Почему УБЭП выступает за безнал? Сколько силовиков «закрыли» за взятки? Что антикоррупционеры нашли в исполкоме Казани? Об этом говорили вчера на пресс-конференции в столице РТ представители МВД по РТ, СКР и аппарата президента республики. Как выяснилось, порядка нет и на кладбищах — гарантированные законом ритуальные услуги не такие уж и гарантированные. На мероприятии побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
По словам Хафизова, за год перед судом предстали 232 обвиняемых по 208 уголовным делам, совершивших 607 коррупционных преступлений. «Три четверти из них — уголовные дела по получению, даче взятки и фактам мошенничества»
Более половины обвиняемых — чиновники
Объем работы у следователей СКР, занимающихся коррупционными преступлениями, резко вырос, сообщил вчера на пресс-конференции в «Татар-информе» замруководителя первого контрольно-следственного отдела следкома по РТ Артур Хафизов. Возбуждено 819 уголовных дел о коррупционных проявлениях, а всего расследовано 1 225 преступлений — на 35% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Перед судом предстали 232 обвиняемых по 208 уголовным делам, совершивших 607 коррупционных преступлений. Три четверти из них — дела о получении, даче взятки и фактах мошенничества. Более половины обвиняемых совершили преступления, имея статус должностного лица.
Отметив, что коррупция среди чиновников подрывает доверие людей к государству, Хафизов привел несколько примеров: дело замруководителя республиканского МЧС Олега Степущенко, история начальника управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по РТ Виталия Галкина, дело экс-директора МУП «Метроэлектротранс» Асфана Галявова. К уголовной ответственности привлечены 33 сотрудника правоохранительных органов (годом ранее — на три меньше. По словам представителя СКР, «берут» все — полицейские, МЧС, ФСИН, приставы и т. д.
По словам Усманова, средний размер взятки сегодня составляет 174 тыс. рублей. При этом чаще всего, так скажем, дают, чем берут
Кто главные взяточники
За 11 месяцев 2022 года оперативники выявили 1 150 преступлений коррупционной направленности, сообщил замначальника УБЭП МВД по РТ Рафаэль Усманов. Из них 667 — против государственной власти и интересов службы, еще 580 — факты взяточничества, из которых 75 — в крупном и особо крупном размере. Средний размер взятки — 174 тыс. рублей. Чаще всего дают в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Зеленодольске, Альметьевске.
Усманов привел несколько примеров громких коррупционных дел последнего времени: в отношении зама управляющего ФСС по РТ Геннадия Титова, замруководителя приволжского Ростехнадзора Александра Игонова, руководителя территориальной инспекции Госстройнадзора по Закамской зоне Юрия Кулакова, главного архитектора Альметьевска Антона Севастьянова. «Системные факты взяточничества были выявлены со стороны начальника отдела ГУ МЧС РФ по РТ, получившего взятки на общую сумму более 5 миллионов рублей за беспрепятственную регистрацию заключения. К лишению свободы сроком на 8 лет в колонию строгого режима осужден бывший управляющий ФСС по РТ, который задержан в прошлом году при получении законного денежного вознаграждения. Все о нем уж знают», — приводил примеры Усманов.
Чаще всего «берут» по-прежнему в здравоохранении (175 фактов) и образовании (109 фактов). Так, продолжается расследование дела в отношении медика бюро медико-социальной экспертизы Нижнекамска и работников районной больницы, которые незаконно оформляли гражданам инвалидность 3-й группы по наличию заболеваний органов слуха. В суд направлено дело в отношении заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Лениногорского района, которая за вознаграждение оформляла сертификаты о вакцинации без проведения прививки. В сфере образования громкие примеры: задержание завотделом медицинского колледжа в Набережных Челнах, получившей взятку за выдачу сертификатов о повышении квалификации медработников; доцента ветеринарной академии и декана одного из факультетов ТИСБИ, продававшего оценки по предметам. По всем дела уже направлены в суд.
Фиксировали в этом году в УБЭП и коррупционные преступления в сфере ЖКХ — например, как руководитель одной УК в Челнах вымогал взятки с подрядчика за ремонт в жилых домах
Есть «отличившиеся» в сферах ЖКХ, лесного хозяйства, госзакупок. Недавно, отчитался Усманов, отправили в суд дело по «коммерческому подкупу» в отношении директора коммерческой организации, который, осуществляя авторский надзор в театре им. Джалиля, получил взятку в 1,5 млн рублей за подписание актов выполненных работ.
«Вывод денежных средств из легального оборота влияет не только на коррупционные преступления, но и в целом на экономику и все сферы жизни», — сказал Усманов в ответ на вопрос нашего корреспондента о том, как на уровень коррупции влияет такое явление, как обнал. «Обнал — это деньги, которые оседают в теневой экономике. И ни один коррупционер, ни один чиновник не будет принимать деньги на свою карту или расчетный счет. Поэтому все берут только кеш. Потому чем больше обналички, чем больше будет денежных средств, тем больше будет коррупции, — отметил Усманов. — Вот у вас есть карта, на которую вы получаете свою зарплату. Вы можете ей расплатиться везде, нет уже сейчас таких мест, где нельзя расплатиться картой, сегодня не нужна наличка в кармане. Вы получаете зарплату, и фискальные, правоохранительные органы видят, как вы ее тратите. Это увеличивает контроль за тратами, доходами и коррупционными рисками».
Контракт ушел к субподряду, который отчитался, что МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление (ДРЭУ) Кировского района» для велофеста якобы предоставляло за деньги 125 грузовиков для перекрытия дорог. Хотя в реальности у МУПа даже нет такого числа машин
Под подозрением — велофест
Управление аппарата президента РТ по антикоррупционной политике в этом году отчитывалось о плановой проверке исполкома Казани. Замначальника управления Рустам Гаязов рассказал о нескольких делах.
Например, комитет по развитию туризма Казани заключил контракт с фирмой ООО «Коннект» на проведение в 2021 году ночного велофеста. Контракт ушел к субподряду, который отчитался, что МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление (ДРЭУ) Кировского района» для велофеста предоставило 125 грузовиков для перекрытия дорог. В реальности у МУПа нет столько машин. Более того, выяснилось, что у него вообще другой контракт на руках, на иное число машин и иную сумму денег. Начали копать, оказалось, что нечто подобное было и при организации велофеста в 2020 году.
В комитете по туризму на запрос «БИЗНЕС Online» пояснили, что, во-первых, в 2020 году ночной велофест не проводился и здесь какая-то техническая ошибка, а во-вторых, вопрос о предоставлении 125 грузовиков для перекрытия дорог в 2021-м ставился по требованию Госавтоинспекции. Ни у одного МУПа столько машин нет, поэтому их собирали с миру по нитке, задействовав помимо машин ДРЭУ Кировского района еще и транспорт «Горводзеленхоза», «Городского благоустройства», «Городских мостов» и т. д. Возможно, поэтому у ДРЭУ и оказался на руках договор только на его машины. Что же до исполнителя муниципального заказа, то «Коннект», напомнили в комитете по туризму, — известный федеральный игрок, активно участвующий во многих госзакупках. Передача исполнения заказа на субподряд в ООО «Бибрайт» — дело сугубо «Коннекта». И никаких нарушений конкурентных процедур в привлечении субподряда не было.
Нарушения выявили в комитете по транспорту города. Например, это «признаки хищения денежных средств» при проведении в 2020 году всероссийской переписи населения. Было три муниципальных контракта с ООО «Артрус» на предоставление ими транспортных услуг для переписчиков. Общая стоимость контрактов — 7,3 млн рублей. «При этом ряд водителей из путевых листов сообщили, что информация об их работе и маршрут движения не соответствуют действительности. Кто-то вообще не оказывал эти услуги, а кто-то — в меньших объемах. Также сказали, что подписи в актах поддельные», — рассказал Гаязов. По информации «БИЗНЕС Online», инициатором проверки данных контрактов выступил сам исполком Казани. Уголовных дел по этим проверкам пока никаких не возбуждено.
По заявлениям Гаязова, в комитете по транспорту города также выявили нарушения, более того, «признаки хищения денежных средств» при проведении в 2020 году всероссийской переписи населения
Что с доступом в школы?
Отдельно было сказано о системе образования города. В частности, речь зашла о муниципальных контрактах департамента по содержанию и обслуживанию учреждений социальной сферы — там нашли завышение физических объемов работ. В ряде случаев это могло привести к нарушениям требований безопасности на объектах. Несколько школ проверили на предмет оснащенности системами контроля и управления доступом (СКУД). Проверяющие пришли к выводу: не везде исполнители работ, установщики этих СКУД-систем, добросовестно подошли к исполнению своих обязательств.
В 2022 году по муниципальному контракту стоимостью 41 млн рублей системами доступа оборудовали 222 школы. Работало три коммерческих организации — «Эволюция», «Купертино Сервис» и «Аргус». По словам Гаязова, работы выполнили не полностью. В частности, в некоторых школах с родителей брали деньги за выдачу карточек, хотя в контракте заложено 15 тыс. таких карт бесплатно. Гаязов привел конкретные примеры: в школах №65, 55, в одной гимназии №122 на родительские «онлайн-переводы» закупили 1 084 таких карты доступа.
Есть проблемы с домофонами — в ряде случаев они оказались не соответствующими техническим характеристикам, которые предъявляет город. В ряде учреждений СКУД-оборудование так и не поставили. «Что-то они дали завхозам, те у себя в кабинете положили в коробочку, а что-то и вовсе до завхозов не довезли», — отметил Гаязов.
«Монтаж систем СКУД на сегодня во всех школах Казани произведен в полном объеме, согласно заключенным муниципальным контрактам, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в исполкоме. — На сегодня все СКУД-системы исправны и функционируют в штатном режиме. Выявленные недостатки несоответствия оборудования и некомплектности по заключенным контрактам устранены подрядными организациями в полном объеме».
Со стороны кладбищ зафиксированы случаи бронирования участков для погребения, а это не совсем легально. Есть случаи погребения и в не приспособленных для этого местах: прямо на дороге, на тротуаре, на тропинках, на проездах
Когда наведут порядок на кладбищах?
Ряд вопросов вызвали земельные сделки муниципальных властей Казани, особенно в части равнозначных обменов. Есть такая практика, что муниципальные участки могут обмениваться на частные, коммерческие земли. В 2017–2022 годах, со слова Гаязова, было проведено 33 таких сделки. Одну из них осуществили в феврале 2021 года — город обменялся с одной компанией тремя муниципальными участками площадью 1,9 га на коммерческие 2,7 гектара. Оба предложения были оценены в 265 млн рублей. Вроде равнозначный обмен, и даже выгодный. Только одно но — годом ранее компания купила эти 2,7 га за 40 млн рублей, а обменяла за 265 миллионов. «Далее этот обмененный участок, который приобретался за год до этого за 40 миллионов, через 9 месяцев был продан уже за 500 миллионов рублей. Если бы его муниципалитет сам продал, сумма была бы больше», — отметил Гаязов, усмотревший в действиях исполкома города признаки упущенной выгоды.
Все указанные факты, пояснил Гаязов, не преступления: «Исполком, может, и не знал, почем покупает коммерсант земельный участок и почем он его потом продал. Поэтому мы говорим о признаках упущенной выгоды. Они есть. А в части уголовщины — если сотрудники правоохранительных органов установят какие-то признаки преступления, то они примут процессуальное решение».
В завершение доклада прошлись по сфере ритуальных услуг республики. Оказалось, что в 35 районах РТ в муниципалитетах не созданы специализированные службы по погребению, из-за чего гарантированные по закону ритуальные услуги не такие уж и гарантированные. Зеленодольский, Высокогорский, Альметьевский, Чистопольский, Ютазинский, Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский районы фактически передали полномочия по погребению частникам.
Со стороны кладбищ зафиксированы случаи бронирования участков для погребения — это не совсем легально. Есть случаи погребения и в неприспособленных для этого местах: прямо на дороге, на тротуаре, на тропинках, на проездах. И никто в районах толком за этим не следит. «В некоторых населенных пунктах жилые дома находятся прямо вдоль забора кладбищ», — отметил Гаязов. По его словам, часть кладбищ не оформлена, данные в госорганах о них везде разнятся. По словам Гаязова, вопрос обсуждался на правительством уровне, даны поручения устранить все пробелы в ритуальном деле.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.