитых им детей. Часть 2-я
- «Я увидел трупы детей… Лужи крови. И одного мальчика, которого начали грузить на носилки». Часть 3-я
- «Я увидел силуэт мужчины в окне второго этажа. В руках у него было ружье…». Часть 4-я
- «Сам я спрятался на втором этаже в туалете. Против ружья я же не могу…» Часть 5-я
- Директор гимназии №175 о Галявиеве: «Почему Ильназ это сделал? Я каждый день об этом думаю». Часть 6-я
- «Сау булыгыз, Диляра Ахмадуловна…»: как прощались с жизнью расстрелянные дети гимназии №175. Часть 7-я
- «Вышел человек, похожий на ботаника. Берцы только смущали»: как безоружный майор Мусин брал Галявиева. Часть 8-я
- «Вы знали, что в нашем 8-м «А» не работает громкоговоритель. Скажите, вас совесть не мучает?». Часть 9-я
- «Из коридора я увидела лежащих детей в крови. Вахтер кричала: «Убивают!» Часть 10-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.